МААМ-картинки

Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации»

Наталья Шестакова
Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации»

Актуальность

В настоящее время произошли кардинальные изменения в общественной и экономической жизни нашего государства, наступил век нанотехнологий и информатизации, обществу требуются личности инициативные, способные нестандартно мыслить, быть готовыми к активности творческого характера, умеющие создавать креативные продукты своей деятельности. С психологической точки зрения дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Данный аспект находит отражение в формулировках ФГОС, предполагающих как «развитие продуктивной деятельности», так и «творчества» дошкольников.

Публикация «Педагогический опыт работы „Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации“» размещена в разделах

Проблема

Творческие личности нужны были во все времена, так как именно они определяют прогресс человечества. Решение данной проблемы начинается уже в дошкольном детстве, поскольку именно этот возраст является сензитивным для развития и формирования творческой личности.

Отсюда вытекает необходимость занятий не только изобразительным искусством, но и специфичными видами изобразительного творчества, в том числе и аппликацией. Эта проблема актуальна на сегодняшний день. Это подтверждается тем, что работа по аппликации в современных условиях педагогического процесса вынесена за замки занятий, и практикуется в виде совместной или самостоятельной деятельности детей, что не способствует формированию и развитию у детей основных ЗУН по аппликации.

Цели и задачи

Новизна моего опыта

«Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму»

Восприятие мира ребенка дошкольного возраста идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую, исследовательскую деятельность, с удовольствием манипулируют разными предметами.

Цель: создание условий для развития художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности.

Для достижения этой цели в работе определила следующие задачи:

1. проанализировать исследования по проблеме творческих способностей в отечественной и зарубежной психологии;

2. изучить содержание и специфику художественного творчества детей в технике аппликации (традиционная и нетрадиционная);

3. продиагностировать художественно – творческие способностей детей дошкольного возраста;

4. выявить уровень развития творческих способностей детей среднего и старшего дошкольного возраста;

5. создать условия для обогащения и накопления творческого опыта детей в ходе изобразительной деятельности - аппликации;

6. разработать развивающую программу кружка по развитию творческих способностей на занятиях по изобразительной деятельности;

7. взаимодействовать с родителями в процессе формирования у детей творческих способностей;

8. реализовывать системы мероприятий, направленной на повышение уровня изобразительно-творческой деятельности детей.

Система педагогической работы.

В 2014 году я начала работу с детьми по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации». Свою работу я начала со сбора и анализа информации по данной проблеме, изучила исследования ученых, психолого-педагогическую литературу по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Анализ научно-методической литературы, связанной с темой моей работы, позволил определить круг вопросов, выявить условия, при которых воспитание художественное развитие детей будет происходить наиболее успешно. Выявление способностей у детей и правильное их развитие – одна из важнейших педагогических задач. И решаться она должна с учётом возраста детей, психофизического развития, условий воспитания и других факторов.

На первоначальном этапе работы над темой изучила имеющиеся методические разработки по данной проблеме исследования: Ю. В. Рузанова «Развитие моторики рук у дошкольников в нетрадиционной изобразительной деятельности», А. М. Вербенец «Образовательная область «Художественное творчество»», программа художественного воспитания обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки» И. А. Лыковой, а также Примерная общеобразовательная Программа под редакцией Веракса», систематизировала полученные знания.

Работа по художественно-эстетическому воспитанию детей, проводилась в течение четырёх лет, с августа 2014 по май 2017г.

1 этап – начальный (констатирующий) – август 2014г. – сентябрь 2014 г. Выявить уровень развития младших дошкольников в области изобразительной деятельности. На данном этапе решалась первая задача работы : сбор и анализ информации по данной проблеме на основе

диагностики художественно-творческого развития детей.

2 этап – основной (формирующий) – октябрь 2014г. – апрель 2017г. На данном этапе, мной был разработан перспективный план работы с детьми по проблеме, намечены мероприятия по художественно-эстетическому развитию детей, проводилась апробация системы работы.

3 этап – заключительный (контрольный) – май 2017 года. На

заключительном этапе подводились итоги работы для решения обозначенной

проблемы, диагностика.

Этапы осуществления опыта работы включали в себя :

диагностика творчески-художественного развития детей в группе;

составление перспективного плана кружка;

организация кружка;

создание предметно-развивающей среды;

совместная деятельность педагога с детьми;

участие в городских и всероссийских конкурсах;

работа с родителями;

повторная диагностика творчески-художественного развития детей, проведение анализа полученных результатов;

перспектива дальнейшей работы.

Исходя из полученных данных, мною были составлены перспективно-тематические планы кружковой работы - перспективно-тематический план кружка «Мастерилка» (подготовительная группа, «Умелые ручки» (вторая младшая, средняя и старшая группа). (ПРИЛОЖЕНИЕ). Тематическое планирование материала согласуется со временем года, с сезонными явлениями, с программой ознакомления с окружающим. При планировании занятий по ознакомлению с величиной, формой, цветом предметов учитываю возраст детей, уровень их развития. Основной идеей

кружка, является разные виды аппликации, как традиционные, так и нетрадиционные техники, что позволило работать мне по намеченной теме в системе. Также будет использоваться аппликация с природным материалом, а также работа с разными видами круп. В процессе организации кружка происходит реализация знаний, впечатлений, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.

Работа по кружка проходила как фронтально, так и коллективно. При разработке данной программы отбирала наиболее интересные доступные темы, сюжеты, которые смогли бы завлечь ребенка и помочь ему раскрыться. Постоянно подбирала соответствующие игры с движением, пальчиковую гимнастику, разминку для рук.

При разработке содержания своей педагогической работы с детьми в группе я учитываю следующие принципы направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребёнка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию;

2. принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей;

3. принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения: познавательной, воспитательной, развивающей. Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делается акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач; стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность;

4. принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера;

5. принцип дифференциации, учета индивидуальности. Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности. Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе

освоения изобразительной деятельности с учетом возраста, пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы;

6. принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьёй, а также при перспективном планировании с учётом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности.

Чтобы спланированная работа в группе по художественно-творческой деятельности была успешной необходимо применение эффективных методов и приемов в организации занятий и дидактических игр. В процессе развития художественно-творческих способностей средствами аппликации я использую методы :

- наглядные (картины, образцы работ, фотографии и др.);

- практические (специально организованные занятия (кружок) по ручной умелости (конструирование, ручной труд, аппликация, лепка, рисование);

- словесные (беседы, игры, художественное слово);

- игровые.

Игровые методы и приёмы помогают мне в работе с детьми. Ведь игра — это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры — нравственные и эстетические.

На занятиях использую такие игры как:

художественно-развивающие — «Облака», «Тени», «Лесной подарок» и др. ; графические; творческие.

Для активизации творческого воображения и мышления использую следующие приемы:

Приемы ТРИЗ-технологий, например даю детям задание нарисовать рисунок по фантазийным темам «Пейзаж – пойди туда, не знаю куда», «портрет пришельца»; рисование по необычным словам которые

придумывают сами дети «Снегоеды», «Зайцемух»; Рисование и лепка по ассоциативным темам «Грусть», «Злость», «Радость».

Экспериментирование с изобразительными материалами и техниками. Это игры – опыты по смешиванию цветов, опыты с фактурными отпечатками, опыты с бумагой, рисование соком овощей и фруктов.

Использование нетрадиционных техник изображения, которые стимулируют творчество, вызывают интересные ассоциации.

Использование приема сотворчества и коллективных работ.

Дети выполняли коллективную аппликацию на обоях, изображали улицу города, вырезали и приклеивали дома, машины, людей используя вырезки из журналов, делая работу в технике коллажа. Это панно потом долго украшало группу. Вместе с детьми выпускали газету – коллаж «Как хорошо у нас в саду», «Все профессии важны», «Что готовит моя мама!».

Их выбор и сочетания зависят от индивидуальных особенностей и возможностей детей, а также от педагогических задач.

Особое внимание я проявляла при планировании индивидуальной работы с детьми. Важно было помнить, чтобы эта работа не превратилась в дополнительные занятия, а заинтересовывать и вызывать желание детей заняться художественным творчеством.

Показатели, которые учитываю при планировании с индивидуальной работы с детьми :

• уровень знаний (осознанность и действенность);

• характер и длительность работоспособности;

• характеристики переключения мыслительных процессов;

• степень активности и самостоятельности;

• личное отношение к обучению;

• наличие познавательных интересов;

• степень волевого развития.

Второй этап деятельности по своей теме я начала с обогащения предметно-развивающей среды. Так в группе появился «Центр искусства и творчества» ( с разнообразными традиционными и нетрадиционными инструментами и материалами для изобразительной деятельности и художественного труда: кисточки, карандаши, фломастеры, краски, пластилин, штампы для печатания, коктельные трубочки, ватные палочки, бумага разного качества, вата, синтепон, пряжа, бросовый материал и т. д. В уголке есть стенд для выставки детских работ. Основная цель этого центра в активизации детского художественного творчества, обогащение опыта творческой деятельности.

Большое внимание я уделяю в решении организации здоровьесберегающего процесса на занятиях с детьми. Создаю условия для детей, а именно гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика, гимнастика дыхательная, физкультминутки, подвижные сюжетные игры.

Использование современных технологий

Игра — наиболее доступный для детей вид деятельности. Исследования Л. А. Венгера, Н. Я. Михайленко, К. С. Егоркиной, Е. В. Зворыгиной, Н. Ф. Комаровой составили основу для разработки игровых технологий в педагогическом процессе в детском дошкольном учреждении.

С помощью игровых технологий развиваю и творческие способности детей. У детей формируется гибкое, оригинальное мышление. Например, на занятиях по ознакомлению детей с художественной литературой (совместный пересказ художественных произведений или сочинение новых сказок, историй) воспитанники получают опыт, который позволит им играть затем в игры - придумки, игры – фантазирования. Формирование у детей интереса к продуктивной деятельности, и развитию художественно - творческих способностей осуществляю через создание игровых образовательных ситуаций, на одних - дети погружаются в мир красоты, открывают для себя красоту окружающего мира, природы, предметов искусства, знакомятся с жанрами искусства (портрет, натюрморт, пейзаж,

например «Мир натюрморта», «Секреты художника портретиста», «Как цвет помогает понять настроение картины?»; на других – осваивают новые способы действий с материалами, экспериментировали с цветом, с разными фактурами бумаги «Можно ли рисовать без красок?», «Как слепить бусы из муки?», «Можно ли сделать аппликацию пушистой.

Большой потенциал для развития художественно – творческих способностей дошкольников заложен в совместной со взрослыми и самостоятельной деятельности детей. Моим ребятам очень нравится организовывать выставки своих работ, где они бывают главными экскурсоводами, мы вылепили «Пластилиновый театр» и показывали сказки малышам, делали макет нашего садика, макеты «На крайнем севере», «Деревенский дворик», создали коллаж «Вот уж эти Пушистики!» (аппликации из пряжи, ваты, пуха).

Большую помощь в реализации задач моей работы по художественно-эстетическому воспитанию оказывают проектные технологии. В ней развивается у детей самостоятельная, исследовательская, познавательная, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Знания, которые ребёнок получает в ходе работы над проектом, становятся

его личным достоянием и прочно закрепляются в уже имеющейся системе знаний об окружающем мире. При использовании метода проектов, учитывала принцип интеграции с другими образовательными областями. Так, например, в проекте «В гостях у дяди Федора» дети учились создавать натюрморты из фруктов и овощей, лепили Пугало, делали аппликацию сельскохозяйственной техники, одновременно обогащая свои знания о сельскохозяйственном труде. В проекте «В лесу родилась елочка» дети узнали много нового о елке, о традициях празднования Нового года, научились изготавливать объемную елочку из разных материалов: бумаги, мишуры, пряжи, перьев. Обязательно в конце каждой игровой ситуации провожу анализ детских работ, уделяю этому большое внимание. Достижения ребенка оцениваю с его личными возможностями и в сравнении с его же прежними рисунками, обстоятельно аргументирую оценку, которой придаю позитивный характер. Стимулирую и поддерживаю проявление самостоятельности и активности детей, инициативу и аккуратность детей : поддержание порядка на столе, планировании своей деятельности, для этого использую пооперационные карты с изображением процесса выполнения. Реализация проекта «Люблю берёзку русскую» научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы. Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Для эффективной реализации проектов, мне способствовало активное участие родителей: в подборе литературе, совместной работе с детьми дома, экскурсии, прогулки семейные, организации выставок, совместных игр с детьми. В реализации проектов я использую литературу Е. В. Михеева «Современные технологии обучения

дошкольников», Киселевой Л. С., Данилиной Т. А. «Проектный метод в деятельности ДОУ», Масленникова О. М., Филиппенко А. А. «Экологические проекты в детском в детском саду.

Грамотное использование современных информационно- коммуникационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности. Показав информацию на экране в игровой форме, я вызываю у детей огромный интерес. В доступной форме, ярко, образно, преподношу детям материал, что соответствует наглядно-образному мышлению.

Любая экскурсия требует соответствующей подготовки и планирования. Помогает мне в этом ИКТ, в свободное время показываю познавательные мультфильмы, слушание аудиозаписей, например «Звуки леса» «Гимн России» и т. п., знакомлю с трудом взрослых на мультимедийных проекторах.

«Виртуальная экскурсия» даёт возможность посетить недоступные места, предложив уникальное путешествие детям.

Роль виртуальных экскурсий велика, так как ребенок может являться активным участником событий данной экскурсии. Например: «Экскурсия по Эрмитажу», «По Красной площади», «Экскурсия в библиотеку», «Экскурсия в деревню Хохломы и Гжель».

Для таких экскурсий я использую интернет. Дети их принимают с огромным удовольствием.

Результат моей педагогической деятельности.

Проработав 3 года по теме своего педагогического опыта работы : «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации» и проанализировав работу по изобразительной деятельности, я пришла к выводу, что в ней недостаточно представлен такой вид детской изобразительной деятельности, как аппликация. Аппликация из бумаги не только интересное и увлекательное занятие, доступное дошкольникам, но и полезное для их развития. Систематическое использование занятия аппликацией повысят самооценку ребёнка, уверенность в его силах и возможностях, будут способствовать развитию творчества и фантазии, цветового восприятия, мелкой моторики руки.

По итогам проведённой моей работы видно, что обучение детей традиционным и нетрадиционным способам аппликации активизирует познавательный интерес, формирует эмоционально положительное отношение к процессу аппликация, способствует эффективному развитию воображения и восприятия.

В результате проделанной работы сделала для себя вывод, что залогом успешного развития творческого воображения детей являются :

1. систематическая работа с использованием как традиционных, так и

нетрадиционных техник на занятиях по аппликации;

2. создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности самовыразиться через изобразительную деятельность;

3. общение и взаимодействие с ребёнком;

4. творческий рост педагога, воспитание собственной креативности.

Мои достижения в работе.

Создала развивающую среду в группе.

Родители стали активными субьектами творческого процесса, повысили психолого – педагогическую компетентность в области детской продуктивной деятельности.

Систематизировала и обогатила, применила на практике свои знания об инновационных формах, методах и приемах формирования художественно – творческих способностей детей дошкольников.

Разработала перспективный план кружка по ОО «Художественно-эстетическое развитие» с уклоном на аппликацию.

Для детей :

дети стали увлекаться продуктивной деятельностью, их поделки отличаются новизной и оригинальностью;

появилась самостоятельность в выборе темы для сюжета, в выборе изобразительных средств и материалов;

появился интерес к творческому экспериментированию;

дети научились выполнять задания повышенной сложности по всем разделам программы, причем они это делают в более короткие сроки;

субъективная новизна, оригинальность и вариативность как способов решения творческой задачи, так и продукта детского творчества;

у детских работ появился индивидуальный почерк;

у детей развилась усидчивость и трудоспособность;

повысился уровень ручной умелости, координации движений;

дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощенными, инициативными, научились более свободно выражать свои мысли;

у детей развилось чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия, чувство фактурности и объёмности;

дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения;

повысился уровень художественно – творческих способностей.

В настоящее время мои воспитанники подготовительной к школе группы № 5 являются активными участниками творческих конкурсов самого разного уровня. Так, с 2014 г. — по 2017 г. дошкольники были награждены дипломами лауреатов Международного конкурса рисунков и поделок «Отчества сыны», «Космические фантазии», «Маша и медведь», «Пушистые снежинки», «Незнайка и его друзья», «Новый год любимый праздник», «Попугай Кеша», «Умелые ручки», «Женский день 8 марта»; дипломами победителей участников соревнований «Малые Олимпийские игры г. Благовещенска; областного конкурса творческих работ «В каждом ребёнке солнце»; победителями конкурса художественного творчества по пожарной безопасности «Неополимая Купина» на базе нашего детского сада.

Заключение

В ходе своей работы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации», я постаралась развить у детей интерес к познанию и исследованию мира, чтобы ребенок в процессе развития этого интереса мог реализовать свои творческие способности.

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по художественно-изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста через продуктивный труд дала позитивный результат: дети все более уверено работают в знакомых техниках; более точно производят свои детские работы, дети стали более сосредоточенными, внимательными, самостоятельными. Их работы приобрели осознанный, осмысленный и целенаправленный характер. В процессе художественного творчества дети сразу смогли увидеть результат своей работы, причем, всегда положительный, а значит, у ребенка появится чувство удовлетворения, желание ещё творить и созидать, доводить начатое дело до конца.

Значение аппликации как средства развития творческих способностей детей дошкольного возраста состоит в том, что она прививает ребенку любовь к творчеству и инициативе, стремление воплотить оригинальный замысел в аппликации с помощью аппликационных техник. Главное при работе над аппликацией – это атмосфера творчества, дающая ребенку радость открытий, самостоятельного создания детьми оригинальных образов.

Таким образом, подводя итоги мой педагогической работы, направленной на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности, а именно аппликации можно отметить, что у детей повысился не только уровень творческих художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост всех субъектов творческого взаимодействия, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей в процессе обучения вычислительной деятельности у детей старшего дошкольного возраста (Слайд 1) Разрешите представить вашему вниманию исследование на тему «Развитие творческих способностей в процессе обучения вычислительной.

Инновационный опыт работы «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста через игровую деятельность» Содержание: 1. Вступительная часть 2. Основная часть 2.1. Практический раздел 2.2. Методы и приемы 3. Заключение 4. Литература «Игра это.

Из опыта работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрального искусства» Искусство театра - самое передовое, жизнерадостное, светлое, человеческое. Велико мастерство всех создателей и участников театральных спектаклей.

Опыт работы «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в процессе экспериментирования» В условиях быстроменяющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому,.

Опыт работы воспитателя по теме «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в содружестве с родителями» Опыт работы воспитателя муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 36 комбинированного вида» городского.

Педагогический опыт «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста» Тема: «Развитие математических способностей детей старшего дошкольного возраста»Обоснование перспективности и актуальности опыта. Его значение.

План работы по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста» во второй младшей группе Перспективный план работы. Месяц Формы работы Сентябрь Оснащение С детьми С педагогами С родителями 1. Организация предметно-развивающей.

Проект «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД N 15» (МБДОУ ДС N 15) Проект на тему:" Развитие творческих.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционной техники аппликации Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 289 Красноармейского района Волгограда» РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста» Сообщение из опыта Яковлевой Н. П. по теме: «Развитие коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста на занятиях театрального.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический опыт работы «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе аппликации»
Опубликовано: 14 августа 2019 в 14:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД