Лучший педагог года

Педагогический проект «В игры со звуками играю — лучше их запоминаю»

Ирина Чудинова
Педагогический проект «В игры со звуками играю — лучше их запоминаю»

"Ясный выговор слова,

чтобы каждый из звуков был слышен,

и чуткое ухо в различении

этих звуков - вот главные

основания обучения грамоте".

К. Д. Ушинский

Участники проекта :

дети, учитель-логопед, воспитатели и родители.

Паспорт проекта :

По доминирующему методу – творческий;

По продолжительности – долгосрочный (2 года, 2012-2014 год);

Взаимоотношения - контакт с семьёй и педагогами;

По характеру охвата – фронтальный, индивидуальный;

Интеграция всех ОО и в РМ.

Актуальность:

Публикация «Педагогический проект „В игры со звуками играю — лучше их запоминаю“» размещена в разделах

Речевая функция является одной из важнейших психологических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к понятийному мышлению. Значение слова уже само по себе является обобщением и в связи с этим представляет собой не только единицу речи, но и единицу мышления. Они не тождественны и возникают в какой-то степени независимо друг от друга.

На современном этапе развития логопедии остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов общее недоразвитие речи и фонетико-фонематическое недоразвитие является наиболее распространённым.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными детьми с нарушениями письма и чтения.

Развитие речи, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно построить предложение и т. д., одна из насущных проблем, стоящих перед дошкольным учреждением.

Различные нарушения в речевом развитии не дают возможность детям овладевать в нужной степени словарным запасом и грамматическим строем и, следовательно, тормозит развитие связной речи в целом.

Однако трудности своевременной диагностики и не охваченность значительной части детей целенаправленной дошкольной подготовкой в логопедическом плане приводит к тому, что эти дети приходят в школу с нарушениями восприятия звуков, звукопроизношения и несформировавшимися процессами языкового анализа и синтеза.

Много раз, обращаясь к нашим классикам педагогики и психологии (Л. С. Выготскому, А. Р. Лурии, Л. И. Божович, Д. Б. Элькониной, З. М. Истоминой, Л. Н. Леонтьевой, Е. Е. Кравцовой и т. д., пришли к выводу: проблема сущности готовности к школе очень актуальна и сегодня.

Таким образом, только принцип системного подхода к анализу нарушений речи дает возможность видеть как первичные проявления основного дефекта, так и более отдельные его последствия, позволяет более четко квалифицировать все проявления речевой недостаточности и определить эффективные пути коррекционного обучения.

Обоснование:

Чем раньше будет начато коррекционно-развивающее обучение детей, тем выше будет его результат. Во-первых, речевое развитие – это показатель и уровня интеллекта, и уровня культуры. Во-вторых, от того насколько развита речь ребёнка, напрямую зависят его успехи не только в освоении грамоты, но и в обучении в целом. В-третьих, развитие и перспективы ребёнка, имеющего речевые нарушения, во многом зависят от квалификации специалистов, к которым он попадает в дошкольном образовательном учреждении и школе.

У детей в среднем возрасте, начавших ходит в детский сад - упущены основы звуковой культуры речи, недостаточный словарный запас слов и недостаточно развито фонематическое восприятие. Проведя диагностику и проанализировав её, мы пришли к выводу, что у большинства детей недостаточно развит фонематический слух и фонематическое восприятие. Недостатки в построении высказываний связаны с лексическими затруднениями, что определяется бедностью словарного запаса, несформированностью лексических дифференцировок и другими особенностями. У многих детей построение высказываний затрудняется в связи с грамматико-синтаксическими нарушениями, особенно при передаче пространственных, атрибутивных и других межпредметных отношений. Мы решили выстроить совместную работу – педагоги – учитель – логопед – дети - родители.

Цель:

Повышение мотивации воспитанников к изучению звуко - буквенного состава слова путём использования наглядно- дидактического материала.

Задачи:

• Повысить интерес детей к фонематическому восприятию через игровую деятельность.

• Расширить словарный запас, обогатить активный словарь.

• Развивать мелкую моторику.

• Формировать у детей фонематический слух.

• Развивать у детей фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка.

• Формировать представление о соотношении между звуками и буквам.

• Повысить компетентность родителей о фонематическом восприятии.

Гипотеза:

Если задания по обучению грамоте будут иметь игровой характер, то дошкольник быстрее и лучше сможет понять сложный для него абстрактный мир звуков и букв.

Принципы:

• Деятельности (ребёнок находится в процессе открытия новых знаний).

• Креативности (педагог поощряет активность детей).

• Непрерывности (процесс продолжается во всех режимных моментах с педагогами и узкими специалистами).

• Последовательности.

• Доступности.

• Систематичности.

• Интеграции.

Проблема:

• Как повысить эффективность усвоения программного материала?

Причины:

• Поступление детей в детский сад в 4 года;

• Пропущена первоначальная ступень освоения звуковой культуры речи;

• Маленький словарный запас слов;

• Не все дети осваивают пройденный материал на занятии;

• Малокомпетентность родителей о фонематическом восприятии.

Ожидаемый результат

• Сформирован фонематический слух у детей

• Повысился интерес детей к фонематическому восприятию через игровую деятельность и развито фонематическое восприятие, и навыки звукового анализа и синтеза через осознание звукового строя языка

• Сформировано представление о соотношении между звуками и буквами.

• У родителей появилась заинтересованность в развитии фонематического восприятия.

Изюминка проекта :

Работа с детьми, у которых плохо развито фонематическое восприятие и слух.

Механизм выполнения:

Реализация данного проекта направлена на работу с детьми, у которых плохо развито фонематическое восприятие и слух, а также может использоваться в работе с детьми, у которых нет нарушения речи.

Этапы реализации проекта :

Подготовительный

№ п/п Мероприятие Ответственный Сроки

1 Планирование по разделу «Обучение грамоте» Педагоги Сентябрь, 2012

2 Изучение методической литературы по данному вопросу Педагоги Сентябрь, октябрь, 2012

3 Изготовление пособий (таблиц, карточек) Педагоги Октябрь, ноябрь, декабрь, 2012

4 Разработка дидактического материала для занятий по обучению грамоте

Педагоги, учитель – логопед Октябрь, ноябрь, декабрь, 2012

5 Разработка диагностической карты по данному разделу

Учитель – логопед, педагоги Сентябрь, октябрь, 2012

6 Первичное обследование детей

Учитель - логопед Сентябрь, октябрь, 2012

7 Анкетирование родителей Педагоги Октябрь, 2012

8 Пополнение игротеки по данному разделу Педагоги, учитель – логопед Постоянно

9 Консультация для родителей.

Педагоги, учитель-логопед Октябрь, 2012

Основной этап

№ п/п Мероприятие Ответственный Сроки

1 Проведение фронтальных подгрупповых и индивидуальных занятий по обучению грамоте

Педагоги В течение реализации проекта

2 Проведение совместных мероприятий с родителями (клуб по интересам «АБВГД-ка») – создание буклетов

Педагоги Каждая четвертая среда месяца

3 Закрепление материала во время утренних и вечерних отрезков времени в игровой форме.

Педагоги, младшие воспитатели, учитель – логопед, узкие специалисты Постоянно

4 Создание родителями альбома «Весёлые буквы» Педагоги, родители Апрель 2013

5 Работа кружка «Обучение чтению» Педагоги 1 раз в неделю в течение

2-х лет

6 Использование презентаций в НОД и в режимных моментах для постановки звуков Педагоги В течение проекта

7 Слушание образцов звукопроизношений через прослушивание аудиоартикуляционных гимнастик и выполнение их Педагоги В течение проекта

8 Настольно – печатные, словесные и дидактические игры Педагоги В течение проекта

9 Промежуточный мониторинг Учитель - логопед Май 2013 г.

Заключительный этап

№ п/п Мероприятие Ответственный Сроки

1 Проведение итоговой диагностики

Педагоги, учитель – логопед Апрель – май 2014 г.

2 Анализ результатов составление диаграмм

Педагоги, учитель – логопед Май 2013 г., 2014 г.

3 Обсуждение итогов совместно с учителем - логопедом

Педагоги Май 2013 г., 2014 г.

4 Отчёт о результативности на итоговом педсовете Педагоги Май 2013 г., 2014 г.

5 Представление апробированного материала для обсуждения на ТГ. Педагоги Май 2014 г.

6 Защита разработки в РИМЦ.

Педагоги 2013 г.

Итог:

В результате использования дидактического материала у детей повышается интерес к развитию фонематического восприятия. Об этом можно судить, сравнив результаты графиков, соответствующих уровню знаний детей в начале и в конце учебного года.

Перспектива:

Успешное обучение детей в школе;

Профилактика дисграфии.

Литература:

1. Волосовец Т. В., Антипова Ж. В., Кутепова Е. Н., Шашкина Г. Р., Зимина И. А. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М. :, ТЦ Сфера: НИИ школьных технологий, 2008. - 224 с.

2. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. - М. : АПН РСФСР, 1960. - 500 с.

3. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие. - М. : Айрис-пресс, 2004. - 224 с.

4. Дуева Т. И., Суворова Е. Н. Интегрированные занятия для детей с нарушением речи. – «Логопед» № 8, 2010.

5. Димитрова Т. А. Интеграция разных видов деятельности на логопедических занятиях. – Интернет-ресурсы, сайт «Открытый урок».

6. З. Е. Агранович, Сборник домашних заданий: Санкт – Петербург «Детство – Пресс», 2004.

Диагностика

Критерии Показатели

Повторение слогов, слов. Ребёнок может повторить цепочку слов и слогов.

Количество звуков в слове. Определяет количество звуков в слове.

Определение место звука в слове. Ребёнок умеет определять место звука в слове.

Нахождение картинки с заданным звуком. Находит картинки с заданным звуком.

Характеристика звука. Характеризует звуки (гласные, согласные, мягкие, твёрдые, звонкие, глухие).

Уровни

Высокий: Ребёнок справляется со всеми заданиями – повторяет цепочку слов и слогов, определяет количество звуков в слове, может определить место звука в слове, находит картинку с заданным звуком, знает характеристику звука.

Средний: Ребёнок справляется с заданиями – повторяет цепочку слов и слогов, находит картинку с заданным звуком; с помощью взрослого: определяет количество звуков в слове, определяет место звука в слове, характеризует звук.

Низкий: Ребёнок выполняет все задания с помощью взрослого – повторяет цепочку слов и слогов за педагогом, затрудняется определить количество звуков в слове, не может определить место звука в слове, не может найти картинку с заданным звуком, не знает характеристику звука.

Публикации по теме:

Дидактическая кукла Говоруша.Дидактическая кукла Говоруша. Дидактическая кукла «ГОВОРУША» Цель: развитие интереса к логопедическим занятиям, обучению грамоте. Применение: используется при постановке.

Дифференциация звуков [С]-[Ш] в слове. Электронное пособие-игра Рекомендации при работе с презентацией "Дифференциация звуков \С-Ш\ в слове. " Подборка слов в картинках со звуками "С" и "Ш" в одном слове,поможет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «В игры со звуками играю — лучше их запоминаю»
Опубликовано: 21 августа 2013 в 08:46
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД