Ольга Сергеевна Сизяйкина
Педагогическая технология приобщения дошкольников к истокам культуры родного края «Оренбургский пуховый платок»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Концептуальная основа. Актуальность. Начиная с дошкольного возраста, дети страдают дефицитом знаний о родном крае, особенностях русских традиций, мало знакомы с наследием Оренбуржья. Данная педагогическая технология знакомит дошкольников с наследием Оренбургского края. Приобщает к культуре своего народа, воспитывает уважение к наследию родного края. В нашей работе понятие «педагогическая технология» рассматривается как:
Публикация «Педагогическая технология приобщения дошкольников к истокам культуры родного края „Оренбургский пуховый платок“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Оренбургская область
- Республика, область, край. Список городов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
- своеобразное методическое обеспечение к разделу «Изобразительная деятельность» «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой;
- система педагогического процесса, имеющая конкретную цель, задачи, и спланированные на определенный срок мероприятия;
-совокупность средств, методов, приемов, гарантирующих результативность.
2. Технология включает следующие модули: целевой, концептуальный, содержательный, процессуально-деятельностный и диагностико-результативный.
Целевой модуль. Развитие неповторимой индивидуальности каждого ребенка, его интереса к разнообразию узоров Оренбургских платков; их передаче в рисунке путем использования нетрадиционной техники изобразительной деятельности.
Основные задачи:
• Развивать художественно-образные основы изодеятельности детей посредством изображения узоров Оренбургских платков с помощью нетрадиционной техники изобразительной деятельности.
• Обучать различным техническим навыкам, умениям, используемым в изотворчестве.
• Создавать условия для формирования у детей замысла: проявления любознательности, интереса к содержанию изодеятельности.
• Воспитать любовь и уважение к «малой» Родине и культуре своего народа.
Концептуальный модуль.
Классификационные параметры технологии :
По уровню применения: частнопредметная.
По ведущему фактору психического развития: комплексная.
По научной концепции усвоения опыта: развивающая.
По ориентации на личностные структуры: информационная, эвристическая (развитие творческих способностей).
По характеру содержания и структуры: обучающая и воспитывающая.
По типу организации и управления познавательной деятельностью: система малых групп с элементами дифференциации и индивидуализации.
По подходу к ребё нку: личностно ориентированная.
По преобладающему методу: развивающая, объяснительно-иллюстративная, творческая, игровая.
По категории обучаемых: массовая.
В основе технологии лежат общедидактические принципы:
- развивающего характера художественного образования;
- систематичности и последовательности: постановка и/или корректировка задач развития детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому»;
- доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема учебного материала с уровнем развития, подготовленности детей;
- наглядности соответствует основным формам мышления (наглядно-действенное, наглядно-образное, обеспечивает понимание, прочное запоминание;
- осознанного процесса обучения (И. Я. Лернер) близок к принципу сознательности и активности в обучении, он предполагает необходимость развития у ребенка рефлексирующей позиции, т. е. осознание своего «Я», своих умений, достижений, затруднений, приемов деятельности, которыми он овладел;
- воспитывающего обучения приобщение к культуре, на основе чего у ребенка складывается динамически развивающийся «образ мира», происходит усвоение норм отношений, становление ценностных ориентаций.
Содержательный модуль.
Формы работы:
с педагогами :
- консультации,
- семинары практикумы.
с дошкольниками :
- непосредственно образовательная деятельность;
- практическая деятельность по теме;
- выставки детских работ.
с родителями:
- консультас родителямиции в папки-передвижки
- выставки
- самостоятельные исследования детей совместно с родителями;
Работа с педагогами по теме
Вид деятельности Тема Сроки проведения
Семинар-практикум «Научите руки волшебству» Октябрь
Консультация «Оренбуржье – Родина пуховых платков» Ноябрь
Семинар практикум «Технология изготовления «платка паутинки»» (Нетрадиционными техниками рисования : рисование ватными палочками, пальцами, различными печатками, восковыми мелками) Декабрь
Консультация Январь
Непосредственно образовательная деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.
Вид деятельности Содержание Сроки проведения
НОД «Ты накинь,
дорогая, на плечи
Оренбургский пуховый
Платок». Беседа об истории создания пуховой шали, составных частях, существующих узоров. Показ слайдов с узорами. Изображение узоров пуховой шали с помощью нетрадиционных изобразительных техник. Октябрь
НОД «Ажурная паутинка» Беседа об истории создания ажурной паутинки, составных частях и сложности существующих узоров. Показ слайдов с узорами. Изображение узоров ажурной паутинки с помощью различных изобразительных техник. Ноябрь
НОД «Что такое палантин?» Беседа об истории создания палантина, составных частях и сложности существующих узоров. Показ слайдов с узорами. Изображение узоров палантина с помощью различных изобразительных техник. Декабрь
Итоговая выставка совместно с родителями Выставка лучших работ и их презентация
«На платочек паутинку
Любо дорого взглянуть» Январь
Работа с родителями по теме
Вид деятельности Тема Сроки проведения
Консультация в папку-передвижку «Нетрадиционное рисование с детьми» Октябрь
Консультация в папку-передвижку «Зарождение пуховязального промысла и его значение в наши дни» Ноябрь
Самостоятельные исследования - Собрать информацию о многообразии узоров Оренбургских пуховых платков совместно с детьми.
- Подобрать стихи и песни о Оренбургских пуховых платках для презентации рисунков.
- Нарисовать рисунки на тему
«На платочек паутинку Любо дорого взглянуть!» Декабрь
Выставка совместно с детьми «На платочек паутинку Любо дорого взглянуть!» Январь
Процессуально-деятельностный модуль.
Участники образовательного процесса: дети 5-7 лет, воспитатели, родители.
Средства: обучение в совместной деятельности воспитателя с детьми; самостоятельная деятельность детей в детском саду и дома с родителями.
Методы: побуждения к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, наблюдения, экспериментирования с инструментами и красками, беседы по теме, дидактические и подвижные игры, упражнения, метод эвристических поисковых ситуаций, метод сотворчества.
Последовательность: поэтапная реализация каждого цикла педагогической технологии «Оренбургский пуховый платок» (обучение основным приемам работы кистью в нетрадиционных техниках, развитие цветового восприятия; расширение опыта художественно-творческой деятельности с помощью нетрадиционных техник, развитие композиционных умений; объединение в одном рисунке нескольких узоров используемых оренбургскими умельцами) .
Формы: интегрированная НОД, экскурсии, выставки детского творчества.
Диагностико-результативный модуль.
Ожидаемый результат:
• Проявление истинной увлечённости к достопримечательностям родного края.
• Умение дошкольников самостоятельно изображать уникальные узоры Оренбургских пуховых платков;
• Формирование у детей позитивного, уважительного отношения к «Малой» Родине.
Диагностические методы: беседа, наблюдения, диагностическое рисование.
3. Краткое теоретическое обоснование педагогической технологии
История ажурного пуховязального промысла началась три столетия назад в 18 веке, но с тех пор оренбургским изделиям было присуждено немало международных и российских наград. Как упоминается в исторических записках, в 1862 году на выставке в Лондоне международная комиссия присудила лучшей мастерице — оренбургской казачке Марии Усковой медаль «За шали из козьего пуха». Следует отметить, что работа пуховязальщиц очень трудоемка и кропотлива. На вязку одного теплого платка вязальщица в среднем затрачивала около 257 часов, а на изготовление ажурного — «паутинки» — 195 часов. Чтобы изготовить платок ручным способом, необходимо проделать ряд последовательных операций: очистить пух от волос, три раза прочесать его на гребнях, выпрясть на веретене нитку, стростить пуховую нитку с ниткой натурального шелка для ажурного платка, смотать в клубки, связать и, наконец, очистить готовый платок. Оренбургские платки бывают нескольких видов:
простой пуховый платок (шаль) — серые (редко белые) толстые теплые пуховые платки. Именно с изготовления шалей и начался оренбургский пуховязальный промысел. Наиболее теплый вид платка. Такие платки используются для повседневной носки.
паутинка — ажурное изделие из козьего пуха тонкого прядения и шелка. Не используются для повседневной носки. Используется в торжественных, праздничных случаях, так как схемы и приемы вязания намного сложнее, чем простого пухового платка. Обычно используется более чистая и мягкая шерсть, что удорожает изделие.
палантин — тонкий шарф/накидка, по способу вязанию и применению аналогичен паутинке.
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение.
Практическая значимость заключается в обучении нестандартной технике изображения, развитии способности чувства ритма, формы, цвета. Главный акцент занятия наблюдательность, умение видеть характерные признаки в изделиях народного искусства, на развитие познавательного интереса к родному краю. Занятие направленно на знакомство с народными промыслами родного края, о воспитании эмоционального отношения к изделиям декоративно-прикладного искусства.
Пути реализации педагогической технологии :
- разработка системы мероприятий с педагогами по повышению их образовательного уровня в организации инновационной деятельности;
- создание оптимальных условий для приобщения педагогов к переосмыслению содержания и методов своей работы в свете новых требований педагогики и психологии;
- обеспечение системности и логической структурности в организации методической работы по повышению профессиональных навыков и умений в педагогической деятельности.
Выводы:
• Работа по данной технологии позволяет сформировать у ребенка уважительное отношение к своей Родине и культуре, через интеграцию всех видов деятельности.
• Способствует усвоению детьми конкретных сведений о народных промыслах родного края, а в частности о пуховых платках и их неповторимых узорах.
• Это просто шедевр искусства.
Уникальность узоров не счесть -
Палантин, паутинка, платочек,
В Оренбургской губернии есть.
Литература
• Альтов В. Оренбуржье мое. – М., 1998г.
• Гай-Гулина З. С. Петелька за петелькой. М. : Издательство «Малыш», 1986.
• Попова О. С. Русские художественные промыслы. - М. : Знание, 1984.
• Ратузина В. Н. Край Оренбургский. - Оренбург, Южный Урал, 2002г.
• Струздюмов Н. Оренбургский платок, пуховязальные места, их обитатели. –М., 1985г.
• Струздюмов Н. Оренбургские платошницы. - Челябинск, Южно-Уральское книжное издательство, 1988г.
• Струздюмов Н. Дело в руках, Челябинск, 1982г.
• Сычева Л. В. Приглашаем вязать. - Свердловск: Средне- Уральское книжное издательство,1983.
• Уканов И. Оренбургский платок. – М., 1976г.
• Ханашевич Д. Р. Я вижу и вышиваю. - М. : Издательство «Малыш», 1987.
• Энциклопедия рукоделия: Перевод с англ. -М. : Ниола-Пресс,1997.
Работы детей.
IMG]https://www.maam.ru/upload/blogs/0e7ac8d3ce4e16bb7ec99b7e9396ece6.jpg.jpg[/IMG]