Анастасия Вербицкая
Педагогические условия активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Вербицкая Анастасия Владимировна
ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет», г. Симферополь
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВОМ РЕЧЕВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
PEDAGOGICAL CONDITIONS OF ACTIVIZATION OF COGNITIVE ACTIVITY OF CHILDREN OF PRESCHOOL AGE BY MEANS OF VERBAL LOGIC PROBLEMS
Публикация «Педагогические условия активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Аннотация:В стaтье представлена категориальная градация этапов логико-смысловой ориентации старших дошкольников, рассмотрена история изучения вопроса включенияуказанных речевых задач для тезаурусногоконструкта познания воспитанников. Обозначена главенствующая категория речевых логически-ориентированных заданий в развитии личностно-ориентированной сферы дошкольника. Определено место методов речевых логических задач структуре деятельности педагога для препятствия деструктуризации личности воспитанников.
Ключевые слова: речевые логические задачи, конъюнктуры рациональной структуризации,оречевление, дисграфия и дисбаланс познания.
Abstract :The article presents a categorical gradation of stages of the logical-semantic orientation of senior preschool children, discusses the history of studying the issue of incorporating the voice of the tasks for the thesaurus component of cognition of the pupils. Marked dominant category of logically-oriented tasks in the development of learner-centred spheres preschooler. The place of methods of verbal logical problems the structure of teacher's activity for the obstacles of using destructuring of the personality of students.
Keywords :verbal logic problems, conditions rational structuring, oricellari, dysgraphia and an imbalance of knowledge.
Сегодня происходит актуализацияпедагогических категорий в научном и практическом ракурсе по созданию конъюнктуры рациональной структуризации познавательной деятельности дошкольников. Старший дошкольный возраст детерминирует формирование модели межличностного взаимодействия, развитие представлений ребенка о личности и общении в целом.
Актуальность данного вопроса обуславливается, тем, что при планомерном использовании разнообразных речевых логических задач наблюдается упорядоченность действий старших дошкольников и конкретная направленность на выполнение заданий, то есть формируются педагогические самоорганизации системы.
Ряд исследований отечественных и зарубежных авторов показывает возможность и эффективность использования в обучении дошкольников различных речевых логических задач (М. М. Алексеева,Е. Б. Волосова,Е. М. Егорова, О. С. Ушакова, В. И. Яшинаи др.).
В недавние годы увеличилось число работ, касающихся применения в педагогической практике для активизации познавательных процессов логических речевых задач и их влияния на формирования полноценной личности ребенка [2;4;5;6].
Итак, что же подставляет собой речевая логическая задача и как она способна влиять на процесс познания?
Ответ на данный вопрос был найден у автора, представляющего череду различных логических игр и загадок для развития речевого аппарата – О. С. Ушаковой[6], которая характеризует речевую логическую задачу, как рассказ-загадку, ответ на которую может быть получен, если дети уяснили для себя определенные связи и закономерности живой и неживой природы.
Использование речевых логических задач, предъявленное как средство действенного, активного проникновения ребенка во взрослую жизнь, идентифицирует умственныеоперации, развивает мыслительные процессы, аналитические аспекты и грани математических элементов способности выделять суть, индивидуально подходить к обобщениям. Рационально построенная система речевых компонентов задачи, позволяет сократить дисбаланс познания, дисграфию и дислексию «сложных» детей.
В ходе анализа различных научных публикаций по теме исследования выявлено, что у разных авторов свои представления о методах и педагогических условиях активизации познавательной деятельности дошкольников. Но главное, что все авторы, приходят к одному мнению –необходимо создать такую обстановку, в которой бы речь детей смогла бы развиваться и активизироваться беспрепятственно, грамотно и правильно.
К примеру, Е. Б. Волосова подчеркивает, что словесно-логическое мышление ребенка, предполагает умение оперировать словами и понимать логику рассуждений[2]. Как отмечает автор: «нелогичность детских рассуждений при сравнении, например, величины и количества предметов свидетельствует о том, что даже к концу дошкольного детства, т. е. к возрасту около 6 лет, многие дети еще совершенно не владеют логикой» [2, с. 176].
В целом, для активизации познавательной направленности старших дошкольников целесообразнее всего моделировать воспитательный процесс как пространство детской развивающей среды, где приобщение к ценности познания становится основной задачей, определяющей содержание, формы и методы педагогического взаимодействия. Очень важны в обучении изобретательские задачи (теория ТРИЗ)– реализация детской речи и мысли.
Градацию этапов развития словесно-логического мышления у детейстаршего дошкольного возраста представила в своих трудах Ю. В. Минеeва[4] :
1. Этап усваивания значения слов, принадлежащих к предметам и действиям, применение их при решении логических задач;
2. Этап познания системы понятий, характеризующих отношения, и освоение правил логики рассуждений о связях и закономерностях.
Рассматривая познавательная деятельность в дошкольном возрастекак сознательнуюактивность, направленную на познание окружающей реальности с помощью психических процессов (восприятие, мышление, память, внимание, речь)Н. Н. Порошина отмечает, что они выступаютэлементами познавательной деятельности [5].
Н. Г. Болдырева справедливо отмечает, что активизация речевой деятельности в целом невозможна без активизации ее основных компонентов. Именноэтот фактор делает необходимым применение речевых логических задач и словесных игр, способствующих обогащению словарного запаса, развитию умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности [1].
Еще раз рассуждая на тему речевых задач представим точку зрения, оформленную на официальном уровне– ФГОС ДО [8],где речевое обогащение дошкольников регламентируется с трех аспектов: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое. Все эти грани речевого развития предполагают владение устным русским языком, ориентирование в ходе общения на собеседника, умение отбирать разные формы и воспринимать содержание беседы.
На этом этапе работы воспитательдолжен широко использовать словесно - логические игры для активизации словаря по разным лексическим темам, по формированию грамматических конструкций предложений.
Для активизации содержательно-смысловой, познавательной и языковой сторон связного речевого сообщения следует в работе использовать следующие методы:игры в «семантические абсурды» (небылицы); игры на развитие замысла, побуждающие детей к придумыванию небольшого сюжета с последующим его оречевлением.
И только комплексный подход, и полное взаимодействие окружающих ребенка дадут положительный результат в развитии познавательной активности.
Подводя итоги исследования выделим необходимые педагогические условия активизации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством речевых логических задач:
1. При организации познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством речевых логических задач следует программировать содержание и формы, предполагаемые определенный тип сознания и мышления дошкольников.
2. При проектировании познавательной деятельности детей данного возраста исследуемый материал должен представлять нечто новое, неизведанное, контрастное, противоречивое.
3. Необходимо использовать смену разновидностей познавательной деятельности (исследование, моделирование, проектирование, экспериментирование, разнообразные интерактивные формы организации деятельности.
4. Давать детям возможность почувствовать, что проблема и способы ее решения, в соответствии с речевой логической задачей,сделаны самостоятельно. Задача педагога выбрать для ребенка индивидуальный исследовательский маршрут.
5. Выводы по речевой логической задаче можно делать в словесной форме, либо другие фиксировать результаты графически (в рисунках, схемах).
Из вышеизложенного следует, что применение речевых логических задач активизируют мыслительную и познавательную активность и предполагают вопросы и задания, следующего содержания:
связанные с рaссуждением, установлением причинно-следственных связей;
установление схoдства и рaзличия;
oбъяснение способа действия и осмысления полученных результатов;
предполагающие прогнозирование результатов действия.
Таким образом, наличие устойчивого познавательного интереса положительно сказывается на дальнейшем школьном обучении, на общем интеллектуальном развитии, в том числе и на формировании познавательных процессов личности.
Литература:
1. Болдырeва Н. Г. Активизaцияречeвого общения старших дошкольников в процессе познавательной деятельнoсти. / Н. Г. Болдырева, О. В. Сапрыкина. // Мoлодой ученый. – 2015. – №20. – С. 428-430.
2. Волoсова Е. Б. Развитие ребенка дошкoльного возраста [Текст] / Е. Б. Волосова. – М. : Инфра-М, 2012. – 344 с.
3. Егорoва Е. М. Роль прoблемных задач в активизации пoзнавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития [Текст] /Е. М. Егорова, Н. А. Каламалова // Теория и практика образования в современном мире. – СПб. :Заневская площадь, 2014. – С. 113-116.
4. Минеeва Ю. В. Иннoвационныефoрмырабoтыпoрeчевомурaзвитиюдoшкольников. / Ю. B. Минеева, З. М. Салихoва, Н. И. Лeвшина // Междунарoдныйжурнал экспериментального образования. – № 7. – 2014. – C. 35-37
5. Порoшина Н. Н. Теoретические аспекты активизации пoзнавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста. /Н. Н. Пoрошина // VIII Междунарoдная студенческая электрoнная научная кoнференция «Студенческий научный форум». – 2016. – №8. – С. 3-32
6. Ушакова O. С. Метoдика развития речи детей дошкoльного возраста : Учеб-метод. пособие для воспитателей дошк. образoват. учреждений. / О. С. Ушакoва, Е. М. Струнина. – М. : ВЛАДОС, 2013. – 288 с.
7. Яшина В. И. Теoрия и методика развития речи детей : учебник. / В. И. Яшина, М. М. Алексеева. – М. : Академия, 2013. – 488 с.
8. Федеральный гoсударственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://минобрнауки. рф/новости/3447/файл/2280/13.06.14-ФГОС-ДО. pdf (дата обращения 25.03.2016)