Елена Сорочкина
Патритотическое воспитание дошкольников. Из опыта работы
▼ Скачать + Заказать документы
Став взрослыми, мы часто вспоминаем своё детство. Русский художник П. А. Федотов писал: «Сила детских впечатлений, запас наблюдений, сделанных мною при самом начале моей жизни, составляет, ….основной фонд моего дарования. Всё, что вы видите в моих картинах, было обсуждено и видано во время моего детства».
Несмотря на сложность чувства любви к Родине, процесс становления его начинается в пору дошкольного возраста. С самого раннего детства надо научить ребёнка любить места, где он родился, где он живёт. Город, село, посёлок дороги ребёнку, потому что в нём живёт он сам, его близкие, здесь его дом, детский сад.
Публикация «Патритотическое воспитание дошкольников, Из опыта работы» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Опыт работы, практика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Вспоминая своё детство, взрослый человек обращается взором к деревне, к городу, в котором он жил, к улице по которым бегал сам и с друзьями, речку, лес, поля, которые окружали его и память о которых сохранилась на всю жизнь. Вот как сказал об этом поэт К. Симонов: «Ты вспоминаешь не страну большую, какую ты изведал и узнал, ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал».
Патриотическое воспитание у детей надо начинать со своего имени, семьи, с улицы, на которой живёт ребёнок, детского сада.
Надо научить малыша гордиться своим посёлком, его людьми, научить видеть и ценить красоту, познакомить с героической историей окружающей ребёнка местности, с творческим трудом его людей.
Основными задачами в особенностях патриотического воспитания дошкольников на современном этапе являются:
• Воспитанию у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
• Формированию бережного отношения к природе;
• Воспитанию уважения к труду;
• Развитие интереса к русским традициям;
• Расширению представлений о городах России;
• Знакомству детей с символами государства;
• Развитию чувства ответственности и гордости за достижения страны;
• Толерантного отношения к другим народам.
В процессе работы по патриотическому воспитанию дошкольников в ДОУ решаются следующие задачи:
1. Задачи эстетического и нравственного воспитания.
Самое существенное в воспитании нравственных чувств — это непосредственное проявление их в реальных практических поступках. Действенное отношение к окружающему миру проявляется в праздниках и развлечениях, игре, творческой и изобразительной деятельности, общении, повседневной жизни.
2. Задачи физического воспитания.
Развитие смелости, ловкости (особенно в спортивных играх с военно-патриотическим содержанием).
З. Задачи трудового воспитания.
Поощрение трудовой деятельности детей, в основе которой лежит желание сделать что-то для других. Труд с общественной мотивацией следует организовывать и в детском саду, и дома систематически, а не от случая к случаю. Труд дошкольника невелик и несложен, однако он необходим для формирования его личности.
Взрослые должны приучать детей добросовестно относиться к любой работе, добиваться поставленной цели, воспитывать бережное отношение к общественному добру, к природе родного края. Чтобы дошкольник понял значение результатов человеческого труда, ему нужно рассказывать и показывать, например, как выращивают хлеб, но ещё в большей степени он осознаёт необходимость бережного отношения к хлебу, если вырастит его сам.
На огороде дети могут засеять небольшой участок озимой пшеницы, вырастить её, собрать урожай, испечь хлеб, конечно, с помощью взрослых.
4
Формирование бережного отношения к природе.
Важно, чтобы формирование бережного отношения к природе (уход за животными, работа на огороде, подкормка птиц, выращивание овощей, цветов и т. д.) сочеталось с воспитанием любви к родному городу, с желанием работать вместе с взрослыми по его благоустройству (озеленение, субботники, уборка улиц).
Важность патриотического воспитания в современных условиях подчёркнута в Национальной доктрине образования Российской Федерации.
Чтобы правильно строить работу по патриотическому воспитанию, за основу необходимо взять следующие документы:
Закон Российской Федерации “Об образовании”;
Закон “О днях воинской славы (победных днях) России”;
Закон “Об увековечении Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. ”;
Закон “Об увековечении памяти погибших при защите Отечества”.
Педагогическое решение этой проблемы состоит в том, чтобы помочь ребенку соприкоснуться с отечественной духовной и культурной традицией через сказку, музыку, игру и художественно-продуктивную деятельность, обеспечить фундамент для воспитания у него патриотических чувств.
В младшей и средней группах мы знакомим детей с семьей, детским садом, родной страной (городом, посёлком, с трудом взрослых.
В старшей группе формируем представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная многонациональная страна. Москва – главный город, столица нашей Родины. Знакомим с флагом и гербом нашей страны, мелодией гимна. Знакомим детей с героями Великой Отечественной войны и их подвигами, расширяем представления детей о Российской Армии.
В подготовительной к школе группе формируем знания о нашей планете. Рассказываем о том, что Земля наш общий дом, на Земле много стран. Учим пользоваться картой. Объясняем, как важно жить в мире со всеми народами, знать и уважать их культуру, обычаи и традиции.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажаются представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме.
На опыте работы мы убедились в том, что самым слабым местом в попытки воспитания духовно - нравственной личности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому мы стараемся помочь родителям (не навязывая) осознать то, что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Родители своим примером должны прививать ребёнку лучшие качества, учить высокому чувству гражданина. Наблюдая за детьми, слушая их разговоры во время игр, можно сделать вывод, какую роль как воспитатель играет в семье каждый из родителей.
Пути решения задач нравственного воспитания : уважительное отношение педагога к каждому ребёнку; эмоциональное позитивное общение детей друг с другом; организация повседневной совместной творческой деятельности взрослых и детей.