Приложение МААМ

Педагогический проект «Красота русской Гжели» (8 фото)

Анжелика Сенькина
Педагогический проект «Красота русской Гжели»

Участники: дети подготовительной группы, воспитатель, родители.

Тип проекта: краткосрочный, познавательный, творческий.

Срок реализации: 27.01.2025-31.01.2025 гг.

Актуальность:

Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество, созданное на протяжении многовековой истории. Поэтому у дошкольников необходимо формировать художественный вкус, приобщать к искусству и художественной деятельности. Чтобы ощутить духовную жизнь своего народа, нужно знакомить детей с его историей и культурой, тем самым развивать предпосылки к художественному творчеству.

Публикация «Педагогический проект „Красота русской Гжели“» размещена в разделах

В современных программах по обучению дошкольников темы по ознакомлению детей с народным творчеством, с истоками родной культуры, ее богатством, подлинной красотой затрагиваются поверхностно. В них отсутствует широкий спектр обучающих и воспитательных задач по декоративно-прикладному искусству «Гжель». Проектная деятельность дает возможность всем участникам педагогического процесса в ДОУ более глубоко погрузиться в изучение данной темы.

Педагогический проект «Красота русской Гжели», в первую очередь, направлен на активизацию интереса детей-дошкольников к изучению и выявлению особенностей культурного наследия своего народа. Знакомит с разнообразием форм и методов работы гжельских мастеров. Предоставляет возможность детям проявить свои творческие способности через разнообразные формы продуктивной деятельности, пополнить свой багаж знаний об особенностях росписи и изготовлении Гжели в целом.

Таким образом, тема декоративно-прикладного искусства «Гжель» в детском саду очень интересна, многогранна и достаточно актуальна. Она помогает развивать не только творческую личность в подрастающем поколении, но и любовь к родному дому, к своей стране.

Цель: создание педагогических условий для формирования знаний, умений и навыков у детей по теме русского народного промысла «Гжель».

Задачи:

Образовательные:

1. Расширить представление детей о гжельской росписи, ее истории возникновения, значимости для русского народа.

2. Формировать умение различать особенности цвета, узора росписи, характерных отличительных особенностей изделий Гжель.

3. Познакомить с такими понятиями гжельской росписи, как мазок с тенью (фигурный мазок с тенью, гжельская роза – Агашка, капелька, бордюры – точки, линии, сетка).

4. Развивать умение составлять декоративные композиции на листе бумаги и из пластилина, используя элементы гжельской росписи.

5. Совершенствовать навыки работы с красками, палитрой, кистями разных номеров.

Развивающие:

1. Способствовать развитию творческих способностей детей, потребности в создании красивых и интересных композиций.

2. Развивать у детей внимание, память, усидчивость, творческое мышление, фантазию.

3. Способствовать развитию сенсорной чувствительности, восприятия цвета, формы, фактуры.

4. Развивать мелкую моторику.

5. Способствовать развитию нравственных, патриотических и эстетических качеств личности ребенка.

Воспитательные:

1. Воспитывать любовь к русскому народному творчеству.

2. Воспитывать у детей усидчивость, аккуратность, взаимовыручку, настойчивость в достижении поставленной цели.

3. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

4. Воспитывать умение общаться со сверстниками и работать в коллективе.

План реализации проекта

1. Подготовительный этап.

1. Изучение методической литературы по теме проекта.

2. Формирование цели, задач, гипотезы, ожидаемых результатов проекта.

3. Планирование содержания педагогической системы работы по реализации проекта.

4. Формирование дидактического материала:

• иллюстраций, изделий Гжель;

• художественной литературы;

• материала для родительского уголка;

• видео-роликов, музыкального сопровождения продуктивной деятельности;

• физминуток, пальчиковой гимнастики.

2. Основной этап.

Реализация системы работы педагогического проекта.

3. Заключительный этап.

1. Создание мини-музея «Красота русской Гжели».

2. Подведение итогов работы.

3. Организация выставки творческих работ детей и педагога.

4. Оформление фотоотчета о проведенных мероприятиях в родительском уголке.

5. Размещение отчета по проведению проекта на странице сайта ДОУ.

Оборудование:

• ноутбук;

• аудиоплеер;

• проектор;

• иллюстрации гжельских изделий;

• подбор художественной литературы по теме, альбомов «Небесная Гжель» И. А. Лыковой «Гжель»;

• пошаговых инструкций рисования элементов росписи Гжель;

• физминуток, пальчиковых гимнастик;

• посуда и декоративные изделия;

• заготовки для росписи;

• гуашевые краски;

• кисти разных размеров;

• клеенки;

• салфетки;

• палитры;

• пластилин;

• стеки;

• атрибуты для подвижных игр.

Ожидаемые результаты:

Дети имеют четкие представления о народном промысле «Гжель», его происхождении, значении, этапы работы над изделием. У детей закреплены знания о цвете и элементах гжельской росписи, сформированы навыки их изображения на листе бумаги и при помощи пластилина. Дети учатся мыслить творчески и воплощать идеи в своих работах. Мелкая моторика рук более развита: укрепляется мелкая мускулатура пальчиков, формируется более четкая координация и согласованность движений пальцев рук.

Развиваются такие психологические процессы как, внимание, память, образное мышление. Проявляется интерес к созданию творческих работ, а также способность оценивать свою работу. Дети получают удовольствие, положительные эмоции от творчества, чувствуют уверенность в своих силах и возможностях.

Содержание проекта

1 день.

1. Коллективный просмотр видео роликов «Народный промысел Гжель», «Искусство росписи Гжель».

2. Рассказ воспитателя, беседа: «Всего два цвета? Чудеса!».

3. Рисование гжельской розы «Агашка»на тарелочке. Узор – мазок и фигурный мазок с тенью.

2 день.

1. Чтение и пересказ: «Нежно-голубое чудо». Авторская сказка М. Бобровой.

2. Лепка из пластилина: «Чайная пара». Узор – «капелька» и волнистый бордюр.

3 день.

1. Рассматривание альбомов «Небесная Гжель» И. А. Лыковой, «Гжель», С. Вохринцевой. Беседа о содержании альбома.

2. Разучивание стихотворения о Гжели:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми…

Так, что глаз не оторвать,

Ах, какая благодать.

С. Вахрушев

3. Рисование узора «Капелька» и «Сетка» - роспись кружки.

4 день.

1. Просмотр танца «Гжель». Музыка В. Темнова, стихи О. Левицкого – «Сказочная Гжель».https://youtu.be/9MgU4CAFvEg

2. Игровая деятельность. Русские народные подвижные игры. Подвижная игра: «Золотые ворота». Подвижная игра: «Колокольцы-бубенцы».

5 день.

1. Слушание песни «Незабудковая Гжель», музыка Ю. Чичкова, слова П. Синявского.

2. Посещение мини-музея группы «Красота русской Гжели».

3. Рисование гжельской масленки «Рыба-кит». Узор – прямые и изогнутые линии, точки, фигурный мазок с тенью.

Источники используемой литературы:

1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду.

2. Практическое пособие для педагогов дошкольных учреждений. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. – 74 с.

3. Боброва М. А. Небесная лазурь: М. А. Боброва//авторская сказка//Дошкольное воспитание. – СПб: 2006, №2 – 20 с.

4. Веракса Н. Е., Комарова Т. С., Васильева М. А. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования/Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева. – М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

5. Вохринцева С. Н. Гжель: познавательная и обучающая книжка-раскраска для детей дошкольного возраста/С. Н. Вохринцева/ - Е. : Издательство Страна фантазий, 2005. – 8 с.

6. Гжель. Керамика 18-19 веков. Керамика 20 века. – М. : ПЛАНЕТА, 1982. – 178 с.

7. Лыкова И. А. Небесная гжель: альбом для детского художественного творчества детей 3-7 лет: наглядно-методическое пособие для педагогов и родителей/И. А. Лыкова. – М. : Издательский дом Карапуз, 2008. – 10 с.

8. Н. С. Сурьянинова. «Синие цветы гжели». – М. : Малыш, 1986. – 14 с. Цв. Ил.

9. Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством» (цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста).

10. Чижкова Т. Н., Дорофеева А. Н, Гжель: наглядно-дидактическое пособие для детей 3-7 лет/Т. Н. Чижкова, А. Н. Дорофеева. – М: Мозаика-Синтез, 2003. – 10 с.

Фотоотчет на тему проекта «Красота русской Гжели»

Гжельская роспись на тарелках

Педагогический проект «Красота русской Гжели»
Фото «Красота русской Гжели»
Педагогический проект - фото
Фото №1 Участники дети подготовительной группы воспитатель родители

Занятие по конструирование кружек для дальнейшей росписи в стиле «Гжель».

Фото №2 Тип проекта краткосрочный познавательный творческий Фото №3 Срок реализации Фото №4 Актуальность Существенным содержанием русской культуры является его быт и творчество созданное на протяжении многовековой истории

Мини-музей группы.

Фото №5 Поэтому у дошкольников необходимо формировать художественный вкус приобщать к искусству и художественной деятельности
Публикации по теме:

Фотоотчет о творческих работах детей подготовительной группы. Рисование по мотивам гжели «Небесная красота»Фотоотчет о творческих работах детей подготовительной группы. Рисование по мотивам гжели «Небесная красота» Тема: «Небесная красота» Задачи: Учить детей, рисовать разные предметы по мотивам «гжели». Развивать у детей чувство формы и композиции.

Консультация для педагогов «Неужели, это сделано всё в Гжели!» Ко Дню Гжели на МAAMКонсультация для педагогов «Неужели, это сделано всё в Гжели!» Ко Дню Гжели на МAAM Людмила Рыбакова Консультация для педагогов «Неужели, это сделано всё в Гжели!» Ко Дню Гжели на МААМ. (Представленные фото из личного.

Мастер-класс «Чайная пара в Гжели» в технике пластилинографии ко Дню Гжели на МAAMМастер-класс «Чайная пара в Гжели» в технике пластилинографии ко Дню Гжели на МAAM "Гжель" - один из видов русского народного промысла, а точнее разновидность русской народной росписи, в которой используются белые и синие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Красота русской Гжели»
Опубликовано: 20 июля 2025 в 10:26
+24Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект «Красота русской Гжели»» (включая файлы) размещена пользователем Анжелика Сенькина (УИ 3459358) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД, Соглашаетесь на обработку данных