Елена Герасимова
Педагогический проект «Улицы нашего города»
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые коллеги,предлагаю вашему вниманию,проект"Улицы нашего города,который мы проводили с детьми старшей групп
Актуальность проекта : Моя малая Родина. У каждого человека она своя, но для всех является той путеводной звездой, которая на протяжении жизни определяет очень многое, если не сказать - все!
С ранних лет формируются первые представления об окружающем мире, и происходит это, прежде всего через ознакомление с традициями своей социокультурной среды - местными историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями региона. Ведь известно, что именно дошкольный возраст- это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так, как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Разработкой вопросов ознакомления детей с окружающим миром занимались многие педагоги, психологи, философы, лингвисты. Особое внимание в последние годы ученые уделяют социокультурному аспекту воспитания будущего гражданина.
Публикация «Педагогический проект „Улицы нашего города“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Термин социокультурный состоит из двух основ: социо значит «общественный, имеющий непосредственное отношение к обществу, отношениям внутри него, его развитию»; культурный - «относящийся к культуре». Таким образом, понятие «социокультурный» предполагает, что личность объединяет основные характеристики современного ей общества и культурного наследия. Другими словами, рассмотрение любого социального явления сегодня невозможно вне ценностей культуры. Это особенно важно учитывать при ознакомлении детей с ближайшим окружением - родным краем, и прежде всего с культурным обликом города, его достопримечательностями, историческим прошлым, природой.
При проведении педагогического мониторинга в нашем детском саду высветилась проблема: недостаточность уровня знаний у детей о родном крае. Поэтому темой для своего самообразования я выбрала «Формирование у детей основ краеведения». Одним из этапов моей работы по вышеуказанной теме стал проект «Улицы нашего города».
Цель проекта : Включить детей старшего дошкольного возраста в краеведческую работу на основе познавательно-исследовательской деятельности.
Объект исследования:Образовательная область "Познание".
Предмет исследования:Краеведение.
Цель проекта :Включить детей старшего дошкольного возраста в краеведческую работу на основе познавательно-исследовательской деятельности.
Проблема,цель,объект, предмет определили необходимость решения следующих задач:Углубить и расширить знания детей об истории улиц родного города.
Включить детей старшей группы в микроисследовательскую деятельность;
Создать условия для осуществления гражданско-патриотического воспитания на основе знакомства с улицами родного города.
Этапы проекта :
Первый этап Подготовительный. Понедельник.
деятельность педагога.
1. Диагностирование детей по теме : «Улицы родного города». Цель: определить объем и уровень знаний детей об улицах родного города.
Деятельность детей: Ответы детей на предложенные диагностические задания в игровом варианте.
деятельность педагога :
2. Проведение игровых упражнений направленных на развитие интеллектуальных способностей детей. Цель: подготовить детей к выполнению микроисследовательских заданий.
Деятельность детей: Включение в выполнение игровых упражнений на сравнение.
3. Осуществить взаимодействие с родителями по организации исследовательско-краеведческой деятельности. Диагностирование (анкета). Цель: выявить общий уровень информированности родителей по краеведению.
Второй этап:Вторник.
Деятельность педагога
Второй этап Основной
понедельник
1. Запуск проекта. Экскурсия в деревню Лукино. Организация и проведение. Цель: организовать деятельность детей по сравнению городских и сельских улиц.
2. Постановка проблемы. В гости к детям приходит воспитатель средней группы: «Ребята, мы узнали, что вы недавно ездили на экскурсию. К сожалению, мы не сможем выехать из детского сада и увидеть какие есть улицы. Я хотела бы вас попросить, чтобы вы рассказали об улицах нашего города».
Деятельность детей:Сопоставительный анализ сельских и городских улиц.
Включение в проектную деятельность.
Деятельность педагога
Второй этап
3. Воспитатель дает лист краеведа. 2-ая половина дня: совместная деятельность детей и взрослого в режимном процессе. Объяснение листа краеведа. Цель: актуализировать субъектный опыт ребенка по особенностям жилища.
Вторник
1-ая половина дня совместная деятельность педагога с детьми в режимном моменте утреннего приема. Цель: определить уровень включения в деятельность, проверяя домашнее задание.
Деятельность детей
Второй этап
1. Печатными буквами написать свой адрес детского сада с помощью родителей.
2. Совместно с родителями нарисовать дом в котором живут.
Рассказ о своем домашнем задании.
Этапы проекта :2. Целевая прогулка на улицу Г. А. Илизарова. Цель: научить детей характерные особенности улицы.
Алгоритм исследования:
- Исследовать длину, ширину;
Какие социальные объекты находятся на улице;
Какие деревья растут;
Хорошо ли жить на этой улице
2-ая половина дня.
Совместная деятельность педагога с детьми в режимном моменте. Введение символике, используемой в исследовании детей.
Деятельность детей:Совместно с родителями исследовать любую улицу в городе.
Знакомство с символами знаковой системы.
Среда.
Деятельность педагога :
1. Совместная образовательная деятельность с детьми педагога. Путешествие : «Прошлое улиц города Кургана». Цель: познакомить с историческим названием улиц. Выпуск газеты «Родительский вестник» ин-ия об истории Кургана для родителей.
2. 2-ая половина дня. Чтение художественной литературы. Стихи С. Васильева «Прямые улицы Кургана», «У ворот Сибири» К. Сульдин, «Заозерному-25» Ефимов С. И., «Почта» С. Маршак «По городу», В. Берестов «Моя улица» С. Михалков.
Деятельность детей:
Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание фотографий улиц на стенном панно.
Сравнивают и анализируют улицы в прошлом и в настоящем.
Восприятие художественных произведений, обсуждение, ответы на вопросы.
четверг.
Деятельность педагога :
Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание фотографий улиц на стенном панно.
Сравнивают и анализируют улицы в прошлом и в настоящем.
Восприятие художественных произведений, обсуждение, ответы на вопросы.
Деятельность детей:
Учат песню, выразительное исполнение песни
Делают макет, обыгрывание макета в сюжетно-ролевой игре.
Пятница:
1-половина дня: изготовление пригласительных на вернисаж. Приглашение детей младшей группы.
2-половина дня: Презентация детских работ «Вернисаж».
3 этап- заключительный.
Повторная диагностика
Постановка новой проблемы.
Предложить детям Проект «Улицы будущего».
Ожидаемые результаты:
Углубление и расширение знаний детей об истории и особенностях улиц;
Включение детей старшего возраста в микроисследовательскую деятельность.
Статус проекта :Локальный.
Фома представление:
Вернисаж- с рассказами детей о своих работах.
Оформление альбома «Улицы города» в подарок детям средней группы.