Ирина Чудинова
Педагогический проект «В игры со звуками играю — лучше их запоминаю»
▼ Скачать + Заказать документы
"Ясный выговор слова,
чтобы каждый из звуков был слышен,
и чуткое ухо в различении
этих звуков - вот главные
основания обучения грамоте".
К. Д. Ушинский
Участники проекта :
дети, учитель-логопед, воспитатели и родители.
Паспорт проекта :
По доминирующему методу – творческий;
По продолжительности – долгосрочный (2 года, 2012-2014 год);
Взаимоотношения - контакт с семьёй и педагогами;
По характеру охвата – фронтальный, индивидуальный;
Интеграция всех ОО и в РМ.
Актуальность:
Публикация «Педагогический проект „В игры со звуками играю — лучше их запоминаю“» размещена в разделах
Речевая функция является одной из важнейших психологических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга.
На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым.
Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.
Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.
Различные нарушения в речевом развитии не дают возможность детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.
Однако трудности своевременной диагностики и не охваченность значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане приводит к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза.
Много раз, обращаясь к нашим классикам педагогики и психологии (Л. С. Выготскому, А. Р. Лурии, Л. И. Божович, Д. Б. Элькониной, З. М. Истоминой, Л. Н. Леонтьевой, Е. Е. Кравцовой и т. д., пришли к выводу: проблема сущности готовности к школе очень актуальна и сегодня.
Таким образом, только принцип системного подхода к анализу нарушений речи дает возможность видеть как первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления речевой недостаточности и определить эффективные пути коррекционного обучения.
Обоснование:
Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем выше будет его результат. Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе.
У детей в среднем возрасте, начавших ходит в детский сад - упущены основы звуковой культуры речи, недостаточный словарный запас слов и недостаточно развито фонематическое восприятие. Проведя диагностику и проанализировав её, мы пришли к выводу, что у большинства детей недостаточно развит фонематический слух и фонематическое восприятие. Недостатки в построении высказываний связаны с лексическими затруднениями, что определяется бедностью словарного запаса, несформированностью лексических дифференцировок и другими особенностями. У многих детей построение высказываний затрудняется в связи с грамматико-синтаксическими нарушениями, особенно при передаче пространственных, атрибутивных и других межпредметных отношений. Мы решили выстроить совместную работу – педагоги – учитель – логопед – дети - родители.
Цель:
Повышение мотивации воспитанников к изучению звуко - буквенного состава слова путём использования наглядно- дидактического материала.
Задачи:
• Повысить интерес детей к фонематическому восприятию через игровую деятельность.
• Расширить словарный запас, обогатить активный словарь.
• Развивать мелкую моторику.
• Формировать у детей фонематический слух.
• Развивать у детей фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.
• Формировать представление о соотношении между звуками и буквам.
• Повысить компетентность родителей о фонематическом восприятии.
Гипотеза:
Если задания по обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.
Принципы:
• Деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний).
• Креативности (педагог поощряет активность детей).
• Непрерывности (процесс продолжается во всех режимных моментах с педагогами и узкими специалистами).
• Последовательности.
• Доступности.
• Систематичности.
• Интеграции.
Проблема:
• Как повысить эффективность усвоения программного материала?
Причины:
• Поступление детей в детский сад в 4 года;
• Пропущена первоначальная ступень освоения звуковой культуры речи;
• Маленький словарный запас слов;
• Не все дети осваивают пройденный материал на занятии;
• Малокомпетентность родителей о фонематическом восприятии.
Ожидаемый результат
• Сформирован фонематический слух у детей
• Повысился интерес детей к фонематическому восприятию через игровую деятельность и развито фонематическое восприятие, и навыки звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка
• Сформировано представление о соотношении между звуками и буквами.
• У родителей появилась заинтересованность в развитии фонематического восприятия.
Изюминка проекта :
Работа с детьми, у которых плохо развито фонематическое восприятие и слух.
Механизм выполнения:
Реализация данного проекта направлена на работу с детьми, у которых плохо развито фонематическое восприятие и слух, а также может использоваться в работе с детьми, у которых нет нарушения речи.
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
№ п/п Мероприятие Ответственный Сроки
1 Планирование по разделу «Обучение грамоте» Педагоги Сентябрь, 2012
2 Изучение методической литературы по данному вопросу Педагоги Сентябрь, октябрь, 2012
3 Изготовление пособий (таблиц, карточек) Педагоги Октябрь, ноябрь, декабрь, 2012
4 Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте
Педагоги, учитель – логопед Октябрь, ноябрь, декабрь, 2012
5 Разработка диагностической карты по данному разделу
Учитель – логопед, педагоги Сентябрь, октябрь, 2012
6 Первичное обследование детей
Учитель - логопед Сентябрь, октябрь, 2012
7 Анкетирование родителей Педагоги Октябрь, 2012
8 Пополнение игротеки по данному разделу Педагоги, учитель – логопед Постоянно
9 Консультация для родителей.
Педагоги, учитель-логопед Октябрь, 2012
Основной этап
№ п/п Мероприятие Ответственный Сроки
1 Проведение фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий по обучению грамоте
Педагоги В течение реализации проекта
2 Проведение совместных мероприятий с родителями (клуб по интересам «АБВГД-ка») – создание буклетов
Педагоги Каждая четвертая среда месяца
3 Закрепление материала во время утренних и вечерних отрезков времени в игровой форме.
Педагоги, младшие воспитатели, учитель – логопед, узкие специалисты Постоянно
4 Создание родителями альбома «Весёлые буквы» Педагоги, родители Апрель 2013
5 Работа кружка «Обучение чтению» Педагоги 1 раз в неделю в течение
2-х лет
6 Использование презентаций в НОД и в режимных моментах для постановки звуков Педагоги В течение проекта
7 Слушание образцов звукопроизношений через прослушивание аудиоартикуляционных гимнастик и выполнение их Педагоги В течение проекта
8 Настольно – печатные, словесные и дидактические игры Педагоги В течение проекта
9 Промежуточный мониторинг Учитель - логопед Май 2013 г.
Заключительный этап
№ п/п Мероприятие Ответственный Сроки
1 Проведение итоговой диагностики
Педагоги, учитель – логопед Апрель – май 2014 г.
2 Анализ результатов составление диаграмм
Педагоги, учитель – логопед Май 2013 г., 2014 г.
3 Обсуждение итогов совместно с учителем - логопедом
Педагоги Май 2013 г., 2014 г.
4 Отчёт о результативности на итоговом педсовете Педагоги Май 2013 г., 2014 г.
5 Представление апробированного материала для обсуждения на ТГ. Педагоги Май 2014 г.
6 Защита разработки в РИМЦ.
Педагоги 2013 г.
Итог:
В результате использования дидактического материала у детей повышается интерес к развитию фонематического восприятия. Об этом можно судить, сравнив результаты графиков, соответствующих уровню знаний детей в начале и в конце учебного года.
Перспектива:
Успешное обучение детей в школе;
Профилактика дисграфии.
Литература:
1. Волосовец Т. В., Антипова Ж. В., Кутепова Е. Н., Шашкина Г. Р., Зимина И. А. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М. :, ТЦ Сфера: НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с.
2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 500 с.
3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
4. Дуева Т. И., Суворова Е. Н. Интегрированные занятия для детей с нарушением речи. – «Логопед» № 8, 2010.
5. Димитрова Т. А. Интеграция разных видов деятельности на логопедических занятиях. – Интернет-ресурсы, сайт «Открытый урок».
6. З. Е. Агранович, Сборник домашних заданий: Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2004.
Диагностика
Критерии Показатели
Повторение слогов, слов. Ребёнок может повторить цепочку слов и слогов.
Количество звуков в слове. Определяет количество звуков в слове.
Определение место звука в слове. Ребёнок умеет определять место звука в слове.
Нахождение картинки с заданным звуком. Находит картинки с заданным звуком.
Характеристика звука. Характеризует звуки (гласные, согласные, мягкие, твёрдые, звонкие, глухие).
Уровни
Высокий: Ребёнок справляется со всеми заданиями – повторяет цепочку слов и слогов, определяет количество звуков в слове, может определить место звука в слове, находит картинку с заданным звуком, знает характеристику звука.
Средний: Ребёнок справляется с заданиями – повторяет цепочку слов и слогов, находит картинку с заданным звуком; с помощью взрослого: определяет количество звуков в слове, определяет место звука в слове, характеризует звук.
Низкий: Ребёнок выполняет все задания с помощью взрослого – повторяет цепочку слов и слогов за педагогом, затрудняется определить количество звуков в слове, не может определить место звука в слове, не может найти картинку с заданным звуком, не знает характеристику звука.