Светлана Асташкина
Педагогический совет: «Экологическое образование детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Повестка:
Тема: «Экологическое образование детей дошкольного возраста»
Форма проведения: деловая игра «Экологический калейдоскоп».
Цель: совершенствование работы по формированию экологических представлений дошкольников в ДОУ.
Содержание:
Публикация «Педагогический совет: „Экологическое образование детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
1 Вступительное слово старшего воспитателя: «Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста» Ст. воспитатель.
2 Блиц-игра: «Экологическое лукошко» Ст. воспитатель.
3 «Прогноз погоды» Ст. воспитатель С. В. Асташкина
4 «Знатоки природы» Ст. воспитатель.
5 Решение педагогических ситуаций Ст. воспитатель.
6 «Экологический куплет» Муз. руководитель, воспитатели
7 «Черный ящик» Ст. воспитатель.
8 Мастер-класс Воспитатель.
9 Проект решения педсовета Заведующий.
1. Вступительное слово старшего воспитателя:
«Особенности экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Человек и природа… Философы, поэты, художники всех времен и народов отдали дань этой вечной и актуальной теме. Но, пожалуй, никогда она не стояла так остро, как в наши дни, когда угроза экологического кризиса, а может быть, и катастрофа нависла над человечеством и проблема экологизации материальной и духовной деятельности человека стала жизненной необходимостью, одним из условий сохранения общего для всех нас дома – Земли.
Актуальностью экологических проблем в настоящее время вызвана необходимость организации работы по формированию культуры природопользования и экологического сознания в обществе. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. Неслучайно именно в этот период важно уделять особое внимание экологическому воспитанию подрастающего поколения.
При этом экологическое воспитание должно осуществляться с учетом возрастных особенностей детей по двум направлениям:
• формирование экологических знаний;
• экологически правильного отношения к природным объектам
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем. При этом накопление знаний у детей дошкольного возраста не является самоцелью. Они – необходимое условие выработки эмоционально-нравственного и действенного отношения к миру.
Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду. В “Программе воспитания в детском саду” воспитание у дошкольников любви и бережного отношения к природе Программа выдвигает две важные задачи:
1) воспитание у детей любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным;
2) сообщение дошкольникам элементарных знаний о природе и формирование на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс – в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это центры природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами, приобщение детей к регулярному труду. На участке можно создать специальную площадку природы, естественный центр с дикорастущими растениями, заложить питомник, наметить экологическую тропу, выделить центр помощи живому “Айболит”, уголок “Зеленой аптеки”, сделать ручеек, бассейн и т. д.
Задача воспитателей и родителей – подвести детей к пониманию того, что все мы вместе, и каждый из нас в отдельности в ответе за Землю, и каждый может сохранять и приумножать ее красоту.
2. Блиц-игра «Экологическое лукошко».
Условия игры: за правильный ответ на вопрос из экологического лукошка» команды получают очки в виде цветов.
Вопросы и ответы:
1. Назовите фамилию писателя, творчество которого можно соотнести с данным высказыванием: «В нем счастливо сочетание два умения, два таланта: рассказчика и рисовальщика». (Е. Чарушин)
2. Разнообразие и музыкальность голосов птиц широко используется в музыкальном творчестве известны многие песни про кукушку с подражанием голосу этой птица. Известный композитор делал нотные записи птичьих голосов и вводил их в звучание большого симфонического оркестра. В опере «Снегурочка» можно услышать голоса кукушки, снегиря и других птиц. Кто композитор этой оперы? (Н. Римский-Корсаков)
3. Этот писатель – природовед называл свои произведения «сказки-несказки». По форме эти произведения сказочны: звери и деревья разговаривают, думают, получают, любят. (В. Бианки)
4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен)
5. Какую ягоду называют «северным гранатом»? (Костяника)
6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)
7. Из какого дерева делали пианино? (Ель)
8. Подвижные игры природоведческого характера связаны с подражанием повадкам животных, назовите эти игры. Одну проведите с командой соперников.
3. «Прогноз погоды»
Командам даются задания закончить фразу.
Первой команде:
Собака катается – к… (плохой погоде).
Утром нет росы – к… (дождю).
Открытые чашечки цветов – к… (солнечной погоде).
Дым столбом – к… (морозной погоде).
Муравьи закрывают ходы в муравейник – к … (ненастью).
Вороны сидят на макушках деревьев – к… (морозу)
Снег хрустит под ногами – к… (стуже).
Второй команде:
Много «одежды» на луковице – к… (холодной зиме).
Курица стоит на одной ноге – к… (стуже).
Облака или тучи быстро движутся – к … (ясной погоде)
Паук усиленно плетет сети – к… (сухой погоде)
Кошка лежит животом вверх – к… (теплу).
Дым стелется – быть… (непогоде).
Воробьи купаются в пыли – к… (дождю).
Длинные сосульки – к… (долгим морозам).
4. «Знатоки природы»
Дать как можно больше ответов на вопросы, рассчитанные не только на знания, но и смекалку.
Первая команда
Какое животное спит с открытыми глазами? (Зайцы, у них короткие веки.)
Кого из животных называют слугами земли? (Червей.)
Прибор для определения направления? (Компас.)
Что такое арбуз? (Ягода.)
Самая маленькая птичка на земле? (Колибри.)
Январь год начинает, а декабрь (Заканчивает).
Не птичка, а с крыльями? (Бабочка.)
Как называется гнездо белки? (Гайно.)
Кто кукукает: кукушка – самка или самец? (Самец.)
Какая птица не летает? (Пингвин.)
У какого животного больше всего зубов? (У слизняка 30 тысяч зубов.)
У кого уши на ногах? (У кузнечика.)
Чем еж на медведя похож? (Спит зимой.)
Кто пьет ногой? (Лягушка.)
Чем лягушка отличается от жабы? (Лягушка – дневное животное, жаба – ночное.)
Вторая команда
Зайчата рождаются слепыми или зрячими? (Зрячими)
Самая высокая трава. (Бамбук.)
Когда температура тела у воробья выше: зимой или летом? (Всегда одинаковая.)
Из какого дерева делают спички? (Из осины.)
Умеют ли слоны плавать? (Да, даже под водой.)
Сколько ног у паука? (Восемь.)
У кого язык длиннее туловища? (У хамелеона.)
В воде родится, а воды боится? (Соль.)
Временное жилище в лесу? (Шалаш.)
Лесной заменитель кофе? (Цикорий.)
У кого детеныши рождаются голенькими? (У медведя.)
Какое дерево весной плачет? (Береза.)
Какое животное вылезает из кожи вон? (Змея.)
Почему Красную книгу называют красной, а не зеленой? (Красный цвет – символ опасности.)
Тара для сбора грибов? (Корзина.)
5. Решение педагогических ситуаций.
1. На лесной поляне играют 4 детей от 5 до 7 лет. Самый маленький кричит: «Давайте поймаем бабочку и подожжем ей крылья». Мужчина идущий мимо слышит этот диалог и останавливает этого мальчика и спрашивает: «Зачем же вам поджигать крылышки бабочке?». Тот немного помолчав, и отвечает: «Просто так». Чем можно объяснить такую жестокость детей.
Каковы методы и приемы воспитания у дошкольников бережного отношения к природе?
2. Ира шла домой из детского сада через парк, засаженный кустами черной смородины, и громко рассказывала маме, как они всей группой поливали их здесь. Но мама была занята собственными мыслями. «Почему ты меня не слушаешь?» - спросила Ира и вырвала руку. «Это что за капризы?» – вспыхнула мать, и сломав молодую ветку черной смородины, хлестнула ею девочку. Потом зло сказа: «Кому нужны твои хлопоты, это просто детская игра. Без тебя хватает охранников природы».
Какие негативные последствия могут быть у поступка матери?
3. Вы идете на работу. На дорожке две мамы разговаривают. В это время их дети неподалеку ломают ветки молодого деревца. В их руках уже по большой охапке.
- Как вы думаете, дети просто непослушны, или им никто никогда не говорил о том, что нельзя приносить вред растениям.
- Вы молча пройдете мимо, в душе осуждая матерей (детей) или остановитесь, чтобы поговорить с мамами (детьми).
6. «Экологический куплет»
Вспомнить и пропеть куплет песни про животных, насекомых, растений, явлениях природы. Команды по очереди исполняют куплеты, чья команда больше назовет песен, получает цветочек.
7. «Черный ящик»
Нужно отгадать, что в черном ящике, ответив на вопросы:
1) В старину этот овощ называли «любовное яблоко», «золотое яблоко». И сейчас у него есть два имени. Что в черном ящике? (Помидор, томат).
2) Родина его Южная Америка. Индейцы называли его «папой». У нас этот овощ в старину называли «чертово яблоко». В России его первое время разводили как цветы, а за нежелание сажать его мужиков секли розгами и ссылали в Сибирь. (Картофель.)
8. Мастер-класс
«Делаем бумагу сами»
1. Разорвать старую бумагу на мелкие кусочки
2. Залить холодной водой
3. В получившуюся смесь добавить небольшое количество клея ПВА
4. Выложить на заранее подготовленную плоскую поверхность (рамку, пяльцы, обтянутую капроном
5. Оставить до полного высыхания
6. Бумага готова!