Алена Иванченко
Педагогическое эссе «Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Голодному человеку дайте не рыбу, а невод»
народная мудрость
Морозное, свежее утро. Я иду по заснеженным улицам, снег искрится, поскрипывает, волнует. Сегодня снова своим напомню, что утром снег розово-голубой. А вот уже и крыльцо. Бегу вверх по лестнице. Дверь, поворот ключа. Вхожу, пахнет родным. Тишина…
Непривычно. Неуютно.
Внизу хлопает дверь. Быстрые шаги наверх. Мои! Еще раз хлопает дверь и радостный звенящий голосок: «Здравствуйте!» – Сразу стало тепло и уютно.
Публикация «Педагогическое эссе „Мы должны сами верить в то, чему учим наших детей“» размещена в разделах
Вот часто слышу: «Работу надо любить». Может это и правильно, но для меня каждый день – это переживание чего-нибудь нового и неизведанного, я от работы получаю удовольствие и наслаждение.
А как его не получать, когда вокруг тебя все движется, ликует, щебечет, звенит и хохочет.
… И вот в такие минуты приглашаю их к окну:
– Ребята, полюбуйтесь, а утром снег-то розово-голубой, – притихли, смотрят. В глазах восторг и удивление.
Философия – в дословном переводе с древнегреческого – любовь и мудрость.
Я еще новичок в своей профессии, но вопрос: «Чего должно быть больше : любви или мудрости?» – задаю себе каждый день.
- А на своем ли я месте в этой жизни?
- Как донести до детей, что доброта и дружба – это жизнь светлая и интересная?
И опять же из жизни – у каждого должен быть учитель и наставник. Согласна. Но в моей профессии это не работает. Стандартные занятия и наставления не преломляются на особые случаи. И приходится принимать решения прямо «на ходу» или «по ходу». Вот тут-то и выкладываются на чашу весов профессионализма: любовь и мудрость.
А ведь еще важно не потерять их доверие, умея подсказать, примерить, убедить их, что они личности. И все что для них важно, важно для меня. Вот тут-то и наступает удовольствие, когда видишь, как они все дружно хохочут, щебечут…
В такие минуты чувствуешь – получилось!
Снова приглашаю их к окну.
– Ребята, посмотрите, какой снег днем? – Смотрят.
– Голубой, – кричат.
А жизнь – игра продолжается. И мы уже играем в «умников и умниц». Сидят, слушают – в глазах неприкрытый интерес и нетерпение, восторг и сомнение, радость открытия и узнавания:
– А что же дальше? – Чувства и эмоции переполняют – вздох (хорошо, что все обошлось).
В такие минуты чувствую: умеют сострадать, сопереживать … и понимать. Это ли не удовольствие!
Начинаю анализировать, только ли к героям сказок, рассказов проявляют заботу? Да нет же! Сегодня утром уже подбегали и спрашивали: – Кормил ли кто-нибудь сегодня рыбок, а попугаев? – И я понимаю, что им это важно, необходимо. В заботе о других растет самосознание и ответственность моих малышей.
Вот и смотрю на них, слушаю, а чем не учителя, чем не философы. Ведь очень много приходится им решать самим, опираясь на свой еще небольшой опыт. Как играть? С кем играть? С кем дружить? А кому «войну» объявить? Бегут к тебе, широко открыты глаза, а в них восторг или отчаяние.
И ведь нужно быстро попасть в эти «глаза – мир», и успокоить, прикоснуться, чтобы пережить это мгновение вместе.
Ну, вот в садике тишина. Тихий час. И опять время подумать, убедиться, что сегодня мы друг друга дополняли и учились вместе, кто же больше учил: я или они своим непосредственным открытым восприятием мира?
Спят. Тихонечко сопят. И во сне-то они все разные. Этот как птенчик лежит – рот раскрыл, этот на спине – важный, серьезный. А эта закрутилась в одеяльце, кудряшки по подушке – ангелочек.
Сажусь, пишу план. И снова думаю, чем завтра усложнить задание для Леры и Ромы, а с Пашей нужно поговорить и понять, почему сегодня был робкий и нерешительный, глаза с грустинкой. Нужен ключик, попытаюсь подобрать.
План написан, просматриваю рисунки. В каждом – творчество, изюминка! У Вовиного медведя разные уши и глаза – опять ведь скажет, что медведь повернулся, а глаз лапой закрыл. А у Марины – лисичка – с глазками как у куклы Барби. У девчонок, это проверено. Красота спасет мир!
Ну, вот я и заскучала. Немного уже осталось. Скоро снова защебечут, захохочут.
А вечером они другие. Сами уже идут к окну, удивляются, обсуждают: «А снег–то уже фиолетовый!» А потом мы опять на равных, рисуем, читаем, вырезаем, обмениваемся впечатлениями о прошедшем дне. Вместе с ними весело смеюсь, слушая их забавные рассказы. И все рядом. Все близко. Кто облокотился на стол, кто на плече висит, кто в ухо дышит. Вот оно удовольствие и единение!
И сразу вспоминаю народную мудрость о неводе. И думаю: завтра мы снова вместе будем тянуть «невод», чтобы постигать мир, жить ярче, изменять свой внутренний мир и мир товарищей.
И вот опустела наша комната, опять тихо и неуютно. Иду по заснеженным улицам, снег искрится, переливается. Интересно, заметили ли они это?
А завтра…
А завтра опять буду жить в «глазах – мирах». И буду наслаждаться, буду разжигать костры.