Лучший педагог года

Педагогическая идея «Очумелые ручки, или Как развивать мелкую моторику у дошкольников»

Светлана Маколова
Педагогическая идея «Очумелые ручки, или Как развивать мелкую моторику у дошкольников»

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»

В. А. Сухомлинский.

Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, т. к. развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Мелкая моторика рук также взаимодействует с такими высшими свойствами сознания, как внимание, мышление, оптико-пространственное восприятие (координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.

Публикация «Педагогическая идея „Очумелые ручки, или Как развивать мелкую моторику у дошкольников“» размещена в разделах

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшиеся детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами в группе детского сада на занятиях. Таким образом, возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку.

Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.

Цель работы:

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности;

Для реализации цели определила следующие задачи:

- выявить индивидуальные способности детей в развитии мелкой моторики.

- развивать тактильную чувствительность рук детей.

- сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей.

Руки — инструмент тонкий, и «настраиваются» они в течение долгого времени. Не следует ожидать немедленных результатов, так как автоматизация навыка развивается многократным его повторением. В связи с этим отработка одного навыка проходит по нескольким разделам - (от простого к сложному) : сначала на правой руке, затем на левой; при успешном выполнении – на правой и левой руке одновременно. Все игры и упражнения проводятся по желанию ребенка, на положительном эмоциональном фоне.

Чтобы развитие мелкой моторики пальцев рук стало увлекательной игрой, использую разнообразные методические приё мы:

Игры с мелкими предметами (мозаика, пазлы).

Мозайка: игры с разными мозайками способствуют развитию мелкой моторики, сообразительности и творческих способностей ребёнка.

Пазлы: собирая красочные картинки, малыш развивает не только мелкую моторику, но и внимательность, сообразительность, логическое мышление, координирование работы глаз и кистей рук.

Пальчиковые игры формируют движения пальцев рук, сопровождаемые чтением народных стихов, потешек. Игры и гимнастика для пальчиков помогают в общем всестороннем развитии малыша.

Самомассаж пальцев и кистей. В данных упражнениях использую традиционные для массажа движения: разминание, распределение, надавливание, пощипывание, потягивание за кончики пальцев.

Пальчиковый театр - это увлекательная дидактическая игра, которая: стимулирует развитие мелкой моторики; знакомит ребенка с такими понятиями как форма, цвет, размер;

помогает развивать пространственное восприятие ( понятия: справа, слева, рядом, друг за другом и т. д.); развивает воображение, память, мышление и внимание; помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции; формирует творческие способности и артистические умения.

Для неумелых детских пальчиков очень полезен будет сенсомоторный коврик, который использую для углубления знания о цветах спектра, развития элементарных навыков самообслуживания: застёгивания и расстёгивания пуговиц, молний, липучек; завязывания шнурка.

Игры – шнуровки. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все что нанизывается: бусы, рожки и макароны, сушки и т. п. Величина бусин зависит от возраста ребенка. Сначала вместо бусин можно использовать шарики от пирамидок с круглыми деталями; затем детали нужно постепенно «измельчать».

Развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук, пространственное ориентирование; способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева"; формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант); способствуют развитию речи; развивают творческие способности; развивают усидчивость; игра способствует улучшению координации движений, гибкости кисти и раскованности движений вообще.

Воздушно-пузырчатая плёнка. Её применение поражает воображение, подготавливает маленькие пальчики к большей чувствительности.

Игры с пробками от пластиковых бутылок.

Игра «Подбери по цвету». Развивает у детей сенсомоторные навыки.

Игры с крупой и семенами.

Крупа – универсальный материал. С ней можно просто повозиться или создать настоящий шедевр.

- Берем поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (например, манку). Провести пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, солнце, волны и т. д.).

- Насыпаем в ёмкость горох или фасоль. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

«Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут- будут из печи

Булочки и калачи».

- Насыпаем в глубокую тарелку сухой горох и прячем в неё игрушку. Ребенок опускает руку в тарелку и нащупывает игрушку.

- Игра «Помоги пальчику добраться домой» (проводя им по дорожке). Целью данной игры является развитие тактильной чувствительности, развитие мелкой моторики, координации движений.

Мешочки с крупой - упражнения для развития тактильной чувствительности и сложно-координированных движений пальцев и кистей рук. Развивают мелкую моторику, внимание, память (ведь надо запомнить, какой мешочек уже обследован, чтобы не трогать его дважды.)

- Игра "Волшебный мешочек". Для игры нам понадобятся несколько одинаковых по размеру небольших тряпочных мешочков. Положить в каждый мешочек какую-нибудь мелкую игрушку или предмет. И развесить все это на крючки. Назвать ребенку предмет, который ему предстоит найти. Предложить снимать мешочки с крючков по очереди один за другим и ощупывать предмет, не вынимая наружу и не открывая мешочек. Если в мешочке нет того, что нужно, надо повесить его на место и заняться следующим мешочком.

Упражнения с прищепками - развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Цель упражнения - научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Чтобы игра была интересной для ребенка, можно прикреплять прищепки по тематике (то есть лучики к солнцу, иголки к ежику, дождик к тучке, травку к земле и тому подобное)

Также для развития мелкой моторики использую игру «Помоги ёжику собрать грибы». Суть игры состоит в следующем: ёжик, набирая грибы, так увлёкся, что не заметил наступления вечера. А когда понял, что время уже позднее, заспешил домой. Он бежал очень быстро и растерял все грибы. «Давайте поможем ёжику подобрать все грибы и как следует закрепить их у него на спинке». Собирая грибы, вставляйте их в прорезы.

Занятия продуктивной деятельности. Кроме игр и упражнений, развитию ручной умелости способствуют также различные виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование). Все эти виды продуктивной деятельности делают руку малыша умелой, легко и свободно управляющей инструментом, развивают зрительный контроль над движением руки. Помогают образованию связи рука-глаз.

Для развития моторики использую упражнения с красками. Они заключаются в том, что ребенок обмакивает пальчик в краску акварельную или гуашь, а затем наносит свой «рисунок» на лист бумаги.

Раскраски для детей – прекрасное средство для развития мелкой моторики ребёнка.

Аппликации доступны с весьма раннего возраста. Наши дети еще малы и я опасаюсь дать им ножницы, поэтому предлагаю рвать бумагу руками - как получится. Также использую для развития мелкой моторики сминание пальцами комочков из бумаги.

Игры с конструктором - в это время, развивается не только образное мышление, но и фантазия, мелкая моторика рук.

Игры с предметами домашнего обихода:

- Можно взять решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам. «Ходить» можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно — и двумя одновременно, говоря:

«В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят»

- Особый интерес у детей вызывает игра "Колючие иголочки"- (массаж ладоней и пальчиков рук, ребёнок катает круглую щетку для волос между ладонями, приговаривая, например:

«У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник».

- Сматывание шерстяной пряжи в клубки.

- Игра «Намотай- забинтуй». У Мишки заболела лапка, нужно её забинтовать. Способствует овладению действий - наматывание и разматывание, необходимых для развития согласованности и точности движений рук.

Для родителей я предлагаю упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая им и чувствуя себя нужным.

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль)

3. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты. 4. Помогать перебирать крупу.

5. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

6. Собирать на даче или в лесу ягоды.

7. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.

8. Вытирать пыль, ничего не упуская.

9. Включать и выключать свет.

10. Перелистывать страницы книги.

Многие дела можно предлагать малышу с полутора лет. Что-то будет получаться, что-то нет. Но, обычно, в освоении серьезных дел дети оказываются очень упорными. Многие новоприобретенные навыки не облегчат родителям жизнь. Но зато они смогут гордиться развитым, ловким, сообразительным ребенком.

Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!

Публикации по теме:

Детские поделки в технике «Изонить»Детские поделки в технике «Изонить» Просматривая на сайте материалы коллег об использовании нетрадиционной техники в художественном творчестве детей дошкольного возраста, меня.

Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками.Использование нетрадиционных техник художественного творчества в работе с дошкольниками. "Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев образно говоря, идут тончайшие нити - ручейки, которые питают источник.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогическая идея «Очумелые ручки, или Как развивать мелкую моторику у дошкольников»
Опубликовано: 6 декабря 2013 в 14:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД