Получи документы

Педагогический совет. «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания» (2 фото)

Ольга Бердникова
Педагогический совет. «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания»

Педагогический совет. «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания»
Фото «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания»

Цель: определение методов и приемов ознакомления с родным городом

Повестка:

1. Блиц – опрос «Культура родного города»

2. О проблеме воспитания гражданина

3. О результатах реализации проектов о родном городе в старших возрастных группах

Публикация «Педагогический совет, „Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания“» размещена в разделах

Презентация проекта «Абакан – уголок для души» для детей старшей группы – Миягашева Л. В., воспитатель первой квалификационной категории

Презентация проекта «Абакан» для детей подготовительной к школе группы – Берестова Г. М., Кадачникова С. Ю.

4. Об использовании методов и приемов при ознакомлении с культурой родного города

5. О решении педагогического совета.

Ход педагогического совета

1. О проблеме воспитания гражданина

Современный этап развития общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру родного края.

Гражданское воспитание стало неотъемлемой частью педагогического процесса современного детского сада. Оно позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой родине, приобщать ребенка к традициям и обычаям места, где он живет. В то же время при ознакомлении ребенка с городом заметно преобладание хронологического подхода к отбору материала.

Обращение к целевым ориентирам ознакомления с родным городом показывает, что в нем преобладает два подхода. Первый подход к определению задач ознакомления детей с Абаканом можно назвать знаниевым. Здесь речь идет о формировании у детей представлений о городе, его истории и т. д.

В рамках второго подхода задачи ознакомления дошкольников с Абаканом определяются через эмоциональный компонент сознания ребенка – это воспитание любви к родному городу, гордости за то, что ты – абаканец. Данные задачи их можно рассматривать как перспективу гражданского образования подрастающего поколения, его конечный результат.

Обращение к проблеме ознакомления с культурой города дошкольников ставит ряд вопросов : с чем знакомить детей? как определить цель? В истории отечественного краеведения еще в первой половине 20 века сложился особый взгляд на город «как культурный организм» (Н. П. Анциферов). Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение его духовных ценностей горожан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города. Путешествуя по городам, замечаешь: у каждого из них свой цвет, запах, ритм и свой «каменный язык» - не всегда заметная мифологическая летопись жизни горожан, их прошлого и настоящего, верований и ценностей. В старинных городах этот язык представлен большим числом предметных визуальных образов, в современных – более склонен к абстракции, выражению значений через линию, геометрическую форму.

Таким образом, целевыми ориентирами работы становятся развитие у ребенка способностей:

- чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на неё;

- находить ассоциации, связанные с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять;

- отражать свои впечатления о городе в художественно-творческой деятельности – рисовании, придумывании сказок, сочинении загадок о городе и др.

3. О результатах реализации проектов о родном городе в старших возрастных группах

презентация проекта «Абакан – уголок для души» для детей старшей группы – Миягашева Л. В., воспитатель первой квалификационной категории

презентация проекта «Абакан» для детей подготовительной к школе группы – Берестова Г. М., Кадачникова С. Ю.

4. Об использовании методов и приемов при ознакомлении

с культурой родного города

Предлагаю вам рассмотреть использование методов и приемов при ознакомлении с культурой родного города

Процесс приобщения дошкольников к культуре родного города достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов детской деятельности.

Метод проектов, как показывает наш опыт, является наиболее эффективным в формировании гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста, воспитании любви к родному городу.

Использование технологии проектирования предполагает разработку и реализацию проектов. Поэтому содержание я представила в рамках проектов. Интеграция позволяет организовывать ознакомление с культурой родного города в разных видах деятельности, объединять программное содержание из разных проектов.

Методы, используемые мной при ознакомлении с искусством города, отвечают задачам организации педагогического процесса в совместной деятельности воспитателя и детей, соответствуют детской природе, стремлению ребенка к игре.

Использование разнообразных методов и приемов позволяет создать яркие впечатления от соприкосновения с прекрасным, пробудить творческую искру, создать ситуации «практикования в творчестве» :

- активизирующие формирование ценностных установок, позиции субъекта творческой деятельности, желание проявлять индивидуальность (рефлексия освоенного – обсуждение вопросов: «Что я нового узнал?», «Что мне больше всего понравилось, запомнилось?», «хочу сделать (нарисовать, сочинить) по-своему»;

- стимулирующие развитие художественно-эстетического восприятия, эстетических и творческих способностей (эстетических представлений, ассоциирования, воображения);

- инициирующие интересы и обогащающих творческое освоение приобретенного опыта детей (эвристические и исследовательские методы и приемы (проблемные вопросы, «загадки и секреты» искусства и творчества, детские игровые проекты);

- стимулирующие творческое отражение освоенного опыта.

Ознакомление с родным городом происходит поэтапно. Основная задача – это направленность на социализацию ребенка в пространстве городской культуры, развитие у него способности «читать город, как текст», используя язык ассоциаций.

На первом этапе в процессе ознакомления детей с родным городом важно создать визуальный ряд. Этому способствуют экскурсии, просмотр компьютерных презентаций. В единстве с просмотром презентаций используются такие методы, как игровое моделирование, игра-путешествие, архитектурные загадки.

На этом этапе важно удивить ребенка, показать, как много необычного в обычных вещах.

Прием «Описание-рассуждение» : воспитатель образно описывает создание художественного образа при рассматривании картины (скульптуры, предмета, знакомит с «историей» и последовательностью создания, приводит «эмоции и размышления автора в процессе деятельности. (скульптор пушкинского сквера)

В работе с детьми мне помогают фотоматериалы по темам: «Железное кружево Абакана», «Архитектура города», «Фонари на наших улицах», «Фонтаны», «Памятные доски», «Памятники города» и т. д.

Например:

Сегодня я приглашаю вас на прогулку по городу Абакану. (Показ слайдов)

- Знаете ли вы, что это?

- Что общего между кружевами и чугунными решётками?

- Проехать по нашим улицам одно удовольствие: осенние деревья,

красивые дома и аккуратные решётки. Кажется, что вдоль бульваров вьё тся длинная лента чугунных кружев: то широкие, то узкие, то пышные, то строгие. И окрашены они в чёрный цвет. Черные узоры решёток особенно красиво смотрятся зимой, когда белоснежный фон подчёркивает красоту и изысканность чугунного рисунка.

Следовательно, общая направленность первого этапа – усиление эмоционального отклика детей на красоту городского пространства. Это позволяет перейти к разгадыванию смыслов архитектурных сооружений и городской символики, организации «диалога» с детьми на втором этапе ознакомления с культурой родного города.

На втором этапе с помощью приема «диалоги об искусстве» рассмотрим творческие работы художников, композиторов, поэтов.

«Диалог» осуществляется через организацию восприятия городского пространства и сопровождается проблемным обсуждением.

Проблемное обсуждение направлено на выдвижение объяснительных гипотез, поиск ассоциаций, рассматривание изображений с готовыми ассоциациями и установление их значения, сравнения, формулирования вывода.

Варианты проблемных ситуаций, игр, упражнений

Проблемная ситуация «Что такое красота?». Детям предлагается подумать, что такое Красота? Обсудить провакационные вопросы: что можно назвать красивым? Кто создает красивые вещи? Зачем это делается? Как художники создают прекрасные произведения?

Проблемная ситуация «В стране Искусства». Детям предлагается отправиться в страну Искусства, порассуждать, кто живет в этой стране, какие события там могут происходить и т. д.

Прием «Образные сравнения и ассоциации». Сравнить объекты (архитектурные постройки, объекты природы) с фантастическими персонажами. Например, железный забор с пиками – с воинами-защитниками, луковку храма – с красивым головным убором. Вариант: назвать как можно больше разных образов и сравнений к какому-либо объекту.

Ролевые игры и игровые приемы: обыгрывание изображенных эпизодов, скульптур; фантазирование: о чем может многоэтажный современный дом рассказать старому маленькому домику и т. д.

При рассматривании «железного кружева»

- Давайте определим место в городе, где есть эти узоры: ворота, ограды, балконы (показ слайдов).

- Люди, проходя мимо, удивляются красоте узора да умению мастеров. Узор легкий, праздничный, как будто невидимый волшебник превратил живые букеты цветов в кружево.

При рассматривании картин используются следующие приемы:

- «Нахождение сходства и различия» - детям предлагается определить, что общего и чем отличаются рассматриваемые объекты;

- «Будь внимательным» - в изображениях или объектах найти похожие или одинаковые объекты;

- «Назови картину» - последовательно придумать названия всем картинам, скульптурам в зале и сравнить с названиями, данными авторами;

- «Подбери символы» - подобрать символы, подходящие по цветовой гамме, по содержанию;

- «Что видим, слышим, чувствуем, переживаем» - рассматривая предмет, рассказать, что видишь, какие звуки «слышишь», какие ощущения возникают при рассматривании и т. д.

- «Домысливание» - придумывание событий до и после изображенного на картине.

- «Черно-белое и цветное» - детям демонстрируется черно-белая ксерокопия и цветное изображение объекта, предлагается их сравнить, увидеть, как меняется настроение изображения с изменением цвета.

Важно обращать внимание на образность поэтического языка, например:

послушайте стихотворение «Абакан – город жизни моей» Т. Трофимец.

Город мой на широких ладонях степей,

Город мой, стал ты песней любимой моей.

Здесь меня в каждом доме встречают друзья,

Вместе все мы большая семья.

Я иду, а веселые лица детей,

Как жарки, на широких твоих площадях.

Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян –

Все в тебе, мой родной Абакан.

- С чем сравнивается Абакан?

- Какими словами автор стихотворения выразил любовь к своему городу?

Цель данного этапа показать, как творческие люди выражают свое отношение к городу с помощью разных видов искусства.

Наиболее эффективным мы считаем метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Данный метод включает в себя: познавательные игры, дискуссии при обсуждении произведений искусства.

Метод контрастного сопоставления используется при обсуждении произведений искусства, например, картины летнего и зимнего городского пейзажа.

С целью эмоционального воздействия использую прием «Песенное путешествие».

- Приглашаю вас на необычное путешествие – песенное.

- Послушайте песню «Абакан вечерний».

- Что мы увидели?

Что нам помогло увидеть?

- Что вы чувствовали, когда слушали музыку?

- Песенное путешествие по вечернему Абакану нам помог провести поэт и композитор Владимир Кирков.

На третьем этапе ознакомления с искусством города важно сделать так, чтобы новые впечатления оказались востребованными, нужными детям. Используя проблемные задания художественно-образной направленности, предоставляю детям возможность включается в продуктивную (создание эскиза для ворот детского сада) или речевую деятельность (например, при проведении воображаемой экскурсии).

На этом этапе важно обеспечить оценку продукта детской деятельности значимыми для ребенка людьми – родителями, сверстниками, педагогами.

Особое значение в своей работе уделяю взаимодействию с родителями. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, узнали о своих знаменитых предках и т. д. Во время работы по проектам мы много интересного узнали о родственниках детей нашей группы: это подвиги дедушек и бабушек во время войны, это и достаточно известные писатели, ученые, художники, артисты, а сколько в наших семьях народных умельцев! Для пополнения мини-музея группы использую прием «детское коллекционирование». Совместно с родителями подбираем привлекательные предметы (репродукции картин, оригинальные фотографии, куклы, сувениры и т. д.). Формы работы с мини-музеем – различные: систематизация, организация выставок, обыгрывание коллекций, исследование и т. д.

Самостоятельная работа в минигруппах

Предлагаю вам составить проект совместной деятельности по ознакомлению с культурой родного города. Темы: «Городской пейзаж», «Природа и время», «Мы – горожане», «Человек и природа»

Обсуждение проектов

5. О решении педагогического совета.

1. Пересмотреть непосредственно-образовательную деятельность с учетом пед. совета

срок: постоянно

ответственные: воспитатели

2. Доработать и сдать конспекты:

«Городской пейзаж» ответственный: Гуренок С. П.

«Природа и время» ответственный: Галанцева Н. Н.

«Мы – горожане» ответственный: Егорова И. А.

«Человек и природа» ответственный: Берестова Г. М.

срок: постоянно

Публикации по теме:

Анкета для родителей по ознакомлению с родным городом (Санкт-Петербургом) АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ По ознакомлению с родным городом (Санкт-Петербургом) 1. Часто ли Вы вместе с детьми бываете на прогулках или экскурсиях.

БлагодарностьБлагодарность Здравствуйте,девочки! Долго думала, стоит ли выкладывать свойдипломучастия в Международной педагогической олимпиаде, где я сталалауреатом. Не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет. «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания»
Опубликовано: 26 сентября 2012 в 15:50
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД