Педагогический опыт «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Людмила Александровна Мотина
Педагогический опыт «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»

Актуальность и перспективность.

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально - правовых отношений, наделенному определенными правами. Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем. Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

Развитие правового сознания личности – это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь человека. Самые первичные представления о социальных формах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. В дошкольные годы наиболее активно формируются взгляды, жизненные позиции, типичные мотивы поведения личности. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере.

На основании вышесказанного у дошкольников формируется:

• уважительное отношение к установленным правилам поведения;

• осознанное подчинение принятому правомерному стандарту поведения;

• понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личная ответственность за совершенные нарушения правил;

• неприятие насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;

• ценностная значимость и добропорядочное отношение к родным и близким;

• ценностное представление о благоразумных и полезных формах отдыха.

Модель организации правового воспитания в детском саду, основанная на социальном партнерстве дошкольного образовательного учреждения с родителями, требует создания условий для повышения уровня правовой культуры всех участников правовоспитательного процесса, выстроенного в единую систему, подкрепленного достаточным содержательным и наглядным материалом.

Условия формирования опыта.

Детство – это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и целеустремленность. Правовому воспитанию дошкольников в последнее время стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Ребенок приобретает первоначальный опыт поведения, отношения к близким людям, сверстникам, усваивает моральные нормы общества. У детей формируются такие важные для человека черты, как любовь к родному краю, Родине, доброжелательность к окружающим, уважение к людям других национальностей, умение бережно относиться к результатам труда людей, желание посильно помогать им. Очень важно развивать эти качества, учитывая то, что ребенок живет в правовом пространстве и, следовательно, приобщение его к правовой культуре является значимым развивающим и социализирующим ресурсом. Уже на ранних стадиях развития личности ребенок с помощью различных каналов и средств передачи информации располагает знаниями, на основе которых у него возникает определенное понимание окружающей социальной действительности, формируется направленность сознания, усваиваются нормы и модели поведения.

В своей работе с детьми я провожу занятия по правовому воспитанию, начиная со средней группы.

Проводимые в рамках правового воспитания занятия помогают детям не только познакомиться с правами, со своими субъективными возможностями, но и почувствовать свою ответственность за тех, кто рядом, проявить самостоятельность.

Вот примерный план проведения занятий в средней группе с марта по май месяц.

1. «Как поступить правильно». Занятие Март

1-я неделя

2. «Ты и твоё имя». Занятие Март

3-я неделя

3. «Право на любовь». Занятие Апрель

1-я неделя

4. «Право есть и у меня». Открытое занятие-путешествие Апрель

3-я неделя

5. «Моя семья». Занятие Май

1-я неделя

6. «Дружная семья». Занятие Май

3-я неделя

Эффективность проведения предлагаемых занятий во многом зависит от воспитателя. Педагогу необходимо тонко чувствовать, в каком ритме, в каком темпе проводить занятие, когда уменьшить или увеличить время и интенсивность занятий, какую атмосферу создать, как направить внимание детей, активизировать и успокаивать их.

Игры, предлагаемые для проведения на занятиях, с одной стороны, оживляют занятие, а с другой – несут значительную смысловую нагрузку, как интеллектуальную, так и воспитательную. Играя, дети знакомятся с новыми формами общения, учатся взаимодействовать друг с другом.

Предлагаю названия игр,применяемых мною во время занятий:

«Помоги себе сам» (Тренинг - игра для адаптации в социальном мире, «Если чужой стучится в дверь» (Тренинг- игра по безопасности, «Я имею право…» или «Я не должен…» (Тренинг по правовым представлениям детей, «Кто чему учится» (Дидактическая игра, «Больница» (Сюжетно-ролевая игра).

Для более глубокого осмысления занятия я провожу с детьми беседы, такие,как: «Маска откровения», «Когда я буду взрослым», «Новые приключения Буратино в стране Дураков» (Сказка о правах детей, беседа о прочитанном). Желательно, чтобы в беседе участвовали все дети, слушая не только взрослого, но и друг друга. Для проведения такой беседы от воспитателя может потребоваться большое мастерство, но именно рассуждения самих детей, их высказывания по различным проблемам, самостоятельные выводы делают беседу особенно ценной в рамках правового воспитания ребёнка.

Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов, что делает этот процесс личностно - значимым. На занятиях по правовому воспитанию дошкольников целесообразно использовать виды деятельности,в которых дети включаются в решении простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т. п.

Не получая квалифицированной педагогической помощи, родители в воспитании детей руководствуются воспоминаниями о собственном детстве и пользуются неофициальными источниками информации (советы друзей, соседей, родителей). Поэтому они не в состоянии справиться со многими трудностями, связанными с поведением ребёнка.

У большинства родителей вызывают отчаяние непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность детей, их пассивность или, наоборот, подвижность и многое другое. При этом, не зная, как вести себя в трудных ситуациях, родители используют телесные наказания, запугивают и проявляют чрезмерную строгость.

Поэтому в своей группе я провожу различные формы работы с родителями: консультации «Права ребёнка – соблюдение их в семье», «Четыре заповеди мудрого родителя» и др. ; выпуск стенгазеты, подготовка альбомов, где запечатлён совместный семейный досуг; проведение диагностического анкетирования «Хорошие ли вы родители». Как и предполагалось, при не высоком уровне правовой культуры опрошенные родители в своем большинстве проявили заинтересованность в получении правовых знаний, в знакомстве с правовоспитательными технологиями.Из ответов родителей стало очевидно: правовое воспитание для детей необходимо, однако правовоспитательная деятельность должна осуществляться компетентными в этом вопросе специалистами.

Сочетание различных видов наглядности позволяет не только знакомить родителей с проводимыми мероприятиями в рамках правового воспитания, но и непосредственно показать им направления правовоспитательного процесса в детском саду, предоставлять родителям в доступной и убедительной форме педагогическую и иную информацию правового содержания. Осуществляется эта деятельность через материалы стендов,тематических выставок и предполагаемой литературы:

1. «Дошкольное воспитание» № 9, М., 2000.

2. Гордеева В. В. «Правовое воспитание» - Волгоград, 2007.

3. Копытова Н. Н. «Правовое образование в ДОУ». М., 2006.

4. «Право есть и у меня». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».- № 11-С. 30-32, М., 2006.

5. «Наши права». // «Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки».- № 12-С. 27-28, М., 2004.

6. Доронова Т. Н. «Защита прав и достоинств маленького ребёнка», - М.: Просвещение, 2003.

7. Миков П. В. «Обеспечение прав ребёнка в образовательном процессе». М., 2005.

8. Соловьёва Е. В. «Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребёнка». М. ,2004.

Ведущая педагогическая идея.

Идея данной работы состоит в том, чтобы дать детям общее представление об их правах, познакомить родителей с правами детей.

ЗАДАЧИ:

На уровне детей:

- Прививать представление о правовых знаниях.

- Помогать обретать правовое мировоззрение и нравственные представления.

- Воспитывать чувство самоуважения и уважения к другим людям.

- Воспитывать в детях доброту, внимание к людям.

- Прививать чувство уважения к членам семьи.

- Прививать потребность радовать близких добрыми делами и заботливым отношением.

- Воспитывать чувство семейной сплочённости.

- Познакомить с правом ребёнка воспитываться в семье.

- Познакомить с правом на любовь и заботу.

На уровне родителей:

- Повысить уровень правовой и педагогической культуры родителей.

- Оградить родителей от возможных приёмов в воспитании своих детей телесных наказаний, угроз и проявлении чрезмерной строгости.

Технология опыта.

В основу моего опытаработы легли следующие принципы:

- принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную, целенаправленную работу по правовому воспитанию;

- принцип последовательности в воспитании: от моральных чувств через упражнения и навыки к формированию нравственных убеждений;

- принцип непрерывности и целостности, которые помогают привести содержание образования в соответствие с возрастными особенностями детей;

- принцип доступности, предполагающий, что, во-первых, сообщаемая система знаний основана на имеющихся у ребенка знаниях, на его жизненном опыте;

- принцип адресного подхода в формировании права, предполагающий использование особых форм и методов работы, осуществление индивидуального дифференцированного подхода в работе с семьей с учетом образования родителей, жизненного опыта, степени участия родителей в воспитании и обучении детей;

- принцип личностно-ориентированного подхода к семьям с низкой общей и педагогической культурой, признаками которого является построение взаимоотношений между участниками образовательного процесса на основе сотрудничества.

Предполагаемый результат.

Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально -правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке. При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в снижении уровня агрессии у детей, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров.

Трудоёмкость опыта.

Организация данной работы не трудоёмка при наличии следующих ресурсов и условий:

- Демонстрационного материала (плакаты с геральдикой, фотографии города и страны, иллюстрации по правам ребенка, иллюстрации к сказкам);

- Аудиозаписи Гимна России, песен о родном городе и стране, литературных произведений.

- Видео-презентаций к мероприятиям.

- Технических средств (диапроектор, экран).

- Наглядно-дидактическая оснащенность.

- Тесное сотрудничество педагогического коллектива с родителями.

Трудности при применении данного опыта обучению правовому воспитаниюмогут заключаться в следующем:

- применении методов и приёмов работы с детьми, исходя из индивидуальных особенностей;

- планировании и построении занятий с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Адресность опыта.

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Публикации по теме:

Инновационный педагогический опыт «Формирование здорового образа жизни детей младшего дошкольного возраста» "Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Педагогический опыт работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Автор: Белова Аксана Ивановна. «Страна, забывшая свою культуру, историю, традиции и национальных героев- обречена на вымирание». Л. Н. Толстой.

Педагогический опыт работы «Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста» Мною разработан и обобщён опыт работы по теме «Воспитание культуры поведения» в 2014-2015г. с детьми старшей группы. Актуальность: Культура.

Педагогический опыт «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности» «Искусство актера заключается в речи и в движении тела» И. Гёте Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных.

Педагогический опыт: «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством театрализованной д-сти» Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Именно дошкольное.

Педагогический опыт «Cенсорное воспитание как средство развития детей раннего возраста» СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА. Моя педагогическая деятельность связана с детьми раннего возраста. Возраст.

Педагогический опыт воспитателя «Формирование навыков безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться своим педагогическим опытом по воспитанию навыков безопасного поведения у детей старшего.

Передовой педагогический опыт «Формирование математических представлений у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 Советского района Волгограда» Передовой педагогический.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста Из опыта работы. Правовое воспитание детей дошкольного возраста. В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Педагогический опыт «Правовое воспитание детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 октября 2016 в 10:39
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
29 сентября. Всемирный день сердца

Сердечному вопросу посвящен очередной тематический день....

29 сентября. День эколят – защитников природы

С 2014 года непременными участниками практически всех детских праздников и мероприятий экологической направленности в России стали эколята - сказочные защитники природы. Ёлочка, Шалун, Умница и Тихоня...

Мастер-класс «Стаканчики для карандашей»
«Стаканчик для карандашей» Назначение: Украшение для уголка рисования «Веселый карандаш». Цель: Изготовление декорированного стаканчика для...
Дидактическая игра «Какая каша»
Хочу поделиться опытом создания игры "Какая каша", которая будет способствовать обогащению словарного запаса, развитию речи, памяти, внимания у дошкольников....
Совместные поделки детей с родителями «Дары Осени»
Соколенко Наталья Совместные поделки детей с родителями на тему "Дары Осени" Каждую осень природа одаряет нас своими плодами, разноцветными листьями и яркими...