Папки-передвижки

Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников

Оксана Соколова
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников

Актуальность:

Актуальность проблемы патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее важных. Дети, начиная с дошкольного возраста, страдают дефицитом знаний о родном городе, стране, особенностях русских традиций, равнодушно относятся к близким людям, товарищам по группе. Испытывают недостаток сочувствия и сострадания к чужому горю. Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Нам всем известно, что основы воспитания закладываются в дошкольном возрасте, а затем воспитание человека продолжается. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь, т. к. детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие. Знания о том, что каждый человек живет не сам по себе, а является членом общества и должен знать свои права и обязанности, лучше всего закладываются с детства. При правильном воспитании в дошкольном возрасте интенсивно развивается целостное восприятие окружающего мира, наглядно-образное мышление, творческое воображение, эмоциональное отношение к окружающим людям, сочувствие к их нуждам и переживаниям.

Публикация «Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников» размещена в разделах

Программа нравственно- патриотического воспитания дошкольников.

Программа посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме – нравственно -патриотического воспитания дошкольников. Нравственно -патриотическое воспитание – это система мероприятий, направленных на воспитание любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, становления устойчивой связи поколений. Это основа формирования будущего гражданина.

Цели: формировать представление о составе семьи,о семейных традициях и праздниках,воспитывать любовь и уважение к близким людям, развивать чувство гордости за свою семью;

формировать представление детей о красоте природы России, воспитывать чувство гордости за то, что они живут в такой прекрасной стране;

формировать знания о достопримечательностях города, воспитывать любовь к родному городу, району, улице, дому;

познакомить с историей возникновения города, с подвигами героев Великой Отечественной войны; развивать умение понимать связь «прошлое и настоящее»;

формировать у детей эмоциональное, доброжелательное отношение ко всему, что их окружает.

Задачи:

воспитывать у детей любовь и привязанность к семье, родному дому, малой родине;

развивать интерес к русским традициям и промыслам;

знакомить детей с символами России;

формировать бережное отношение к природе и всему живому;

расширять знания детей о России, развивать чувство гордости за свою Родину, народ, за их достижения;

воспитывать уважение к труду.

Формы и методы реализации

Патриотическое воспитание дошкольников в соответствии с ФГОС определяет формы работы с дошкольниками :

создание развивающей среды по гражданско-патриотическому воспитанию : патриотических, тематические уголков в ДОУ;

организация целевых прогулок, экскурсий по улицам родного города, посещение музеев, библиотек;

организация тематических мероприятий (праздники, конкурсы, выставки, семейные викторины, «Уроки Доброты»);

изготовление тематических альбомов;

проведение тематических занятий, целенаправленных игр;

проведение мероприятий, направленных на развитие экологической культуры: (экологические занятия, часы, викторины, игры, акции);

трудовые десанты по благоустройству группы, территории и участка ДОУ, ;

беседы-рассуждения о Родине, о родном городе, о природе родного края, о хороших людях;

чтение детских книг на патриотические темы, соответствующий подбор песен и стихов для разучивания, просмотр кинофильмов, презентаций для детей;

взаимодействие с социумом.

Задачи воспитания патриотизма решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту и др.

Важная часть методологической работы по данному направлению – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ.

Система работы по реализации программы

Яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, о Родине, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь и формируют у ребенка такие черты характера, которые помогут ему стать патриотом и гражданином своей страны.

Решение программных задач возможно при целенаправленном систематичном участии в образовательном процессе педагогов, сотрудников ДОУ, родителей воспитанников.

Модель патриотического воспитания в дошкольном возрасте

Семья. Детский сад. Родной город. Родная страна. Наша Армия. Культура и традиции. Правила, по которым мы живем.

Направления деятельности

Работа по гражданско-патриотическому воспитанию организована по трем направлениям (блокам) :

1. Ознакомление с предметами ближайшего окружения

Задачи:

- воспитание уважения к людям труда и предметам народного творчества, художественным промыслам;

- воспитание чувства собственного достоинства, уверенности в себе, патриотизма на примере других людей, прославившими Россию;

- воспитание чувства уважения, дружбы к близким людям и людям других национальностей;

- побуждать детей к выполнению общественно значимых дел, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.

2. Ознакомление с явлениями общественной жизни

Задачи:

-воспитание чувства сопричастности с жизнью страны (патриотические даты и праздники);

- воспитание любви к родному городу, краю, Родине (представление о городе, стране, городах нашей страны, столице, символике государства;

- знакомство с достопримечательностями города, памятниками архитектуры, с названиями улиц, носящих имена известных людей;

- знакомство с событиями, происходившими в стране, расширение представлений о стране, столице, символике государства;

3. Ознакомление с природой (экологическое,трудовое воспитание)

Задачи:

- воспитание заинтересованности и неравнодушного отношения к природе родного края;

- формирование взглядов и убеждения по сохранению и воспроизведению природных ресурсов;

- воспитание чувства необходимости трудового соучастия в деле охраны родной природы;

- привитие бытовых и трудовых навыков.

Примерный перечень мероприятий и тем занятий, предусмотренный программой, включает: мероприятия, посвященные государственным и народным праздникам, занятия по знакомству с правовыми документами, правами и обязанностями гражданина, спортивные конкурсы, тематические и целевые прогулки, тематические занятия по изучению природы, особенностей, традиций родного края, государственной символики.

Комплексно-тематическое планирование

средняя группа

2019-2020 уч. год.

Период:

Форма работы с детьми:

Цели:

Сентябрь

«Мой любимый детский сад» :

* Экскурсия по детскому саду и знакомство с трудом сотрудников.

* Беседа о важности труда всех людей, работающих в детском саду.

«Наша группа».

* Игры: «Что есть в нашей группе?», «Из чего сделаны наши игрушки?».

* познакомить детей с помещениями и сотрудниками детского сада.

* углубить знания детей о том, что в детском саду работает много людей, которые заботятся о них.

* расширять знания детей о помещении группы, подводить к пониманию того, что все в группе сделано руками людей, надо относиться ко всему бережно.

Октябрь

«Мой дом,мой адрес» :

* Чтение сказок «Теремок», «Три поросенка», «Заюшкина избушка».

*Рисование «Теремок».

*Беседы о доме (квартире, о домашнем адресе.

* воспитывать в детях гуманные чувства по отношению к своему дому; познакомить с термином «домашний адрес».

Ноябрь

«Моя семья».

*Беседы по картинкам «Моя семья», «Хочу быть, как мама (папа)».

* Сюжетно-ролевая игра: «День рождения куклы Кати».

*Лепка «Угощения для гостей».

* воспитывать в детях добрые, нежные чувства к членам своей семьи, закреплять знания детей о своем имени, именах своих родных, коротко рассказывать о своей семье; привить потребность радовать своих близких.

Декабрь

«Мой родной город».

* Беседы о родном городе, рассматривание картинок (фотографий) с видами родного города.

*Пословицы и поговорки о Родине.

«Новогодний праздник».

* Рисование «Новогодняя елка».

*познакомить детей с названием своей страны, родного города, своего района и улицы.

* побуждать детей радоваться новогодним праздникам, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Январь

«Декоративно прикладное искусство».

(Дымковская игрушка, Русская матрешка)

* рассматривание матрешки и дымковских игрушек;

* разучивание стихотворений.

* раскрашивание «Матрешка».

* загадки о матрешке и дымковских игрушках.

* воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, фольклору России, познакомить детей с русской матрешкой, формировать представление о матрешке как о самом знаменитом русском сувенире; познакомить детей с дымковской игрушкой, побуждать детей восхищаться красотой дымковских игрушек, развивать чувства национальной гордости при изучении народных промыслов.

Февраль

«Транспорт родного города».

*П/игры «Светофор»; «Цветные автомобили».

*Беседы о городском транспорте.

*Загадки о транспорте.

* Д/игра «Четвертый лишний».

«День защитника отечества».

* Рассматривание картин «Защитники отечества».

* Чтение художественной литературы о подвигах наших соотечественников.

* П/игра «Самолеты».

* расширить знания детей о разных видов транспорта, формировать представления о ПДД.

*формировать чувства уважения к защитникам Родины, развивать патриотическое чувства.

Март

«Праздник 8 марта».

* Беседа о Международном Женском Дне, рассматривание иллюстраций, картинок.

* Утренник для мам и бабушек.

* Аппликация «Открытка для мамы».

«Я узнаю себя».

* Рассматривание картинок «Я- человек».

* Беседа «Я-человек».

* Чтение стихотворений, загадки о частях тела.

* формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой матери, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье.

* развивать представления о внешнем облике; знакомить с частями тела (руки, ноги, голова, шея, туловище); частями лица (глаза, нос, рот, щеки, уши, лоб); рассказать о правилах гигиены и ухода за собственным телом и лицом.

Апрель

«День космонавтики».

* Рассматривание картин о космосе; рассматривание ракеты. Беседы и чтение стихотворений о Ю. Гагарине.

«День Земли».

* Рассматривание глобуса и карты мира.

* Раскрашивание «Карта мира»(по образцу).

* дать детям представление о космосе, рассказать о первом человеке, полетевшем в космос.

* формировать первичное географическое представление, развивать интерес к природному разнообразию Земли.

Май

«День победы».

* Беседы, рассматривание иллюстраций, фотографий и картин о войне;

чтение стихотворений о Дне Победы.

«Мир растений и грибов».

* Рассматривание иллюстраций «Грибы».

* Беседа «Опасности в лесу».

* рассказать детям о войне, о победе русского народа над фашистами. Формировать чувство гордости за свой народ, свою Родину.

* формировать положительное отношение к природе и ее дарам;

объяснить детям, что и в лесу их может подстерегать опасность.

Перспективное планирование

по патриотическому воспитанию

в старшей группе,

по средствам проектной деятельности

на 2020-2021 гг.

Месяц

Формы работы с детьми

Цели

Раздел «Моя семья – мое богатство»

Сентябрь

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Гости».

Игры-драматизации по произведению «Гуси-лебеди»

Развивающие игры: «Что такое хорошо? и что такое плохо?», «Профессии».

Познавательные беседы: «Мой дом, моя семья», «Моя мама самая…».

Творческое рассказывание детей: «Мои близкие», «Выходной день в моей семье».

Чтение художественной литературы

С. Баруздин «Мамина работа»

Формировать у детей интерес к своей семье, сохранению семейных традиций и обычаев, воспитать уважение к членам семьи.

Октябрь

Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Гости».

Игры-драматизации по произведениям: ««Красная шапочка», «Гуси-лебеди» и пр.

Развивающие игры: «Вежливые слова», «Правила доброты», «Кем быть».

Познавательные беседы: «Разговор о бабушке», «Моя семья и родственники».

Творческое рассказывание детей: «Наши любимые питомцы», «Наше путешествие», «Как я помогаю дома».

Чтение художественной литературы

Э. Мошковская «Про бабушку»

В. Драгунский «Моя сестренка Ксения»

Н. Носов «И я помогаю»

Ноябрь

Игровые импровизации:

«День рожденья бабушки»

Беседа «С кем ты живешь?»

Игра «Кто есть кто»

Чтение и заучивание стихов и сказок о семье.

Е. Благинина «Посидим в тишине»;

Л. Н. Толстой «Бабушка и внучка»; р. н. сказки «Репка», «Три медведя» и др.

Прослушивание и разучивание песен о семье совместно с музыкальным руководителем.

Показ презентации «Моя мама самая…»

Изготовление открытки к Дню Матери.

Праздник «День матери»

Итоговое мероприятие (домашнее задание) : Генеалогическое древо.

Раздел «Мой родной край»

декабрь

Экскурсии в детскую библиотеку им. Грибоедова;

Рисование: «Мой родной город» «Доброта», «Городецкие узоры»,

Беседа  “Я живу в Нижнем Новгороде”, Рассказ воспитателя о Нижнем Новгороде. Выставка фотографий исторических зданий города Нижнего Новгорода; рассказ о происхождении герба города.

Чтение рассказа Л. Н. Толстой

«Старый дед и внучек»

В. Осеева «Волшебное слово»

Воспитание у детей патриотических чувств в процессе знакомства с родным городом и любви к своему родному городу, расширение кругозора.

январь

Беседа «Нижегородский кремль».

Показ презентации “Мой любимый Нижний”, ЧХЛ по теме; сюжетно-ролевая игра “Башни Нижегородского кремля” ;

Беседы : «История возникновения Городецкой росписи», «Богородская игрушка».

Просмотр презентации “Народные художественные промыслы Нижегородского края”.

Итоговое мероприятие: книга добрых дел.

Раздел «Войди в природу другом»

Февраль

Беседа «Мой край родной», «Планета земля в опасности». «Отчего плачут деревья».

Творческое задание: «Придумай и нарисуй природоохранительные и запрещающие знаки».

Наблюдение за природой на прогулке

Участие в акции «Покорми птиц зимой»

Проведение мастер-класса «Снегирь на ветке рябины»

Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Март

Беседа «Какую тайну мы знаем», «О чём мечтала поляна», «В природе всё взаимосвязано».

«Что мы знаем о природе и её охране».

Чтение Е. А. Алябьевой «Сказки о явлениях в неживой и живой природе».

Экологические игры «Представь себе, что ты паучок», «Если бы ты был бабочкой», «По муравьиной тропе».

Итоговое мероприятие: выставка детских рисунков.

Раздел «Спешим делать добро»

Апрель

Беседы «Моя дружная семья», «Добрые люди Кто это?»,

Л. Н. Толстой «Старый дед и внучек»

В. Осеева «Волшебное слово»

Дидактические игры и упражнения: «Мы друзья», «Передай солнышко и назови ласково»

Постановка сказки – «Заюшкина избушка».

Коллективное творчество

«Пусть всегда будет солнце».

Формировать самооценку своих поступков учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Формирование чувства, уважения к другим народам, их традициям.

Формировать чувства уважения к подвигу героев ВОВ.

Формировать положительное отношение к природе, желание сделать красивым сделать территорию вокруг детского сада.

Май

Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев:

«Просто старушка» В. Осеева

«Вовка - добрая душа» А. Барто

«Цветик – семицветик» В. Катаев

«Добрые сказки» Т. А. Шорыгина

Дидактические игры и упражнения: «Мы друзья», «Я передаю доброту»

Коллективное творчество

«Хоровод дружбы»

Беседа о героях- нижегородцах великой отечественной войны.

Целевая прогулка к обелиску, посвященный погибшим в ВОВ работникам завода «Вторчермет»;

посадка цветов на территории детского сада.

Итоговое мероприятие: альбом «Травы родины моей».

Комплексно- тематическое планирование

подготовительная группа

2021-2022 уч. год.

Период:

Форма работы с детьми:

Цели:

Сентябрь

«Мои друзья».

* Беседа на тему «Что такое дружба?».

* Чтение М. Пляцковский «Урок дружбы»

* Заучивание «Мирилок».

«Я в мире человек».

* Беседа на тему: «Права и обязанности маленького гражданина».

* Д/игра «Части тела».

* продолжать формировать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников.

* воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

*Расширять представления детей об изменении в связи с взрослением. Расширять традиционные гендерные представления.

* познакомить детей с их правами (образование, отдых и т.  д., а так же с их обязанностями.

* закрепить знание частей тела человека, правильно показывать правую-левую руку-ногу.

Октябрь

«Сбережем природу вместе!».

* Беседа на тему: «Жалобная книга природы».

*Беседа на тему «Мусор Земле не к лицу.».

*Д/ игра : «Небо,земля, вода».

«Городской транспорт».

* Беседа о городском транспорте.

* Загадки, пословицы и поговорки о транспорте.

* расширять представления о живой и неживой природе: обобщать и систематизировать представления и временах года, о погодных явлениях; дать более полное представление о классе млекопитающих, расширить представление о домашних животных. Напомнить детям о важности беречь природу.

* расширить знания детей о разных видов транспорта, формировать представления о ПДД.

Ноябрь

«Мой город- моя страна».

* Беседа «Нижний Новгород- город большой, он нам дом родной».

*Д/игра «Города России».

* Беседа «Волга — рекам Родины царица».

«Государственные символы России — флаг, герб, гимн».

* Рассматривание иллюстраций государственного флага РФ, герба РФ на монетах, на документах, прослушивание гимна.

* Д/ игры «Узнай наш флаг», «Узнай наш герб»

«Мама, милая моя».

* Плакат «Мама, милая моя».

* Аппликация «Подарок для мамы».

* продолжать развивать интерес и любовь к родному краю, закреплять знания о малой родине; расширять представления с достопримечательностями родного города, района.

* закрепить знания детей государственной символики, продолжать формировать уважительное отношение к ней.

*воспитывать любовь и уважение к матери, умение ценить ее заботу о близких.

Декабрь

«Зимние виды спорта».

* Д/игра

* П/игра

«Новый год».

* Разучивание стихов, песен про Новый год.

* расширить представления детей о зиме, о зимней природе, о зимних видах спорта.

*побуждать детей радоваться подготовке к празднику в кругу семьи, восхищаться нарядной елкой, воспитывать желание дарить подарки своим близким.

Январь

«Рождество».

*Беседа на тему «История праздника-Рождество».

«Крещение».

*Беседа на тему «Крещение».

* П/игра (эстафета) «Крещенские купания».

* объяснить детям смысл православных праздников «Рождество»и «Крещение». Формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, формировать представление о значимости крещения, принятия православия.

Февраль

«Профессии».

* Беседа на тему: «Кем и как работают мои родители».

*С. рол. игра: «Поликлиника».

Д/ игра: «Назови профессию».

«Защитники Отечества. Военные профессии».

*Д/ игра: «Разведчики».

*П/ игра: «Шире шаг».

* Чтение Л. Кассиль «Главное войско».

* закрепить представление о труде родителей; расширять осведомленность детей в сфере человеческой деятельности (наука, искусство, производство, сельское хозяйство, представления об их значимости для жизни ребенка. Продолжать воспитывать уважение к труду человека.

*расширить знания о Российской армии, о воинах, о военных профессиях. Продолжать воспитывать уважение к трудной, но почетной обязанности защищать Родину.

Март

«Масленица».

* Мастер-класс «Изготовление куклы-чучела из лыка».

«Праздник 8 марта».

* Заучивание стихов, песен к празднику.

«Народное декоративно-прикладное искусство».

* Выставка детского творчества «Гжель».

*воспитывать интерес к народным русским праздникам, интерес к истории России, национальную гордость.

*Воспитывать уважительное, нежное и благородное отношение к мамам, бабушкам. Углубить знания детей о роли мамы и бабушки в их жизни; способствовать созданию у детей положительных эмоциональных переживаний и радостного настроения от праздника.

*продолжать знакомить с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о разнообразии народного искусства.

Апрель

«Космос».

* Презентация «Как человек осваивал космос».

* Д/ игра:» Собери ракету по частям».

* П/ игра: «Школа космонавтов».

«Праздник -пасха».

* Рассматривание пасхальных картинок, чтение и разучивание стихов о Пасхе.

* Презентация «Встречаем Пасху».

* П/ игры: «Перенеси яйцо в ложке», «Догони пасхального зайца».

* расширять представления детей о космосе, космических объектах, продолжать прививать любовь к стране и чувство гордости за успехи в области развития космической науки и техники.

*формировать интерес к культуре своего народа; развивать умение применять знание о национальной культуре в разных видах деятельности.

Май

«День победы».

* Беседа на тему «Что такое героизм?».

* Чтение А. И. Семенцова «Героические поступки».

*Д/ игра: «Защитники Отечества».

«Насекомые».

* Рассматривание альбома «Насекомые».

* Т. Нуждина «Комары».

* осуществлять патриотическое воспитание. Продолжать воспитывать любовь к Родине,эмоциональный отклик и уважение к Великому празднику.

* воспитывать бережное отношение ко всему живому.

Публикации по теме:

Календарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗКалендарно-тематическое планирование по гражданско-патриотическому воспитанию в 4 классе-группе детей с ОВЗ Раздел I - Россия – Родина моя – 8 часов. 1. Тема: Россия – Родина моя. Цель: Воспитание любви к Родине, родному краю. Содержание: - Беседа.

Комплексно-тематическое планирование по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Город рожденный победой» Представление комплексно-тематического планирования по теме: «Город рожденный победой» Сегодня я хочу представить вам перспективное планирование.

Перспективное планирование по нравственно-патриотическому воспитанию в подготовительной группе Сентябрь. Тема «Моя семья» Содержание занятий 1. Разгадывание ребуса «7 Я» 2. Работа над понятием «семья» 3. Обсуждение рассказа В. Драгунского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников
Опубликовано: 23 мая 2024 в 08:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективное планирование по патриотическому воспитанию дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Соколова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 июня. День круговорота воды. Передвижка «Путешествие Капельки»

Сколько существует наша планета, столько же и происходит круговорот воды в природе. Расскажем детям, какое путешествие совершают капельки воды, чтобы напитать все живое.

19 июня. Международный день прогулки. Передвижка «Лето. Наблюдения на прогулке»

 Гулять летом может быть не только приятно, но и увлекательно. Откройте перед ребенком летний мир, полный чудес и удивительных открытий.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД