Педагогический совет: «Особенности развития речевого слуха у детей с ОНР».

Светлана Сидорова
Педагогический совет: «Особенности развития речевого слуха у детей с ОНР».

Что такое речевой слух?

Речевой слух – это способность человека воспринимать и различать все нюансы звучащей речи.

Речевой слух подразделяется на:

-фонематический слух – способность различать и воспроизводить звуки речи;

-физический слух – способность улавливать звучащую речь различной громкости и высоты;

-звуковысотный слух – способность слышать, улавливать мелодику речи;

-тональный слух – способность слышать и воспроизводить изменения тембра голоса;

-ритмический слух – способность ощущать внутренний темп речи и воспроизводить её.

При помощи речевого слуха осуществляется контроль произносимого текста, приспособление к тону партнёра, слуховые восприятия речи, контроль над звучанием своего голоса. Несовершенство фонематического слуха может стать одной из причин появления трудностей при обучении чтению и письму, а в ряде случаев привести к стойким нарушениям чтения (дислексия) и письма (дисграфия).

В начальный период формирования речи развитие основных компонентов речевого слуха идёт неравномерно. Особая роль отводится слуховому вниманию, хотя основную смысловую нагрузку несёт звуковысотный слух. Дети умеют узнавать изменения голоса по высоте в соответствии с эмоциональной окраской речи и тембру, а также правильно воспринимать ритмичный рисунок слова, т. е. особенности звукового строения слова, зависящие от количества слогов и места ударного слога в единстве с темпом речи. Они плачут в ответ на сердитый тон и улыбаются на доброжелательный и ласковый тон, отличают по голосу мать и других близких.

В дальнейшем в развитии речи большую роль играет формирование фонематического слуха, т. е. способности чётко отличать одни звуки от других, благодаря чему узнаются и понимаются отдельные слова.

Хорошо развитый речевой слух обеспечивает чёткое, ясное и правильное произношение всех звуков родного языка, даёт возможность правильно регулировать громкость произношения слов, говорить в умеренном темпе, интонационно выразительно. Развитие речевого слуха тесно связанно с развитием ощущений, возникающих при движениях органов артикуляционного аппарата.

На что должно быть направлено воспитание речевого слуха?

Воспитание речевого слуха должно быть направленно на выработку у детей умения воспринимать в речи разнообразные тонкости её звучания:

-правильность произношения звуков;

-чёткость, ясность произношения слов;

-повышение и понижение голоса;

-усиление или ослабление громкости;

- ритмичность, плавность, ускорение и замедление речи;

-тембральную окраску речи, когда ребёнок различает, с просьбой ли к нему обращаются или с повелением.

На первой стадии коррекции речевого слуха ребёнок должен научиться различать:

-далёкие между собой по звучанию звуки;

-близкие по звучанию звуки;

-узнавать звуки изолированно;

-узнавать звуки в слогах;

-узнавать звуки в словах.

«Упражнения и игры для развития речевого слуха у дошкольников»

1. «Далеко- близко». Попросите ребёнка отвернуться, а сами на разном от него расстоянии попытайтесь произнести какой-либо звук. Это может быть как звучащая игрушка, так и звук вашего голоса или какого-либо музыкального инструмента, к примеру, барабана, колокольчика или дудочки. Ребёнок должен отгадать, далеко или близко находится источник звучания.

2. «Угадай, что звучит». Покажите ребёнку барабан, губную гармошку, колокольчик и покажите, как они звучат. Затем зайдите за ширму или занавеску и попросите ребёнка отгадать, что звучит, воспроизводя звучание этих предметов, когда он их не видит.

3. «Оркестр». Предложите ребёнку поиграть на разных музыкальных инструментах. Затем попросите его отвернутся, и узнавать по звучанию, на каком инструменте играете вы.

4. «Овощи». Предложите ребёнку картинки, где изображены овощи: лук, тыква, огурец. Произнесите названия этих овощей вслух с демонстрацией перед ребёнком картинок несколько раз. Затем предложите ему узнать по количеству хлопков, название какого овоща вы задумали сказать. Количество хлопков должно соответствовать количеству слогов в слове. Лук – один хлопок, тыква – два хлопка, огурец – три хлопка. Постепенно добавляйте количество картинок и меняйте их тематику.

5. «Угадай рифму». Прочитайте ребёнку стихотворение. Попросите его подсказать слово в конце следующего предложения:

Я взял муку и взял творог,

Испёк рассыпчатый… (пирог).

6. «Найди звук». Выберите какой-нибудь звук. Произнесите его несколько раз и попросите ребёнка хлопнуть в ладоши, когда он услышит нужный звук в словыах, которые вы будете называть.

Например, звук (О). К примеру, можно называть следующие слова: слон, нет, нос, мяч, он, стол, стул, табуретка.

7. «Робот». Предложите ребёнку поиграть в «робота». Вы даёте указания, а он исполняет. Например, ребёнку предлагается положить книжку на коробку, а карандаш за коробку. При успешном выполнении задание усложняется, темп упражнения увеличивается.

8. «Слова могут звучать громко и тихо». Предложите ребёнку заучить чистоговорку, стихотворение, потешку или считалку. Затем произнести текст сначала шёпотом, затем тихим голосом, а потом громче обычного. Это может быть любой текст, который используется для автоматизации или дифференциации звуков.

К примеру:

«В уголок Алёнка села,

У Алёнки много дела».

9. «Слова могут звучать быстро и медленно». Предложите ребёнку произнести текст любой скороговорки сначала быстро, потом медленно и наоборот.

10. «Какой звук есть в этих словах?» Произнесите три-четыре слова, в каждом из которых есть один из отрабатываемых звуков: шуба, кошка, мышь – и спросите у ребёнка, какой звук есть во всех этих словах. Ребёнок должен назвать звук (Ш). Затем предложите определить, какой звук есть во всех ниже приведённых словах:

-жук, жаба, лыжи – (Ж);

-чайник, ключ, очки – (Ч);

-щётка, ящик, щавель – (Щ);

- коса, усы, нос – (С);

- селёдка, Сима, лось – (Сь);

- коза, замок, зуб – (З);

-зима, зеркало, вазелин – (Зь);

-цветок, яйцо, курица – (Ц);

-лодка, стул, лампа – (Л);

-липа, лес, соль – (Ль);

-рыба, ковёр, крыло – (Р);

-рис, крепость, букварь – (Рь).

11. «Назови первый звук в слове». Покажите ребёнку игрушку, например Буратино, и предложите определить, с какого звука начинается его имя. Потом спросите, с какого звука начинаются названия тех или иных животных, предметов, изображения которых есть у вас, или других игрушек.

12. «Назови последний звук в слове». Найдите или нарисуйте картинки, на которых могут быть изображены автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот. Покажите ребёнку картинку и попросите назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук.

13. «Подумай и не торопись». Предложите ребёнку несколько заданий на сообразительность и одновременно проверьте, может ли он слышать и выделять определённые звуки в словах:

А) Подбери слово, которое начинается на последний звук слова - стол (К примеру – лиса).

Б) Вспомни название птицы, в котором был бы последний звук слова - сыр. (К примеру, воробей, грач)

В) Подбери слово, чтобы первый звук был бы (К, а последний – (Ш). (К примеру, карандаш, камыш)

Г) Какое получится слово, если к НО – прибавить один звук? (К примеру, нож, нос)

Д) Составь такое предложение, в котором все слова начинались бы со звука (М). (Мама моет Машу мочалкой).

Е) Найди в комнате предметы, в названии которых второй звук (У). (К примеру, бумага, дудочка, Буратино).

Публикации по теме:

Особенности речевого развития детей дошкольного возраста Автор: Панчак Елена Михайловна, воспитатель ГБДОУ детский сад №61 Калининского района Санкт-Петербурга "Особенности речевого развития детей.

Доклад на педагогический совет на тему: «Роль детской книги в речевом развитии детей». Особое место в дошкольных учреждениях занимает ознакомление детей с художественной литературой как искусством и средством развития интеллекта,.

Консультация «Как помогают скороговорки, чистоговорки, считалочки, потешки при работе по развитию речевого слуха детей» Для многих ребят первое место, куда они приходят в раннем возрасте и надолго остаются без родителей, является детский сад. Здесь они находятся.

Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 1 классе для слабослышащих детей Конспект индивидуального занятия по развитию речевого слуха и формированию произношения в 1 классе слабослышащих. Тема: Автоматизация звука.

Коррекция речевого дыхания у дошкольников 4–5 лет с 1–2 уровнем речевого развития (из опыта работы) В настоящее время большое внимание уделяется раннему началу коррекционной работы с детьми, имеющими речевые нарушения. У дошкольников 4-5.

Особенности игр детей с нарушением слуха Ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая деятельность. Её огромное значения для психического развитие ребёнка. Возникновение.

Особенности познавательной сферы детей с ОНР. Формирование личности ребенка с недостатками речевого развития В структуре дефекта у детей с речевой патологией наблюдается снижение не только уровня речевого развития, но и снижение уровня познавательной.

Особенности речевого развития детей с ОВЗ в условиях ФГОС В настоящее время увеличивается количество детей со сложной структурой дефекта. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных.

Педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»Педагогический совет «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Форма проведения: педагогический пробег План проведения 1. Вступительное слово «О патриотизме» - руководитель Яковлева В. А. 2 Педагогический.

Педагогический совет в ДОУ «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема: «Пути совершенствования взаимодействия педагогов с родителями детей дошкольного возраста» Слайд 2. Слайд 3. Одна из задач.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Педагогический совет: «Особенности развития речевого слуха у детей с ОНР».
Опубликовано: 21 октября 2015 в 17:40
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению папки-передвижки «Уроки безопасности» и «Перекрёсток»
Цель: формирование у детей навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях. Оборудование: потолочная плитка, блестящая самоклейка зелёного...
Перспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в старшей группе
Перспективный план работы по безопасности жизнедеятельности в старшей группе Месяцы , по неделям, ООД, методические приемы СЕНТЯБРЬ 1-я неделя «Правила...
Фотоотчет о творческих работах по пластилинографии с элементами аппликации «Кот...
ФОТООТЧЕТ О ТВОРЧЕСКИХ РАБОТАХ ПО ПЛАСТИЛИНОГРАФИИ С ЭЛЕМЕНТАМИ АППЛИКАЦИИ " КОТ ВАСЬКА - ПОВАР " ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Формировать у детей интерес к работе с...
Мастер-класс по изготовлению игрушки «Собачка из фетра» с детьми подготовительной группы
Задачи: - познакомить детей с историей возникновения и качественными характеристиками фетра, как безопасного материала для творчества; - научить технике...
Конспект интегрированного занятия «Рубашка для Тимки» для второй младшей группы
Конспект интегрированного занятия «Рубашка для Тимки» для 2 младшей группы Цели и задачи: - познакомить с видами одежды; - учить пользоваться шнуровкой; -...