Папки-передвижки

Педагогический совет. «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания» (2 фото)

Ольга Бердникова
Педагогический совет. «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания»
▼ Скачать + Заказать документы

Педагогический совет. «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания»
Фото «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания»

Цель: определение методов и приемов ознакомления с родным городом

Повестка:

1. Блиц – опрос «Культура родного города»

2. О проблеме воспитания гражданина

3. О результатах реализации проектов о родном городе в старших возрастных группах

Публикация «Педагогический совет, „Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания“» размещена в разделах

Презентация проекта «Абакан – уголок для души» для детей старшей группы – Миягашева Л. В., воспитатель первой квалификационной категории

Презентация проекта «Абакан» для детей подготовительной к школе группы – Берестова Г. М., Кадачникова С. Ю.

4. Об использовании методов и приемов при ознакомлении с культурой родного города

5. О решении педагогического совета.

Ход педагогического совета

1. О проблеме воспитания гражданина

Современный этап развития общества характеризуется ростом национального самосознания, стремлением людей познать и понять историю и культуру родного края.

Гражданское воспитание стало неотъемлемой частью педагогического процесса современного детского сада. Оно позволяет решать задачи воспитания любви к своей малой родине, приобщать ребенка к традициям и обычаям места, где он живет. В то же время при ознакомлении ребенка с городом заметно преобладание хронологического подхода к отбору материала.

Обращение к целевым ориентирам ознакомления с родным городом показывает, что в нем преобладает два подхода. Первый подход к определению задач ознакомления детей с Абаканом можно назвать знаниевым. Здесь речь идет о формировании у детей представлений о городе, его истории и т. д.

В рамках второго подхода задачи ознакомления дошкольников с Абаканом определяются через эмоциональный компонент сознания ребенка – это воспитание любви к родному городу, гордости за то, что ты – абаканец. Данные задачи их можно рассматривать как перспективу гражданского образования подрастающего поколения, его конечный результат.

Обращение к проблеме ознакомления с культурой города дошкольников ставит ряд вопросов : с чем знакомить детей? как определить цель? В истории отечественного краеведения еще в первой половине 20 века сложился особый взгляд на город «как культурный организм» (Н. П. Анциферов). Знакомство с городом предполагает погружение в его культуру, постижение его духовных ценностей горожан, которые запечатлены в памятниках культурного наследия города. Путешествуя по городам, замечаешь: у каждого из них свой цвет, запах, ритм и свой «каменный язык» - не всегда заметная мифологическая летопись жизни горожан, их прошлого и настоящего, верований и ценностей. В старинных городах этот язык представлен большим числом предметных визуальных образов, в современных – более склонен к абстракции, выражению значений через линию, геометрическую форму.

Таким образом, целевыми ориентирами работы становятся развитие у ребенка способностей:

- чувствовать красоту города и эмоционально откликаться на неё;

- находить ассоциации, связанные с раскрытием символики городского пространства, выдвигать и проверять гипотезы, экспериментировать, сравнивать, сопоставлять;

- отражать свои впечатления о городе в художественно-творческой деятельности – рисовании, придумывании сказок, сочинении загадок о городе и др.

3. О результатах реализации проектов о родном городе в старших возрастных группах

презентация проекта «Абакан – уголок для души» для детей старшей группы – Миягашева Л. В., воспитатель первой квалификационной категории

презентация проекта «Абакан» для детей подготовительной к школе группы – Берестова Г. М., Кадачникова С. Ю.

4. Об использовании методов и приемов при ознакомлении

с культурой родного города

Предлагаю вам рассмотреть использование методов и приемов при ознакомлении с культурой родного города

Процесс приобщения дошкольников к культуре родного города достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов детской деятельности.

Метод проектов, как показывает наш опыт, является наиболее эффективным в формировании гражданской позиции детей старшего дошкольного возраста, воспитании любви к родному городу.

Использование технологии проектирования предполагает разработку и реализацию проектов. Поэтому содержание я представила в рамках проектов. Интеграция позволяет организовывать ознакомление с культурой родного города в разных видах деятельности, объединять программное содержание из разных проектов.

Методы, используемые мной при ознакомлении с искусством города, отвечают задачам организации педагогического процесса в совместной деятельности воспитателя и детей, соответствуют детской природе, стремлению ребенка к игре.

Использование разнообразных методов и приемов позволяет создать яркие впечатления от соприкосновения с прекрасным, пробудить творческую искру, создать ситуации «практикования в творчестве» :

- активизирующие формирование ценностных установок, позиции субъекта творческой деятельности, желание проявлять индивидуальность (рефлексия освоенного – обсуждение вопросов: «Что я нового узнал?», «Что мне больше всего понравилось, запомнилось?», «хочу сделать (нарисовать, сочинить) по-своему»;

- стимулирующие развитие художественно-эстетического восприятия, эстетических и творческих способностей (эстетических представлений, ассоциирования, воображения);

- инициирующие интересы и обогащающих творческое освоение приобретенного опыта детей (эвристические и исследовательские методы и приемы (проблемные вопросы, «загадки и секреты» искусства и творчества, детские игровые проекты);

- стимулирующие творческое отражение освоенного опыта.

Ознакомление с родным городом происходит поэтапно. Основная задача – это направленность на социализацию ребенка в пространстве городской культуры, развитие у него способности «читать город, как текст», используя язык ассоциаций.

На первом этапе в процессе ознакомления детей с родным городом важно создать визуальный ряд. Этому способствуют экскурсии, просмотр компьютерных презентаций. В единстве с просмотром презентаций используются такие методы, как игровое моделирование, игра-путешествие, архитектурные загадки.

На этом этапе важно удивить ребенка, показать, как много необычного в обычных вещах.

Прием «Описание-рассуждение» : воспитатель образно описывает создание художественного образа при рассматривании картины (скульптуры, предмета, знакомит с «историей» и последовательностью создания, приводит «эмоции и размышления автора в процессе деятельности. (скульптор пушкинского сквера)

В работе с детьми мне помогают фотоматериалы по темам: «Железное кружево Абакана», «Архитектура города», «Фонари на наших улицах», «Фонтаны», «Памятные доски», «Памятники города» и т. д.

Например:

Сегодня я приглашаю вас на прогулку по городу Абакану. (Показ слайдов)

- Знаете ли вы, что это?

- Что общего между кружевами и чугунными решётками?

- Проехать по нашим улицам одно удовольствие: осенние деревья,

красивые дома и аккуратные решётки. Кажется, что вдоль бульваров вьё тся длинная лента чугунных кружев: то широкие, то узкие, то пышные, то строгие. И окрашены они в чёрный цвет. Черные узоры решёток особенно красиво смотрятся зимой, когда белоснежный фон подчёркивает красоту и изысканность чугунного рисунка.

Следовательно, общая направленность первого этапа – усиление эмоционального отклика детей на красоту городского пространства. Это позволяет перейти к разгадыванию смыслов архитектурных сооружений и городской символики, организации «диалога» с детьми на втором этапе ознакомления с культурой родного города.

На втором этапе с помощью приема «диалоги об искусстве» рассмотрим творческие работы художников, композиторов, поэтов.

«Диалог» осуществляется через организацию восприятия городского пространства и сопровождается проблемным обсуждением.

Проблемное обсуждение направлено на выдвижение объяснительных гипотез, поиск ассоциаций, рассматривание изображений с готовыми ассоциациями и установление их значения, сравнения, формулирования вывода.

Варианты проблемных ситуаций, игр, упражнений

Проблемная ситуация «Что такое красота?». Детям предлагается подумать, что такое Красота? Обсудить провакационные вопросы: что можно назвать красивым? Кто создает красивые вещи? Зачем это делается? Как художники создают прекрасные произведения?

Проблемная ситуация «В стране Искусства». Детям предлагается отправиться в страну Искусства, порассуждать, кто живет в этой стране, какие события там могут происходить и т. д.

Прием «Образные сравнения и ассоциации». Сравнить объекты (архитектурные постройки, объекты природы) с фантастическими персонажами. Например, железный забор с пиками – с воинами-защитниками, луковку храма – с красивым головным убором. Вариант: назвать как можно больше разных образов и сравнений к какому-либо объекту.

Ролевые игры и игровые приемы: обыгрывание изображенных эпизодов, скульптур; фантазирование: о чем может многоэтажный современный дом рассказать старому маленькому домику и т. д.

При рассматривании «железного кружева»

- Давайте определим место в городе, где есть эти узоры: ворота, ограды, балконы (показ слайдов).

- Люди, проходя мимо, удивляются красоте узора да умению мастеров. Узор легкий, праздничный, как будто невидимый волшебник превратил живые букеты цветов в кружево.

При рассматривании картин используются следующие приемы:

- «Нахождение сходства и различия» - детям предлагается определить, что общего и чем отличаются рассматриваемые объекты;

- «Будь внимательным» - в изображениях или объектах найти похожие или одинаковые объекты;

- «Назови картину» - последовательно придумать названия всем картинам, скульптурам в зале и сравнить с названиями, данными авторами;

- «Подбери символы» - подобрать символы, подходящие по цветовой гамме, по содержанию;

- «Что видим, слышим, чувствуем, переживаем» - рассматривая предмет, рассказать, что видишь, какие звуки «слышишь», какие ощущения возникают при рассматривании и т. д.

- «Домысливание» - придумывание событий до и после изображенного на картине.

- «Черно-белое и цветное» - детям демонстрируется черно-белая ксерокопия и цветное изображение объекта, предлагается их сравнить, увидеть, как меняется настроение изображения с изменением цвета.

Важно обращать внимание на образность поэтического языка, например:

послушайте стихотворение «Абакан – город жизни моей» Т. Трофимец.

Город мой на широких ладонях степей,

Город мой, стал ты песней любимой моей.

Здесь меня в каждом доме встречают друзья,

Вместе все мы большая семья.

Я иду, а веселые лица детей,

Как жарки, на широких твоих площадях.

Яблонь цвет, шум дождя и дыханье Саян –

Все в тебе, мой родной Абакан.

- С чем сравнивается Абакан?

- Какими словами автор стихотворения выразил любовь к своему городу?

Цель данного этапа показать, как творческие люди выражают свое отношение к городу с помощью разных видов искусства.

Наиболее эффективным мы считаем метод стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности. Данный метод включает в себя: познавательные игры, дискуссии при обсуждении произведений искусства.

Метод контрастного сопоставления используется при обсуждении произведений искусства, например, картины летнего и зимнего городского пейзажа.

С целью эмоционального воздействия использую прием «Песенное путешествие».

- Приглашаю вас на необычное путешествие – песенное.

- Послушайте песню «Абакан вечерний».

- Что мы увидели?

Что нам помогло увидеть?

- Что вы чувствовали, когда слушали музыку?

- Песенное путешествие по вечернему Абакану нам помог провести поэт и композитор Владимир Кирков.

На третьем этапе ознакомления с искусством города важно сделать так, чтобы новые впечатления оказались востребованными, нужными детям. Используя проблемные задания художественно-образной направленности, предоставляю детям возможность включается в продуктивную (создание эскиза для ворот детского сада) или речевую деятельность (например, при проведении воображаемой экскурсии).

На этом этапе важно обеспечить оценку продукта детской деятельности значимыми для ребенка людьми – родителями, сверстниками, педагогами.

Особое значение в своей работе уделяю взаимодействию с родителями. Важно, чтобы дети как можно раньше увидели «гражданское лицо» своей семьи, узнали о своих знаменитых предках и т. д. Во время работы по проектам мы много интересного узнали о родственниках детей нашей группы: это подвиги дедушек и бабушек во время войны, это и достаточно известные писатели, ученые, художники, артисты, а сколько в наших семьях народных умельцев! Для пополнения мини-музея группы использую прием «детское коллекционирование». Совместно с родителями подбираем привлекательные предметы (репродукции картин, оригинальные фотографии, куклы, сувениры и т. д.). Формы работы с мини-музеем – различные: систематизация, организация выставок, обыгрывание коллекций, исследование и т. д.

Самостоятельная работа в минигруппах

Предлагаю вам составить проект совместной деятельности по ознакомлению с культурой родного города. Темы: «Городской пейзаж», «Природа и время», «Мы – горожане», «Человек и природа»

Обсуждение проектов

5. О решении педагогического совета.

1. Пересмотреть непосредственно-образовательную деятельность с учетом пед. совета

срок: постоянно

ответственные: воспитатели

2. Доработать и сдать конспекты:

«Городской пейзаж» ответственный: Гуренок С. П.

«Природа и время» ответственный: Галанцева Н. Н.

«Мы – горожане» ответственный: Егорова И. А.

«Человек и природа» ответственный: Берестова Г. М.

срок: постоянно

Публикации по теме:

Анкета для родителей по ознакомлению с родным городом (Санкт-Петербургом) АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ По ознакомлению с родным городом (Санкт-Петербургом) 1. Часто ли Вы вместе с детьми бываете на прогулках или экскурсиях.

БлагодарностьБлагодарность Здравствуйте,девочки! Долго думала, стоит ли выкладывать свойдипломучастия в Международной педагогической олимпиаде, где я сталалауреатом. Не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогический совет. «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания»
Опубликовано: 26 сентября 2012 в 15:50
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогический совет. «Ознакомление дошкольников с родным городом, как средство гражданского воспитания»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Бердникова (УИ 12483) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД