Ольга Немигалова
Педагогический проект «Пришла Коляда, отворяй ворота!» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. Проект направлен на формирование у дошкольников представ-лений о русской национальной культуре, традициях и обычаях русского наро-да.
В нём представлен план проведения проектной недели, ознакомительная беседа об особенностях празднования Святок на Руси, сценарий театрализо-ванного представления «Колядки», сценки для кукольного театра, конспект занятия по лепке из солёного теста, картинки для раскрашивания, шаблоны, консультации и рекомендации для родителей, фотографии.
Публикация «Педагогический проект „Пришла Коляда, отворяй ворота!“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Коляда, колядки, святки. Колядуем на Рождество
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Рождество Христово. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2023
Данный проект интересен творчески работающим педагогам, детям, имеющим возможность в очередной раз проявить себя в разных видах дея-тельности и выбрать интересное направление для себя не только во время реа-лизации проекта, но и в дальнейшем, и, конечно же, родителям, любящим сво-их детей.
Цель: приобщить детей к русской традиционной культуре, познакомить их с обрядом колядования на Руси.
Задачи:
- поддерживать интерес детей и родителей к истокам русской националь-ной культуры;
- познакомить детей и родителей с обрядовым праздником «Коляда»;
- разучить фольклорный материал, использовать его в повседневной жиз-ни;
- побуждать детей и родителей к совместной познавательной и творческой деятельности;
- прививать любовь и уважение к традициям и культуре своей страны, воспитывать чувство патриотизма.
Вид проекта : краткосрочный (2 недели).
Тип проекта : творческий.
Актуальность: Россия богата своими традициями, обычаями, народ-ными праздниками. Один из таких праздников – Коляда. Это традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зим-ним солнцестоянием, позднее приуроченный к Рождеству и Святкам. Неотъем-лемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье, колядование, игры, гадания.
К сожалению, мы отходим от народных традиций, когда отмечаем со-временные календарные праздники и неоправданно забываем народные, в том числе праздник зимнего веселья Коляда, тем самым мы лишаем возможности наших детей прикоснуться к духовно-нравственным основам, к лучшим образ-цам устного и музыкального народного творчества.
Познакомить детей с традициями проведения этого праздника можно, опираясь на их непосредственное участие в разных видах деятельности. Поэто-му и возникла идея разработки данного проекта и реализации силами педаго-гов, родителей и детей.
Направление проектной деятельности : познавательное, речевое, худо-жественно-эстетическое.
Участники проекта : воспитатели, родители, дети подготовительной к школе группы.
Сроки реализации проекта : 2 недели.
Ожидаемые результаты проекта :
- приобщение детей и родителей к традиции проведения народного праздника – «Святки» через сопереживание и непосредственное участие их в общем действии.
- создание атмосферы радости приобщения к традиционному народному празднику.
- повышение познавательного интереса среди детей и родителей к исто-рии и традициям.
Планирование работы над проектом :
1-й этап: подготовительный – сбор информации, материала.
2-й этап: организационный – разработка плана проведения праздничной недели.
3-й этап: формирующий – проведение мероприятий согласно плану с детьми и родителями.
4-й этап: итоговый (анализ полученных результатов, обобщение опыта).
Достигнутые результаты:
Внедрение проекта в воспитательно-образовательный процесс помогло обогатить его содержание, повысило познавательный интерес у детей и родите-лей к изучению традиций родной страны. Реализация проекта позволила рас-ширить детский кругозор, развить эмоциональную восприимчивость. Подбор-ка закличек, колядок, игр-инсценировок и работа над ними способствовала развитию выразительной речи, мимики. Дети получили возможность почув-ствовать себя свободными, раскрепощенными, обрели уверенность в себе, в своих силах, в умении мыслить, фантазировать.
При подведении итогов работы над проектом, можно сделать вывод: де-ти с большим интересом включаются в различные виды деятельности, прояв-ляют чувство ответственности не только за себя, но и за других. Реализация проекта обогатила определённый период их жизни, наполнила его яркими впе-чатлениями, интересными делами, радостью творчества.
Материалы к проекту :
1. План проведения проектной недели.
2. Приложение:
- Беседа: «Гуляют ребятки в зимние Святки».
- Сценарий театрализованного представления «Колядки».
- Консультация для родителей: «Коляда, Коляда! Отворяй ворота», «Из истории праздника».
- Лепка из солё ного теста: «Козули» (обрядовое рождественское пече-нье).
- Поделка: «Рождественский ангел».
- Кукольный театр «Небылицы».
- Фотоальбом «Пришла коляда, отворяй ворота!».
- Видеоролик «Колядки».
План проведения проектной недели :
Срок
Совместная деятельность
1-я неделя - Беседа: «Гуляют ребятки в зимние Святки»;
- Консультации для родителей: «Коляда, коляда, отворяй ворота!», «Из истории праздника».
1-я неделя - Разучивание закличек, колядок, пословиц, поговорок, игр;
-Аппликация: «Рождественский вечер» (коллективная ком-позиция).
1-я неделя - Театрализованное представление «Колядки»;
- Народные подвижные игры: «Два Мороза», «Ведьмина метёлка».
2-я неделя - Сценки для кукольного театра «Небылицы».
- Поделка: «Рождественский ангел»;
- Подвижные игры на прогулке: «Прятки», «Жмурки».
2-я неделя - Лепка из солё ного теста: «Козули» (обрядовое рожде-ственское печенье).
- Просмотр фотоальбома «Пришла коляда, отворяй воро-та!» и видеоролика «Колядки».
- Самостоятельная игровая деятельность.
Продукты проекта :
• Фотоальбом «Пришла коляда, отворяй ворота!»;
• Видеоролик «Колядки».
Используемые ресурсы:
• Блинова Г. П. «Русские народные праздники». М. : Вузовская книга, 2000.
• Гаврилова И. Г. «Истоки русской народной культуры в детском са-ду». СПб. : Детство-Пресс, 2008.
• Дайн Г. «Детский народный календарь». М. : Детская литература, 2001.
• Зацепина М. Б., Антонова Т. В. «Народные праздники в детском са-ду». М. : Мозаика-Синтез, 2008
• Истомин С. В. Энциклопедия «Я познаю мир. Русский народ: тра-диции и обычаи». М. : АСТ: Астрель: Хранитель, 2007.
• Капранова Л. Н. «Бабушкины забавушки». Ростов на Дону: Феникс, 2008.
• Лялина Л. А. «Народные игры в детском саду». М. : ТЦ Сфера, 2009.
Приложения
Беседа: «Гуляют ребятки в зимние Святки»
Цель: познакомить детей с особенностями празднования русского праздника Святки и его обрядом - колядованием.
Задачи:
- сформировать представление детей об особенностях праздника Святки и его обряде – колядовании;
- закрепить знания детей о пословицах и поговорках о зиме, воспитывать интерес к русским народным праздникам и их обрядам.
Воспитатель: ребята, скажите, какое сейчас время года? А какие вы знаете пословицы и поговорки о зиме?
- Какой праздник мы недавно отмечали? (ответы детей) А сейчас я вам расска-жу про Святки и о том, как отмечал их наш народ на Руси в давние времена.
Воспитатель знакомит детей с праздником Святки и его обрядом – коля-дованием. «Новый год – к весне поворот» — говорили люди. А после празд-ника Нового года отмечали Рождество, Рождество — один из любимых празд-ников русского народа и православной Руси. День накануне Рождества 6 янва-ря называют Рождественский сочельник. С него начинались зимние святки. Святки -"святые дни"-это две недели зимних праздников, начинавшихся в Рож-дественский сочельник и продолжавшихся вплоть до Крещения. Они были ос-новными русскими зимними праздниками. Давным-давно Святки люди отме-чали с радостью: разжигали костры, скатывали с гор горящее колесо и крича-ли: «Колесо гори, катись, с весною красною вернись!» Перед Святками – в из-бах делали большую уборку: мыли потолки, стены, натирали полы. Ходили в баню, меняли бельё. Ели капусту с квасом, хлеб, пили компот из яблок, груш, слив, вишни. В ночь перед Святками все люди готовились к празднику. Хозяй-ки пекли фигурное печенье, изображающее домашних животных, блины, ле-пёшки, пироги, хлеб. Готовили «свиные ножки», колбаски. Молодёжь подби-рала наряды. В Святки полагалось оставить все дела, можно было ходить, куда хочешь, и заниматься, чем хочешь. Это было народной традицией, которую соблюдали не только дети, но и взрослые, и старики. На Святки люди катались с гор на санках, пели и плясали. Давайте и мы с вами покатаемся на санках.
«Целый день мы на дворе,
Целый день мы на горе.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Эй, поехали, держись!
Хорошо, что есть гора,
Сзади нашего двора.
Вверх и вниз, вверх и вниз.
Эй, поехали, держись!
Ничего, что Дед Мороз,
Щиплет щёки нам и нос.
Вверх и вниз, вверх и вниз,
Эй, поехали, держись!»
Главным занятием на Святки было колядование, сегодня мы с вами по-ближе познакомимся с этим обрядом. В праздничные святочные дни по домам ходили ряженые - колядующие, чтобы получить от хозяев угощение. Они хо-дили от дома к дому и исполняли колядки. В этих песнях колядующие желали хозяевам богатого урожая и поздравляли с Рождеством.
Заключительная часть.
Закрепление (игра "Отвечай-ка").
Воспитатель: давайте встанем полукругом и поиграем в игру "Отгадай-ка". Я буду бросать вам мяч и задавать вопрос, а вы отвечать на него.
Какие вы запомнили поговорки или пословицы о зиме?
Что такое Святки?
Сколько они длятся?
Что такое колядки?
Кто такие ряженые?
Воспитатель: спасибо вам, ребята, за внимание, за вашу активность.
Сценарий театрализованного
представления «Колядки»
Колядовщик :
Святки празднует народ:
Веселится и поёт!
Колядовщик :
Ой, девчата, нынче Святки
Не пойти ль нам на колядки?
Дети берут на столе «Звезду», «Месяц», и вместе с ряжеными идут с песней:
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Колядовщик : Открывайте ворота, гости мёрзнут у крыльца!
ХОЗЯЙКА: Вечер добрый, девицы-красавицы и добры молодцы!
Здравствуйте, люди добрые!
День сегодня не простой.
Праздник к нам пришёл святой.
Колядовщик :
Здравствуйте, хозяева добрые!
С Новым годом! С новым счастьем!
Чтоб здоровы были, много лет жили! (кланяются)
Колядовщик :
Пришла коляда,
Отворяй ворота!
Ворота отворяй
И гостей принимай!
Колядовщик :
Сеем, сеем, посеваем,
Счастья, радости желаем
Чтоб здоровенькими были,
Много лет прожили.
Колядовщик :
Сеем, веем, посеваем,
С Новым годом поздравляем.
Счастья будет вам горой,
Урожая воз большой.
Колядовщик :
Уродись у вас овес,
Чтобы на два метра рос.
Уродись у вас пшеничка,
И горох, и чечевичка.
Колядовщик :
Чтоб гостей невпроворот
Было в доме целый год!
На столе всегда пирог.
Легких-легких вам дорог!
Колядовщик :
Новый год пришел,
Старый угнал,
Себя показал!
Ходи, народ,
Солнышко встречать,
Мороз прогонять!
Колядовщик :
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
Со скотом, с животом,
С малым детушкам,
С малолетушкам!
Колядовщик :
Сколько на кусточке веточек,
Столь бы у вас было детушек!
С Новым годом, хозяин с хозяюшкой!
Колядовщик :
Сею-вею, посеваю,
С Новым годом поздравляю!
На Новый год, на ново счастье
Уродись, пшеничка,
Горох, чечевичка!
На поле — копнами,
На столе — пирогами.
С Новым годом, с новым счастьем,
Хозяин, хозяюшка!
Колядовщик :
Чтоб масло и сало
На кухне шкворчало,
Жилось без печали,
Чтоб деньги бренчали.
Колядовщик :
Расступись, честной народ!
Мы выходим в хоровод
С песнями да плясками,
С шутками-побасками!
Колядовщик :
Вот помчался во весь дух
Расфуфыренный петух,
Душегрейка на меху,
Знай, кричит: «Кукареку!»
Колядовщик :
Из берлоги снеговой
Вышел мишка, сам не свой.
Не поймёт никак со сна –
То ль зима, то ли весна?
Колядовщик :
А не порадовать ли нам хозяев веселым представлением?
Разыгрывается сценка. Девочка и мальчик в масках козы и медведя.
Коза.
А ну, Топтыгин, шаркни ножкой,
Повесели гостей немножко.
Медведь.
Давай, Коза, покажем,
Как мы лихо пляшем.
(Топает ногами).
Коза.
Выходи плясать, Медведь,
Я частушку буду петь.
Мы частушки пропоем,
А потом плясать пойдем.
Медведь.
Ты когда поешь, Коза,
Не закатывай глаза.
Петь ты не умеешь,
Не поешь, а блеешь.
Коза.
А ты, Мишенька-медведь,
Сам ты не умеешь петь,
Ты тугой на ухо —
Ни голоса, ни слуха.
Медведь.
Ах, Коза, ты Козочка,
Серенькая розочка.
Хватит нам браниться,
Давай с тобой мириться.
Коза.
Ах, мой Миша, дорогой,
Не ругались мы с тобой.
Мы с тобой шутили,
Народ повеселили.
ХОЗЯЙКА: Ну, порадовали! Ну, повеселили! Как же вас не приветить! Как же вас не одарить!
Ведущая.
Ну, а какой святочный праздник без игр, шуток-прибауток, без веселых игр и соревнований? На посиделках всегда парни с девушками соревновались, умом и смекалкой похвалялись, женихов да невест примечали. У нас здесь две ко-манды — Девчушки-веселушки да отважные Молодцы-удальцы. Вот мы и по-смотрим, кто хитрей, смекалистей, веселей будет. За правильный ответ получа-ете снежинку-холодинку, за неправильный — фант. Проводится игра «Ведь-мина метёлка». Вызываются команды, становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки ве-ник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.
Девочкам:
Летом спят, а зимой бегут (лыжи).
В гору деревяшка, под гору — коняшка (сани).
Четверо вместе, один на шесте (рука в рукавичке).
Идет Егорка —
Бела шубенка (снег).
Глянули в оконце, —
Лежит белое суконце (снег).
Мальчикам:
Трескучий ядрен
Намостил мостен;
По дворам пробежал,
Все окна расписал (мороз).
Текло, текло и легло под стекл (лёд).
Я вода да по воде же и плаваю (лёд).
Гуляет в поле, да не конь,
Летает на воле, да не птица (метель, вьюга).
Белый Тихон
С неба спихан,
Где пробегает —
Ковром устилает (снег).
Ведущая:
Колядовщик :
Ну, хозяйка, дорогая;
Мы тебя повеличали,
Святки мы с тобой встречали.
Принесли тебе звезду,
Привели и коляду.
ХОЗЯЙКА:
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов всем не сказать.
Вечер наш прошёл на славу.
В Святки любо поиграть!
Всем спасибо от хозяйки
За улыбки и за смех,
И за игры, и за пляски,
Благодарствуем мы всех!
(Раздаёт угощение)
Ведущая: Ну, спасибо вам, хозяева, за угощение!
ХОЗЯЙКА:
И вам спасибо, что не обошли наш дом. А ещё есть примета – если звёздочку поймаешь с неба и желанье загадаешь, то оно обязательно исполнится. Ловите! (подбрасывает звёздочки) Только берегите звёздочку. А то не сбудется жела-ние!
Колядовщики :
Коляда, моляда,
Всех ребят созвала,
Всех ребят созвала
Пошла в другие ворота!
С Новым годом! С Новым счастьем! С Новым здоровьем!
ХОЗЯЙКА:
Пусть любовь и добро
С вами рядом живут!
С праздником!
Ведущая:
Колядки, колядки,
Собрались ребятки.
По деревне пошли,
Вместе Коляду нашли.
Коляда-моляда
Всех ребят созвала,
Всех ребят созвала,
Всем гостинцы раздала.
Консультации для родителей:
«Коляда, Коляда! Отворяй ворота!»
Коляда, Коляда! Отворяй ворота…
Вы когда-нибудь пробовали колядовать вместе с детьми? А ведь это от-личный способ сделать праздничное время ярким и запоминающимся. Что такое колядки, как колядовать с детками в наше время, как сделать костюмы и реквизит — обо всем этом читайте в нашей заметке. А также мы подготовили подборку простых и веселых рождественских колядок, которые легко выучить с малышом.
Вы, наверное, слышали о колядках и, может быть, даже принимали участие в этом действе. Если нет, то самое время начать. Вдохновляйтесь и колядуйте со своими детками!
Что же такое Коляда, и с чем ее едят?
Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солн-ца, днем рождения солнечного года. Со временем колядование стало тесно связано с прославлением Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой «вертеп», показывая представления на евангельские сю-жеты. Поэтому совсем не удивительно, что в колядках так тесно пере-плетены языческие мотивы с христианскими. И в наши дни наряженные взрослые и детвора ходят по дворам и при помощи недлинных песенок — колядок — желают хозяевам счастья и процветания в новом году.
Как колядовать с детьми в наше время
Колядуют вечером, 6 января. А утром 7 января рождествуют, поют рождественские песни и всех поздравляют с Рождеством Христо-вым. Щедруют 13 января, а на следующее утро, на рассвете, посевают (засевают) зерном. Посевать (засевать) ходят к крестным, близким и род-ственникам. Но первым в этот день в дом должен зайти мужчина, так как считается, что девушки не приносят счастья.
Здорово, если у вас получится собрать компанию взрослых и детишек, живущих с вами в одном подъезде, доме или дворе, и колядовать веселой гурьбой. По давней традиции, чтобы колядовать, нужно как минимум 3 человека.
Глава колядующих – звездарь. Это человек, который идет первым и несет звезду. На роль звездаря всегда выбирался человек, который имел громкий красивый голос и лучше других знал колядки. Звезда для колядований восьмиконечная. Ее запросто можно вырезать из плотного картона и украсить блестками или битыми елочными игрушками.
Есть вариант посложнее: звезда из проволоки, которую потом обматы-вают цветными ленточками.
Следующим по старшинству идет звонарь. Этот человек — тоже неотъемлемая часть колядующего «коллектива». Он несёт колокольчик и оповещает людей звоном о том, что идут колядующие.
Третьим важным колядующим является мехоноша. Ему прихо-дилось носить все то, что хозяева домов набросают колядующим : кон-феты, печенье, деньги и т. д. Именно набросают, так как колядующие не должны брать ничего из рук – все подарки хозяева должны класть прямо в мешок. Мешок можно сделать из плотной яркой ткани и украсить. Украшения могут быть как вышитые, так и нарисованные. Это может быть солнце, звезды, месяц, так как в старину этот праздник символизи-ровал переход от ночи ко дню и от зимы к лету.
Костюмы для колядок :
Весь колядующий «коллектив» должен быть одет подобающим образом. Рядятся на Рождество в самые яркие одежды — пестрые юбки, бабушки-ны платки, ленты, бусы, серьги, перстни. Щеки можно разрисовать румя-нами, накрасить губы. Если после Нового года остались карнавальные маски, они тоже пойдут в дело. Маски могут быть разнообразными: зве-ри, домовые, Баба-яга и вообще сказочные персонажи. Наденьте старую дубленку мехом наружу, украсьте себя небольшими рожками и разно-цветными ленточками. Запаситесь конфетти и серпантином, чтобы со-здать праздничное настроение. Ну и самое главное – выучите колядки и рождественские песни вместе с детками.
Колядки и рождественские песенки для детей
***
Динь-динь-динь, звенят звоночки!
К вам пришли сыны и дочки!
Вы колядников встречайте,
Нас улыбкой привечайте!
***
Коляда, Коляда!
А бывает Коляда
Накануне Рождества.
Коляда пришла,
Рождество принесла.
***
Коляда-коляда
Накануне Рождества
Хоть рубль, хоть пятак –
Не уйдем мы просто так!
***
Вот и матушка – зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришли колядки!
Коляда, коляда!
***
Маленький мальчик сел на диванчик,
Диванчик хрупь — гони рубль!
***
Коляд-коляд-колядушек,
Хорош с медком оладушек,
А без меда не таков,
Дайте, тетя (или дядя) пирогов!
***
С Рождеством святым вас, люди!
Мир да лад у вас пусть будет,
Чтобы горя вы не знали
И в богатстве пребывали!
***
Консультации для родителей:
Из истории праздника
Большинство людей в наше время считают, что Рождество Хри-стово и Коляда неразрывно связаны между собой. На самом деле еще с языческих времен, когда не было даже принято христианство на Руси, а люди верили в разных богов, уже существовала такая традиция, как Ко-ляда. Праздник этот был посвящен небесному богу Даждьбогу. Древние люди верили, что после зимнего солнцестояния просыпается бог неба, и продолжительность дня начинает увеличиваться, а ночи – уменьшаться. Наши предки были благодарны Даждьбогу и начинали его восхвалять с помощью обрядовых песен – колядок.
С тех времен многие обычаи позабылись и изменились, но все, же многих традиций, хотя и несколько в другом виде, придерживаемся мы и сейчас.
Коляда – праздник славян, народное название Рождества и Святок, ко-торые продолжаются сегодня c 7 до 19 января (Крещение). Основное предназначение Коляды – это проведение обрядов, посвященных рож-дественскому сочельнику. Главными традициями, которые сохранились в той или иной степени и в наше время, являются: – облачение в разно-образные наряды, в частности, сделанные из шкур и рогов животных, ис-пользование масок; колядование, исполнение колядных песен; благода-рение колядовщиков и одаривание их сладостями, продуктами, монетами и прочими вещами; игры молодых людей; гадания незамужних деву-шек. Коляда – праздник, который был самым большим и главным в зим-нее время со времен язычников, так же как сейчас Рождество Христово для всех христиан.
Коляда – праздник славян, дата, с которой начинались Святки (25 декаб-ря – день зимнего солнцеворота, а продолжались они до 6 января. Та-ким образом, еще до принятия христианства народ проводил обряды Ко-ляды, восхваляющие бога неба – Даждьбога.
Какого числа праздник Коляда отмечался после принятия христи-анства? Языческие празднования слились с днем рождения Иисуса Хри-ста, и Святки уже отмечали с 6 по 19 декабря, т. е. от Рождества до Кре-щения. Эти рождественские традиции сохранились и до сих пор.
Праздник Коляды праздновался в честь возрождения солнца в день зимнего солнцестояния. 25 декабря люди не просто встречали Новый год - они верили, что в этот день происходит зарождение нового светила и сельскохозяйственной деятельности.
А. С. Фаминцын в книге под названием «Божества древних славян», написанной в 1884 году, указывал, что в древних писаниях есть упоми-нания о двух богах - Купале (бог летнего солнцестояния) и Коляде (бог зимнего солнцестояния).
А. Н. Афанасьев в писании «Поэтические воззрения славян на природу» упоминал, что солнце было олицетворением счастливой и божественной жизни. Солнечное божество считалось самым светлым, добрым и мило-сердным; тем, что побуждает все живые организмы к жизни, дает пищу и помощь людям. Считалось, что светило неразрывно связано с судьбой, поэтому человек просил о помощи его, когда преследовали его трудно-сти и неудачи. Также солнце должно было противостоять злу, мраку и холоду.
Таким образом, славянский праздник Коляда и исполнение колядок – это обряды, посвященные богу солнца, которые показывают особое отноше-ние наших предков к светилу. Трактовка названия праздника Коляда – языческий праздник, и название его уходит своими корнями в давние времена. Одна из версий происхождения слова «Коляда» твердит о том, что оно пошло от «коло» – «солнце». Оно защищало людей от тьмы, и 25 декабря рождалось новое и молодое светило, которое помогало уве-личиваться световому дню и уменьшало ночь.
Лепка из солё ного теста: «Козули»
(обрядовое рождественское печенье).
Программное содержание:
- воспитывать интерес и любовь к народным традициям, праздникам,
фольклору.
- формировать представление у детей о празднике «Рождество»;
- развивать любознательность;
- развивать связную речь у детей;
- совершенствовать навык коллективного труда;
- приобщать детей к духовным ценностям, учить петь колядки;
Предварительная работа:
- беседа о празднике «Рождество», как дне «Солнцеворота»;
- рассматривание иллюстрации «Ряженые», «Колядки»
- повторение колядок
Активизация словаря: козули, колядки.
Ход занятия:
Дети организованы на ковре
1. Слушание русской народной музыки «Колядка - коляда».
2. Беседа с детьми:
- Ребята, вы узнали эту музыку?
- Что за праздник - «Рождество»?
- Как люди отмечают это событие?
- Что такое «колядки»?
3. Исполнение детьми колядок.
Пришла Коляда
Накануне Рождества;
Сеем, веем, повеваем
И хозяев восхваляем.
Много лет, здоровья вам:
И большим, и малышам.
4. Вопросы детям:
- Ребята, а к нам приходили колядующие?
- А придут, чем же мы станем одаривать их?
- Как называется печенье, которым одаривали колядующих на «Рожде-ство»?
- Почему печенье называлось «Козули»?
5. Показ приготовления солёного теста.
6. Лепка печенья детьми.
7. Русская народная игра: «Козлик»
Вышел Козлик погулять,
Стал он прыгать и скакать!
Козлик ножками стучит,
По козлиному кричит: «Ме-е-е»
Видео: https://www.youtube.com/embed/Nnz45PYbKd4