Галина Демченко
Педагогический проект «Жизнь Чукотки»
▼ Скачать + Заказать документы
Краткая аннотация проекта
Данный проект посвящен системе организации знакомства детей старшего дошкольного возраста с условиями, укладом, традициями и культурой малого народа Дальнего Востока, чукчей.
Практическое использование данного проекта позволит не только познакомить старших дошкольников с жизнью и бытом людей Крайнего Севера, но и сформировать у них основы патриотических и гражданских чувств.
Публикация «Педагогический проект „Жизнь Чукотки“» размещена в разделах
Проблема
Дети подготовительной к школе группе хорошо знают символику, достопримечательности, флору и фауну малой своей Родины, в то время как их знания о коренных народах Дальнего Востока являются весьма скудными и во многом ограниченными.
В то время, как знания о людях, населяющих территорию родного края в прошлом и настоящем являются важнейшей составляющей содержания краеведческих знаний, а, следовательно, и одним из компонентов всего краеведческого образования в целом, которое в настоящее время является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования.
Роль изучения и рассмотрения данного вопроса велика и ввиду возрастающей роли проблемы регионализации образования, которая наделяет регионы правом и обязанностью выбора собственной образовательной стратегии, создания собственной программы развития образования в соответствии с региональными социально-экономическими, географическими, культурно-демографическими и другими условиями.
Причина
Недостаточное уделение внимания более подробному изучению и рассмотрению данного вопроса, как со стороны педагогов, так и со стороны родителей. Педагоги наравне с родителями несут нравственную, гражданскую и личную ответственность не только за духовную и физическую жизнь ребенка, но и складывающуюся в его сознании картину мира, отношения с миром.
Тема проекта
«Жизнь Чукотки».
Руководитель
Галина Сергеевна Демченко, воспитатель II квалификационной категории.
Цель
Познакомить детей старшего дошкольного возраста с условиями и особенностями быта чукчей.
Задачи
1. Формировать у дошкольников социальные представления о своеобразии жизни (природа, жилища, одежда, труд) и быте (домашнем укладе, праздниках, сказках, играх) чукчей.
2. Познакомить с климатом и природой тундры; такими явлениями природы, как пурга, буран, метель, вечная мерзлота, северное сияние.
3. Познакомить с особенностями растительного мира тундры; объяснить, почему в тундре не растут высокие деревья.
4. Сформировать представление о животных и птицах тундры; рассказать об их внешнем виде, повадках, образе жизни.
5. Обогатить словарный запас детей, учить давать полные ответы на вопросы.
6. Воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
7. Разработать и накопить методические материалы по теме «Жизнь Чукотки» (занятия, беседы, игры, музыка, сказки).
Участники проекта
Дети подготовительной к школе группы.
Педагог.
Сроки проекта
I этап – подготовительный (ноябрь 2011 г.):
1. Исследовательская работа по проблеме знакомства детей с условиями и особенностями жизни людей Крайнего Севера.
2. Дидактическое и методическое оснащение проекта.
3. Разработка программы руководства проектом – составление перспективного плана работы с детьми по всем разделам программы и видам деятельности.
II этап – цикл практических мероприятий (декабрь 2011 г. – январь 2012 г.):
1. Организация работы с детьми по реализации проекта.
III этап – подведение итогов (февраль 2012 г.):
1. Рефлексия.
Ожидаемые результаты
1. Возросший интерес и уровень знаний детей о жизни малого народа Дальнего Востока, чукчей.
2. У детей воспитано чувство уважения к обычаям и культуре чукчей.
3. В группе создана развивающая среда, направленная на знакомство и расширение знаний детей об особенностях и условиях жизни чукчей, о флоре и фауне тундры.
Механизм выполнения
Реализация данного проекта возможна в дошкольном учреждении любого типа и предусматривает организацию познавательно-речевой, художественно-творческой и игровой работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Основными участниками воспитательно-образовательного процесса являются ребенок и педагог. Отношения субъектов строятся на основе сотрудничества и уважения.
Форма презентации
Демонстрация обобщенного опыта работы в детском саду; выпуск альбомов «Жизнь Чукотки», «Животный и растительный мир тундры».
Перспектива развития проекта
1. Расширение проекта посредством знакомства детей и с другими малыми народами Дальнего Востока.
География проекта
МДОАУ ДС № 55, г. Благовещенск, ул. Ленина 283/3.
Основные принципы, положенные в основу работы:
1. Принцип научности – подкрепление сообщаемых детям теоретических знаний научно-обоснованными данными.
2. Принцип активности и сознательности – участие педагога в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной работы, направленных на знакомство детей с бытом и укладом жизни чукчей.
3. Принцип комплексности и интегрированности – решение поставленных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.
Методы и формы организации работы с детьми:
1. Наглядные
•просмотр компьютерных презентаций;
•рассматривание альбомов, картин и иллюстраций.
2. Словесные
•чтение чукотских сказок;
•чтение художественной литературы;
•беседы с элементами диалога;
•словесные игры;
•загадывание загадок;
•обобщающие рассказы воспитателя.
3. Практические
•занятия по основным разделам воспитательно-образовательной программы «Детство»;
•подвижные игры народов севера;
•продуктивная деятельность детей: рисование, ручной труд, слушание песен чукотского региона.
Планирование работы с детьми
1. Познавательно-речевое развитие «Знакомство с жизнью народов Севера» - закрепить знания детей о своей стране — России; дать знания о своеобразии жизни народов Севера (природа, жилища, одежда, труд); воспитывать в детях чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.
2. Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию и художественному творчеству «Эти дети живут на Севере» - развивать представление детей о национальных особенностях: костюмах, занятиях, жилищах детей, живущих на севере; воспитывать интерес и уважение к любым национальным отличиям.
3. Беседа «Климат и природа тундры» - познакомить с климатом и природой тундры, та-кими явлениями природы, как пурга, буран, метель, вечная мерзлота; расширить представления об окружающем мире, обогатить словарный запас, учить давать полные ответы на вопросы; учить сравнивать, развивать память и внимание.
4. Беседа «Растительный мир тундры» - познакомить с особенностями растительного мира тундры, объяснить, почему в тундре не растут высокие деревья; учить сравнивать цветущий луг средней полосы России и цветущую весной тундру.
5. Беседа «Животный мир тундры» - сформировать представление о животных тунд-ры — северном олене, песце, полярном волке, лемминге, рассказать об их внешнем виде, повадках, образе жизни; учить выразительно читать стихи, пересказывать своими словами сказки; учить давать полные ответы на вопросы, сравнивать, мыслить логически.
6. Подвижные игры народов Севера – расширять знания детей о разнообразии и специфике игр разных народов мира; воспитывать силу, ловкость, выносливость.
7. Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию и художественному творчеству «Жизнь Чукотки» - познакомить детей с условиями и спецификой жизни и бытом чукчей (дать представление о том, в каких домах они живут, чем занимаются, как одеваются, что едят; учить посредством аппликации и рисования создавать образы чукостких детей; обогащать словарь детей словами чукотского обихода «тычины», «яранга», «чотагон», «полог», «чукча», «чукчанка»; расширять кругозор детей, развивать любознательность; воспитывать интерес и уважение к жителям крайнего Севера.
8. Чтение сказок и слушание песен чукотского народа – познакомить детей с творчеством чукотского народа, расширять их кругозор; воспитывать интерес уважение к чукотскому народу.