Наталия Моргоева
Педагогический совет на тему «Искусство архитектуры вокруг нас».
▼ Скачать + Заказать документы
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
НА ТЕМУ «ИСКУССТВО АРХИТЕКТУРЫ ВОКРУГ НАС».
Архитектура – тоже летопись мира, она говорит тогда, когда уже молчат песни и предания.
Цель: повышать уровень профессиональной компетентности педагогов в художественно-эстетической области, применять педагогические технологии при ознакомлении с архитектурой родного края. (слайд № 1.2)
Форма проведения: деловая игра.
Подготовительная работа:
Публикация «Педагогический совет на тему „Искусство архитектуры вокруг нас“,» размещена в разделах
1. Подготовка домашнего задания «детские высказывания о памятниках архитектуры»;
2. Подготовка наглядного материала для родителей по ознакомлению с архитектурой родного края.
3. Подготовка команд к деловой игре.
Повестка педагогического совета (слайд № 3)
I. Теоретическая часть.
1.1.«Педагогическое творчество на современном этапе развития системы ДО». Вступительное слово заведующей ДОУ.
1.2.«Значение архитектуры в художественно – эстетическом развитии дошкольника».
II. Практическая часть.
2.1. Деловая игра «Знатоки архитектуры».
2.2. Домашнее задание.
2.3. Подведение итогов и награждение команд.
III. Решение педагогического совета.
Ход педагогического совета
I. Теоретическая часть.
1.1.«Педагогическое творчество на современном этапе развития системы ДО». Вступительное слово заведующей ДОУ.
Педагогическое мастерство-это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в ТВОРЧЕСТВЕ педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека. Педагогическое творчество рассматривается как состояние педагогической деятельности, при котором происходит создание принципиально нового в организации учебно-воспитательного процесса, в решении научно-практических проблем.
Только человек, осознающий себя носителем определенных профессиональных, культурных и иных ценностей, способен адекватно выбирать цели своей деятельности и, проявляя необходимую гибкость, диктуемую конкретными обстоятельствами, неуклонно продвигаться к их осуществлению. Но, для того чтобы в процессе образования, развития личность ребенка сформировалась, необходимо, чтобы рядом был творческий педагог.
В связи с этим на первый план выдвигаются проблемы формирования профессиональных умений, навыков на фоне высокого уровня педагогической культуры и мастерства педагога, дающих ему возможность проявить педагогическую эрудицию, творчество. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, являющийся примером человеколюбия, порядочности, педагог, владеющий педагогическим мастерство.
1.2. «Значение архитектуры в художественно – эстетическом развитии дошкольника».
Изобразительное искусство, в том числе и архитектура, оказывает положительное влияние на личность, особенно на формирование художественного вкуса, художественного восприятия. Эти качества имеют непреходящее значение: видящий и умеющий ценить красоту человек будет ее сохранять и приумножать.
В Федеральных государственных образовательных требованиях дошкольного образования раскрыты образовательные задачи, содержание, формы работы по ОО «Художественно- эстетическое развитие». (слайд № 4-8)
Большое значение для воспитания у детей интереса и любви к городу имеет ближайшее окружение. Даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, а, живя в другом городе, он постоянно с радостью рассказывает о красоте и богатстве своей малой родины. Это выражение глубокой привязанности и любви ко всему, что с ранних лет вошло в сердце как самое дорогое. Живя в родном городе, чаще всего не замечаешь той красоты, которая окружает тебя.
Каждый город по-своему уникален и неповторим. Он похож на шкатулку с драгоценностями, которая медленно открывается нашему взору по мере ознакомления с городом. А драгоценности - это чудесные здания и архитектурные сооружения, которые отличаются разнообразием и самобытностью.
Архитектура может выражать в художественных образах представления о мире, времени, величии, радости, торжестве, одиночестве и многих других чувствах. Вероятно, поэтому говорят, что архитектура – это застывшая музыка.
Архитектура - искусство многих людей : одни придумывают, другие строят, третьи украшают, четвёртые проверяют. А в центре всей работы лежит единый архитектурный замысел. (слайд №9)
Воспринимая здания и архитектурные сооружения, дети получают сведения о внешних свойствах, их форме, величине, цвете, фактуре, т. е. участвуют почти все виды восприятия. Познавательные занятия, игры включают в себя непосредственное знакомство с архитектурой города, внешним видом зданий и архитектурных сооружений, их декоративными элементами и отличительными особенностями. (слайд №10)
Старшие дошкольники воспринимают и эмоционально реагируют на художественный образ и средства выразительности в произведениях изобразительного искусства разных видов и жанров. Дети самостоятельно создают индивидуальные художественные образы в различных видах изобразительной деятельности, в индивидуальной и коллективной работе интегрируют разные виды изобразительной деятельности. (слайд №11)
Архитектура, как вид изобразительного искусства, является для старших дошкольников доступным и естественным объектом наблюдения и изучения. Старший дошкольный возраст – период бурного проявления познавательного отношения ребенка к речи, элементарного осознания языковой действительности. Важное условие самостоятельной ориентировочной деятельности дошкольника в сфере языка и речи – богатство его языкового опыта, яркие впечатления, переживания, выраженные в точном, метком, образном слове.
II. Практическая часть.
2.1. ДЕЛОВАЯ ИГРА «Знатоки архитектуры».
(выбор экспертной комиссии, участники разбиваются на две команды).).
- Разминка «Назови правильно».
-Назовите виды искусства, с которыми знакомим дошкольников;
-Значение слова –архитектура (искусство создавать здания, сооружения по законам красоты;
-Как понимаете слово архитектор? (в переводе с греческого языка – «старший строитель» ,занимающийся проектом зданий)
-На какие виды по назначению делят архитектуру?
(1. Архитектура объемных сооружений : театры, жилые дома, заводы, культовые сооружения…;
2. Ландшафтная архитектура : сады, парки, бульвары, скверы…;
3. Градостроительство: создание новых городов;
4. Архитектура малых форм : фонари, ограды, фонтаны, скамейки)
-Чем отличаются памятники архитектуры, относящиеся к различным эпохам?
(по внешнему виду, по строительному материалу, по технике исполнения, от уровня развития общества, от национальных особенностей народа, их быта,культуры, от природы и климата).
-Назовите стили архитектуры (деревянное зодчество, романский, готика, барокко, модерн, классицизм). (слайд №12-18)
-Перечислите средства выразительности в архитектуре (форма, объем, размер, место расположения, материал).
-Объясните названия построек:
хоромы (деревянные, красивые дома на Руси);
палаты (из камня и кирпича);
терем (жилое помещение в верхней части дома в виде башни);
хата (дома на Украине);
сакля (на Кавказе).
-Назовите оборонительные сооружения осетин и их назначение ( башни: жилые, боевые, сторожевые).
-Из какого литературного источника можно узнать о первых пещерах и домах осетин? («Нартские сказания»).
- Педагогический тренинг.
1. Перечислите современные образовательные технологии, применяемые при ознакомлении дошкольников с архитектурой.
(здоровьесберегающие, технологии проектной деятельности, технологии исследовательской деятельности, информационно-коммуникативные, игровые, «ТРИЗ» и др.)
2. Перечислите основные педагогические условия реализации ОО «Художественно-эстетическое развитие».
( создание обстановки эмоционального благополучия: создание и обновление предметно-развивающей среды; творческий подход к содержанию образования; вариативность в выборе занятий, форм, средств, методов, предоставляемых материалов; использование личностно-ориентированного подхода в обучение детей; синтез занятий; региональный подход к отбору содержания; взаимодействие с семьями воспитанников).
3. Составьте задачи при ознакомлении дошкольников с архитектурным памятником в родном городе.
4. Формы, методы при ознакомлении дошкольников с архитектурой;
- Игра «Что? Где? Когда?».
Владикавказ – градостроительный комплекс, который представляет собой архитектурно-художественную ценность. Общественные здания и жилые дома города связаны с памятными историческими событиями, жизнью и творчеством выдающихся деятелей науки, искусства, известных архитекторов и военачальников. Около 250 зданий и сооружений, расположенных в зоне центра, являются памятниками истории и архитектуры. В 1990 г. Владикавказу присвоен статус «исторического города». (слайд №19)
1. Название комплекса жилых и хозяйственных построек у осетин? (хадзар).
2. Святыня в доме каждого осетина? (очаг-къона, цепь-рахыс).
3. Из чего был построен древний тип жилища-турлучный дом? (прутьев, дерева; крыша покрыта соломой).
4. Когда возник квадратный дом? (урыссагхадзар – русский дом вторая половина 19 в.).
5. Какая комната в доме предназначалась специально для гостей? (кунацкая).
6. Первый религиозный храм Владикавказа? (Спасо-Преображенская церковь в 1785 г.).
7. Какую церковь в 1814 г. построила Осетинская духовная консистория для удовлетворения религиозных нужд поселенцев крепости Владикавказ на холме? (Храм Рождества Пресвятой Богородицы – Осетинская церковь).
8. Что построил по преданию бакинский нефтепромышленник Муртаза Мухтаров в знак любви к своей жене-осетинке Лизе Тугановой? (Суннитская мечеть).
9. В каком году был основан первый театр в городе? (1869 г.).
10. Назовите архитекторов :
-Детская библиотека им. Д. Мамсурова (1974 г. А. И. Бтемиров); (слайд № 20)
-Дом Советов (1930 г. Б. Р. Симонов, Петухов); (слайд № 21)
-Северо-Осетинский драматический театр (1967 г. Р. А. Бегунц); (слайд № 22)
-Университет (1937 г. И. Хурумов); (слайд № 23)
-Дом искусств (1967 г. А. И. Бтемиров). (слайд №24)
- Игры ТРИЗ:
-«Жилища каменных людей» (стеклянных, деревянных);
-«Фантастические дома»;
-«Геометрические фигуры вокруг нас».
2.2. Домашнее задание.
- Представление наглядного материала для родителей по ознакомлению с архитектурой.
-Детские высказывания о памятниках архитектуры.
2.3. Подведение итогов, награждение команд.
III. Решение педсовета.
(слайд № 25)
Литература:
1. Бацина Е. Г. Сертакова Н. М. Педагогический совет в условиях введения ФГОС ДО. - М., 2014.
2. Грибовская А. А. Ознакомление дошкольников с архитектурой. - М., 2005.
3. Скоролупова О. А. Корректировка Основной образовательной программы дошкольной организации в соответствии с ФГОС ДО. – М., 2014.
Составила старший воспитатель МБДОУ детский сад №93 г. Владикавказ
Моргоева Наталия Ивановна