Надежда Козловская
Педагогический проект на тему «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Среди всех веществ, имеющихся на Земле, вода, благодаря своеобразию своих физических и химических свойств, занимает исключительное положение в природе и играет особую роль в жизни человека. Вода – единственное вещество, встречающееся в огромных количествах в естественных условиях во всех трех агрегатных состояниях: жидком, твердом и газообразном.
Публикация «Педагогический проект на тему „Волшебница вода“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2015
Основы правильного, бережного отношения к окружающему миру необходимо закладывать в дошкольном возрасте, так как именно этот возраст обладает большими возможностями и перспективами. Именно на этом этапе, на этапе дошкольного детства ребенок получает элементарные представления о природе, у него закладываются элементарные экологические представления. Но это происходит это только при условии, если взрослые сами обладают экологической культурой, понимают общие для людей экологические проблемы, сознательно к ним относятся и помогают маленькому человеку понять закономерности.
Проблема проекта :
1. Недостаточная информированность детей о значении воды в жизни человека.
2. Что такое круговорот воды в природе?
3. Какое значение имеет вода в жизни человека?
4. В каком виде существует вода окружающей среде?
5. Как беречь воду?
Цели проекта :
1) Формирование у детей осознанного, бережного отношения к воде, как важному природному ресурсу.
2) Развитие познавательной активности, любознательности в процессе экспериментирования с водой.
Задачи проекта :
Для детей:
1. Обогатить представление детей о воде, о её свойствах, о положительных и опасных качествах,о значении воды для всего живого на земле.
2. Развивать навыки элементарного экспериментирования, учить устанавливать причинно-следственные связи, анализировать, обобщать результаты опытов.
3. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
4. Показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.
5. Учить детей создавать образ дождя нетрадиционным методом рисования.
Для педагогов :
1. Ознакомление с методическими разработками по данной теме.
2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей во время экспериментирование с водой, для пополнения развивающей среды детского сада новым дидактическим материалом.
Для родителей:
1. Повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ.
2. Создать условия для совместного сотрудничества детей и их родителей.
Срок проведения проекта :
Краткосрочный – 21.04.2014-05.05.2014г.
Участники проекта :
Дети старшей группы, воспитатели группы, родители воспитанников.
Предполагаемые результаты проекта
1. Закрепить знания детей о значении воды в жизни человека и всего живого.
2. Уточнить представления детей о разных состояниях воды.
3. Закрепить основные свойства воды.
4. Дать знания о круговороте воды в природе.
5. Познакомить с нетрадиционными приемами изображения дождя.
6. Учить бережному отношению к воде как к природному ресурсу.
7. Расширить и активизировать словарный запас слов.
Этапы проекта
Организационный этап:
1. Сбор и систематизация информации:
• мультимедийные презентации;
• рассматривание картинок и фотографий с изображением рек, озёр, морей, оформление их в альбом;
• беседы «Знаешь ли ты, для чего нужна вода?», «Откуда в дом приходит вода?», «Зачем беречь воду?», «Как мы бережем воду дома?», «В мире воды».
2. Творческая деятельность детей:
• придумывание рассказов о роли воды в жизни;
• создание рисунков на тему о воде.
3. Взаимодействие с родителями:
• проведение бесед, консультаций;
• совместная деятельность детей и родителей;
• практические задания.
Продуктивный этап:
Система непосредственно образовательной деятельности содержала:
• серию бесед «Знаешь ли ты, для чего нужна вода?», «Откуда в дом приходит вода?», «Зачем беречь воду?», «Как мы бережём воду дома?», «В мире воды»;
• мультимедийные презентации: «Вода это жизнь», «В мире воды»;
• продуктивную творческую деятельность.
В ходе проекта были востребованы следующие виды деятельности детей:
1. Познавательно-исследовательская деятельность:
• Экспериментирование с водой в НОД;
• Опыты с водой: «Можно ли склеить бумагу водой», «Вода не имеет формы», «Солёная и пресная вода»;
• Игры с водой;
• Прогулки;
2. Творческая деятельность:
• придумывание рассказов о роли воды в жизни;
• создание рисунков о воде, выставки рисунков.
• оформление выставки совместно с родителями «Вода нужна всем».
3. Учитывая, что ведущим видом деятельности дошкольников является игра, в ходе проекта были реализованы следующие формы игровой деятельности:
• подвижные игры: «Море волнуется раз», «Караси и щука», «Удочка», «Ручеёк», «Лягушки и цапля»;
• дидактические игры: «Кому нужна вода, а кому полянка?», «Речные рыбы», «Ходит, плавает, летает», «Отвечай быстро», «Какая бывает вода».
• сюжетно-ролевые игры: «Постираем бельё для кукол», «Семья», «Моряки», «Приготовим обед для кукол».
4. С целью непрерывности протекания образовательного процесса и более глубокого знакомства с тематикой проекта были реализованы следующие формы взаимодействия с семьей:
• консультации для родителей: «Закаливание водой»; «Полезные свойства воды для человеческого организма».
• размещение материалов в родительских уголках;
Презентативный этап:
• выставка совместных рисунков детей и взрослых на тему : «Вода нужна всем»;
• альбомы фотографий и иллюстраций, познавательного материала по теме «Вода»;
• презентация проекта;
• развлечение «Бесценная вода».
Заключительный этап:
1. Закреплены знания детей о значении воды в жизни человека и всего живого.
2. Уточнены представления детей о разных состояниях воды.
3. Закреплены основные свойства воды.
4. Даны знания о круговороте воды в природе.
5. Ознакомлены с нетрадиционными приёмами изображения дождя.
6. Уделено внимание бережному отношению к воде.
7. Расширен и активизирован словарный запас слов.
Заключение:
Проектный метод может проходить через все виды детской деятельности в ДОУ. Формирует у дошкольников умение планировать и самостоятельно решать поставленную проблему, способствует развитию познавательной и творческой активности.
Деятельность в рамках данного проекта способствовала не только познавательному развитию детей, но и их нравственному воспитанию, сформировала положительные эмоции, объединила взрослых и детей общими целями.
Примерный план проведения мероприятий по проекту :
Дата проведения Название мероприятия План мероприятия
21.04.2014г. – 30.04.2014г. Для педагогов :
практикум «Изучение методической литературы по ознакомлению дошкольников с водой (справочники, энциклопедии, программы, статьи, Интернет-ресурсы и т. д.)»
21.04.2014г. – 05.05.2014г. Для родителей:
• совместная деятельность детей и родителей по оформлению выставки «Вода нужна всем»;
• консультация для родителей «Полезные свойства воды для человеческого организма», «Закаливание водой».
Для детей
21.04.2014г. – 05.05.2014г. Чтение художественной литературы: Б. Заходер «Что случилось с водой», С. Маршак «Водопровод», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», С. Погореловский «Родник иссяк, ручей ослаб», Н. Заболотский «На реке», Г. Х. Андерсен «Дюймовочка», С. Снегирев «К морю», Б. Заходер «Течет река», И. А. Бунин «Сказка о дожде», Н. Павлова «Путешествие капелек с воздухом», Я. Аким «Где живет вода».
21.04.2014г. – 05.05.2014г. Подвижные игры: «Море волнуется раз», «Караси и щука», «Удочка», «Ручеек», «Лягушки и цапля».
Дидактические игры: «Кому нужна вода, а кому полянка», «Речные рыбы», «Ходит, плавает, летает», «Отвечай быстро», «Какая бывает вода».
Сюжетно-ролевые игры: «Постираем белье для кукол», «Моряки», «Приготовим обед для кукол».
Эксперименты с водой: «Можно ли склеить бумагу водой», «Вода не имеет формы», «Соленая и пресная вода».
Игра с водой «Чей кораблик доплывет».
21.04.2014г. 1. Беседа на тему «Знаешь ли ты, для чего нужна вода»;
2. НОД Познавательно-исследовательская деятельность «Экспериментирование с водой»;
3. Ситуативный разговор «Вода наш друг или враг». Просмотр презентации «Вода – это жизнь»
22.04.2014г. Беседа на тему «Откуда в дом приходит вода». Просмотр презентаций «В мире воды»
23.04.2014г. 1. Беседа на тему «Зачем беречь воду?»;
2. НОД Познание ФЦКМ «Ходят капельки по кругу»;
3. НОД Художественное творчество. Рисование «Весенний дождь»
24.04.2014г. Беседа на тему «Как мы бережем воду дома».
25.04.2014г. 1. Беседа на тему «В мире воды»;
2. НОД Чтение художественной литературы. Чтение сказки Н. А. Рыжова «Жила-была речка».
30.04.2014г. Развлечение на тему «Бесценная вода»
Список литературы:
1. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2008
2. Бондаренко Т. М. Экологические занятия с детьми 6 - 7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2007.
3. Дошкольное воспитание № 9 1990 г.
4. Дошкольное воспитание № 7 2005 г.
5. Дошкольное воспитание № 5 2008 г.
6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
7. Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. Методика работы с детьми старшей группы детского сада. - М. : Новая школа. 1995.
8. Рыжова Н. А. Волшебница вода. Учебно–методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М. : ЛИНКА – ПРЕСС, 1997
Приложения:
1. Конспекты НОД:
2. Сценарий развлечения;
3. Консультации для родителей;
4. Фото.