Приложение МААМ

Педагогическая этика

Александр Владимирович Гришин
Педагогическая этика
▼ Скачать + Заказать документы

Этика представляет одну из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль. Для обозначении учения о нравственности термин «этика» был введен Аристотелем, который утверждал, что этика «помогает познать, что следует делать и от чего следует воздерживаться». Однако этика представляет собой не только особую науку, позволяющую рассматривать и оценивать человеческие отношения, а также поведение людей с точки зрения их соответствия некоторым общепринятым нормам. Под этикой понимают и практическую реализацию указанных норм, определяя поведение людей либо как этическое либо как неэтическое.

Публикация «Педагогическая этика» размещена в разделах

Существует профессиональная этика учителя, политика, бизнесмена и т. д. Профессиональная этика — совокупность норм и правил, регулирующих поведение специалиста на основе общечеловеческих моральных ценностей, с учетом особенностей его профессиональной деятельности и конкретной ситуации — занимает важное место в системе этического знания и образования, выступая неотъемлемой составной частью подготовки и деятельности специалиста.

Профессиональные этики, как правило, касаются тех видов профессиональной деятельности, последствия или процессы которой оказывают особое воздействие на жизнь и судьбы других людей или человечества. Особое место занимает этика делового общения, поскольку она выступает как в роли самостоятельной профессиональной этики (для менеджеров, предпринимателей и др., так и в качестве элемента этики других профессий (педагога, юриста, инженера).

Профессиональные этики имеют ряд особенностей — общих и специфических (частных).

К общим особенностям относятся следующие:

высшие моральные ценности, сохраняя общечеловеческое значение, обретают в различных профессиональных этиках свои конкретные черты.

Совершенно особую роль — роль основы — во многих профессиональных этикам в частности в педагогической, играют такие ценности, как профессиональный долг, совпадающий со смыслом жизни, и ответственность, обретающая характер глобальности. Имеют свои особенности понимание, толкование и проявление добра и

корпоративность профессиональной этики — обособленность и преданность узким групповым интересам в рамках профессиональных объединений (корпораций). Корпоративность может проявляться в следующем: сохранение и культивирование профессиональных тайн и секретов; проявление корпоративной солидарности; наличии профессиональных символов.

факторы, стимулирующие трудовую активность специалиста. Основные из них лежат в области человеческих отношений», требующих умения общаться,строить свои отношения на основе взаимопонимания, уважения и сотрудничества. Важным фактором, мотивирующим положительное отношение специалиста к труду, выступает также психологическое самоощущение личности, привлекательность для нее самого процесса труда, Особую роль в положительной мотивации специалиста к труду играет, безусловно, стремление к признанию и ориентация на успех.

Частные особенности профессиональной этики вытекают из конкретных условий, содержания и специфики той или иной профессии и выражаются в основном в моральных кодексах — требованиях по отношению к специалистам. Так, педагогическая этика является результатом специфики педагогической деятельности, выступающих основой для выработки конкретных рекомендаций-требований по отношению к педагогу.

В структуре профессиональной этики педагога можно выделить четыре основных блока.

этика отношения педагога к своему труду, к предмету своей деятельности.

этика отношений «по вертикали» — в системе «педагог—учащийся», которая рассматривает основные принципы, нормы этих отношений и требования, предъявляемые к личности и поведению педагога.

этика отношений «по горизонтали» — в системе «педагог— педагог»,в которой рассматриваются отношения, регламентируемые не только общими нормами, но и спецификой деятельности и психологии педагога.

этика административно-деловых отношений педагога и руководящих структур, направленная на оптимизацию управления системой образования.

Специфика профессиональной этики педагога определяется в первую очередь предметом педагогического труда, которым является ребенок. Это свойство профессии педагога является в то же время источником его огромной ответственности.

Еще одна особенность педагогического труда - асимметричность отношений педагога и учащихся, выражающаяся в зависимости последних от педагога.

Полифункциональный характер педагогической деятельности - еще одна ее специфическая особенность. Безусловно, каждый педагог в первую очередь должен быть специалистом в своей области, ведь фундаментом педагогической деятельности является безукоризненное знание своего предмета, его актуальных проблем и последних научных достижений. Однако это, как говорят логики, необходимое, но недостаточное условие про-фессиональной культуры педагога.

Высокий профессионализм педагога предполагает, умение нау-чить,воздействовать на сознание, пробудить его к жизни. В этом и заключается педагогическое мастерство, требующее особого «ремесла», навыков и таланта учителя.

Потребность в этих качествах определяется полифункциональным характером педагогической деятельности. Он проявляется в трех ее основных функциях: селекции, консервации и трансляции (ретрансляции) знаний. Эти функции обеспечивают педагогу выполнение его главной миссии — осуществления социального наследования.

Селекция — это отбор из всего многообразия постоянно увели-чивающегося культурного наследия тех необходимых фундаментальных знаний, которые могут лечь в основу дальнейшего развития цивилизации

Консервация — сохранение и закрепление отобранного человечеством знания, признанного на определенном этапе развития высшей культурной ценностью — является логическим продолжением селекции.

Трансляция —процесс передачи знаний от поколения к поколению. Именно она требует от учителя педагогического мастерства— от логики мышления, умения аргументировано и увлекательно преподнести материал до виртуозного владения культурой речи и личного обаяния.

Учитывая сложность и специфичность педагогической деятельности, первое требование профессиональной этики педагога, регламентирующее его отношение к своему труду, формулируется следующим образом: педагог обязан постоянно ставить перед собой вопрос о своем соответствии требованиям современной школы, то есть:

• постоянно помнить о специфике своей профессии и учитывать ее в своей деятельности;

• осознавать и нести ответственность за свое влияние на личность учащегося;

• уметь организовать в единое целое воздействие всех факторов на стиль мышления и отношение ученика к жизни;

• уметь проявлять гибкость собственного мышления, адекватно реагировать на изменения, происходящие в жизни общества;

• знать, понимать и принимать проблемы, потребности и интересы современной молодежи.

Второе требование, регулирующее отношение педагога к своему труду : педагог обязан постоянно стремиться развивать и совершенствовать не только свое педагогическое мастерство, но и личные качества.

Рассмотренные требования профессиональной педагогической деонтологии предполагают наличие у педагога особого — интегрального стиля мышления, который представляет собой системное единство мировоззренческого, специально-педагогического, психологического, морально-этического подходов. Этот стиль мышления в конечном итоге должен стать основой формирования профессиональных личностных качеств педагога. Их совокупность можно рассматривать как профессиограмму педагогической специальности :

умственная самостоятельность, проявляющаяся в таких свойствах, как:

• способность к «сомнению, удивлению, вопрошанию»;

• стремление к самостоятельным суждениям и выводам;

• философско-рефлексивное отношение к профессии;

• преодоление «барьеров» и мифов традиционной педагогики;

• энергия мысли, убедительность собственной позиции;

• осознанность морального выбора и принимаемых решений;

• чувство ответственности за реализацию своего призвания.

Единство интеллектуальных, эмоциональных и нравственных переживаний:

• переживание собственного «открытия мира» как «события», «встречи» с ним;

• чувство меры, «золотого сечения» между рассудком и нравственным чувством;

• тактичное проявление интеллектуальных эмоций — удивления, сомнения, удовлетворения от правильного морального выбора и мыслительного результата;

• чувство собственного достоинства, основанное на адекватной самооценке;

• ощущение полноты и глубины своей внутренней жизни.

Открытость диалогу, раскрывающаяся через:

• интерес к другому человеку и умение открывать в нем творческий потенциал;

• осознание правомерности плюрализма мнений;

• преодоление эгоцентризма собственного мышления;

• способность слушать и слышать другого;

• умение сочетать монолог и диалог;

• открытость новому, толерантность к иным точкам зрения;

• стремление к познанию, научению;

• стремление и умение адекватно интерпретировать полученную информацию и точку зрения другого;

• метафоричность, образность, грамотность речи.

Творческая активность педагога, которая предполагает:

• единство слова и дела, переживания и поступка;

• целеустремленность в отношении к преподаванию;

• готовность к преодолению препятствий;

• способность учиться на собственных ошибках;

• создание индивидуальной системы самообразования и са-мосовершенствования;

• восприятие своей профессиональной деятельности как художественно-педагогического творчества.

Основные принципы профессиональной этики педагога по отношению к обучающимся

Уважение к личности учащегося предполагает, прежде всего, равенство, равноправие, партнерство учителя и ученика — несмотря на разницу в положении, уровне культуры и образования, возрасте, жизненном опыте и т. д.

Препятствием для установления такого партнерства является объективно существующая зависимость ученика от учителя — одна из профессиональных особенностей их взаимодействия. Другая сложность состоит в том, что на практике уважение педагога к личности ученика нередко остается лишь декларацией.

Проявлением уважения выступает, прежде всего, доверие, когда педагог видит в учениках людей со своими взглядами и интересами и надеется, что и они воспринимают его так же.

Доверие сопряжено с интересом к личности ребенка.

Интерес, как правило, начинается с терпимости к самостоятельности мышления ученика, его взглядам, внешнему виду (порой эпатирующему, его стиля поведения.

Еще одним проявлением уважения к личности учащегося выступает недопустимость унижения личного достоинства ученика.

Однако уважение выражается и в требовательности к учащемуся. Существуют некоторые этические постулаты требовательности:

требовательность педагога должна быть объективно целесообразной;

требования должны быть понятными и потому учащимся всегда необходимо разъяснять, почему и для чего он должен выполнить именно это задание и как лучше его сделать;

требования должны быть реально выполнимы — нельзя забывать, что слишком большой объем или слишком сложное содержание работы вызывает обратную реакцию, и ученик, зная, что он все равно не справится с заданием, просто откажется его выполнять.

Публикации по теме:

Фотозарисовка «Моя педагогическая жизнь»Фотозарисовка «Моя педагогическая жизнь» Листая странички моей педагогической жизни. Продолжение Тепло приветствую всех, кто заглянул на мою страничку! Приглашаю вновь полистать.

Памятка для родителей «Этика поведения в родительских чатах» Уважаемые родители, детей группы «№№№№№№№№»! С приходом современных технологий основная часть родителей встречаются в социальных сетях и.

Эссе «Моя педагогическая философия» Когда поет душа? Когда её не душат. Когда за слово каждое не отдерут за уши, Когда она летит от края и до края, Свободна и вольна, от счастья.

Эссе «Моя педагогическая философия» «Аксиома, не требующая доказательств – ребенок изначально приходит в этот мир с хорошими задатками, со своей великой миссией сделать этот.

Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе «Моя педагогическая философия» Эссе «Моя педагогическая философия» «Самое прекрасное зрелище на свете - это вид ребенка, уверенно идущего по жизненной дороге после того,.

Эссе «Моя педагогическая философия» Моя педагогическая философия. В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом «Умейте открыть перед ребенком в окружающем.

Эссе «Моя педагогическая философия»Эссе «Моя педагогическая философия» Мой путь к работе воспитателя начался, как мне кажется, уже с первого посещения мною детского сада в качестве маленькой девочки. Там,.

Эссе «Моя педагогическая философия» Душа каждого ребенка – это уникальный и неизведанный мир, целая планета, на которой зарождаются и крепнут его первые мечты, стремления.

«Моя педагогическая философия». Эссе Я выбрала профессию такую, Что лучше мне на свете не найти. И с каждым новым годом убеждаюсь, Что я иду по верному пути! Каждый день.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическая этика
Опубликовано: 25 марта 2024 в 20:09
+33Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогическая этика» (включая файлы) размещена пользователем Александр Владимирович Гришин (УИ 3395430) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД