Морозова Марина Владимировна
Педагогический проект «Подрастём — служить пойдём»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
«ПОДРАСТЁМ – СЛУЖИТЬ ПОЙДЁМ»
«Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
В. А. Сухомлинский
Название проекта: Подрастём – служить пойдём
Тип проекта: Педагогический
Вид проекта: Патриотически - спортивный, поисково-игровой
Автор проекта: Морозова Марина Владимировна, инструктор по физической культуре МБДОУДС №4
Участники проекта: Дети старшего дошкольного возраста, педагогический коллектив, родители воспитанников.
Публикация «Педагогический проект „Подрастём — служить пойдём“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Продолжительность проектной деятельности:Средней продолжительности (январь 2016 г. – февраль 2016 г., межгрупповой
Актуальность: Сегодня задача патриотического воспитания подрастающего поколения актуальна не только для школьников, но и для педагогических коллективов дошкольных учреждений. В дошкольном учреждении работа с детьми по формированию основ патриотизма, уважения к Родине, ее ценностям начинается с раннего возраста и представляет собой целенаправленную систематическую деятельность по созданию духовно-нравственного начала, патриотического сознания, чувства любви к Отечеству, уважения к его символике. Многие события, факты не осознаются детьми в полной мере с глубоким пониманием проблемы. Но, пропуская их через свое детское мышление, восприятие, дошкольники получают ценные ориентиры на гражданственность, патриотизм, трудолюбие, здоровый ритм жизни. Это долгая и кропотливая работа.
Военная история нашей страны полна истинного патриотизма, насыщена интересными событиями, представлена удивительными, уникальными личностями. Все это дает богатейший материал для реализации высоких целей гражданского и патриотического воспитания детей.
Проанализировав всю проводимую работу в данном направлении, я пришла к выводу, что для решения данной задачи надо искать новые формы и методы воздействия на современного дошкольника. Работа по привитию детям патриотического духа в детском саду должна строиться на тесной связи с семьей, социумом. Одной из таких форм стало проведение военно-спортивной игры «Зарничка» совместно с родителями. От мировоззрения взрослых, их жизненной позиции, ярких наглядных примеров зависит точность усвоения ребенком своей роли в жизни и развитии Родины.
Каким вырастет этот маленький человек во многом зависит от нас педагогов.
Цель:
Формирование интереса к здоровому образу жизни, развитие физических навыков и патриотическое воспитание дошкольников посредством участия в военно-спортивной игре «Зарничка».
Задачи:
•Реализовать мероприятия по ознакомлению дошкольников с воинскими специальностями, родами войск вооруженных сил РФ.
•Воспитывать чувство гордости за своих земляков, защищавших Родину.
•Создать условия и комфортную обстановку во время проведения игры.
Задачи в работе с дошкольниками:
Образовательные
1. Пробуждение интереса к новым знаниям, навыкам, настроя на активную жизненную позицию.
2. Познакомить детей с военно-спортивной игрой «Зарничка».
3. Обучение ориентированию на местности по маршрутной карте.
Воспитательные
1. Воспитывать у детей чувство патриотизма, любовь к Родине.
2. Воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Оздоровительные
1. Пропаганда здорового образа жизни детей дошкольного возраста.
2. Оздоравливать организм ребенка с помощью движений и действий на свежем воздухе.
3. Повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
Познавательные
1. Расширение представлений о России.
2. Познакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном; с атрибутикой (символикой) вооруженных сил России.
3. Формировать у детей представление об игре «Зарница», как о мирном соревновании с целью физического и социально – нравственного совершенствования людей.
Развивающие
1. Развивать у детей интерес к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества (самостоятельность, дисциплину, взаимопомощь, дружбу)
через нравственный и эстетический опыт участия в игре «Зарница».
2. Развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины.
3. Развивать физические качества (выносливость, скорость силу, координацию движений).
Задачи в работе с педагогами:
1. Создать информационную базу.
2. Создать условия для благополучного и комфортного состояния детей на спортивных мероприятиях.
Задачи в работе с родителями:
1. Развивать творческие и физические способности детей в спортивной деятельности.
Принципы:принцип природосообразности – учет возрастных особенностей, половых различий, индивидуальных потребностей при разработке заданий на разных этапах игры;
принцип гуманистического воспитания – важнейшее условие – объединения детей и взрослых в единый коллектив; главный критерий эффективности – развитие личности ребенка;
принцип успеха и поддержки – создание условий добровольности и выбора - предоставление ребенку возможности выбора «Воинской специальности», исходя из его личных потребностей и интересов, в соответствии с собственным желанием;
принцип максимизации ресурсов – для реализации игры использованы все возможности (материально-технические, кадровые, финансовые, психолого-педагогические и др.) для наиболее успешного, оптимального решения поставленных задач.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Организационный этап (с 18 января по 5 февраля)
2 этап – Практический этап (с 8 по 19 февраля)
3 этап – Заключительный этап. Итоговый (с 24 по 4 марта)
Реализация проекта предполагает:-совместную деятельность родителей и детей;
-взаимодействия воспитателя с родителями;
-взаимодействие воспитателя с детьми;
-взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.
Ресурсное обеспечение проекта:
Кадровое обеспечение.
Материально-техническое обеспечение:
- фотоаппарат;
- компьютер;
- музыкальный центр;
- библиотека дошкольного учреждения;
- специально приготовленное оборудование, к празднованию на улице;
- записи военных музыкальных произведений;
- заготовки военных атрибутов и знаков отличия.
Методическое обеспечение:
- подбор макетов, иллюстраций, фотографий, методической литературы по ознакомлению детей с военной атрибутикой сил РФ, подбор атрибутов для детской деятельности;
- демонстрационный материал: серия сюжетных картин;
- копии исторических документов, фотографии;
- макеты;
- картины, альбомы, иллюстрации;
- детская художественная литература;
- детская познавательная литература;
- дидактические игры (разработанные и созданные педагогами ДОУ);
Основные функции: Воспитательная;Образовательная;Коммуникативная;Организационная
Ожидаемые конечные результаты: Для детей:
1. Сформировать знания детей о военно – спортивной игре «Зарничка», расширить знания о своей Родине;
2. Освоить детьми правила поведения и безопасности при проведении соревнований;
3. Пополнить словарный запас детей по военной тематике.
4. Освоение детьми доступных знаний об истории родного Отечества.
5. Приобретение детьми дошкольного возраста навыка социального общения со взрослыми.
Для педагогов:
1. Информированность о военно – спортивной игре «Зарничка».
2. Создание условий и комфортной обстановки во время проведения игры.
Для родителей:
Проявление интереса к спортивной деятельности совместно с детьми.
Приложение 1
к проекту «Подрастём – служить пойдём»
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
[/b]
Организационный этап (с 18 января по 5 февраля)
- Изучить методико-педагогическую литературу по данной теме.
- Составить план мероприятий по реализации проекта.
- Составить конспекты НОД на военную тематику.
- Подбор музыкального материала, конкурсов, эстафет, спортивного инвентаря.
- Индивидуальные беседы с родителями по оказании помощи в изготовлении атрибутов.
- Расчистка участков для создания «боевых заданий», зоны для проведения парада, украшение территории.
- Продумать названия отрядов, девизов, эмблем и знаков отличия (для всех групп).
Практический этап (с 8 по 19 февраля)
Содержание работы с детьми
- НОД направленная на обогащение знаний по патриотическому воспитанию.
- Чтение художественных произведений о войне: «Честное слово», «Сказка о громком барабанщике» и др.
- Тематическая беседа о военно-спортивной игре «Зарница».
- Изобразительная деятельность на тему: «Наша армия сильна», «Мы нашей Родине верны!».
- Рассматривание картин, тематических альбомов.
- Лепка в технике пластилинография – тема: «Военная техника.»; тема – «Военный парад на Красной площади. Танк.»
- Изготовление с детьми стенгазеты «Боевой листок».
- Тематические беседы по формированию навыков безопасного поведения во время игры «Зарничка», при пользовании спортивным инвентарем, при проведении открытых мероприятий на улице в зимний период времени.
- Проведение комплекса утренней гимнастики с флажками под музыкальное сопровождение военных парадов.
- Показ презентации «Держава Армией крепка».
Содержание работы с педагогами
- Изготовление флага для игры «Зарничка».
- Разработка и изготовление маршрутных карт и специального оборудования и инвентаря для игры.
- Разработка сценария игры «Зарничка» с подбором спортивных конкурсов и эстафет.
Заключительный этап. Итоговый(с 24 по 4 марта)
- Конкурс «боевых листков».
- Выставка продуктов детско-родительской деятельности «Гордимся Родиной своей».
- Военно-спортивная игра «Зарничка» с участием родителей.
- Презентация проекта «Подрастём – служить пойдём».
- Обмен опытом работы по проекту через информационные ресурсы.
- Подведение итогов проекта.
СЦЕНАРИЙ ВОЕННО-СПОРТИВНОЙ
ИГРЫ "ЗАРНИЧКА"
[/b]
Цель:
Формирование у детей старшего дошкольного возраста нравственно-патриотических качеств посредством участия в военно-спортивной игре «Зарничка».
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с военно-спортивной игрой «Зарничка»;
- познакомить детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
- познакомить детей с видами и родами войск, атрибутикой (символикой) вооруженных сил России.
Развивающие:
- формировать у детей навык быстрой реакции в нестандартных ситуациях;
- формировать волевые качества, целеустремленность, выдержку, поддерживать желание и умение преодолевать препятствия;
- развивать чувство ответственности и гордости за достижения Родины;
- прививать детям потребность к занятиям физической культурой и спортом, умения и навыки сотрудничества (самостоятельность, дисциплину, взаимопомощь, дружбу) через нравственный и эстетический опыт участия в игре «Зарничка»;
- развивать физические качества (выносливость, скорость, силу, координацию движений);
- формирование умений и навыков лидерского поведения (умение нести ответственность не только за себя, но и за свою команду);
- формировать навык ориентирования на местности по карте;
- способствовать закреплению полученных на занятиях навыков и умений.
Оздоровительные:
- сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей;
- создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении;
- повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внешней среды;
- пропаганда здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста.
Воспитательные:
- способствовать сплочению детского коллектива и коллектива родителей;
- содействовать сохранению и укреплению традиций, связанных с патриотическим воспитанием в рамках военно-спортивной игры;
- воспитывать чувство уважения к Российской армии, патриотизма и любви к Родине;
- воспитывать у детей целеустремленность, организованность, инициативность, трудолюбие.
Подготовительная работа:
- выбрать командира отряда, научить сдавать рапорт;
- продумать название отряда, девиз, эмблему, знаки отличия, флаг (для всех групп);
- назначить знаменосца, санитаров (две девочки);
- подобрать музыкальный материал, конкурсы, эстафеты, спортивный инвентарь;
- расчистка участков для создания «боевых заданий», зоны для проведения построения, украшение территории;
- индивидуальные беседы с родителями по оказании помощи в изготовлении атрибутов;
- инструктаж по технике безопасности при проведении открытых мероприятий на улице в зимний период времени.
Оборудование и атрибуты:
Маршрутная карта – 5 шт. ; стол квадратный – 1 шт. ; пазлы с изображением военной техники – 2 шт. ; стол ученический – 1 шт. ; стол круглый – 5 шт. ; конверт с шифровкой – 5 шт. ; «миноискатели» (гимнастические палки) – 6 шт. ; «мины» - пластиковые бутылки (0,3 л) – 50 шт. ; обруч плоский 2х цветов – по 8 шт. каждого цвета; «боеприпасы» (кегли) – 6 шт. ; корзина – 2 шт. ; ориентиры – 5 шт. ; мягкий модуль – 4 шт. ; танк (муляж) – 1 шт. ; мешочки с песком – 8 шт. ; секундомер – 3 шт. ; рулетка – 1 шт. ; флагшток – 1 шт. ; флаг военно-спортивной игры «Зарничка» - 1 шт. ; военная форма и знаки отличия для ответственных на рубежах – 7 шт. ; таблички с обозначением рубежей – 7 шт. ; палатка военная (муляж госпиталя) – 1шт. ; автомат (муляж) для технического рубежа – 2 шт. ; табличка с изображением «Осторожно, мины!» - 1шт. ; медицинские атрибуты (косынка, сумка, повязка) – 10 комплектов; сейф – 1 шт. ; флаг России – 1 шт. ; флаг отряда – 5 шт. ; мишень «Танк» (муляж) – 1 шт. ; противотанковые «ежи» (муляж) для огневого рубежа – 3 шт. ; машина военная (для походного рубежа) – 1 шт. ; баннер для украшения территории – 2 шт. ; флажки на ленте для украшения территории; эмблемы для каждого отряда – 40 шт. ; грамоты – 9 шт. ; значки (для награждения) – 43 шт. ; кубок – 1 шт.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ
[/b]
Звучит марш. Дети старших и подготовительных к школе групп с папами, под руководством командиров отрядов собираются на площадке и выстраиваются по периметру (буквой «П»).
Инструктор: Здравствуйте, ребята, и уважаемые родители! Разрешите поприветствовать наших гостей! Совсем недавно наша страна отметила замечательный праздник – «день защитника Отечества». Это праздник наших пап, дедушек и мальчиков. Ведь они защитники нашей Родины. А защитники должны быть смелыми, сильными, умными. Смелыми – чтобы не испугаться врага, сильными, чтобы победить его, а умными – чтобы правильно обращаться с оружием. Сегодня мы проводим военно-спортивную игру «Зарничка», посвященную «Дню защитника Отечества». Девиз нашей игры: Чтобы Родине служить надо сильным, смелым быть! Батальон, смирно!
Звучит гимн России.
Инструктор: Флаг военно-спортивной игры «Зарничка» вынести!
Звучит музыка под вынос флага.
Инструктор: Право поднять флаг предоставляется…
Звучит музыка под поднятие флага.
Инструктор: Военно-спортивную игру «Зарничка» объявляю открытой!
Звучит торжественная музыка. Выходит полковник.
Полковник: Здравия желаю, товарищи бойцы!
Дети: Здравствуйте!
Полковник: Поздравляю Вас с началом военно-спортивной игры «Зарничка».
Дети: Ура! Ура! Ура!
Полковник: Товарищи бойцы, в штабе нашего батальона произошло чрезвычайное происшествие: похищены важные зашифрованные документы. Ваша задача – найти эти документы, расшифровать их и доставить в штаб батальона. Это задание очень сложное. Вам нужно будет преодолеть много препятствий. Для выполнения поставленной задачи вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?
Дети: Готовы!
Полковник: При выполнении задания вы будете пользоваться маршрутной картой. На карте синим цветом обозначено место, откуда вы должны начать своё движение, а красным – где вы найдёте пакет с документами. Стрелками показан маршрут вашего передвижения. Командирам отрядов приготовиться к сдаче рапортов, доложить о готовности и получить маршрутную карту для прохождения рубежей. Командиру отряда «Десантники» сдать рапорт!
Командир: Наш отряд!
Дети: Десантники!
Командир: Наш девиз!
Дети: Вперёд летят, как всадники, отважные десантники!
Командир: Отряд! Равняйсь! Смирно!
Командир маршевым шагом подходит к полковнику и докладывает.
Командир: Товарищ полковник! Отряд «Десантники» к выполнению задания готов! Командир отряда Палагутина Александра! Рапорт сдан!
Полковник: Рапорт принят! (вручает маршрутную карту). Встать в строй!
Командир отряда «Десантники» становится в строй.
Командир: Отряд! Вольно!
Далее командиры всех отрядов сдают рапорт («Зенитчики» - девиз: А девиз у нас таков – больше дела, меньше слов!; «Сапёры» - девиз: Главное вместе, главное дружно к новым вершинам мы будем идти!; «Снайперы» - девиз: Мы ребята снайперы. И на суше и в воде будем первыми везде!; «Морская пехота» - девиз: Мы пехота – молодцы! Мы – отважные бойцы)
Полковник: Отрядам приступить к выполнению задания.
Звучит музыка. Отряды группируются, знакомятся с планом, находят то место, откуда нужно начать выполнение поставленной задачи, начинают свой маршрут, выполняя одно задание за другим.
По условиям игры отряд должен пройти семь рубежей. На каждом рубеже находится ответственный, который следит за правильностью выполнения задания. Ответственный, после выполнения задания, на оборотной стороне маршрутной карты фиксирует результат о выполнении данного рубежа.
Рубежи игры для выполнения поставленной задачи:
1. Огневой (метание в цель)
2. Общие нормативы (прыжки)
3. Походный (пройти по заболоченной местности)
4. Технический (пазлы)
5. Минное поле (осторожно, мины)
6. Полоса препятствий (перемещение по пересеченной местности)
7. Полевой госпиталь (оказание помощи раненому).
На последнем рубеже каждый отряд получает конверт с зашифрованным документом. Необходимо прибыть в штаб батальона для его расшифровки.
Полковник: Вскрыть конверты!
Отряды одновременно вскрывают конверты и приступают к расшифровке документа (задание для пап). Кто первый из пап прочитает шифровку, тот приносит своему отряду дополнительно 3 балла, второй – 2 балла и третий – 1 балл. Проводится построение.
Полковник: Батальон! Равняйсь! Смирно! Поздравляю вас с выполнением поставленной задачи! Вы мужественно и отважно прошли все рубежи, нашли и расшифровали похищенные документы. Показали себя, не только ловкими, сильными, смелыми, быстрыми, но и дружными, умеющими быть единой командой. А сейчас объявляется 10 минутный привал. Вас покормят настоящей армейской кашей. За это время мы подведём итоги игры и объявим победителей. Вольно, разойдись!
После перерыва под торжественную музыку отряды строятся у штаба батальона, где происходит награждение. Вручаются грамоты и медали (значки).
УЧАСТНИКИ ИГРЫ «ЗАРНИЧКА»
В военно-спортивной игре «Зарничка» принимают участие дети старшего дошкольного возраста и их родители (папы). Всего пять отрядов по 8 человек в каждом (6 детей и 2 взрослых).
ПРОГРАММА ИГРЫ «ЗАРНИЧКА"
Рубежи игры:
1.Огневой
Сбей вражеский танк. Участники (все, по очереди, метают «гранату» (мешочек с песком). Средняя группа с расстояния 4 м, подготовительная к школе группа – 5 м стараются попасть в вертикальную мишень (макет танка). За каждое попадание 1 балл. В оценочный лист заносится общее количество попаданий (баллов).
2.Общие нормативы
Гигантский прыжок. Первый участник (папа) с места с двух ног прыгает в длину, второй с места, где приземлился первый, затем третий и т. д. Результат коллективного прыжка заносится в оценочный лист отряда.
3.Походный
За боеприпасами через болото. Отряд (дети 6 человек) проходит участок болотистой местности, перешагивая «с кочки на кочку» (плоские обручи 2-х цветов). На другой стороне болота лежат боеприпасы (теннисные мячи, которые необходимо перенести. Каждый участник переносит только один снаряд. Участник наступивший в обруч другого цвета или наступивший за пределы обруча считается раненым (ему необходима медицинская помощь) и снаряд (теннисный мяч) у него забирается. В оценочный лист заносится количество правильно принесённых снарядов, через дробь вносится количество раненых бойцов.
4.Технический (конкурс командиров)
Собрать пазлы. Командир отряда собирает картинку на время. Ему помогает один взрослый, второй взрослый следит за дисциплиной в отряде. В оценочный лист заносится время, за которое была собрана картинка.
5.Минное поле
Разминируй поле. Задача отряда за 1 минуту, с помощью «миноискателей» (гимнастические палки, найти и обезвредить «мины» (пластиковые бутылки). «Мина» считается обезвреженной, если с бутылки откручена крышка. Дети находят «мины», а папы помогают обезвреживать (откручивать, не доставая «мину» из снега. Если «мину» достали из-под снега, то считается, что она «взорвалась», тот кто достал – ранен и ему требуется медицинская помощь. В оценочный лист вносится количество обезвреженных «мин» (скрученные с пластиковых бутылок крышки, через дробь вносится количество раненых бойцов.
6.Полоса препятствий
Перемещение по пересеченной местности. Отряд (дети) проходит полосу препятствий (проползти «по-пластунски» (не задев дуги, бег змейкой (между ориентирами, преодоление препятствий (перепрыгивание через мягкие модули). Первым бежит командир отряда. Преодолев все препятствия, на финише, он поднимает флажок и только затем движение начинает следующий участник и т. д. Время фиксируется по последнему поднятому флажку и заносится в оценочный лист отряда.
7.Полевой госпиталь
Оказание первой медицинской помощи пострадавшим бойцам при выполнении заданий на рубежах: «Осторожно, мины!» и «Походный». Медицинские сестры (две девочки) перевязывают раненых бойцов (голова, рука, нога). За каждого раненого бойца засчитывается штрафной балл. В оценочный лист вносится общее количество раненых бойцов.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
Победители в игре «Зарничка» определяются по наибольшему количеству набранных баллов (шесть рубежей суммируются и вычитаются штрафные баллы за раненых).