Сафиуллина Динара Рафаэловна
Педагогический проект «Родительский клуб «Семейная гостиная»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Родительский клуб «Семейная гостиная»
Пояснительная записка.
Участники проекта : педагоги ДОУ, воспитанники старшей и подготовительной к школе групп и их родители.
Актуальность темы: Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Публикация «Педагогический проект „Родительский клуб „Семейная гостиная“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ. Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии.
Роль семейного окружения в процессе психического развития ребенка дошкольного возраста является главной. В современном обществе этот вопрос особенно актуален, ведь изменение ритма жизни современных родителей приводит к тому, что во взаимодействии взрослого с ребенком эмоциональный контакт сводится к минимуму. Безусловно, внутрисемейные отношения и отношение к ребенку родителей оказывают прямое влияние на становление внутреннего мира растущего человека.
Признание приоритета семейного воспитания требует иных взаимоотношений семьи и образовательных учреждений, а именно - сотрудничества, взаимодействия и доверительности. Поэтому, педагоги детского сада взяли на себя миссию: повернуть родителей лицом к детям, создать психологически комфортные условия для эмоционального общения родителей, детей и педагогов. Для этого нужно организовать работу с семьей так, чтобы предоставить детям и родителям возможности для дополнительного эмоционального общения хотя бы в стенах ДОУ, и научить родителей специальным навыкам доверительного, эмоционально-комфортного общения. Педагоги надеются, что начавшееся в стенах ДОУ общение, продолжится дома в семье, потому, что возникнут общие интересы, общие дела детей и родителей.
Для выполнения этой цели нужно освоить новые формы работы с семьей, которые помогут разрешить актуальную проблему дефицита эмоционального общения детей и родителей.
В программе «От рождения до школы», подготовленной в соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ №655 от 23 ноября 2009 года) ведущими целями взаимодействия детского сада с семьей являются создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений с семьями воспитанников, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания. Одной из форм взаимодействия является совместная деятельность. Как правило, в работе дошкольных учреждений применяются традиционные формы взаимодействия с семьей (собрания, круглые столы, индивидуальные консультации, но часто родители остаются недостаточно активными и заинтересованными.
Было проведено анкетирование родителей «Изучение потребностей родителей».
Посещение психолого-педагогических гостиных позволяет родителям научится по-новому играть с детьми, понимать их, и эти навыки игрового взаимодействия, методы совместной деятельности родители в дальнейшем смогут применять самостоятельно в домашних условиях.
В моменты специально организованного игрового взаимодействия между родителями и детьми происходят положительные изменения в отношениях. Ребенок начинает чувствовать, что он нужен и его понимают. Родители начинают осознавать важность игры в период дошкольного детства. Детско-родительские отношения приобретают конструктивный характер, это особенно важно именно в период дошкольного детства, на начальном этапе развития личности.
Основная цель проекта :
- развивать личность ребенка с помощью родителей и при их активном участии;
- внедрить новые нетрадиционные формы работы с семьей;
- создание в детском саду психологически комфортных условий для эмоционального взаимодействия родителей, педагогов и детей.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
знакомство и сближение группы;
развитие навыков согласованных действий;
внедрение способов эффективного общения, в том числе невербального;
ознакомление родителей и детей с правами ребенка;
тренировка мелкой моторики, речевого дыхания, координации речи с движением;
развитие воображения, художественно-творческих способностей, внимания, мышления, ловкости;
развитие нравственных качеств личности.
Система совместных занятий состоит из восьми встреч в год (1 раз в месяц, предназначена для детей старшего дошкольного возраста.
Продолжительность каждого занятия – 45 минут. Время проведения встреч вечернее (16.30, наиболее удобное для родителей.
В работе психолого-педагогических гостиных принимают участие специалисты детского сада (воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель).
Структура каждой психолого-педагогической гостиной состоит из четырех частей:
1. Приветствие.
2. Основная часть
3. Продуктивная деятельность детей и родителей
4. Прощание
Ожидаемые результаты:
- повышение уровня родительской компетентности;
- гармонизация семейных и родительско- детских отношений;
- повышение ответственности родителей за судьбу ребенка;
- улучшится эмоциональный климат в семье;
- упрочится социальный статус ребенка в семье, отношения с родителями станут более адекватными его возрасту;
- повысится эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
Проект реализуется в три этапа:
I. Подготовительный этап (1 месяц – сентябрь) предусматривает следующие виды деятельности:
• опрос-диагностика родителей на предмет социального заказа;
• обсуждение общих вопросов на родительском собрании, связанных с организацией работы семейного клуба;
• разработка положения о клубе (Приложение);
• разработка тематического планирования психолого-педагогических гостиных для старшей и подготовительной к школе групп.
II. Основной этап (октябрь– май).
В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся заседания совместных (дети и родители) психолого-педагогических гостиных.
III. Заключительный этап (1 месяц - май)
Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Заключение
Главной ценностью педагогической культуры является ребенок — его развитие, образование, воспитание, социальная защита и поддержка его достоинства и прав человека. Чтобы родители могли грамотно воспитывать детей, необходимо повышать их педагогическую культуру. С целью достижения высокого уровня воспитанности детей необходимо сотрудничество детского сада и семьи, взаимодополняющего, взаимообогащающего влияния семейного и общественного воспитания.
В итоге работы Клуба у родителей сформировались определенные модели поведения с ребенком, повысился уровень педагогических знаний и умений, активизировалось позитивное мышление, помогающее им избегать или преодолевать трудности в воспитании и детей.
Проведённое исследование доказало, что использование такой формы работы с родителями в ДОУ как психолого-педагогические гостиные будет способствовать повышению уровня педагогической культуры родителей.