МААМ-картинки

Педагогический проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»

Юлия Шубина
Педагогический проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»

1. Анализ ситуации.

Общение – один из важнейших факторов общего психического развития ребенка. Только в контакте с взрослыми людьми возможно усвоение детьми общественно-исторического опыта человечества.

Развитие речи, овладение богатством родного языка составляет один из основных элементов формирования личности.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО) : «речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте».

Публикация «Педагогический проект по развитию речи „Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря“» размещена в разделах

Свободная устная речь опирается, прежде всего, на владение достаточным словарным запасом. Всякая задержка в ходе развития речи ребенка (плохое понимание того, что говорят окружающие люди, бедный запас слов-названий и слов-понятий и т. п.) затрудняет общение с другими детьми и взрослыми, в какой-то мере исключает его из занятий и игр.

Поэтому в общей системе речевой работы в детском саду обогащение словаря, его закрепление и активизация занимают очень большое место. И это закономерно. Слово - основная единица языка, и совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка. Словарь - один из компонентов речевого развития ребенка. Овладение словарем является важным условием умственного развития, поскольку содержание исторического опыта, присваиваемого ребенком в онтогенезе, обобщено и отражено в речевой форме и прежде всего в значениях слов. Своевременное развитие словаря - один из важнейших факторов подготовки к школьному обучению.

2. Проблема.

В ходе своей педагогической деятельности я выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной речевой деятельности. У некоторых пропадает интерес во время занятий и игр и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможно в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому ребенку веру в возможность движения вперед.

О важности игры в жизни дошкольников свидетельствуют как житейские наблюдения и педагогический опыт, так и отечественная психологическая наука, которая установила, что игра для развития ребенка-дошкольника имеет решающее значение. Соглашаясь с мнением ведущих педагогов и психологов, что игра – ведущий вид деятельности детей-дошкольников, я пришла к выводу, что моя работа по развитию словаря детей будет эффективна через применение дидактических игр.

Дидактические игры – широко распространенный метод словарной работы. Словарные игры проводятся с игрушками, предметами, картинками и на вербальной основе (лексические упражнения). Игровые действия в словарных играх дают возможность, главным образом, активизировать имеющийся запас слов. Словарные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщенных значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные ранее знания и словарь в новых условиях.

Цель: активизация и обогащение словаря детей посредством дидактических игр и лексических упражнений.

Реализация проекта охватывает образовательные области рекомендуемые ФГОС: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Познавательное развитие».

Задачи образовательные

1. Обогащение словаря, т. е. усвоение новых, ранее не известных детям слов.

2. Уточнение словаря, т. е. словарно-стилистическая работа, овладение точностью и выразительностью языка (употребление синонимов, антонимом, многозначных слов, понимание переносных значений).

3. Активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания.

Задачи воспитательные

1. Воспитывать культуру общения с взрослыми и сверстниками.

2. Воспитывать интерес к дидактическим и словесным играм.

Задачи социальные

1. Стимулировать общение детей со сверстниками и взрослыми в деятельности в быту, в совместных играх, на занятиях.

Участники. В рамках реализации проекта осуществлялось взаимодействие воспитателей, специалистов ДОУ и родителей. Работа с педагогами предусматривает : беседы, консультации, мастер-классы по проведению игр и лексических упражнений, направленных на развитие словаря. Реализация всех направлений в проекте не была бы эффективной без тесного сотрудничества с родителями.

Работа с родителями предполагает:

- специальные консультации

- презентации

- мастер классы

- конкурсы семейного словесного творчества

- дни открытых дверей

- родительское собрание

Формы подведения итогов реализации данного проекта являются : открытый просмотр НОД, родительское собрание, участие в оформлении речевого центра группы.

3. Планируемые результаты

Срок реализации проекта – 1 год (долгосрочный).

Ожидаемый результат планируемой деятельности (краткосрочные результаты).

1. У детей обогатится словарь, т. е. дети узнают ранее незнакомые им слова.

2. Дети овладеют точностью и выразительностью языка:

• будут употреблять в речи синонимы;

• антонимы;

• многозначные слова;

• понимать переносное значение слов.

Долгосрочные результаты

У детей произойдёт активизация словаря, т. е. перенесение как можно большего числа слов из пассивного в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания. Т. е. связная речь будет богаче, насыщеннее. Дети станут более общительны.

4. Система работы.

Основной формой работы являются подгрупповая деятельность один раз в неделю. В год проводится 36 занятий, на основе словесных дидактических игр и лексических упражнений, разработанных на основе тематики недели.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работы.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуальный подход.

Этапы реализации проекта :

Реализация проекта включает в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный

1этап — подготовительный этап (сентябрь 2015 года)

- изучение психолого-педагогической методической литературы;

- проведение педагогической диагностики;

- разработка цикла мероприятий, направленных на развитие речи у детей среднего дошкольного возраста;

- создание речевой среды.

2 этап — основной этап (октябрь2015 года –апрель 2016 года)

Проведение серии занятий и мероприятий, направленных на развитие словаря у детей среднего дошкольного возраста, взаимодействие с родителями, педагогами.

Обогащение предметно – развивающей среды :

- оформление речевого и книжного уголка приобретение нового наглядного материала по разным темам.

— оформление памяток для родителей и педагогов.

Работа с детьми:

— занятия по перспективному плану по развитию речи по лексическим темам с применением

здоровьесбрегающих технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, артикуляционная гимнастика.

2. Коррекционные технологии: технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастика.

С применением ТРИЗ-технологии придумывали начало рассказа, конец рассказа, придумывали рассказы от имени кого-либо живого предмета, от первого лица, от имени неживого предмета, придумывали сказки и рассказы на различные лексические темы, составляли рассказ по пословице, придумывали смешные истории, составляли рассказы небылицы.

С применением компьютерных технологий были проведены занятия, собрания, мастер – классы.

Работа с родителями:

1) Консультации: «Как говорит ваш ребенок», «Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста», «Игротека в кругу семьи», «Пальчиковые игры», «Игровой массаж предметами».

2) памятки:

«Развитие словаря посредством словесных игр», «Пальчиковая гимнастика», «Массаж пальцев рук», «Говорю с ребенком на языке игры», «Игры с язычком».

3) Родительское собрания на тему «Обогащение и активизация словаря детей среднего дошкольного возраста»,

«Нетрадиционные формы обучения в развитии речи дошкольников».

Работа с педагогами :

Консультации: «Внедрение ИКТ в образовательный процесс», «ТРИЗ –эффективное внедрение педагогической технологии в развитие речи дошкольников». Мастер-класс «Словесные игры для развития речи дошкольников».

3 этап — заключительный этап (май 2016год)

Рефлексия деятельности по реализации проекта, выявление достижений и неудач проведенной работы:

— организация и проведение итоговой диагностики воспитанников;

—презентация проекта (итоговое совместное мероприятие с детьми – НОД, родителями – родительское собрание, педагогами - презентация);

— анализ проведенного проекта.

5. Все необходимые ресурсы для осуществления данного проекта были в наличии :

• материальные (в группе создан речевой уголок, со всем необходимым для проведения игр на развитие словаря : тематические картинки, игрушки, д/игры, картотеки пальчиковых игр, артикуляционной гимнастики и т. д.);

• кадровые (в детском саду есть логопед, который помогал в проведении работы, направленной на развитие словаря);

• учебно-методические (наличие учебно-методической литературы по развитию речи дошкольников);

• информационные (интернет, книги, журналы);

• организационные,

• технические (наличие магнитофона, проектора, планшета

6. Список используемых источников:

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. - М. : Академия, 2000. - 360 с.

2. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Средняя группа, 4-5 лет. ФГОС. – М. : Мозаика – синтез, 2016.

3. Занятия по развитию речи в детском саду / Под ред. Е. С. Крыловой. – М. : Просвещение, 2011. – 300с.

4. Колодяжная Т. П., Колунова Л. А. Речевое развитие ребенка в детском саду: новые подходы. – Р-н-Д. : ТЦ Учитель, 2010. – 32с.

5. Лазаренко О. И. Артикуляционно – пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М. : АЙРИС – пресс, 2015. – 32 с.

6. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Ф. А. Сохина. — М. : Просвещение, 2009. — 223 с.

7. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. Под ред. М. А. Васильевой. - М. : Просвещение, 2008. - 112c.

8. Шевцова Е. Е. Развитие речи ребенка от одного года до семи лет. – М. : ТЦ Сфера, 2011. – 96 с.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста «Дидактические игры и упражнения для развития речи детей дошкольного возраста» Лото «Имя признака» Игровое действие: Составление рассказа.

Дидактические игры и дидактические упражнения по развитию речи дошколят «Поезд» В разных местах комнаты расставляют игрушки (мишка, Чиполлино, кукла, заяц, лиса, матрешка). Названия игрушек – это названия станций,.

Дидактические игры и упражнения для развития речи детей подготовительной группы детского сада на лето Дидактические игры и упражнения для развития речи детей подготовительной группы дс на ЛЕТО ИГРА ДЛЯ ЯЗЫЧКА Вместе с малышом нужно произносить.

Дидактические упражнения для развития речи дошкольников Дидактические упражнения для развития речи дошкольников. Тема «Лето» 1. Игра «Назови ласково» Образец. Облако-облачко. Слова: комар, луч,.

Кружок для детей средней группы «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря» Образовательная область: речевое развитие Направление: развитие словаря Цель: активизация и обогащение словаря детей посредством дидактических.

Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения.

Педагогический проект «Дидактическая игра, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы: Работая в сельском детском саду, я столкнулась с проблемой многих детей - это недостаточно развитая речь. Не имея.

Педагогический проект «Устное народное творчество как средство развития речи у детей среднего возраста» Участники проекта: * Воспитатели группы: Кагакова О. Н. Герасименко Е. С. * дети средней ортопедической группы «Василёк» * Родители группы.

План по самообразованию «Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 г. Предполагаемая дата окончания работы: июль 2017 Тема: «Пальчиковые игры и упражнения, как.

План по самообразованию воспитателя Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей дошкольного возраста. Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» «ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ воспитателя».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект по развитию речи «Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря»
Опубликовано: 28 декабря 2016 в 22:21
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД