Ольга Лукина
Педагогические аспекты становления здорового образа жизни дошкольников.
▼ Скачать + Заказать документы
Наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека обоснованно считается дошкольный возраст. Именно в этом возрастном периоде закрадывается и укрепляется фундамент здоровья, формируются основы здорового образа жизни.
Понятие здоровый образ жизни- комплексное и многоаспектное.
Прежде всего, это образ жизни, способствующий формированию, сохранению и укреплению индивидуального здоровья. Индивидуальные здоровье человека много мерное. В его структуру входят соматические, психические, физические, сенсорные, социальные, нравственные и другие компоненты. Ключевыми компонентами индивидуального здоровья детей дошкольного возраста являются физическое, психическое и сенсорное развитие.
Публикация «Педагогические аспекты становления здорового образа жизни дошкольников,» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
Всемирная организация здравоохранения определяет физическое развитие, как один из основополагающих критериев в комплексной оценке состояния здоровья ребенка. Процессы физического развития ребенка- дошкольника включает в себя, прежде всего, моторное развитие, которому в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание, так как его замедленное развитие может стать одной из объективных причин возникновения трудностей при обучении в школе. Определяется физическое развитие уровнем сформирован носит двигательных и моторных навыков, показателями высокой выносливости и работоспособности ребенка. На динамику физического развития оказывают влияние наследственность, социально- бытовые условия, организация физического воспитания, наличие двигательного опыта, состояния здоровья, типологические особенности.
Основным средством психического развития является обучение, которое основывается на теоретическом положении Л. С. Выгодского о взаимосвязи обучения и развития- развитие подготавливает обучение, а обучение стимулирует развитие.
Психическое развитие ребенка процесс двусторонний. С одной стороны, медленно накапливаются микроскопические изменения в личности ребенка, с другой - происходит скачек перехода количества в качество, в результате резко изменяется поведение ребенка в социуме. Такой процесс определяется как кризис возраста. Возраст ныне кризисы являются закономерными и необходимыми этапами развития ребенка. Характер возрастных кризисов решается путем установления новых взаимоотношений ребенка с окружающими, формированием новых видов деятельности и знаменует переход на следующую степень психического развития.
Главным источником психического развития ребенка является общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая играет огромную роль в речевом развитии ребенка и в познания им окружающего мира. Для успешного речевого развития существенное влияние оказывает правильно организованное предметно- развивающее пространство с использованием оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психологического благополучия ребенка и его развития. Оно должно соответствовать возрастным особенностям детей, их потребностям и интересам, и выполнять образовательную, воспитательную, развивающую, стимулирующую, организационную, коммун катившую функции и работать на развитие самостоятельности детей.
Сенсорное развитие осуществляется непосредственно через систему анализаторов, в которой происходит восприятие и анализ информацией о явлениях, происходящих в окружающем мире. Различают внешние и внутренние анализаторы. К внешним анализатором относят зрительный, слуховой, обонятельный, тактильный и другие. В случае недогрузки или перегрузки системы анализаторов могут наблюдаться расстройства основных органов чувств, что в последствии может привести к сенсорной де привации. Поэтому в сенсорном развитии детей дошкольного возраста необходимо, прежде всего, учитывать специфику развития мышления- дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями. В данном случае очень важно преобразовать особым способом окружающую среду, наполнив ее различными рода стимулы торами, оказывающими положительное воздействие на органы зрения, слуха, обоняния и осязания.
Большое значение имеют рационально организованная совместная деятельность педагога с детьми и профилактические мероприятия направленные на формирование, сохранение и укрепление чувственной сферы ребенка.
Необходимо отметить, что на протяжении последнего десятилетия чаще всего решение проблемы, связанной с формированием здорового образа жизни начинается с начальной ступени общего образования.
Очковым же является то что, во питательный процесс, направленный на сохранение и укрепление здоровья, должен начинаться в условиях детского сада. Это обусловленно тем, что дошкольный возраст является сензитивным периодом жизни ребенка (Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин, в течение которого организм обладает повышенной чувствительностью к воздействиям внешней среды и оказывается, как физиологически, так и психологически, готов к усвоению новых форм поведения и знаний. Сформированная потребностей- мотивационная сфера здорового образа жизни в дошкольном детстве способствует наилучшей адаптации ребенка к обучению в школе.
Таким образом, можно констатировать, что педагогические аспекты становления здорового образа жизни, несомненно, лежат в поле профессиональных интересов и компетентности педагога и обусловлены прежде всего, дифференцированным и индивидуальным подходом, которые обеспечивают развивающую и здоровьесберегающую среду, и является необходимым условием для успешного воспитания и обучения детей.
Литература:
1. Вы готский Л. С. Вопросы детской психологии- СПБ. :СОЮЗ,1997-224 с.
2. Формирование здорового образа жизни дошкольников : Материалы конференций" Учим и воспитывает детей быть здоровыми" 2005-2006 г
Под ред. Нечепуренко В. В. СПБ. :СПбАППО,2007.-84 с.
(Национальные приоритетные проекты; Вып. 1).