Педагогический опыт «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Людмила Александровна Мотина
Педагогический опыт «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Актуальность и перспективность.

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально - правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Развитие правового сознания личности – это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных формах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

На основании вышесказанного у дошкольников формируется:

• уважительное отношение к установленным правилам поведения;

• осознанное подчинение принятому правомерному стандарту поведения;

• понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личная ответственность за совершенные нарушения правил;

• неприятие насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;

• ценностная значимость и добропорядочное отношение к родным и близким;

• ценностное представление о благоразумных и полезных формах отдыха.

Модель организации правового воспитания в детском саду, основанная на социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями, требует создания условий для повышения уровня правовой культуры всех участников правовоспитательного процесса, выстроенного в единую систему, подкрепленного достаточным содержательным и наглядным материалом.

Условия формирования опыта.

Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Правовому воспитанию дошкольников в последнее время стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества. У детей формируются такие важные для человека черты, как любовь к родному краю, Родине, доброжелательность к окружающим, уважение к людям других национальностей, умение бережно относиться к результатам труда людей, желание посильно помогать им. Очень важно развивать эти качества, учитывая то, что ребенок живет в правовом пространстве и, следовательно, приобщение его к правовой культуре является значимым развивающим и социализирующим ресурсом. Уже на ранних стадиях развития личности ребенок с помощью различных каналов и средств передачи информации располагает знаниями, на основе которых у него возникает определенное понимание окружающей социальной действительности, формируется направленность сознания, усваиваются нормы и модели поведения.

В своей работе с детьми я провожу занятия по правовому воспитанию, начиная со средней группы.

Проводимые в рамках правового воспитания занятия помогают детям не только познакомиться с правами, со своими субъективными возможностями, но и почувствовать свою ответственность за тех, кто рядом, проявить самостоятельность.

Вот примерный план проведения занятий в средней группе с марта по май месяц.

1. «Как поступить правильно». Занятие Март

1-я неделя

2. «Ты и твоё имя». Занятие Март

3-я неделя

3. «Право на любовь». Занятие Апрель

1-я неделя

4. «Право есть и у меня». Открытое занятие-путешествие Апрель

3-я неделя

5. «Моя семья». Занятие Май

1-я неделя

6. «Дружная семья». Занятие Май

3-я неделя

Эффективность проведения предлагаемых занятий во многом зависит от воспитателя. Педагогу необходимо тонко чувствовать, в каком ритме, в каком темпе проводить занятие, когда уменьшить или увеличить время и интенсивность занятий, какую атмосферу создать, как направить внимание детей, активизировать и успокаивать их.

Игры, предлагаемые для проведения на занятиях, с одной стороны, оживляют занятие, а с другой – несут значительную смысловую нагрузку, как интеллектуальную, так и воспитательную. Играя, дети знакомятся с новыми формами общения, учатся взаимодействовать друг с другом.

Предлагаю названия игр, применяемых мною во время занятий:

«Помоги себе сам» (Тренинг - игра для адаптации в социальном мире, «Если чужой стучится в дверь» (Тренинг- игра по безопасности, «Я имею право…» или «Я не должен…» (Тренинг по правовым представлениям детей, «Кто чему учится» (Дидактическая игра, «Больница» (Сюжетно-ролевая игра).

Для более глубокого осмысления занятия я провожу с детьми беседы, такие, как: «Маска откровения», «Когда я буду взрослым», «Новые приключения Буратино в стране Дураков» (Сказка о правах детей, беседа о прочитанном). Желательно, чтобы в беседе участвовали все дети, слушая не только взрослого, но и друг друга. Для проведения такой беседы от воспитателя может потребоваться большое мастерство, но именно рассуждения самих детей, их высказывания по различным проблемам, самостоятельные выводы делают беседу особенно ценной в рамках правового воспитания ребёнка.

Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно - значимым. На занятиях по правовому воспитанию дошкольников целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решении простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т. п.

Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются неофициальными источниками информации (советы друзей, соседей, родителей). Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребёнка.

У большинства родителей вызывают отчаяние непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, их пассивность или, наоборот, подвижность и многое другое. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, запугивают и проявляют чрезмерную строгость.

Поэтому в своей группе я провожу различные формы работы с родителями: консультации «Права ребёнка – соблюдение их в семье», «Четыре заповеди мудрого родителя» и др. ; выпуск стенгазеты, подготовка альбомов, где запечатлён совместный семейный досуг; проведение диагностического анкетирования «Хорошие ли вы родители». Как и предполагалось, при не высоком уровне правовой культуры опрошенные родители в своем большинстве проявили заинтересованность в получении правовых знаний, в знакомстве с правовоспитательными технологиями. Из ответов родителей стало очевидно: правовое воспитание для детей необходимо, однако правовоспитательная деятельность должна осуществляться компетентными в этом вопросе специалистами.

Сочетание различных видов наглядности позволяет не только знакомить родителей с проводимыми мероприятиями в рамках правового воспитания, но и непосредственно показать им направления правовоспитательного процесса в детском саду, предоставлять родителям в доступной и убедительной форме педагогическую и иную информацию правового содержания. Осуществляется эта деятельность через материалы стендов, тематических выставок и предполагаемой литературы:

1. «Дошкольное воспитание» № 9, М., 2000.

2. Гордеева В. В. «Правовое воспитание» - Волгоград, 2007.

3. Копытова Н. Н. «Правовое образование в ДОУ». М., 2006.

4. «Право есть и у меня». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».- № 11-С. 30-32, М., 2006.

5. «Наши права». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».- № 12-С. 27-28, М., 2004.

6. Доронова Т. Н. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка», - М.: Просвещение, 2003.

7. Миков П. В. «Обеспечение прав ребёнка в образовательном процессе». М., 2005.

8. Соловьёва Е. В. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка». М. ,2004.

Ведущая педагогическая идея.

Идея данной работы состоит в том, чтобы дать детям общее представление об их правах, познакомить родителей с правами детей.

ЗАДАЧИ:

На уровне детей:

- Прививать представление о правовых знаниях.

- Помогать обретать правовое мировоззрение и нравственные представления.

- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

- Воспитывать в детях доброту, внимание к людям.

- Прививать чувство уважения к членам семьи.

- Прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением.

- Воспитывать чувство семейной сплочённости.

- Познакомить с правом ребёнка воспитываться в семье.

- Познакомить с правом на любовь и заботу.

На уровне родителей:

- Повысить уровень правовой и педагогической культуры родителей.

- Оградить родителей от возможных приёмов в воспитании своих детей телесных наказаний, угроз и проявлении чрезмерной строгости.

Технология опыта.

В основу моего опыта работы легли следующие принципы:

- принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу по правовому воспитанию;

- принцип последовательности в воспитании: от моральных чувств через упражнения и навыки к формированию нравственных убеждений;

- принцип непрерывности и целостности, которые помогают привести содержание образования в соответствие с возрастными особенностями детей;

- принцип доступности, предполагающий, что, во-первых, сообщаемая система знаний основана на имеющихся у ребенка знаниях, на его жизненном опыте;

- принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, осуществление индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей;

- принцип личностно-ориентированного подхода к семьям с низкой общей и педагогической культурой, признаками которого является построение взаимоотношений между участниками образовательного процесса на основе сотрудничества.

Предполагаемый результат.

Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально -правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.

Трудоёмкость опыта.

Организация данной работы не трудоёмка при наличии следующих ресурсов и условий:

- Демонстрационного материала (плакаты с геральдикой, фотографии города и страны, иллюстрации по правам ребенка, иллюстрации к сказкам);

- Аудиозаписи Гимна России, песен о родном городе и стране, литературных произведений.

- Видео-презентаций к мероприятиям.

- Технических средств (диапроектор, экран).

- Наглядно-дидактическая оснащенность.

- Тесное сотрудничество педагогического коллектива с родителями.

Трудности при применении данного опыта обучению правовому воспитанию могут заключаться в следующем:

- применении методов и приёмов работы с детьми, исходя из индивидуальных особенностей;

- планировании и построении занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Адресность опыта.

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста» "Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Автор: Белова Аксана Ивановна. «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев- обречена на вымирание». Л. Н. Толстой.

Педагогический опыт работы «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» Мною разработан и обобщён опыт работы по теме «Воспитание культуры поведения» в 2014-2015г. с детьми старшей группы. Актуальность: Культура.

Педагогический опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» «Искусство актера заключается в речи и в движении тела» И. Гёте Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных.

Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.

Педагогический опыт «Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста» СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст.

Педагогический опыт воспитателя «Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться своим педагогическим опытом по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего.

Передовой педагогический опыт «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 Советского района Волгограда» Передовой педагогический.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста Из опыта работы. Правовое воспитание детей дошкольного возраста. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Педагогический опыт «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 октября 2016 в 10:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения...
Консультация для педагогов и родителей «История и традиции проведения праздника - Масленица» Часть вторая Сегодня я продолжаю знакомить вас с историей и...
Международный день эскимо — 24 января. Фотоотчет
Международный день эскимо - 24 января. В нашем мире существует очень много разнообразных праздников. Если открыть календарь, то сегодня 24 января...
Мастер-класс «Игрушка из перчатки «Рыбка»
Предлагаю вашему вниманию мастер класс по изготовлению грушки из перчатки. Наверное, каждый терял зимой перчатки или варежки, особенно обидно, когда одна...
Конспект ОД по познавательному развитию «Зимующие птицы — наши соседи» в...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект ОД по познавательному развитию...
Конспект НОД по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе «Нет...
Конспект НОД по нравственно – патриотическому воспитанию в подготовительной группе по теме « Нет лучше Родины нашей». Цель: развивать у детей чувство...