Приложение МААМ

Педагогическая поддержка игровой деятельности детей (продолжение)

Ирина Григорьева
Педагогическая поддержка игровой деятельности детей (продолжение)
▼ Скачать + Заказать документы

Я работаю в группе для детей с общим недоразвитием речи. Казалось бы, речевые нарушения должны ограничивать возможности детей в их самовыражении через игру. Однако, наблюдая за играми своих воспитанников, я убедилась, что это не так.

В моей группе бытуют следующие сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Кафе», «Шофёры», «Магазин», «Больница», «Стройка», «Салон красоты» и др. При чём сюжет одних игр может органично переплетаться с сюжетом других игр (игры – спутники). Идея игры может возникнуть на основе реальных событий, произошедшими с каким-либо ребёнком в группе, так и на основе творческого замысла.

Публикация «Педагогическая поддержка игровой деятельности детей (продолжение)» размещена в разделах

Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Салон красоты».

[/u][/i][/b] Идея игры возникла после тихого часа, когда девочек надо было заплетать после дневного сна. Ко мне подошла Даша В. и сказала: «Нас с Кариной и Катей заплетать не надо. Мы сами себе причёски будем делать. У Карины всё для причёсок есть». «Вы хотите в «Салон красоты» сходить?» «Да, Вы правильно догадались. У нас будет настоящий салон красоты».

В группе есть дети, могущие организовать игру, распределить роли в ней, следить за соблюдением игровых правил, есть дети – которые сразу включаются в игру, организованную другими и играющими с удовольствием, а есть и такие дети, которые сначала наблюдают за игрой со стороны, и только через какое-то время включающиеся в неё. В играх в основном одновременно участвуют 4-5 человек, но игровые группы устойчивыми бывают не всегда.

Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Салон красоты».

[/u][/i][/b] Сначала в игре участвовали 4 девочки: Карина, Даша, Катя и Лера. Через 15 минут игрой заинтересовались Ульяна и Ариша, стали наблюдать. В игру включились после того, как первым двум девочкам были сделаны причёски. Ульяна: «Карина, можно с вами поиграть?» Даша: «Можно, сейчас закончим только.» Карина: «О, у нас ещё клиенты появились».

Как правило, игру организует кто-либо из более активных детей или тот ребёнок, который принёс новые атрибуты для какой-либо игры. Продолжительность игр зависит от состава участников. Если в игре участвуют только девочки, то интерес не угасает довольно длительное время. Если в игре участвуют и мальчики, то игровой интерес у мальчиков угасает несколько быстрее, чем у девочек. Это особенно видно, когда мальчики включаются в более спокойные игры (например, «Магазин»). Выйдя из игры девочек, мальчики начинают организовывать игры, в которых больше движения («Водители», «Военные» и т. п.).

Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Салон красоты».

[/u][/i] [/b]Настя К. тоже решила сходить в «Салон красоты». Зовёт с собой Диму: «Давай с тобой пойдём причёски делать.» Дима: «Нет, не хочу. Я только недавно в парикмахерской был.» Настя: «Тогда давай ты будешь моя собака, я буду тебя на поводке вести. Ты меня охранять будешь.» Дима: «Давай, согласен.» Настя одевает Диме поводок, сделанный из шарфа, идут в «Салон красоты». Настя: «Всё, мы пришли. Во внутрь с собаками не пускают. Сиди, жди меня здесь. Я скоро приду.» Настя идёт к девочкам. Дима посидел немного, встал и пошёл к Саше. Дима: «Давай «Сапсан» строить». Саша: «Давай из стульев строить.» Начали строить поезд «Сапсан». Дима: «Я буду машинистом, а ты помощником моим.» В это время девочки продолжают играть в «Салон красоты», обсуждают причёски, взяли журналы, стали рассматривать и обсуждать причёски в журналах. Настя: «Только мне мои волосы не отрезать. Мама сказала, что мы их очень долго растили.» Карина: «Нам надо свой журнал причесок сделать. Вырезать, которые понравились и приклеить в альбом.» Ариша: «А можно и нарисовать».

В своем взаимодействии дети старшего дошкольного возраста ориентированы на сверстников: они значительную часть свободного времени проводят в совместных играх и беседах, для них становятся существенными оценки и мнение товарищей, все больше требований они предъявляют друг другу и в своем поведении стараются учитывать их. У детей этого возраста повышается избирательность и устойчивость их взаимоотношений: постоянные партнеры могут сохраняться на протяжении всего года. Существенные изменения начинает претерпевать и игровое взаимодействие детей: преобладает общение по поводу игры, в котором существенное место занимает совместное обсуждение ее правил. Вместе с тем согласование своих действий, распределение обязанностей у детей чаще всего возникает еще по ходу самой игры. При распределении ролей дети, как и ранее, придерживаются индивидуальных решений («Я буду продавцом», «Я буду учительницей» и т. п.) или решений за другого («Ты будешь моей дочкой» и т. п.). Однако можно наблюдать и попытки решить эту проблему совместно («Кто будет. ?»). В ролевом взаимодействии увеличиваются попытки контролировать действия друг друга — дети часто критикуют, указывают, как должен вести себя тот или иной персонаж.

При возникновении конфликтов в игре (а они в основном происходят из-за ролей, а также из-за неправильности действий персонажей) дети стремятся объяснить, почему они так поступили, или обосновать неправомерность действий другого. При этом они чаще всего аргументируют свое поведение или критику другого различными правилами («Надо делиться», «Продавец должен быть вежливым» и т. д.). Однако детям не всегда еще удается согласовать свои точки зрения, и их игра может быть разрушена. Решение конфликтных ситуаций возможно с помощью коротеньких игр-мирилок, а очерёдность и продолжительность действий в интересной роли регулируется с помощью считалки и песочных часов (в этом случае дети сами контролируют временной отрезок).

Наблюдение за сюжетно-ролевой игрой «Салон красоты».

[/u][/i][/b] Карина подходит ко мне с жалобой: «А Лера не хочет уходить. Я ей уже причёску сделала и сказала, чтобы она уходила, а она не уходит.» «Карина, а ты всё правильно сделала?» Карина: «Да.» «А ты вспомни, что говорит и делает парикмахер, когда закончит причёску.» Карина: «А, говорит до свиданья и берёт деньги за работу.» Идёт к Лере: «Тебе понравилась прическа?» Лера: «Да.» Карина: «Тогда с тебя 300 рублей». Лера: «У мня сейчас нет денег, но через час я вам заплачу». Лера подходит ко мне: «Ирина Александровна, а где мне взять деньги?» «А ты подумай» Лера постояла, подумала: «А, можно нарисовать.» Пошла взяла бумагу, фломастеры, стала делать деньги, обращается к девочкам: «Я вам тоже сделаю деньги в кассу». Даша: «Хорошая идея.»

Включение педагога в детскую игру обеспечивает его сформированная игровая позиция, которая позволяет также оказывать позитивное влияние на развитие игры. Какую конкретно игровую позицию я выберу для себя в той или иной игре (позицию «партнёра», «режиссёра», «соигрока», «координатора», «консультанта») обусловлено целью своего включения в игру. Моё включение в игру детей может быть обусловлено следующими целями:

обогащение игрового опыта детей. Здесь я могу взять на себя второстепенную роль, помочь детям развернуть речевой диалог, помочь определить роли, поделиться своим опытом игр в своём детстве;

создание игровой среды. В этом случае я могу внести необходимые атрибуты или изготовить вместе с детьми нужные атрибуты для игры, могу подобрать бросовый материал или показать детям, как можно использовать предметы-заместители, а также привлечь родителей воспитанников к созданию игровой среды (элементы костюмов, атрибуты, предметы заместители и т. д.);

активизация самостоятельной игровой деятельности детей. Здесь возможно использование проблемных ситуаций (Нет денег, чтобы расплатиться за прическу в салоне красоты, что надо сделать, могу дать совет, напомнить детям о действиях персонажа (Вспомни, что делает парикмахер, когда закончит работу, задать вопрос и пояснить (Как здорово, что у нас есть теперь свой салон красоты. Как жаль, что дети из других групп не знают об этом. А вот если бы знали, то ходили бы к вам на прически. Может рекламу запустим, нацеливая детей на организацию игры-спутник (Типография – печать рекламы для салона красоты).

В силу того, что в моей группе дети старшего дошкольного возраста, то игровую обстановку они в состоянии организовать сами по своему желанию. Моя задача предоставить им эту возможность максимально использовать пространство группы для организации самостоятельной игры. В создание игровой обстановки могу включиться при возникновении такого желания у самих детей.

В играх дети пользуются уже готовыми атрибутами, но и изготавливают недостающие самостоятельно (игра «Салон красоты»: готовые атрибуты – ножницы, расчёски, заколки, резинки, зеркало; атрибуты, сделанные самостоятельно – накидка из куска ткани, каталог причесок, деньги).

В ходе наблюдаемой мной игры у детей проявились следующие компетентности:

социальная компетентность (дети принимают разные социальные роли и действуют в соответствии с ними; устанавливают и поддерживают отношения со сверстниками; управляют поведением, разрешают конфликтные ситуации; инициируют разговор, поддерживают его);

коммуникативная компетентность (дети выражают словами свои мысли, чувства, планы, желания, результаты; задают вопросы и аргументируют свою точку зрения);

деятельностная компетентность (дети делают выбор и принимают решение; договариваются о совместных действиях, оценивают и корректируют действия свои и других);

информационная компетентность (дети активно используют и называют источники информации – взрослые, сверстники, СМИ, собственный опыт);

здоровьесберегающая компетентность (соблюдают правила безопасного поведения в быту, излучают жизнерадостность, внутренний покой).

Публикации по теме:

Методические рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи. Методицеские рекомендации родителям детей с общим недоразвитием речи (буклет). Цель: помочь родителям ребенка с общим недоразвитием речи.

Ветка рябиныВетка рябины Дети с общим недоразвитием речи испытывают трудности в самовыражении. Развитие художественного творчества, способствует развитию потребности.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая поддержка игровой деятельности детей (продолжение)
Опубликовано: 29 марта 2014 в 19:54
+27Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая поддержка игровой деятельности детей (продолжение)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Григорьева (УИ 10883) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 24.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД