Педагогическое эссе «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей»

Алена Иванченко
Педагогическое эссе «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей»

«Голодному человеку дайте не рыбу, а невод»

народная мудрость

Морозное, свежее утро. Я иду по заснеженным улицам, снег искрится, поскрипывает, волнует. Сегодня снова своим напомню, что утром снег розово-голубой. А вот уже и крыльцо. Бегу вверх по лестнице. Дверь, поворот ключа. Вхожу, пахнет родным. Тишина…

Непривычно. Неуютно.

Внизу хлопает дверь. Быстрые шаги наверх. Мои! Еще раз хлопает дверь и радостный звенящий голосок: «Здравствуйте!» – Сразу стало тепло и уютно.

Вот часто слышу: «Работу надо любить». Может это и правильно, но для меня каждый день – это переживание чего-нибудь нового и неизведанного, я от работы получаю удовольствие и наслаждение.

А как его не получать, когда вокруг тебя все движется, ликует, щебечет, звенит и хохочет.

… И вот в такие минуты приглашаю их к окну:

– Ребята, полюбуйтесь, а утром снег-то розово-голубой, – притихли, смотрят. В глазах восторг и удивление.

Философия – в дословном переводе с древнегреческого – любовь и мудрость.

Я еще новичок в своей профессии, но вопрос: «Чего должно быть больше: любви или мудрости?» – задаю себе каждый день.

- А на своем ли я месте в этой жизни?

- Как донести до детей, что доброта и дружба – это жизнь светлая и интересная?

И опять же из жизни – у каждого должен быть учитель и наставник. Согласна. Но в моей профессии это не работает. Стандартные занятия и наставления не преломляются на особые случаи. И приходится принимать решения прямо «на ходу» или «по ходу». Вот тут-то и выкладываются на чашу весов профессионализма: любовь и мудрость.

А ведь еще важно не потерять их доверие, умея подсказать, примерить, убедить их, что они личности. И все что для них важно, важно для меня. Вот тут-то и наступает удовольствие, когда видишь, как они все дружно хохочут, щебечут…

В такие минуты чувствуешь – получилось!

Снова приглашаю их к окну.

– Ребята, посмотрите, какой снег днем? – Смотрят.

– Голубой, – кричат.

А жизнь – игра продолжается. И мы уже играем в «умников и умниц». Сидят, слушают – в глазах неприкрытый интерес и нетерпение, восторг и сомнение, радость открытия и узнавания:

– А что же дальше? – Чувства и эмоции переполняют – вздох (хорошо, что все обошлось).

В такие минуты чувствую: умеют сострадать, сопереживать … и понимать. Это ли не удовольствие!

Начинаю анализировать, только ли к героям сказок, рассказов проявляют заботу? Да нет же! Сегодня утром уже подбегали и спрашивали: – Кормил ли кто-нибудь сегодня рыбок, а попугаев? – И я понимаю, что им это важно, необходимо. В заботе о других растет самосознание и ответственность моих малышей.

Вот и смотрю на них, слушаю, а чем не учителя, чем не философы. Ведь очень много приходится им решать самим, опираясь на свой еще небольшой опыт. Как играть? С кем играть? С кем дружить? А кому «войну» объявить? Бегут к тебе, широко открыты глаза, а в них восторг или отчаяние.

И ведь нужно быстро попасть в эти «глаза – мир», и успокоить, прикоснуться, чтобы пережить это мгновение вместе.

Ну, вот в садике тишина. Тихий час. И опять время подумать, убедиться, что сегодня мы друг друга дополняли и учились вместе, кто же больше учил: я или они своим непосредственным открытым восприятием мира?

Спят. Тихонечко сопят. И во сне-то они все разные. Этот как птенчик лежит – рот раскрыл, этот на спине – важный, серьезный. А эта закрутилась в одеяльце, кудряшки по подушке – ангелочек.

Сажусь, пишу план. И снова думаю, чем завтра усложнить задание для Леры и Ромы, а с Пашей нужно поговорить и понять, почему сегодня был робкий и нерешительный, глаза с грустинкой. Нужен ключик, попытаюсь подобрать.

План написан, просматриваю рисунки. В каждом – творчество, изюминка! У Вовиного медведя разные уши и глаза – опять ведь скажет, что медведь повернулся, а глаз лапой закрыл. А у Марины – лисичка – с глазками как у куклы Барби. У девчонок, это проверено. Красота спасет мир!

Ну, вот я и заскучала. Немного уже осталось. Скоро снова защебечут, захохочут.

А вечером они другие. Сами уже идут к окну, удивляются, обсуждают: «А снег–то уже фиолетовый!» А потом мы опять на равных, рисуем, читаем, вырезаем, обмениваемся впечатлениями о прошедшем дне. Вместе с ними весело смеюсь, слушая их забавные рассказы. И все рядом. Все близко. Кто облокотился на стол, кто на плече висит, кто в ухо дышит. Вот оно удовольствие и единение!

И сразу вспоминаю народную мудрость о неводе. И думаю: завтра мы снова вместе будем тянуть «невод», чтобы постигать мир, жить ярче, изменять свой внутренний мир и мир товарищей.

И вот опустела наша комната, опять тихо и неуютно. Иду по заснеженным улицам, снег искрится, переливается. Интересно, заметили ли они это?

А завтра…

А завтра опять буду жить в «глазах – мирах». И буду наслаждаться, буду разжигать костры.

Публикации по теме:

Авторская песня «Снег идёт»Авторская песня «Снег идёт» В прошлом году мои малыши пели такую песенку. Сочинила специально для них,ориентируясь на вокальные возможности моих крошек. Песня прижилась.

Стихотворение «Скоро Новый Год!» "Скоро Новый Год!" Искрится снег, искрится, И красота вокруг! И радостные лица. С чего бы это вдруг? Да просто очень скоро Придёт к нам.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Педагогическое эссе «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей»
Опубликовано: 28 января 2014 в 12:15
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Акция «Дерево добрых пожеланий»
Делать добрые дела и самому получать от этого удовольствие, вот простой и мудрый смысл проявления доброты. Чтобы люди не забывали о том, как важно...
Консультация для педагогов о пользе написания писем
23 января - Международный день письма Всё реже и реже мы пишем письма друг другу. Много, слишком много новых технологий пришло на смену старому...
Фотоотчёт об ООД по аппликации во второй младшей группе «Снеговик»
Для закрепления умений дифференцировать предметы по величине как нельзя кстати подходит аппликация "Снеговик". Действительно, какую же ещё композицию...
Интерактивная квест-игра «Навигатор»
Аннотация методической разработки Интерактивная квест - игра "Навигатор" предназначена для детей подготовительной к школе группы и является диагностическим...
Сценарий музыкально-спортивного развлечения для младших и средних групп «Рукавички мы...
Сценарий музыкально-спортивного развлечения для младших и средних групп «Рукавички мы надели» Под музыку собираются в зале. Их встречает Матрёшка:...