Валентина Титаренко
Педагогический проект. Тема: Адаптационная группа «Здравствуй, малыш!»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги! В настоящее время внедрение проектного метода в практику образовательного учреждения очень актуально. Данный метод позволяет эффективно организовать и провести исследование, разработать алгоритм решения практической проблемы или задачи.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Тема: «Здравствуй, малыш!»
Название организации:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад комбинированного вида 2 категории «Колокольчик» сл. Большая Мартыновка Ростовской области
Публикация «Педагогический проект, Тема: Адаптационная группа „Здравствуй, малыш!“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
Ф. И. О. автора, должность:
Титаренко Валентина Алексеевна педагог-психолог 1квалификационной категории
Название проекта:
«Здравствуй, малыш!»
Актуальность:
Поступление маленького ребёнка в ДОУ в большинстве случаев сопровождается проблемой его адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все успешно с ней справляются. Так как малыши нередко болеют и после болезни нуждаются в повторной адаптации (да и пополнение группы вновь поступающими детьми продолжается довольно длительное время, данный проект рассчитан не только на первые четыре месяца, а на протяжении всего учебного года.
Реальные результаты в решении задач профилактики и практического преодоления «адаптационного синдрома», возникающего у детей, впервые поступающих в детский сад и психологически неготовых к этому, может принести только система взаимодействия родителей и специалистов ДОУ.
Проблема:
Как облегчить процесс адаптации детей раннего возраста к детскому образовательному учреждению?
Цель:
Разработать и внедрить систему мероприятий по адаптации детей 2 - 3 лет к детскому саду и приобретения опыта семейного воспитания родителями.
Задачи:
•создание необходимой предметно-развивающей среды для организации деятельности семейной адаптационной группы;
•преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
•ознакомление родителей с особенностями развития детей раннего возраста, основными показателями нервно-психического развития;
•формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации.
По срокам реализации:
долгосрочный
По составу участников:
групповой.
Участники:
дети 1-й младшей группы, их родители, педагог-психолог,воспитатели группы.
Проект реализуется по двум направлениям:
1. Совместная деятельность с родителями.
2. Совместная деятельность с детьми.
Методическое обеспечение проекта:
Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ», Т. Н. Доронова «Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями», А. С. Роньжина «Занятия с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению», Программа Васильевой М. А., И. В. Ганичевой, журнал «Справочник педагога-психолога».
Работа с родителями:
•Знакомство (памятки, анкеты, семейные фотографии).
•Консультации «Особенности развития детей 3-года жизни», «Живу по расписанию», «Я играю целый день, мне играть совсем не лень», «Сильные, смелые, здоровые, умелые», «Взяли в руки карандаш».
•Групповые и индивидуальные консультации с педагогом-психологом.
•Стендовая информация «Уголок для родителей».
•Индивидуальные беседы с родителями.
•Демонстрация занятий для родителей.
•Тематические родительские собрания.
Работа с детьми:
•Диагностика умственного развития детей.
•Адаптационные занятия с педагогом - психологом.
•Совместное посещение ДОУ детей с родителями в первые дни.
•Индивидуальный подход к каждому ребенку.
•Использование телесной терапии.
•Гибкий режим.
•Проведение физкультурных занятий, утренней гимнастики, гимнастики после сна, пальчиковой гимнастики, прогулки на свежем воздухе.
•Использование музыкального оформления в режимных моментах.
•Проведение театрализованных игр, игр-инсценировок.
•Чтение художественной литературы.
•Ведение адаптационных листов.
Создание предметно-развивающей среды в группе:
Уголки снижения эмоционального напряжения:
«Сухой дождь», «Уголок настроения»,
«Домик знакомых игрушек», Уголок скучания «Моя семья»
Детские игры: «Кубики настроения», «Подиум», «Добрый ветерок».
Функции участников при реализации проекта по этапам
Деятельность психолога
I этап
1. Ознакомление с новыми методическими материалами по проблеме
2. Планирование работы по обеспечению адаптационного периода
3. Анкетирование родителей поступивших детей
3. Консультирование педагогов по теме «Особенности работы воспитателя в период адаптации детей к ДОУ»
II этап
1. Консультирование родителей поступивших детей
«Я теперь детсадовец»
2. Диагностика УУР детей раннего возраста
3. Наблюдение за ходом адаптации
4. Проведение адаптационных занятий с участием родителей
5. Проведение родительского собрания «Проблемы адаптации ребёнка к детскому саду»
6. Подбор материала для стендовой
информации по пробл.
III этап
1. Проведение адаптационных занятий с детьми
2. Оказание практической помощи по мере необходимости (детям, родителям, педагогам)
3. Оказание помощи в организации необходимой предметно-развивающей среды
4. Предварительный анализ и контроль ведения адаптационных листов
IV этап
1. Анализ адаптационных листов
2. Обработка результатов
3. Организация родительского собрания – дискуссии по проблеме
4. Итоговое анкетирование родителей
5. Подготовка презентации
6. Анализ успехов и ошибок, поиск способов их коррекции
Деятельность родителей
I этап
1. Знакомство с режимом детского сада
2. Заполнение анкет "Анкета-знакомство", "Анкета - запрос"
3. Получение индивидуальных консультаций
4. Проведение бесед с детьми
II этап
1. Соблюдение режимных моментов
2. Гибкий график присутствия ребёнка в детском саду
3. Присутствие в ДОУ в первые дни
4. Получение консультаций по проблеме
5. Присутствие во время диагностики детей у педагога – психолога
6. Участие в адаптационных занятиях
III этап
1. Соблюдение практических рекомендаций
2. Соблюдение режимных моментов
3. Участие в организации предметно-развивающей среды группы
IV этап
1. Заполнение анкет
2. Участие в родительском собрании – дискуссии (обмен опытом)
3. Участие в подготовке презентации
3. Анализ степени удовлетворённости
Деятельность воспитателей
I этап
1. Ознакомление с новыми методическими материалами по проблеме
2. Планирование работы по обеспечению адаптационного периода
3. Ознакомление родителей с распорядком дня
3. Индивидуальное консультирование родителей
II этап
1. Направленные беседы с родителями
2. Сопровождение режимных моментов
3. Ведение адаптационных листов
4. Составление гибкого графика
5. Создание установки у ребёнка на предстоящие режимные моменты
6. Индивидуальные занятия с детьми с тяжёлой адаптацией
7. Использование телесной терапии
III этап
1. Использование игровых методов во взаимодействии с ребёнком
2. Создание необходимой предметно-развивающей среды в группе
3. Организация сна с мягкой игрушкой
4. Рассказывание сказок, пение колыбельных, чтение художественной литературы
5. Использование музыкального оформления в режимных моментах
6. Проведение театрализованных игр
IV этап
1. Обобщение опыта работы
2. Представление содержания работы, обоснование выводов
3. Участие в организации родительского собрания – дискуссии по проблеме
4. Подготовка презентации
5. Анализ полноты реализации проектного замысла
Деятельность детей
I этап
1. Вхождение в проблему через обыгрывание ситуации через игрушку, начавшую посещать детский сад
2. Знакомство с сотрудниками группы
3. Знакомство с участком детского сада
4. Знакомство с групповой комнатой
II этап
1. Участие в адаптационных занятиях с педагогом-психологом
2. Соблюдение режимных моментов вместе с игрушкой
3. Прохождение диагностики-игры вместе с родителями
4. Игры в уголках снижения эмоционального напряжения
III этап
1. Участие в адаптационных занятиях с педагогом-психологом
2. Участие в театрализованных играх, играх – инсценировках
3. Выполнение режимных моментов под музыкальное сопровождение с использованием игрушки
4. Овладение навыками самообслуживания
IV этап
1. Участие детей в оформлении общего фотостенда
2. Участие в беседе с использованием фотостенда «Наша дружная семья»
3. Участие в создании и совместный просмотр фильма «Как хорошо у нас в саду!»
(Все этапы для удобства занесены в одну большую таблицу)
Ожидаемый результат:
1. Обеспечение лёгкой степени адаптации детей к условиям ДОУ.
2. Раннее выявление отклонений в познавательном развитии детей.
3. Уравновешенное, бодрое, весёлое настроение воспитанников в течение дня.
4. Позитивное развитие отношений в детском коллективе, умение общаться со сверстниками.
5. Адекватное отношение к предложениям взрослых, общение с ними по собственной инициативе.
6. Создание комфортных условий пребывания ребенка в группе.
7. Овладение родителей знаниями особенностей адаптационного периода и способами общения с детьми в соответствии с возрастом.
8. Укрепление связи детей, родителей и педагогов.
9. Обеспечение преемственности в сотрудничестве с родителями.
"Сухой дождь" действует и как "Уголок уединения"
Диагностика
Адаптационные занятия
Родительское собрание