Папки-передвижки

Педагогический проект «В гостях у сказки»

Ирина Злыгина
Педагогический проект «В гостях у сказки»

Актуальность проекта

Актуальность темы нам видится в приобщении детей к традиционному русскому фольклору. Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.

Именно сказки являются прекрасным материалом для обучения детей младшего дошкольного возраста развитию речи.

Теоретическое обоснование проекта.

Публикация «Педагогический проект „В гостях у сказки“» размещена в разделах

Дошкольное детство - очень важный этап воспитания внимательного, чуткого читателя, любящего книгу, которая помогает ему познать окружающий мир и себя в нем, формировать нравственные чувства и оценки, развивать восприятие художественного слова.

Данный проект является среднесрочным и рассчитан полгода, предназначен для детей среднего дошкольного возраста.

Концептуальные идеи проекта

- развитие ребёнка через организацию разных видов деятельности, в процессе ознакомления дошкольников с художественной литературой (сказками) и развития речи, основанной на сотрудничестве взрослого и детей, мотивации и предполагающую использование интерактивных форм работы и видов деятельности, адекватных возрасту (акции, выпуск плакатов);

- формирование основ ценностного отношения ребёнка к окружающему миру посредством знакомства со сказками и анализа поступков персонажей; воспитание дошкольников на народных традициях и обычаях, формирование интереса к народной культуре (устное народное творчество, традиции) и осознание себя как носителя этой культуры;

- развитие индивидуальных и возрастных возможностей, потребностей и интересов ребёнка (доступность содержания, выбор форм и приёмов, направленность на формирование развития личности, предполагающей признание ребёнка главной действующей фигурой, признание его субъективного опыта, отношение как к равноправному участнику интересной для него деятельности;

- комплексно-тематический принцип планирования, обеспечивающий социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов деятельности в ходе подготовки мероприятий.

Принципы реализации основных концептуальных идей:

Основополагающий принцип – принцип развивающего обучения, ориентированный на потенциальные возможности каждого ребенка и формирование способностей, интересов, склонностей, положительных взаимоотношений между детьми.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.

Принцип наглядности – «золотое правило дидактики» - основная информация усваивается ребенком через зрительное и слуховое восприятие.

Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение материала идет в определенном порядке, системе.

Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

Принцип доступности предполагает соотнесение содержания, характера и объема материала с уровнем развития, подготовленности детей.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Принцип интегративности – приобщение к миру литературы, искусства, народной литературы, музыки.

Принцип связи с реальностью – осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Принцип осознанности предполагает осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета.

Принцип поиска ассоциаций – это вопросы «провокаторы», с помощью которых педагог учит детей находить выход из проблемной ситуации, развивает фантазию ребенка.

Принцип контрастного сопоставления – предлагает анализировать поведение и поступки других детей по алгоритму добро – зло, хорошо – плохо.

Цели проекта :

- нравственно-эстетическое развитие детей через знакомство с народным творчеством, фольклором;

- введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих развитию познавательной, творческой и эмоциональной активности детей;

- развитие устойчивого интереса к устному народному творчеству (сказкам) как к произведениям искусства;

- создание условий для активного использования сказок в творческой деятельности детей;

- раскрытие ценности совместного творчества детей и их родителей.

Задачи проекта :

Дети:

- продолжать знакомить детей со сказками, расширять представления о них;

- способствовать накоплению эстетического опыта, читая и обсуждая литературные произведения;

-воспитывать культуру речи, учить детей рассуждать, развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

- обогащать и расширять словарный запас детей.

- формировать умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок;

- развивать артистические способности;

- развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

- формировать навыки сотрудничества;

- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

- развивать коммуникабельность и умение общаться со взрослыми людьми в разных ситуациях;

- побуждать детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями; к речевому общению между собой;

Родители:

- создание в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду;

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, уважать его мнение, обсуждать с ним предстоящую работу;

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Используемые методы: беседы, чтение, вопросы, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации и др.

Предварительная работа:

- тематическое оформление групповой комнаты;

- дополнение уголков в групповой комнате (книжный уголок, театральный уголок, уголок творчества, уголок настольных игр, экологический уголок и др.) новыми материалами;

- чтение литературных произведений; выбор сказок и подготовка выразительного рассказывания;

- подбор демонстрационного (иллюстративного) материала (сборники сказок, репродукции картин, рисунки, театр «Би-ба-бо» и т. д.);

- рисование совместно с родителями, педагогами ДОУ героев любимых сказок.

Сроки реализации проекта : сентябрь 2013 г. – март 2014 г.

Планируемый результат:

- развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;

- развитие интереса к русской литературе;

- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;

- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.

- содействие творческому развитию детей;

- развитие эмоциональной отзывчивости;

- гармонизация отношений между взрослыми и детьми.

Руководитель проекта : Бутнарь И. А. – учитель высшей квалификационной категории.

Рабочая группа (реализаторы) проекта : педагоги ДОУ, воспитатели, родители, дети.

Этапы проектной деятельности

I. Этап - Подготовительный (разработка проекта)

Цель: разработка плана реализации проекта.

II. Этап – Основной (практический)

Цель: реализация плана проекта с детьми, родителями, педагогами.

III. Этап – Заключительный (контрольно-оценочный).

Цель: анализ и подведение итогов работы по реализации проекта.

Заключение.

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку, которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал, как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Это позволяет адаптировать методику как к внешним объективным, так и внутренним субъективным условиям, учесть индивидуальные возможности каждого ребенка, с одной стороны, и возрастные возможности дошкольного детства – с другой. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов.

У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок.

Использование сказки способствовало совершенствованию звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; творческому развитию детей, эмоциональной отзывчивости; расширению словарного запаса.

Создание благоприятной психологической атмосферы в процессе реализации проекта способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Публикации по теме:

Приобщение дошкольников к словесному искусству с помощью устного народного творчества 1. Актуальность темы «Приобщение дошкольников к словесному искусству через устное народное творчество». Одна из важнейших задач развития.

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей» Самообразование по теме: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Цель работы: объединить усилия педагогов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «В гостях у сказки»
Опубликовано: 19 сентября 2014 в 22:54
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД