Тюпина Евгения
«Интерактивный коврик» как вариант технологии «умный пол»
Я уверена, у каждого педагога возникал вопрос: «Как увлечь ребенка изучением нового материала и при этом не ограничивать его потребность в движении?», «Каким образом организовать развивающее пространство в ДОУ, обогатив игровую деятельность. Соблюдая, согласно федеральному гoсударственному oбразoвательному стандарту, пoддержку самoстoятельнoсти и детской инициативы. Одним из таких современных инструментов, интуитивно понятных любому ребёнку, является технология «умный пол».
Публикация «„Интерактивный коврик“ как вариант технологии „умный пол“» размещена в разделах
В дошкольное образование технология «умный пол» пришла из реджио-педагогики. Создатель реджио-педагогики – итальянский педагог и психолог Лорис Малагуцци (1920–1994). Реджио-педагогика большое значение придает обучающим возможностям среды, которая окружает ребенка. Основная цель реджио-подхода — сохранять и развивать все возможные способы самовыражения ребёнка.
Вообще, технология «умный пол»— это интерактивный пол, напольная проекция, которая создана для движения ребенка и детской игры через взаимодействие с изображенными на полу макетами. Существует два варианта технологии «умный пол» : первый вариант — это специальное электронное оборудование, второй вариант – напольные игры, сделанные своими руками. «Умный пол», сделанный своими руками, может выглядеть по-разному, в разных интерпретациях.
Встретив на просторах интернета данную технологию, я проявила к ней интерес и решила попробовать включить ее в образовательный процесс в текущем учебном году.
Для работы в своей группе я решила создать элемент технологии «Умный пол» - «Интерактивный коврик». Для этого я использовала белый баннер и цветной скотч.
Почему именно «коврик»? Коврик удобно переносить в другие помещения: музыкальный зал, физкультурный зал, экологическая комната, а также можно взять на прогулку в теплое время года.
«Интерактивный коврик» МОЖНО ЗАДЕЙСТВОВАТЬ ВО ВСЕХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ: познавательное, математическое, физическое, речевое.
«Интерактивный коврик» позволяет создать условия для достижения детьми целевых ориентиров образования на разных возрастных этапах.
С помощью данного инструмента решаются образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Поддерживается инициатива и самостоятельность детей в различных видах деятельности, развиваются коммуникативные навыки, творческое и логическое мышление, двигательная активность. Содержание этого коврика зависит от целей педагога, от образовательной темы, возрастных особенностей детей и творчества и фантазии как педагога, так и воспитанников.
Придумать и изготовить игры на полу совместно с ребенком очень просто. Можно воспользоваться готовыми идеями, а можно додумать или придумать игры самостоятельно. Дети сами охотно предлагают разные варианты.
«Интерактивный коврик» может трансформироваться. В работе можно использовать большой формат - 4*4, если необходимо меньшее количество клеток, то игровое поле уменьшается до формата 3*3.
Как же работает «Интерактивный коврик?»
Игра «Пройди по своей дорожке». Перед детьми стояла задача пройти по дорожке на определенное число. Можно использовать не только числа, но и буквы, геометрические фигуры, цвета, предметы.
По формированию элементарных математических представлений мы играли в игру на соотнесение числа и количества. Можно сделать наоборот, разложить предметы в клетки, дети должны по количеству предметов подобрать число.
Игры на запоминание числового ряда: «Продолжи ряд», «Пропущенное число», «Соседи чисел».
Также мы с ребятами играли в игры на ориентирование на плоскости. В ходе игры идет закрепление понятий как, верхний правый угол, нижний левый угол, середина.
Ориентирование на плоскости с инструкцией воспитателя на слух. Ребенок шагает по клеточкам по указаниям воспитателя.
Разновидность графического диктанта – игра «Доберись до пункта по схеме-маршруту. в маршруте можно использовать числа, буквы, фигуры и многое другое. Это будет зависеть от темы, цели, которую ставит педагог, учитывая возрастные особенности детей. Дети знакомятся с понятием клетка.
Еще один вид игры на ориентирование на плоскости «Засели жителей дома». В этой игре дети знакомятся с понятиями «подъезд», «Этаж», «квартира».
Игры направленные на развитие логического мышления. Игра «Судоку». Можно использовать как большое поле для детей постарше, так и в меньшем формате для детей помладше. Дети знакомятся с такими понятиями как, столбец, строка, клетка.
игра «Четвертый лишний»
игра «Крестики-нолики». Когда дети впервые увидели «интерактивный коврик», то сразу сказали, что будем играть в «крестики-нолики». в тот момент у меня не было заготовок «крестиков» «ноликов», поэтому мы с ребятами использовали предметы-заместители.
Также можно использовать игры на обобщение, группировку и классификацию.
Например, игра на тему «В мире пластмассы». В крыше лежит предмет по общему признаку – машина (какая) пластмассовая. Задание: найти в группе предметы, которые сделаны из такого же материала, как и машина.
В изучении окружающего мира можно также использовать интерактивный коврик. Например, закрепление темы «Времена года».
В речевом развитии, а именно по обучению грамоте, мы закрепляли знания уже изученных букв. В данном случае дети подбирали к каждой букве картинки, названия которых начинаются на определенный звук.
Дети очень любят играть в подвижные игры. поэтому и здесь мы решили попробовать использовать интерактивный коврик.
на данном слайде игра, которая получилась у нас спонтанно. мы с детьми говорили про фишки и решили превратиться в подвижные фишки. нашли колпачки разных цветов. в коробку положили шарики этих же цветов, как и колпачки. ведущий доставал шарик, и ребенок, у кого колпачок такого цвета, как шарик, продвигался вперед. кто быстрее, тот и выиграл! После проведения такой игры, у меня появилась идея разработать игру – бродилку, в которой будут такие ходы, как – пропусти ход, пройди на два шага вперед, вернись на два шага вперед.
игры на развитие физической активности. Отработка основных движений: прыжки, наклоны, приседания.
Подвижная игра «Займи свое место»
Использование интерактивного коврика в эстафетах.
Используя в своей работе данную находку, могу сделать вывод, что бесспорным достоинством «интерактивного коврика» является:
большая двигательная активность воспитанников,
игру может придумать ребенок,
правила игры может изменить ребенок,
большой обзор информационного пространства,
нетрадиционность,
возможность коммуникации.
взаимозаменяемость и большое разнообразие дидактического материала.
«Интерактивный коврик» — это необычный, игровой формат взаимодействия детей и взрослых, как в рамках образовательной деятельности, так и в свободной игре в целом.