Татьяна Карамышева
Педсовет «Правила хорошего тона»
▼ Скачать + Заказать документы
«О правилах хорошего тона за столом»
Подготовка к педсовету
Памятка для педагогов и родителей:
Посуда
1. Столовые глубокие тарелки.
2. Закусочные (для бутербродов).
3. Мелкие столовые тарелки.
4. Десертные тарелки для сладких блюд (фруктов. ягод).
5. Креманки (для компота, мороженного).
Тарелки нужно ставить на стол напротив стульев. От стола до тарелки -1,5-2 см.
Публикация «Педсовет „Правила хорошего тона“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
На расстоянии 5-12 см слева от тарелки-хлебница. Справа от тарелки нож, лезвием к тарелке, ложка, слева – вилка. Если ножа нет, то ложка и вилка находятся справа. Расстояние между тарелкой и приборами 0,5 см, чашка от тарелки находятся на расстоянии 0,5 см. Чашка, ручкой влево обязательно ставиться на блюдце. На блюдце следует положить чайную ложку ручкой вправо.
Столовые приборы
Нож. С помощью него едят мясные блюда, пироги (кроме сладких,блины. Длина ножа равна диаметру тарелки. Длина вилки должна быть равна длине ножа. Ближе к тарелке кладут столовые приборы, которые не используются в первую очередь.
Нож следует класть лезвием к тарелке, ложка – углублением вниз, вилка – зубцами вверх.
Столовые приборы кладут с той стороны, с какой их нужно брать. Вилка находится с левой стороны в том случае, когда есть нож, если нет ножа – вилка справа. После еды столовые приборы необходимо положить на тарелку параллельно, ручками влево. Ложечка для специй кладется к бортику тарелки выпуклостью вверх.
Столовое белье
1. Скатерть.
2. Салфетки.
На стол следует постилать только чистые, хорошо отглаженные скатерти, лучше белые, для стола сервированного к чаю – цветные. Концы скатерти свисают на 25-30см. Салфетки столовые: размер 46 х 46см. Салфетки чайные: размер 35х35см. Салфетку следует положить на тарелку или за тарелку в виде лилии, кораблика, колпачка. Во время еды ее следует положить на колени, сложив вдвое. Салфеткой можно вытереть пальцы, приложить ко рту. После еды ее скатывают в шарик и кладут под бортик тарелки или на тарелку с приборами.
Правила поведения за столом
По правилам первыми за стол садятся девочки. Помочь сесть им помогают мальчики, они должны подойти слева, взять за спинку стул, и со словами «пожалуйста» или «прошу садиться» предложить сесть. Сидеть нужно прямо, занимая стул полностью, прикасаясь к спинке. Не следует наклоняться над тарелкой, расстояние от груди до стола – 4пальца ладони.
Ноги согнуты под прямым углом, руки слегка прижаты к туловищу. Не следует подпирать подбородок, щеки, раскачиваться на стуле.
Как пользоваться столовыми приборами
Вилку надо держать зубцами вверх. при этом ручка упирается в ладонь. Если поданы пюре или каша, то вилку следует держать как ложку, помогая ножом.
Вилку и ложку при временном прекращении еды необходимо положить на бортик тарелки, а после еды – на тарелку параллельно ручкам влево: нож острием влево, вилку – выпуклостью вверх. По этикету не принято разговаривать при употреблении горячих блюд. Нельзя делать замечаний, упрекать, заставлять есть. Нельзя вылизывать тарелку, есть с ножа, перекладывать приборы и брать их до еды. Хлеб следует отламывать пальцами левой руки или делить кусок пополам.
Яичницу нужно есть с помощью вилки и ножа; котлету, рыбу, а также запеканку, рулеты – можно только вилкой, без ножа; дичь и птицу едят с помощью вилки и ножа. Мясо отрезать ножом по кусочку и отправлять отрезной кусок в рот. Не следует разрезать весь кусок сразу.
Суп сначала следует попробовать, убедиться – горячий или нет. Наполни ложку на 1\3 ложки, справа налево коснуться края тарелки. Не следует стучать ложкой о тарелку, чавкать.
Чай надо помешивать бесшумно. Варенье в чай не принято класть. Косточки от компота следует положить сначала в ложку, а затем на блюдце.
Анкета для педагогов
1. Счего следует начинать воспитание культуры поведения у детей за столом?
2. Какие методы и приемы в усвоении и выполнении правил сервировки являются самыми эффективными?
3. Отчего зависит желание детей следовать правилам хорошего тона за столом? Какая роль в этом отводиться воспитателю?
4. Какие должны быть созданы условия в группе для успешной работы с детьми в данном направлении?
5. Что, по-вашему, является препятствием в выполнении детьми правил сервировки и хорошего тона за столом?
6. Ваши планы работы на ближайший период в достижении результатов по данному вопросу?
7. Какая помощь необходима вам? Что нужно приобрести для группы? В чем трудности методического плана?
8. Ваши предложения по проведению педагогического совета?
Задание воспитателям по подготовке к педсовету :
1. придумать игры и физкультминутки на закрепление одного из правил сервировки и поведения за столом.
2. принять участие в театрализованных действиях с игрушками на закрепление правил поведения.
3. сочинить стихи или сказку на тему: «Почему столовые предметы так располагаются на столе».
4. придумать прием с использованием «волшебных» предметов и угощений, помогающий преодолеть ошибки в сервировке стола и правила поведения.
Уважаемая!
Вы, конечно, желаете поделиться с коллегами опытом своей работы по привитию навыков культурного поведения за столом, узнать о самых эффективных методах и приемах, используемых в работе с детьми.
Приглашаем Вас и очень ждем на педсовет : «О правилах хорошего тона за столом».
Ваше, как всегда, серьезное и творческое отношение к конкурсам поможет росту педагогического мастерства коллег.
Ход педсовета
Вступление звучит музыка: «Прекрасное далеко»
Всем нам хочется заглянуть в будущее. Каким оно будет зависит от нас с вами, взрослых, от нашего серьезного, вдумчивого подхода к решению любого вопроса в воспитании и правила поведения за столом, как и все другие. Направлено на совершенствование нравственных качеств.
Известно изречение педагога А. С. Макаренко: «Культурное воспитание начинается очень рано, когда ребенку очень далеко до грамотности, когда он только научился хорошо видеть, слышать и кое-что говорить. Если вы его до пяти лет не воспитываете как нужно, потом придется перевоспитывать».
Перед нами педагогами, стоит далеко не праздный вопрос, как обучать детей правилам культурного поведения, ибо, как подметил народ: «Самый громкий барабан остается беззвучным, если в него не ударяют, самый умный человек остается невеждой, если его не обучают». Как помочь детям усвоить все без исключения за столом при этом, почувствовав поддержку родителей, увидеть желание детей следовать этим правилам. Сегодня мы имеем возможность обсудить эти вопросы на нашем педсовете, тема которого: «О правилах хорошего тона за столом».
Цель нашей встречи: приоткрыть секреты мастерства каждого из нас, проникнуть в тайны успеха. Воспользовавшись советом мудрого народа «Ум хорошо, а два лучше», все вопросы мы выносим на обсуждение. Работа по воспитанию навыков культуры поведения начата и поддержана всеми педагогами. Подводить итоги еще рано, но первые вопросы направлены на анализ наших общих усилий действий.
Вопрос1: какие правила быстрее всего усвоили дети? Как добиться результатов.
Вопрос 2. Какие правила усваиваются с трудом и в чем вы видите причины этого?
Вопрос 3. Какой на ваш взгляд, самый эффективный прием в обучении детей правилам поведения за столом?
А теперь представьте, что вашим сменным воспитателем стал начинающий педагог. Какое основное правило в виде призыва, предупреждения вы бы написали для него. Как непременное условие успешной работы в воспитании у детей хороших манер за столом.
Клубок ниток пускается по кругу. Воспитатели распускают клубок и называют условия пожелания. (Затем зачитываю предложенные Н,М)
На фоне музыки.
Животворные лучи яркого света проливают на душу ребенка сказки. И (Заставка сказки) и сейчас, когда стоит вопрос о подходах к воспитанию детей, мы с надежной обращаемся к педагогическому опыту наших предков. Очень важным инструментом в воспитании была, как ни удивительно, сказка. Она развлекала, забавляла, смешила и, что самое главное, воспитывала. Неодушевленные предметы из сказки говорят и чувствуют как люди. Маленькие дети верят, что игрушки оживают по ночам, могут плакать.
Какую роль в воспитании культуры поведения детей вашей группы занимают сказки, волшебные предметы? (примеры)
Какие сказки составили вы для детей или вместе с детьми? Привлекали ли вы к этому родителей? Составление стихов, песен на закрепление правил также помогают быстрее усвоить их. Ваше отношение к такому виду творчества? (обмен опытом). Чтение сказки «О чем говорят ложки».
Музыка
Вспоминание правил и обсуждение самообслуживание –дежурства в столовой по возрастам.
Пусть музыка вальс поможет быстро решить вопросы «острого блюда».
Для этого нужно взять из волшебной шкатулке вопрос и зачитать его.
Игры: «Передавай предмет по кругу».
- Педагоги встают в круг. Под музыку передается игрушка или мяч. Музыка обрывается, тот, у кого остается игрушка отвечает на вопрос.
А. куда положить столовые приборы, нож, вилку после еды?
Б. можно ли есть от целого куска?
Г. можно ли выбирать понравившийся кусок?
Д. куда следует положить локти во время еды?
Ж. может ли дежурный ребенок раздавать пищу?
Игра «Хитрый глаз» (предлагается по играть с детьми)
Дети, вы хотите иметь хитрый глаз, тогда подойдите ко мне, закройте глаза и тихо шепотом скажите три раза: «У меня есть хитрый глаз?». Посмотрите на приборы, правильно ли они расставлены? А сейчас хитрый глаз поможет вам увидеть: все ли правила я выполняю во время еды.
Игра: «Думай, играй, мячик лови, правило поведения за столом быстро говори». Можно начать со слова нельзя, а дети со словом нужно. (нельзя облизывать пальцы. Громко стучать ложкой по тарелке, нельзя чавкать, набирать целую ложку, вытирать рот салфеткой. есть с целого куска, облизывать тарелку, выливать остатки супа в ложку.
Физкульминутка для пальцев
«Представьте, - говорит воспитатель,- что это не пальчики, а мальчики и девочки. Повторяйте за мной: побежали вдоль реки дети наперегонки (дети передвигают пальцами по столу, изображая бег). –увидели Емелю. Плачущего из-за того, что его не приглашают в гости, потому, что он неумеет держать вилку. Успокоили и научили.
Побежали, побежали увидели мальчика со странным именем д. Федор он откусывал от целого батона хлеб, показали, как надо есть правильно.
Игра на внимание: «Чего не хватает на сервированном столе к завтраку, обеду?»
К игровым приемам относятся волшебные предметы, например ложка. Какие приемы используете вы? В каких случаях?
Минута восхищения
Чем младше ребенок, тем нужнее похвала и признание его заслуг, так как велико его желание быть большим и умелым. Наша задача: во время увидеть того, кому она нужна. Вспомним строки А. Барто: «Когда не ладятся дела, мне помогает похвала».
Кому нужна похвала? Какой она должна быть? А теперь предоставляется возможность каждому из нас показать друг другу насколько мы умеем хвалить и восхищаться. Для этого нужно разделиться на пары, определить, кто выступает в роли детей, которых нужно похвалить, кто в роли педагогов.
Ситуация. Нужно похвалить ребенка за то, что он соблюдает правило : берет кусок, который лежит ближе к нему, не выбирая. Этот звонок колокольчика извещает о начале минуты восхищения. Если вам понравилось, как вас хвалят – подарите улыбку профессионалу. А теперь поменяйтесь ролями и похвалите за умение аккуратно есть, не оставляя крошек на столе.
Отмечать успехи детей поможет игра.
Узнай по описанию.
Педагог или сказочный герой дает описание поведения ребенка в течение дня, не называя имени, с восхищением рассказывает о выполнении им правил, а дети должны угадать, о ком говориться в рассказе.
Музыка
Что мы успели сделать, в чем достигли успехов, а над чем предстоит поработать? Такова цель следующего этапа педсовета – самоонализ, который поможет более четко увидеть результаты своего труда, перспективу на будущее. Фишки, лежащие на подносах, помогут определить степень результативности вашей работы по воспитанию культуры поведения за столом. Я буду называть правило, а вы, если все дети выполняют его, ставить ф. красного цвета, если немногие – желтого, а если не выполняют – синего.
Сервировка
1. Дежурные ставят тарелки строго напротив стульев и на расстоянии 2см от края стола.
2. Ножи раскладывают ровно, параллельно-лезвием к тарелке, ложки углублением вниз, вилки –зубцами вверх.
3. Соблюдают расстояние 0,5см между приборами.
4. Чашки с чаем и компотом подаются только на блюдце и с ложкой, причем ручки чашек повернуты влево, а ложечек, находящихся на блюдце –вправо!
5. Всегда на столах имеются салфетки.
6. Соблюдается последовательность сервировки.
Правила поведения за столом
1. Мальчики подают стул девочкам со словами «прошу садиться» или «пожалуйста».
2. Дети правильно держат вилку.
3. Правильно держат ложку.
4. Умеют пользоваться ножом.
5. Не стучат столовыми приборами о тарелку, чашку.
6. Не едят от целого куска.
7. Не выбирают кусок на тарелке.
8. Не вылизывают тарелку, не выливают в ложку, не пьют из тарелки.
9. Суп сначала пробуют, а потом едят, набирают 1/3 ложки, направляя в рот боковой частью.
10. Умеют пользоваться салфеткой, не вытирая ей рот, а прикладывают ко рту.
11. При доедании супа тарелку наклоняют от себя.
12. Допивая компот, не запрокидывают голову.
13. Пережевывают пищу с закрытым ртом.
Посмотрите на фишки и сделайте вывод, почему таков результат? Все ли действенные методы использованы?
Умение быстро принять самое правильное решение, найти выход из создавшейся ситуации –прекрасное качество для каждого педагога. Вопросы «блиц – турнира» помогут нам выявить самых находчивых. За каждый ответ, решение –фишка. Победитель тот, кто получит большее количество.
1. Если мальчик стесняется подать стул девочке, помочь сесть за стол.
2. Если дети чавкают.
3. Если небрежно кладут на стол приборы во время сервировки.
4. Если облизывают пальцы.
5. Если разговаривают вовремя еды.
6. Если неправильно держат вилку.
7. Если берут чашку, отставляя мизинец.