Ирина Григорьева
Педагогическая поддержка игровой деятельности детей
▼ Скачать + Заказать документы
Как известно, игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. Игровая деятельность ребёнка весьма многогранна, так же как разнообразны и игры. Среди всех игр главенствующее значение отводится сюжетно-ролевым играм. Именно это вид игр воплощает в себе наиболее значимые и существенные черты игры как деятельности.
Одной из характерных черт сюжетно-ролевой игры, является самостоятельный характер деятельности детей. Игра – продукт, который создают сами дети. Самостоятельно выбирают тему, время, место, линию ее развития, решают, как станут раскрывать роли и тому подобное. Каждый ребенок свободен в выборе средств воплощения образа. Используя воображение и фантазию, ребенок реализует свой замысел, это позволяет ему самостоятельно включаться в те сферы человеческой деятельности, которые в реальной жизни еще долго будут ему недоступны. Объединяясь в сюжетно-ролевой игре, дети по своей воле выбирают партнеров, сами устанавливают игровые правила, следует за их выполнением, регулируют взаимоотношения.
Публикация «Педагогическая поддержка игровой деятельности детей» размещена в разделах
Игра — самостоятельная, специфически детская деятельность дошкольников. А какова роль взрослого в самостоятельной детской игре? Может ли педагог вмешиваться в детскую игру, руководить ею так, как он это делает, когда речь идет о бытовой, трудовой деятельности дошкольников, организуемых им занятий с ними?
Я считаю, что не должно быть грубого вмешательства в детскую игру (и прежде всего — в сюжетно-ролевую, навязывания детям своих идей, жесткого регламентирования ее. Игра — это детская деятельность. Но вместе с тем способствовать ее развитию нужно. Необходимость в этом наряду с совершенствованием педагогом своей деятельности, связанной с развитием детской игры, сегодня возрастает. Одна из причин тому — распад естественного пути формирования игры, когда способы игрового воспроизведения действительности ребенком осваивались в процессе его игр со старшими детьми.
Как же содействовать развитию игры, не стесняя при этом свободы, инициативы самих детей? Прямые способы руководства игрой дошкольников, которые успешно «работают» при руководстве организованной педагогом деятельности, здесь теряют свою силу, не помогают. Более того, они, как свидетельствует педагогический опыт (и специальные исследования, нередко приводят к распаду, «ломке» детской игры.
Важно отнестись к игре не как к объекту управления, а как к значимой деятельности ребенка, как к условию его развития, творчества. Наиболее адекватны для этого косвенные средства:
создание предметной игровой среды (условий для игры);
наблюдение за игровой деятельностью детей;
оказание своевременной педагогической поддержки самостоятельной игры детей.