МААМ-картинки

Педагогический проект «Взаимодействия ДОУ с семьей»

наталия васянина
Педагогический проект «Взаимодействия ДОУ с семьей»

1. ПАСПОРТ ПОЕКТА

Название проекта

«Взаимодействия ДОУ с семьей»

Тема проекта

«Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

Автор проекта

Васянина Наталия Владимировна, воспитатель МБДОУ «Синьяльский д/с «Пепке» Чебоксарского района

Место реализации проекта

МБДОУ «Синьяльский д/с «Пепке» Чебоксарского района, младшая группа «Капелька»

Проблема, на решение которой направлен проект

Публикация «Педагогический проект „Взаимодействия ДОУ с семьей“» размещена в разделах

Недостаточное эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.  Поэтому данная тема очень актуальна и особенно трудна, так как вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для обеспечения полноценного развития их собственного ребенка.

Цель проекта

Создание эффективных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей, на повышение родительской компетентности, как важного фактора в решении образовательно-воспитательных задач.

Задачи проекта

1. разработать и внедрить инновационные формы работы с родителями.

2. реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье;

3. привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе;

4. изучить и обобщить лучший опыта семейного воспитания;

5. осуществить совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей;

6. организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры

Участники проекта

Воспитатели ДОУ;

Родители;

Музыкальный руководитель.

Сроки реализации проекта

Январь2016 - декабрь2016

Ожидаемые результаты

1. Разработаны и внедрены инновационные формы работы с родителями;

2. сформирован дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье;

3. родители приняли активное участие в воспитательно-образовательном процессе;

4. изучен и обобщен лучший опыт семейного воспитания;

5. родители осуществляют совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей с детьми.

6. у родителей повышен уровнь их правовой и педагогической культуры.

2. Актуальность (проблема).

Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Зачастую им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Недопонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Родители зачастую испытывают определенные трудности в том, что не могут найти достаточно свободного времени для занятий с детьми дома, бывают не уверены в своих возможностях. Мы часто сталкиваемся с позицией самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания детей. Определенная часть родителей, занятая повседневными житейскими заботами, воспринимает дошкольный период как время, не требующее от них особых воспитательных усилий, и такие родители перекладывают дело воспитания на дошкольное образовательное учреждение, а дома передоверяют ребенка телевизору, компьютеру и т. п. Рассуждают они при этом таким образом: «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы было занято».

Не секрет, что многие родители интересуются только лишь тем, что ребенок ел в детском саду, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Как сложно бывает достучаться до пап и мам!

Как нелегко порой объяснить родителям, что ребенка надо не только накормить и красиво одеть, но и общаться с ним, научить его думать, размышлять.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в совместной работе?

Как создать единое пространство развития ребенка в семье и дошкольном учреждении, сделать родителей участниками воспитательного процесса?

С другой стороны, мы - педагоги дошкольных учреждений берем на себя все заботы о воспитании и обучении детей, забывая, что и родители должны проявлять заинтересованность в общении с педагогическим коллективом учреждения.

  Дынные проблемы обусловили вывод: недостаточное эффективное взаимодействие ДОУ и семьи.  Поэтому данная тема очень актуальна и особенно трудна, так как вовлечение родителей в сферу педагогической деятельности, их заинтересованное участие в воспитательно-образовательном процессе совершенно необходимо для обеспечения полноценного развития их собственного ребенка. Совместная работа педагога с родителями поможет им стать единомышленниками и помощниками друг другу.

3. Анализ среды (внешней, внутренней).

АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ

Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности: семья или общественное воспитание (детский сад, школа, другие образовательные учреждения). Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Так К. Д. Ушинский, П. Ф. Лесгафт и другие, считали, что воспитание ребёнка должно осуществляться до семи лет в семье. К. Д. Ушинский говорил о том, что родители должны иметь педагогические знания, для чего следует изучать педагогическую литературу.

Е. И. Тихеева указывала на то, что детский сад плодотворно выполнит свою задачу только в том случае, если он будет работать совместно с семьёй. Она подчё ркивала: «Детский сад, организованный соответственно всем рациональным требованиям, - необходимейший помощник семьи в деле воспитания и обучения детей». Е. И. Тихеева рекомендовала в детских садах проводить беседы с родителями по дошкольному воспитанию, периодически устраивать выставки детских работ.

Более глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения произошли в 90-е годы. Это было связано с реформой образования, которая отразилась и на системе дошкольного воспитания. Так, в Законе РФ "Об образовании в Российской Федерации»" говорится, что " государственная политика в области дошкольного воспитания основывается на следующих принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе,Родине, семье". В этом Законе, в отличие от документов предыдущих лет, уважение к семье признается одним из принципов образования.

Сейчас собрания вытесняются новыми нетрадиционными познавательными формами, такими как «КВН», «Педагогическая гостиная», «Круглый стол», «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Устами младенца», «Ток шоу», «Устный журнал». Такие формы построены по принципу телевизионных и развлекательных программ, игр, они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Нетрадиционные познавательные формы предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приёмами воспитания для формирования у родителей практических навыков. Однако здесь изменены принципы, на основе которых строится общение педагогов и родителей. К ним относятся общение на основе диалога, открытость, искренность в общении, отказ от критики и оценки партнёра по общению. Неформальный подход к организации и проведению этих форм общения ставит воспитателей перед необходимостью использования разнообразных методов активизации родителей.

АНАЛИЗ ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Синьяльский детский сад «Пепке» Чебоксарского района Чувашской Республики находится по адресу: 429504, Чувашская республика, Чебоксарский район, с. Синьялы, ул. Центральная д. 40/1 тел. 8-835-40-2-66-43, электронная почта dspepke@21mail. В ДОУ функционирует 6 групп общеразвивающей направленности. Образовательная программа ДОУ разработана с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014г.

Я работаю в младшей группе «Капелька». В ходе своей работы с родителями я столкнулась с серьезной проблемой - разрушением традиционных устоев семьи. Кризисные явления в жизни семьи многообразны :

1. утратилось традиционное понимание семейного воспитания как добровольного несения родительского креста, жертвенной любви, труда и усилий, направленных на установление духовной общности с детьми;

2. не имея навыков совместного проживания с ребенком событий семейной жизни, большая часть родителей стремится «откупиться» от личного общения с ребенком дорогими подарками, компьютерной и иной техникой, лишая детей живого участия и поддержки;

3. прервалась преемственность педагогической традиции в семье, родители проявляют поразительную неграмотность в вопросах приоритетов развития и воспитания в разные периоды детства;

4. утрата родителями традиционных нравственных ориентиров в воспитании и обучении детей.

Поэтому я решила повысить эмоциональную насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.

Итак, выбор темы был обусловлен, тем, чтобы помочь сблизить отношения: ребенок - родители, родители - детский сад, ДОУ – ребенок. Я хотела бы, чтобы родители активно участвовали в воспитательно-образовательном процессе своих детей.

4. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА.

Цель проекта - создание эффективных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения, социума и семьи, ориентированного на личностное развитие детей, на повышение родительской компетентности, как важного фактора в решении образовательно-воспитательных задач.

Задачи проекта :

1. разработать и внедрить инновационные формы работы с родителями.

2. реализовать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье;

3. привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе, работе ДОУ;

4. изучить и обобщить лучшего опыта семейного воспитания;

5. осуществить совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей;

6. организовать просвещение родителей с целью повышения их правовой и педагогической культуры.

5. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА.

Воспитатели ДОУ;

Родители;

Музыкальный руководитель.

6. РЕСУРСЫ.

Нормативно-правовые:

ФГОС дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»);

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.1.3049-13).

Методическое обеспечение:

О. И. Давыдова, А. А. Майер. Компетентностный подход в работе дошкольного образовательного учреждения с родителями. Издательство Детство-Пресс. 2013.

Н. М. Сертакова. Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей Издательство : Учитель, 2015 г.

сайт www.maam.ru.

Информационные ресурсы:

Информационные стенды для родителей (в ДОУ и группах);

Сайт ДОУ;

Презентации;

Информационные стенды, буклеты, газеты.

Материально-технические ресурсы:

Анкеты;

Пособия для родителей;

Информационные памятки.

Кадровые ресурсы:

Воспитатели: Прокопьева Юлия Владимировна, стаж педагогической работы-2 года;

Помощник воспитателя Ставинская Нина Альбертовна, стаж работы-9 лет;

Методист Драгунова Наталья Павловна, стаж педагогической работы- 20 лет;

7. МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Этапы

Содержание

Подготовительный

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного   материала.

2. Разработка содержания проекта :

«Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей, ее членами, для определения направлений взаимодействия.

5. Оказание консультативной помощи через накопление научно-методического материала;

5. Социологический опрос родителей.

Основной

1. Апробация новых педагогических технологий,

2. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей;

3. Реализация конкурсов, семейных праздников и выставок.

Заключительный

1. Проведение анализа проделанной работы;

2. Открытое обсуждение всех материалов проекта, обмен опытом семейного воспитания;

3. Презентация проекта для родителей

8. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.

Наименование мероприятия

Сроки

Место проведения

Ответственные

Подготовительный этап

Составление памятки «Рождество» (Колядки)

Январь

группа

Воспитатели

Экспресс-опрос «Как поживает ваш ребенок в детском саду?»

Январь

группа

Воспитатели

Выставка “Умелые руки”

Январь

группа

Воспитатели Родители

Семинар-практикум «Кризис 3 лет. Как быть?»

Январь

Музыкальный зал

Воспитатели

Устный журнал «Игры, которые развивают»

Январь

группа

Воспитатели

Памятка «Развитие любознательности».

Февраль

группа

Воспитатели

Основной этап

Семейный досуг “Какой хороший папа”

Февраль

Музыкальный зал

Воспитатели Родители

Музыкальный руководитель

Конкурс «Хоровод снеговиков»

Февраль

группа

Родители

Круглый стол «Игрушка и игра в жизни ребёнка»

Февраль

Музыкальный зал

Воспитатели

Концерт, посвященный женскому дню. Чайная пауза. «Мамин день»

Март

Музыкальный зал

Воспитатели Родители

Музыкальный руководитель

Мастер-класс от воспитателей группы «Нетрадиционные техники рисования» (показать приёмы рисования);

Апрель

Музыкальный зал

Воспитатели

«Игротека «Путешествие в страну Сенсорику» (игровой практикум)

Апрель

Музыкальный зал

Воспитатели

Выставка “У мамы руки золотые”

Май

группа

Воспитатели Родители

Итоговое родительское собрание «Что я знаю о своем ребенке?»

Май

Музыкальный зал

Родители Воспитатели

Акция «Сделаем наш детский сад красивым!»

Май - июнь

На территории д/с

Воспитатели Родители

Консультация «Как с пользой провести лето?»

июнь

группа

Воспитатели

Кукольный театр совместно с родителями “В гостях у сказки”

Июнь

На участке д/с

Воспитатели Родители

Совместная деятельность «Собираем гербарий»

Июль

На природе

Воспитатели Родители

Экологический досуг «В гостях у леса»

Июль

На природе

Родители Воспитатели

Книжка – ширма “Телевидение входит в жизнь малыша”

Август

группа

Воспитатели

Выставка композиций из цветов, овощей и природного материала “Это нам подарило лето”

Сентябрь

группа

Родители

Вечер вопросов и ответов «Дети четырехлетнего возраста».

Сентябрь

Музыкальный зал

Воспитатели

Круглый стол, родительская копилка «Как играть дома в сюжетно – ролевую игру «Семья»

Сентябрь

Музыкальный зал

Воспитатели Родители

Альбом – эстафета “Чем занять ребенка в выходной день”

Сентябрь

группа

Родители Воспитатели

Консультация “Чем и как занять ребенка дома”

Октябрь

группа

Воспитатели

­ЗОЖ - залог успешного воспитания ребенка (за круглым столом)

Октябрь

группа

Воспитатели

Папа, мама, я – читающая семья! (библиотечный конкурс)

Ноябрь

Музыкальный зал

Воспитатели

Тренинг «Зарядка вместе с мамой».

Ноябрь

Музыкальный зал

Воспитатели

Родители

Практикум - беседа Артикуляционная гимнастика».

Ноябрь

группа

Воспитатели

Заключительный этап

Выпуск газеты “Неразлучные друзья – взрослые и дети”

Ноябрь

группа

Воспитатели

Конкурс “Семья года”

Декабрь

Музыкальный зал

Воспитатели

Совместная деятельность «Игрушки для ёлки»

Декабрь

группа

Воспитатели

Родители

Новогодний праздник «Здравствуй, Дед Мороз!»

Декабрь

Музыкальный зал

Воспитатели Родители Музыкальный руководитель

Родительское собрание с показом презентации на тему «Инновационные формы взаимодействия ДОУ с семьей»

Декабрь

Музыкальный зал

Воспитатели

9. Ожидаемые результаты.

1. Разработаны и внедрены инновационные формы работы с родителями;

2. сформирован дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье;

3. родители приняли активное участие в воспитательно-образовательном процессе;

4. изучен и обобщен лучший опыт семейного воспитания;

5. родители осуществляют совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей с детьми.

6. у родителей повышен уровень правовой и педагогической культуры.

10. Перспективы дальнейшего развития.

Использование разнообразных форм работы с родителями дало определенный результат: родители стали активными участниками всех дел в группе, непременными помощниками, научились взаимодействовать друг с другом в роли игровых партнеров, а это является свидетельством того, что в детском саду наблюдается рост социально-психологической комфортности воспитательно-образовательной среды.

Данный проект я хотела бы продолжить, так как его тема в настоящее время актуальна и очень глубока. Для сохранения и укрепления взаимоотношений родителей с ДОУ необходимо и дальше совершенствовать формы работы с родителями, учитывая их социальное положение, социальный статус, категорию семей, социальную ситуацию в обществе. А главную ведущую роль в этом должен занять педагог, используя все полученные знания.

Список литературы:

1. Майер А. А., Давыдова О. И., Воронина Н. В. «555 идей для вовлечения родителей в жизнь детского сада». – М. : Творческий Центр. 2011 г.

2. Микляева Н. В. «Детский сад и молодая семья : Основы успешного взаимодействия».- М. : Творческий Центр. 2010 г.

3. Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

4. Давыдова О. И., Богославец Л. Г., Майер А. А. Работа с родителями в детском саду: Этнопедагогический подход. - М. : ТЦ Сфера, 2005. - (Приложение к журналу «Управление ДОУ»).

5. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ: методическое пособие/О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. - М. : Айрис — пресс, 2006. (Дошкольное воспитание и развитие)

6. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьёй : Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. - М. : ТЦ Сфера, 2004. (Серия «Библиотека руководителя ДОУ»).

7. Воспитателю о работе с семьёй : Пособие для воспитателя детского сада / Л. В. Загик, Т. А. Куликова, Т. А. Маркова и др. ; Под редакцией Н. Ф. Виноградовой, - М. : Просвещение, 1989.

8. Агавелян М. Г., Данилова Е. Ю., Чечулина О. Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. - М. : ТЦ Сфера, 2009. (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»).

9. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть I. – М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

10. Скоролупова О. А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Часть II. – М. : ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2008.

11. Солодянкина О. В. Система планирования в дошкольном учреждении: Метод. пособие. – 5-е изд. испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2004г.

12. Воспитание детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада. Сборник статей и документов / Под ред. Т. И. Оверчук. Сост. Р. А. Горб, И. М. Исаченкова. – СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.

13. Арнаутова, Е. П. Социально-педагогическая практика взаимодействия семьи и детского сада в современных условиях / Е. П. Арнаутова / Детский сад от А до Я. – 2004. - №4.

14. сайт www.grandars.ru

15. сайт www.kid.ru

16. сайт www.vashevse.ru

17. сайт www.maam.ru

друг друга.

Публикации по теме:

Формы и методы взаимодействия ДОО с семьей Формы и методы взаимодействия ДОУ с родителями Цель: раскрыть актуальные формы и методы работы с родителями в дошкольном учреждении, необходимых.

Инновационные формы работы взаимодействия ДОУ с семьей Инновационные формы работы взаимодействия ДОУ с семьей. Одним из важнейших этапов в жизни ребенка – дошкольный возраст, период становления.

Как должен работать воспитатель для благоприятного взаимодействия с семьей На мой взгляд, воспитатель - это не только профессия, это призвание, которым отмечен далеко не каждый человек, это призвание нужно заслужить,.

Клуб заботливых родителей, как одна из форм взаимодействия с семьей.Клуб заботливых родителей, как одна из форм взаимодействия с семьей. Детский сад строит работу с родителями разными формами,которые не буду перечислять,так как всем это знакомо и не ново. Работа клуба для родителей.

Конспект интерактивного мероприятия взаимодействия с семьей. Практикум для родителей Контрольная работа «Конспект интерактивного мероприятия взаимодействия с семьей» Практикум для родителей «Игры направленные на развитие.

План взаимодействия с семьей в старшей группе Дата Родительские собрания Информационные встречи Наглядная агитация Активные формы работы Отметка о выполнении Сентябрь 1. Цели задачи.

Проект по работе с семьей «Читаем всей семьей» Проект по работе с семьей. Тема: «Читаем всей семьей». Проблема, в необходимости создания и реализации проекта: Недостаточно уделяется внимание.

Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей Родительский клуб как эффективная форма взаимодействия ДОУ с семьей. Еще совсем недавно все детские сады в нашей стране были практически.

Современные проблемы взаимодействия ДОУ с семьей Семья и дошкольные учреждения – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития.

Структурно-функциональная модель взаимодействия с семьей Информационно-аналитический блок: - Сбор и анализ сведений о родителях и детях; - изучение семей их трудностей и запросов; - выявление готовности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический проект «Взаимодействия ДОУ с семьей»
Опубликовано: 12 марта 2017 в 19:45
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД