МААМ-картинки

Педагогический проект «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте»

Инна Куфтова
Педагогический проект «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте»

Вид проекта : коррекционно-развивающий

Тип проекта :

1. По характеру содержания: практико-ориентированный

2. По срокам реализации: долгосрочный

3. По количеству участников: групповой

Участники:

• Воспитанники старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Почемучки» МБДОУ детский сад №9 «Ромашка»

• Родители (законные представители) воспитанников с речевыми нарушениями

• Учитель-логопед

I. Целеполагание

Актуальность

Публикация «Педагогический проект „Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте“» размещена в разделах

На современном этапе проблема профилактики здоровья детей раннего возраста является одной из самых актуальных. Перед нами, взрослыми (родителями и педагогами) стоит очень важная задача – воспитать здорового человека, человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого, в соответствии с ФГОС.

Быть здоровым – естественное желание каждого человека. Зрение – самый мощный источник наших знаний о внешнем мире, воспринимающий 80 % всей поступающей информации. Исследования физиолога В. Ф. Базарного показали, что к основным причинам нарушения зрения относятся:

• патология беременности,

• низкий уровень физической активности детей раннего возраста.

Проблема:

• несвоевременная профилактика зрения;

• пагубного влияния дисплеев и компьютеров на зрение;

• полное отсутствие или частичное просвещение родителей и детей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.

Цель: Формирование у дошкольников и их родителей элементарных представлений о роли зрения в жизни любого человека и способах профилактики нарушений зрения у детей.

Задачи:

• Просвещение дошкольников и их родителей по вопросам охраны, гигиены и укрепления здоровья глаз.

• Создание активной позиции детей и родителей в совместной работе по профилактике нарушений зрения.

• Изучение и внедрение зрительной гимнастики на занятиях по обучению грамоте для профилактики нарушений зрения воспитанников.

• Разработка картотеки зрительной гимнастики на занятиях по обучению грамоте для профилактики нарушений зрения воспитанников.

• Апробация данной модели на практике.

Продукт:

• создание системы работы, позволяющей внедрить зрительную гимнастику в коррекционо-развивающую деятельность учителя-логопеда;

• разработка методических рекомендаций для родителей по использованию зрительной гимнастики в домашних условиях.

Ожидаемый результат: воспитанники успешно освоят зрительную гимнастику, которая снизит риски развития нарушений зрения при работе с букварем и рабочей тетрадью на занятиях по обучению грамоте. У родителей сформируется устойчивый интерес к проблеме укрепления и сохранения зрения детей.

Зрительная гимнастика - это комплекс офтальмологических упражнений, способствующих снятию зрительного напряжения, укреплению глазных мышц и улучшающий кровоснабжение и обменные процессы в глазах.

Продолжительность зрительной гимнастики 3-5 минут.

Принципы организации зрительной гимнастики с детьми :

• индивидуальный подход с учётом возраста;

• регулярность проведения;

• постепенное увеличение нагрузок за счёт регулирования времени, скорости и сложности упражнений;

• развитие интереса у детей к этому виду упражнений.

Условия проведения зрительной гимнастики :

- фиксированное положение головы (дети стоят, стараясь не поворачивать головы; дети сидят за столами, опираясь подбородком на ладони; дети лежат на ковре руки за головой. Фиксированное положение головы необходимо для того, чтобы заставить работать глазодвигательные мышцы, если это условие не соблюдается, то работают мышцы шеи, но не глаз.

-соблюдение длительности и частоты проведения зрительной гимнастики (4-5 минут в старших группах).

- выбор зрительных упражнений для занятий определяется : характером и объёмом интеллектуального напряжения, объёмом двигательной активности, интенсивности зрительной работы.

- возможно сочетание зрительной гимнастики с физкультурными упражнениями, при этом допустимы повороты головы в соответствии с упражнениями.

В работе используются разные виды зрительной гимнастики : с использованием художественного слова, с предметом, с сигнальными метками, с индивидуальными, настенными и потолочными офтальмотренажерами, а также электронные зрительные гимнастики. Основные виды офтальмологических упражнений: вертикали, горизонтали, диагонали, расслабление, тёмное расслабление, удивление, моргание, вращение.

II. Разработка проекта

Реализация проекта «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте старших дошкольников с ТНР» рассчитана на учебный год (с сентября по май) с выделением следующих этапов:

Подготовительный

Организационно-практический

Заключительный

Механизм реализации:

Строго выполняются требования к освещению рабочего места каждого ребёнка. Пособия подбираются с четким изображением, средних и крупных размеров, основных цветов и оттенков. Демонстрация пособий и изображений проводится на расстоянии не более 1 метра. Детям разрешается во время занятий подходить ближе к объекту или демонстрационному материалу для лучшего его рассмотрения.

В целях охраны зрения непрерывная продолжительность работы зрительного анализатора строго регламентируется, согласно рекомендациям Л. И. Григорян и Т. П. Кащенко. Педагог следит за посадкой детей за столы на занятиях.

При организации гимнастики важно учитывать возраст дошкольников. В старшем дошкольном возрасте мотивировать ребят можно познавательной беседой: рассказать им о строении человеческого глаза, о необходимости ухода за ним. Любознательным воспитанникам будет интересно также узнать отличия в устройстве глаза человека и различных животных (например, у крокодила глаза расположены по бокам головы и имеют три века).

Специальные упражнения для глаз, разработанные Э. С. Аветисовым, Ю. А. Курпан, Е. И. Ливадо (1984, Н. И. Пильман (1979, Е. И. Ковалевским (1976, эффективно используются в работе с детьми.

Лечебно – профилактические гимнастики можно разделить на несколько групп упражнений:

• упражнения для глазодвигательных мышц. Эти упражнения тренируют мышцы, улучшают кровообращение глаз, снимают напряжение с них. На их проведение требуется 3 минуты;

• упражнения для снятия напряжённости и утомления с глаз. Эти упражнения должны быть обязательно включены в занятия, поскольку самая главная причина в ухудшения зрения – это переутомление глаз. Выполнять их нужно как можно чаще. Времени занимают не много – 1-2 минуты;

• упражнения для тренировки аккомодации цилиарной мышцы по принципу близко – далеко;

• другие полезные упражнения.

К лечебно – профилактическим гимнастикам относятся :

Гимнастика для глаз, созданная по методике профессора офтальмологии Эдуарда Сергеевича Аветисова:

– 1 комплекс гимнастики направлен на улучшение кровотока и циркуляции жидкости внутри глаза (упражнения выполняются сидя);

– 2 комплекс – «бальзам» для всех глазных мышц (упражнения выполняются сидя);

– 3 комплекс – тренирует зрение и совершенствует аккомодацию глаз (упражнения выполняются стоя);

– 4 комплекс – «Метка на стекле» тренирует глазные мышцы, сокращение мышц хрусталика, способствует профилактике близорукости.

Гимнастика для глаз по методике Мирзакарима Санакуловича Норбекова.

Гимнастика по методике профессора Жданова Владимира Георгиевича, профессора.

Метод врача – офтальмолога Бейтса – «пальминг» – направлен на успокоение нервной системы и снятии напряжения с глаз. Пальминг – упражнение, смысл которого состоит в том, чтобы изолировать глаза от внешних зрительных впечатлений. Для этого нужно не только закрыть глаза, но и плотно прикрыть их ладонями. Перед началом пальминга дети готовят ладони к упражнению, потирая одну о другую, чтобы они стали тёплыми и мягкими. Это упражнение, которое длится от 50 секунд до 2 минут, желательно сопровождать спокойной музыкой. Пальминг можно использовать на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях, во время различных режимных моментов, в положении стоя, сидя, лёжа.

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определенные условия:

Условия реализации проекта следующие :

1. Занятия проводятся два-три раза в неделю.

2. Занятия проводятся в доброжелательной обстановке.

3. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.

4. Упражнения проводятся стоя или сидя.

5. Упражнения выполняются в медленном темпе от 3 до 5 раз.

6. Все указания даются чётко, спокойно.

Этапы реализации проекта.

I этап – организационно-подготовительный

Задачи Форма реализации

1 Подбор программно-методического обеспечения. За основу были приняты: Гимнастика для глаз, созданная по методике профессора офтальмологии Эдуарда Сергеевича Аветисова, Мирзакарима Санакуловича Норбекова, профессора Жданова Владимира Георгиевича,

врача – офтальмолога Бейтса.

2 Пополнение и модернизация развивающей среды. Методическая подборка дидактического материала для разных видов зрительной гимнастики : с использованием художественного слова, с предметом, с сигнальными метками, с индивидуальными, настенными и потолочными офтальмотренажерами, а также электронные зрительные гимнастики.

3 Выбор метода диагностики и подбор диагностического материала. По таблицам офтальмолога Орловой или Головина.

4 Работа с родителями Ознакомить родителей с проектом, рассказать о значимости гимнастики для зрения. Предложить родителям самим освоить данные упражнения. Разместить в родительский уголок: статьи, рекомендации, консультации, памятки по теме проекта.

II этап – Рефлексивно-диагностический.

1 Сбор медицинских данных о состоянии зрительного анализатора воспитанников, при необходимости самостоятельная проверка зрения. По таблицам Орловой или Головина. В индивидуальном порядке с последующим анализом полученных результатов, для планирования педагогического процесса и прогнозирования желаемого результата

III этап – Практическая реализация проекта.

1 Работа с воспитанниками: зрительная гимнастика с

• использованием художественного слова,

• предмета,

• с сигнальными метками,

• с индивидуальными, настенными и потолочными офтальмотренажерами,

• электронные зрительные гимнастики. Использование комплексов разнообразных зрительных гимнастик на занятиях по обучению грамоте при работе с книгой и рабочей тетрадью.

Работа с родителями (законными представителями)

• Индивидуальные консультации,

• статьи,

• памятки по теме проекта.

Библиографический список

1. Демирчоглян Г. Г Как сохранить и улучшить зрение// Донецк: Сталкер,1997

2. Зрительная гимнастика для детей 2-7 лет/ авт-сост. Е. А. Чевылова. – Волгоград: Учитель, 2012. – 123 с.

3. Никулина Г. В. Охраняем и развиваем зрение. – М. : Детство-Пресс. 2002

III. Перспективный план работы по проекту.

Перспективный план работы по проекту представлен в Приложении 1.

IV. Презентация проекта.

Презентация проекта (защита на итоговом педагогическом совете ДОУ) в конце учебного года.

Публикации по теме:

Аквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаАквагимнастика — здоровьесберегающая образовательная технология для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Речь-это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Г. Гегель. Правильно говорить в наше время могут.

Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольниковЦветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников Цветотерапия, как инновационная здоровьесберегающая технология для оздоровления и всестороннего развития детей дошкольников. Предлагаю вашему.

Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технологияФакультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология Факультативный курс по духовно-нравственному воспитанию младших школьников «Мы вместе» как здоровьесберегающая технология в начальном образовании.

Использование интерактивной доски на занятиях по обучению грамотеИспользование интерактивной доски на занятиях по обучению грамоте Мы живем в XXI веке, веке высоких информационных технологий. Это период, характеризующийся небывалым ростом объема информационных потоков.

Консультация для родителей «Гимнастика для глаз» Очень важно помнить и не забывать, что зрение нужно беречь с раннего детства. А взрослые должны этому уделять большое значение. Сейчас.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Гимнастика для глаз как здоровьесберегающая технология на занятиях по обучению грамоте»
Опубликовано: 25 февраля 2024 в 22:45
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД