Лучший педагог года

Патриотическое воспитание, как фактор социализации личности ребенка

Наталья Швалова
Патриотическое воспитание, как фактор социализации личности ребенка

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных.

Основными задачами патриотического воспитания старших дошкольников является:

• формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к родному дому, семье, детскому саду, городу, селу;

• к природе родного края;

• к культурному наследию своего народа;

Публикация «Патриотическое воспитание, как фактор социализации личности ребенка» размещена в разделах

воспитание любви, уважения к своей нации, понимания своих национальных особенностей, чувства собственного достоинства как представителя своего народа и толерантного отношения к представителям других национальностей – сверстникам, их родителям, соседям и другим людям, воспитание уважительного отношения к человеку-труженику и результатам его труда, родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам. Все эти задачи важны и актуальны, от решения ни одной из них отказаться нельзя, но приоритетной в дошкольном возрасте, как мне кажется, является задача воспитания у малышей любви и привязанности к родному дому, семье, прежде всего, матери и детскому саду. Все начинается с родного дома и матери – хранительницы семейного очага.

Воспитывать у ребенка любовь к родному дому и матери необходимо.

Любить человека надо учить с первых лет его жизни, малыш должен научиться не только брать, но и отдавать, заботиться о близких, с детства быть внимательным к матери, замечать ее состояние, сострадать, словом и делом помогать. Говоря о матери, не надо перечеркивать роль отца, есть отцы достойные восхищения и уважения, просто мать, как правило, ближе к ребенку, даже биологически, и играет в его жизни особую роль. Поэтому и гуманные чувства должны воспитываться у малыша, прежде всего по отношению к матери.

У дошкольника необходимо сформировать эмоционально насыщенный образ родного дома. Требуется для этого немало, но все это вещи естественные и понятные. Прежде всего, дошкольник получает представление о доме как общечеловеческой ценности. Малыш понимает, что иметь свой дом – большое благо. Каждый человек, каждое живое существо стремится обзавестись домом и устроить его по своему вкусу, охраняет и оберегает его, дорожит семейным уютом и теплом. Потерять дом – страшная беда. Детям старшего дошкольного возраста рассказываю о беженцах и горе людей, лишившихся родного дома, стараюсь вызвать у ребят сочувствие, желание быть внимательными, доброжелательными к беженцам, заботиться о них, облегчить их страдания.

Я считаю, что важными условиями для формирования у детей эмоционально насыщенного образа родного дома и детского сада, который, по сути, должен являться вторым родным домом для ребенка, могут стать:

• эмоционально благополучная атмосфера дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважения, господствует личностно - ориентированный способ общения, отсутствуют формы наказания, ребенок чувствует себя желанным и защищенным;

• соблюдение прав ребенка на игру, на досуг, на национальную самобытность, на свою территорию, а также уважение права на собственность;

интересная, содержательная жизнь ребенка в семье и детском саду, предоставление ему возможности быть инициативным, оборудовать свою библиотеку, свой игровой уголок;

• бережное отношение взрослых и сверстников к результатам творческой деятельности детей;

• упражнение ребенка в проявлении сострадания, заботливости, внимательности к родным и близким, друзьям и сверстникам, к тем, кто о нем заботится в детском саду и сам нуждается в его участии;

• побуждение детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада;

• самостоятельность ребенка (в пределах разумного) и ответственность за выполнение взятых на себя обязанностей;

• предоставление ребенку возможности разнообразно и свободно проявлять свои интересы, иметь личное время для занятий любимым делом;

• активное вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.

Я даю детям знания, учу с помощью художественного слова, классики чувствовать красоту природы, учу восхищаться ею, а, не научившись этому, ребенок не сможет в полной мере полюбить окружающий природный мир, останется, безучастен к родным просторам, рассветам и закатам, былинкам и букашкам.

Также считаю нужным расширять культурные представления дошкольников, знакомить их с иными культурами и народами. Ведь мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкасаться со своей национальной культурой. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью своей малой родины, потом гражданином России и только потом жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому. Я постепенно подвожу ребенка к пониманию того, что у каждого россиянина есть своя малая родина – местечко (город, село, привязанность к которому он испытывает с детства, и вместе с тем – большая Родина – Россия, Российская Федерация. Она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее землю, историю, культуру, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще красивее, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным, а для этого надо многое знать и уметь, с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем и всей страны. И даже если в силу каких-то обстоятельств человек был вынужден уехать из России в другую страну, но и там продолжает заботиться о Родине — значит, он является ее сыном, значит, Россия для него Родина. На занятиях по «ознакомлению с окружающим миром» знакомлю детей с государственной символикой России, ее красавицей-столицей Москвой и другими крупными городами страны, даю понять, что на планете Земля, кроме Российской Федерации, существует множество других стран и народов. Люди отличаются друг от друга, но в то же время имеют много общего, любят жизнь и хотят быть счастливыми. Как хорошо, что на Земле нас так много и мы такие разные.

Детям рассказываю о позитивных событиях в истории страны, родного города (села, детского сада или семьи, культурных, научных, спортивных и трудовых достижениях россиян и многом другом. Например, о былинных богатырях, полете Ю. Гагарина в космос, русском балете, недрах родной земли – черном золоте, камнях-самоцветах, найденном во льдах Калымы мамонтенке Диме, обо всем, что может заинтересовать ребенка.

В моей педагогической практике патриотическое воспитание носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольника, осуществляется в повседневной жизни и на специальных занятиях по ознакомлению с окружающим. Наличие таких занятий, является непременным условием полноценного патриотического воспитания, осуществляемого в системе. В противном случае знания детей останутся путаными, отрывочными, неполными, а чувство любви к Родине – слабо развитым.

Работа по патриотическому воспитанию ведется совместно с семьей. Старая истина – нельзя вырастить патриота, если непатриотичны отец с матерью. Малыш в детском саду слышит и видит одно, а дома другое, следовательно, неминуемо попадает в кольцо противоречий, вырваться из которого не в состоянии.

И еще одно средство— это песни. Известно, что дети любят песенный репертуар взрослых, с удовольствием его слушают и исполняют. Среди популярных в детской среде песен есть такие, что ненавязчиво учат любить родной дом и свою страну. Это песни Ю. Антонова, С. Ротару, О. Газманова, группы “Любэ”, песни периода Великой Отечественной войны. Было бы хорошо, если бы они вошли в жизнь ребятишек, а педагог объяснил, кто, когда их пел, и почему эти песни пользуются народной любовью.

Патриотическое воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, надбольшим задумываемся, обращаем внимание на те стороны российской жизни, которых еще лет десять назад просто не замечали, мы стали ответственнее. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания дошкольников. Чем образованнее, требовательнее к себе педагог, чем больше он знает о стране и происходящих событиях, тем сложнее ему воспитывать в детях чувство любви к России.

Список используемых источников:

1. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. - М. : Сфера, 2004 - 112 с.

2. Комратова Н. Г., Грибова Л. Ф., Патриотическое воспитание детей 4-6 лет : Методическое пособие, М., 2007

3. А. М. Виноградовой А. М., Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников,

4. Журнал Дошкольное воспитание.

5. Эйсмонт Г. Н., Швыдская. А. М. «Нравственно-патриотическое воспитание

6. дошкольников». М., Просвещение», 1969

7. Маханева М. Д., Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию дошкольников в рамках ФГОС В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны,.

Краеведение как одна из форм обучения и воспитания детей дошкольного возраста Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Она актуальна и сложна, а процесс воспитания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Патриотическое воспитание, как фактор социализации личности ребенка
Опубликовано: 16 апреля 2015 в 12:35
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД