Папки-передвижки

Педагогический проект

Наталья Пискунова
Педагогический проект
▼ Скачать + Заказать документы

Министерство образования и науки Самарской области

СИПКРО

Зачетная работа

по курсам повышения квалификации

по ИОЧ ИБ

«Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

на тему:

«Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами детского дизайна».

Автор проекта

Пискунова Н. Г.

воспитатель,

СП ГБОУ гимназия

«ОЦ «Гармония» г. о. Отрадный

детский сад № 13

Методист:

Путилина Л. А.

г. Самара

2013 г.

Содержание

Публикация «Педагогический проект» размещена в разделах

1. Анализ ситуации

2. Актуальность.

3. Выявление проблемы

4. Планируемые образовательные результаты

5. Система работы по проекту

6. Диагностический инструментарий

7. Результаты работы над проектом.

Список используемых источников стр. 3

стр. 4

стр. 5

стр. 6

стр. 8

стр. 14

стр. 15

стр. 16

1. Анализ ситуации.

Современные условия общественной жизни предъявляют особые требования к творческим возможностям личности. Эти условия вносят в жизнь российского общества новые коррективы, требующие от специалистов мобильности, гибкого мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению разнообразных проблем. Стремительное ускорение жизни, внесли коррективы в систему образования в целом и в систему дошкольного образования в частности. В связи с этим, перед педагогами дошкольных образовательных учреждений встала важная задача – научить детей быть творческой личностью.

В настоящее время в системе дошкольного образования создаются условия для развития творческих способностей детей, разрабатываются учебные программы, внедряются новые педагогические технологии, обогащается развивающая среда. Не случайно сейчас так популярны детские кружки и студии, музыкальные школы и школы искусств. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений. Творческое развитие дошкольника является важнейшей задачей воспитателя детского сада и предполагает использование различных видов деятельности ребенка, в том числе и продуктивных.

Сегодня активно обращается внимание на новое направление художественного воспитания детей дошкольного возраста – детский дизайн, который даёт широкий простор детскому творчеству. Реализация этого направления требует обращения к общеразвивающим педагогическим системам интегрированного типа. Эта деятельность нова и мало изучена, но она обладает несомненным развивающим потенциалом для всех сфер личности. Дизайн является разносторонним способом познания мира. Возникает педагогическая и психологическая проблема – адаптации детей в окружающем мире? Что могут делать дошкольники, приобщаясь к дизайн деятельности? Что они приобретают, занимаясь дизайном.

2. Актуальность.

Любой ребенок от природы – дизайнер. Вспомните, с каким увлечением дети строят целый мир из всего, что попадается под руку! И чем меньше вокруг готовых игрушек, тем этот процесс интереснее. Постепенно тяга к созиданию без подпитки, поддержки взрослых отмирает, ведь вокруг уже все придумали, только пойди и купи: зачем строить самолет, если все модели стоят на прилавке? Как развивать эти спрятанные в каждом способности? Поэтому не случайно передо мною встала задача поддержать инициативу и нестандартность мышления в детях. В играх и в быту маленькие творцы знакомятся с разнообразными проявлениями дизайн-культуры, обращают внимание на «образы» мира взрослых в игрушках – моделях, макетах, учатся планировать и предвидеть результат своей работы, последовательно осуществлять собственный замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

Новизна предлагаемой мною проекта это содержание, и использование новых техник и материалов. Этот художественно – конструктивный дизайн проект способствует формированию у дошкольников новых знаний, умений и навыков в изготовлении неповторимых детских работ, используя изделия в жизни ребенка, детского сада и семьи.

Актуальность проблемы определяется тем, что закрепление шаблонов в творчестве ребенка представляет для него большую опасность, поэтому необходимо разрушать застывшие шаблоны и вводить новые виды деятельности, способствующие стимулированию собственного творчества ребенка. Дизайн – это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена.

3. Выявление проблемы.

Не смотря на разработку технологий применения детского дизайна в ДОУ, работа по данному направлению проводится интуитивно и бессистемно. В практике дошкольных учреждений не все воспитатели используют варианты детского дизайна для развития творческих способностей дошкольников.

Это и определило тему моей работы: «Развитие творческих способностей старших дошкольников средствами детского дизайна».

Детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Элементарные поделки ребенка можно рассматривать как его проектную деятельность, поскольку уже в несложных аранжировках он планирует определенный результат. Ребенок знакомится с разными художественными приемами и поделочными материалами, с доступными способами изготовления и украшения своих изделий: скручиванием, сгибанием, обрыванием, и сминанием, вырезыванием, прокалыванием, пришиванием, вышиванием, нанизыванием, соединением, склеиванием, плетением и др.

Работая над направлением – развития творческих способностей у старших дошкольников, я создала проект по обучению детей элементам дизайна - «Юные - дизайнеры».

Цель проекта : развивать познавательные, конструктивные, творческие и художественные способности посредством обучения детей элементам дизайна.

Реализация проекта охватывает образовательные области рекомендуемые ФГТ: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Художественная литература», «Социализация».

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

Обучающие задачи:

- развитие креативного мышления дошкольников, с помощью ознакомления с методами и приемами применяемыми в художественно-конструктивном

дизайне.

- создать условия для формирования знаний, умений, навыков для

достижения определенных результатов.

- формировать способности к анализу, самооценке при выполнении работ.

Развивающие задачи:

- развить познавательную активность, общение, самостоятельность.

- формировать способности последовательно осуществлять свой замысел, умело обращаться с материалами и инструментами.

- развитие образного мышления, воображения, устойчивого внимания, наблюдательности.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать эстетический вкус, культуру поведения, аккуратность.

- стимулировать сотворчество со сверстниками и взрослыми, используя результат творческой деятельности в быту, играх, декоре помещений.

- воспитывать интерес к дизайн – творчеству

4. Планируемые образовательные результаты.

Проект предназначен для педагогов ДОУ старшей и подготовительной групп.

Тип проекта – практика - ориентированный

Срок реализации – 2 года (долгосрочный).

Основной формой работы являются подгрупповая деятельность один раз в неделю. В год проводится 36 занятия.

Принципы построения педагогического процесса.

1. От простого к сложному.

2. Системность работы.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуальный подход.

В рамках реализации проекта осуществлялось взаимодействие воспитателей, специалистов ДОУ и родителей. Работа с педагогами предусматривает : беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары практикумы на темы: «Основы дизайна», «Детский дизайн», «Детское рукоделие», «Костюмы детей к праздникам».

Реализация всех направлений в проекте не была бы эффективной без тесного сотрудничества с родителями.

Работа с родителями предполагает:

- специальные консультации «Дизайн в семье», «Портфель поделок»;

«Наши руки не для скуки»;

- презентации «Оригами», слайд-шоу «Мастерская Деда Мороза»;

- мастер классы «Наши руки не для скуки»;

- конкурсы семейного творчества «Расписные игрушки», «Подарки осени»;

- дни открытых дверей.

Формы подведения итогов реализации данного проекта являются : выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах лучшее оформление группы, конкурсах «Дизайн учреждения». Предложенный проект является вариативным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм деятельности, времени прохождения материала.

Методы и приемы обучения.

1. Наглядные (показ педагога, пример, помощь).

2. Словесные (объяснение, описание, поощрение, убеждение, использование скороговорок, пословиц и поговорок).

3. Практические (самостоятельное и совместное выполнение поделки). Этапы работы. Весь образовательный цикл делится на 3 этапа:

1 этап - знакомство со свойствами материалов.

2 этап - обучение приемам изготовления.

3 этап - изготовление поделок.

Формы подведения итогов реализации данного проекта являются : выставки, открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах.

Предложенный проект является вариативным, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм деятельности, времени прохождения материала.

Ожидаемый результат планируемой деятельности. Таблица № 1.

1 год обучения 2 год обучения

дети будут знакомы, смогут узнать, сделать. дети будут знать, научатся делать и применять

• Будут иметь общие представления о дизайне, его назначении в обществе.

• Познакомятся с технологией выполнения аппликации из бумаги разной текстуры.

• Будут иметь представления о различных материалах и их свойствах.

• Смогут освоить различные техники рисования кистью на различных материалах.

• Смогут составлять композицию.

• Применять нетрадиционные техники рисования на бумаге.

• Декоративно оформлять изделие.

• Использовать в работе природные материалы.

• Вырезать по контуру предметы разнообразной формы.

• Различать и называть основные понятия дизайна и композиции (замысел, гармония, композиция).

• Различать и называть элементы композиции (пространство, линия, пятно, форма, цвет, фактура).

• Правилам оформления готового изделия.

• Композиционно располагать рисунок на листе бумаги.

Освоят разнообразные техники дизайна: «Декупаж», «Пэчворк», «Квилинг».

•Изготавливать разнообразные поделки, аксессуары для одежды из бросового материала.

• Создавать изделие по собственному замыслу.

• Оценивать результат своей работы.

5. Система работы по проекту.

Обучение дизайну осуществляется поэтапно. В детском возрасте художественные замыслы устойчивы и ребенок способен взять на себя любую роль «художник», «скульптор», «дизайнер». Он способен мотивировать выбор материала, для передачи настроения, эмоционального отношения к окружающему миру.

Были выбраны направления деятельности детского дизайна.

Это: архитектурно–художественное моделирование; дизайн интерьера;

дизайн одежды и украшений; дизайн посуды.

При восприятии конечного результата своего творчества старшие дошкольники проявляли активный, ярко выраженный интерес к дизайну. Дети давали оценку с позиции понимания художественного образа как результата творчества.

Рассмотрим каждое из них.

Архитектурно-художественное моделирование:

Архитектурно-художественный дизайн отвечает фундаментальным задачам развития ребенка, поскольку вся его окружающая обстановка, интерьер, как элементы общей культуры, формирует эстетическое отношение к быту.

Данную задачу решаю через ознакомление детей с доступными им образцами отечественного и мирового зодчества. Дети знакомились с архитектурой разного времени, различными зданиями и постройками. Для воплощения своих идей на клубных занятиях дети создавали проекты на темы : «Фонари на улицах города»; «Детский сад мы строим сами»

(изготовление макета); «Домики трех поросят»; «Дом для птиц».

Данные работы были выполнены из разного материала (картон, бумага, пластиковые флаконы, коробки, бросовый и природный материал).

Дизайн интерьера:

В настоящее время большое влияние на ребенка оказывает предметно - развивающая среда, поэтому особое внимание детей я обращаю на украшение интерьера. В данном случае интерьер выступает эталоном эстетического воспитания, в котором ребенок черпает безграничное море фантазии и творчества. Дети обращают внимание на окружающие объекты, которые им нравятся или не нравятся, отмечают разнообразие их окраски, формы, фактуры, величины, пропорций.

Для дизайнерской деятельности дети собирали растения, шишки, использовали бумагу, ткани, природные материалы, создавали из них аранжировки (букеты, гербарии, гирлянды) и образные композиции для украшения своего быта: «Дары осени»; «Кудрявые деревья»; «Весенний лужок»; «Наш аквариум».

Интересен и полезен детям дизайн композиций из даров природы (зелень, сухостой, овощи, фрукты). Занимаясь рукоделием из материалов живой и неживой природы, дети приобщаются к красоте, познают удивительный и необъятный мир природы. Ведь природный материал- кладовая для фантазии и игры воображения. В процессе совместной трудовой деятельности ребенок чувствует свою значимость, что приносит ему радость, поддерживает интерес и желание мастерить. Так маленькими дизайнерами были созданы прекрасные композиции: «Старичок – лесовичок»; «Черепаха»; «Золотая осень»; «Сказочный павлин».

Дизайн одежды и украшений:

Особое внимание уделяю ознакомлению детей с одеждой, новыми технологиями и направлениями в украшении одежды. Игры художественного содержания и сюжетно- ролевые игры побуждают детей к поискам гардероба для кукол (платья, шляпки, кофточки, декора к спектаклям. На своих занятиях я знакомлю детей с костюмами разных народов мира, а они в свою очередь дают толчок для творчества, созданию новых коллекций одежды, которые отображают яркий колорит, национальные мотивы и традиции. Дети, полюбившие народную культуру, всегда будут чтить традиции своего народа, а значит любить, уважать и сохранять то, что было накоплено веками и тысячелетиями. Так дети с удовольствием создавали головные уборы, выполненные по мотивам мордовского, татарского, русского костюмов.

Направление «Моделирование и декор одежды» - позволило ознакомить детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков – эскизов, фасонов. Работа в этом направлении формировала у дошкольников внимание и интерес к своему внешнему виду, кукольно-игровому гардеробу. Дети узнали, что одежда может многое рассказать о человеке: например, о его художественном вкусе, о чувстве меры в следовании моды. На основе эскизов одежды, вместе с педагогами и родителями дети создавали предметы объемного дизайна: модели головных уборов, платья, костюмы из бросового материала.

Дети придумывали новые и удивительные коллекции одежды: «Галстук для папы»; «Шляпы, короны, кокошники»; «Красивые бусы и браслеты»;«Платье для мамы».

Дизайн посуды:

В старшем дошкольном возрасте ребенок способен подбирать обстановку кукольных комнат не только по назначению (гостиная, кухня, столовая, но и наблюдая и оценивая убранство комнат, дети переносят доступные им принципы эстетического единства в свое творчество. Дошкольники знакомятся с различной посудой (столовый сервиз, чайный сервиз) и вносят красоту художественной образности, убранства в собственную практику создания культурно – игрового интерьера.

«Юные дизайнеры» научились видеть и с помощью взрослого поэтапно реализовать свой «проектный замысел», предвосхищая художественный результат. Так дети придумывали новую посуду, сервизы, чайные наборы:

«Стаканчики для карандашей»; «Вазу для мамы»; «Посуду для кукол».

«Юные дизайнеры» участвуют в персональных выставках, где представляют свои работы, выполненные в разных жанрах, с использованием разного материала. Тематика выставок достаточно разнообразна: «Овощной калейдоскоп», «Мастерская Деда Мороза», «День Защитника Отечества», «Весенние букеты» и др.

С целью проверки усвоения терминов, понятий и в качестве психологической разгрузки проводились игры: «Юный дизайнер», «Укрась костюм», «Придумай интерьер», «Замени предметы», «Веселый цвет», «Художественный салон» и т. д. Знакомила дошкольников с различными новыми методами и технологиями используемыми в дизайне: «Скрепбукинг», «Римейка», «Декупаж», «Пескография». Обучала умению моделировать одежду, при этом идет формирование эстетического вкуса, художественного кругозора, понимания проектирования одежды, как творческого процесса, приобретение знаний и навыков создания моделей одежды.

Наблюдая за детским творчеством видно, какое значение ребёнок придает своим «богатствам» (камешки, бусинки, лоскутки ткани, пуговицы и т. д.). На наш взгляд, это ненужные вещи – хлам, мусор, но в детских руках они превращаются в настоящие «драгоценности» - бусинка это жемчуг из далекого синего моря, лоскуток – платье принцессы, фантик – тропическая бабочка. Именно эту способность видеть необычное в обычном мы используем на занятиях детским дизайном.

В ходе творческой деятельности маленький мастер делает множество открытий, добивается личных достижений. Хотя объективно он не создает ничего абсолютно нового, неизвестного, результат его труда носит субъективный характер, так как в самом этом процессе заключена для ребенка его первостепенность. В процессе дизайнерской деятельности дети знакомились с особенностями, свойствами, возможностями различных художественных материалов и новыми технологиями.

Взаимодействие с родителями.

В процессе работы с воспитанниками я почувствовала стремление родителей к совместному творчеству с детьми и стала вовлекать их в совместную деятельность. Родители стали активно помогать в сборе материала, участвовать в оформлении выставок, посещать занятия т. к. увидели, что дети посещают их с большим желанием, учатся фантазировать, творить, создавать прекрасные произведения искусства.

В течение двух лет родители помогали нам в работе. Приносили совместно созданные поделки, композиции, панно, украшения для группы, плакаты. Показывали свое мастерство в создании весенней коллекции. Ими были придуманы модели одежды из бросового материала: «Радуга», «Рыцарь», «Карамельная принцесса», «Жемчужная ночь»и др. К подготовке конкурсов приобщали активных бабушек. В результате проведенных мероприятий дети и родители получили положительные эмоции, проявили творчество и фантазию, показали хорошие умения и навыки дизайнерской деятельности.

Возрос неподдельный интерес родителей к творчеству своих детей, появился соревновательный момент. Выставки всегда оформлялись торжественно. Все «шедевры» оценивались по достоинству и не оставались незамеченными. Посмотреть их могли все желающие. Сколько разнообразных тайн открывали дети, изучая мир природы. Душа ребенка необыкновенно открыта в такие минуты. Он начинает понимать, что конечный результат зависит от него. А самое ценное – это то, что дети и взрослые совместно проводят время.

За активное участие в конкурсах и подготовку замечательных поделок группам вручаются благодарственные письма с указанием имен родителей и детей. Организация таких выставок стала нашей хорошей традицией

6. Оценка эффективности системы работы.

Для уровня выявления развития творческих способностей были подобраны диагностические методики, ориентированные на старших дошкольный возраст и имеющие свои показатели развития воображения и творческих способностей. Данные тесты имеют не сложную структуру, легко воспринимаются детьми, с интересом выполняются. При определении уровня развития творческих способностей использовались тесты, предложенные автором Э. П. Торренсом.

Тест «Незаконченный рисунок» Э. П. Торренса является невербальным и охватывает такие параметры мышления, как беглость, точность, воображение и оригинальность. Для выявления уровня развития образной креативности был использован тест Э. П. Торранса «Дорисовывание фигур», имеющий несколько модификаций.

Проведя сравнительный анализ усвоения проекта «Юный дизайнер» на начало 2010 – 2011 и 2011 – 2012 учебного года, можно отметить, что уровень усвоения детьми данного материала, а именно развитие художественно-творческих способностей повысился. Оценка результатов позволила определить уровни развития творческих способностей на начало года и конец. Общие результаты диагностического обследования воспитанников первого года обучения в представлены в гистограмме 1.

Гистограмма №1.

Оценка результатов позволила определить уровни развития творческих способностей на втором году обучения в конце года. Общие результаты диагностического обследования воспитанников представлены в гистограмме.

Гистограмма № 2.

Таким образом, обучение детей старшего дошкольного возраста элементам дизайна является эффективным средством развития творчества дошкольников.

7. Результаты работы над проектом.

Воспитанники стали эмоциональнее откликаться на красоту природы, одежды, помещений, проявлять более устойчивый интерес к дизайн-искусству, повысилась их творческая активность, инициативность и художественная самостоятельность. Дети научились задумывать образ, искать средства воплощения, продумывать последовательность своей работы и добиваться результата. У детей также пробудились чувства творческого удовлетворения. В сотрудничестве с другими детьми стала ярче выступать индивидуальность каждого ребенка, особенности творческого почерка, техник исполнения. Художественные эмоции и интересы, возникающие в процессе продуктивной поисковой деятельности, способствовали успешному формированию у детей творческого мышления. В живом общении с искусством они научились создавать и использовать в оформлении детские книги; макеты; аранжировки из разных материалов; атрибуты для игр и спектаклей, праздничных утренников; благоустраивать интерьер. Воспитанники – активные участники и призёры конкурсов и выставок детского художественного творчества. Таким образом, потребность общества в личности нового типа – творчески активной и свободно мыслящей – постоянно возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий нашей жизни. Эту потребность можно реализовать через дизайн – деятельность именно в дошкольном возрасте.

Таким образом, художественно - эстетическое воспитание дошкольников в процессе приобщения детей к основам дизайнерской деятельности я рассматриваю как основу деятельной и саморазвивающейся, творческой личности. Поэтому я считаю эту работу необходимой, системной и целенаправленной и планирую продолжить работать в этом направлении, искать новые формы работы по ознакомлению детей с дизайнерской деятельностью. Данный проект можно использовать в дошкольных образовательных учреждениях.

Использованная литература:

1. Грибовская А. А. Коллективное творчество дошкольников. - М., 2004

2. Давыдова Г. Н. «Детский дизайн», М., 2006г. 1, 2 часть.

«Истоки» : Базис развития ребенка-дошкольника. - М. ,2003

3. Дорожин Ю. «Искусство – детям» : Первые уроки дизайна. - 2005, № 1

4. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. - М. 2007.

5. Лыкова И. А. Цветные ладошки: Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. -М. 2003.

6. Лялина Л. А Дизайн и дети: из опыта методической работы. - М., ТЦ Сфера, 2006.

7. Лялина Л. А. Дизайн пришел в детский сад. // Методист дошкольного образовательного учреждения№2.2009.

8. Логинова Л. Дизайн – премьера. // Обруч -2008, № 6

9. Рыжова Н. Букарева А. Необычное в обычном. // Обруч – 2008, № 6

Публикации по теме:

Педагогический проект «Влияние синтеза искусства на развитие личности старшего дошкольника» Педагогический проект реализован в группе эстетического развития "Гармония". Рассчитан на детей 6-7 лет. Направлен на развитие творческих.

Полезные ссылки «Образовательные ресурсы сети интернет» Образовательные ресурсы сети интернет http://www.mon.gov.ru Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор).

Автор публикации:
Педагогический проект
Опубликовано: 30 января 2013 в 00:01
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический проект» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Пискунова (УИ 54409) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД