Лучший педагог года

Перспективное планирование по разделу «Социальный мир» программы «Детство» в средней группе

Валентина Панфилова
Перспективное планирование по разделу «Социальный мир» программы «Детство» в средней группе

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задачи:

• Развитие эмоциональной отзывчивости к окружающим людям, умения понимать и передавать эмоциональное состояние, настроение, чувство в движении, мимике, пантомиме, танце, играх-драматизациях, рисовании;

• Воспитывать доброжелательное отношения к окружающим, основы культуры общения со взрослыми и детьми; побуждение детей к активному проявлению заботы, доброты, учитывая физическое и эмоциональное состояние людей;

• Формирование ценностных ориентаций, представлений детей о куль-туре поведения, общения, о человеке, его физических и эмоциональных состояниях, действиях, назначении органов чувств;

Публикация «Перспективное планирование по разделу „Социальный мир“ программы „Детство“ в средней группе» размещена в разделах

• Развитие представлений о самом себе, о своей семье, системе род-ственных отношений, чувства собственного достоинства, самоуваже-ния.

Эмоциональное состояние

Различие эмоциональных состояний – радость, веселье, печаль, грусть, гнев. Связь эмоциональных состояний с действиями и речью.

Я сам

Имя, фамилия, пол, возраст, мой организм (видимые части тела). Мои умения.

Взрослые и сверстники

Особенности внешности, прически, одежды, обуви, различие по полу (тетя, дядя, мальчик, девочка, поступки взрослых, забота о детях.

Труд взрослых

Усвоение знаний о структуре трудового процесса: постановка цели, ее мотивация, отбор материалов, инструментов в соответствии с их количе-ством, трудовые действия и представление результата соответственно цели. Усваивают обобщающее представления о разных видах труда и профессиях детского сада : няня, прачка, дворник, повар.

Предметный мир

Предметы ближайшего окружения, их назначение. Обобщающие понятия «игрушки», «посуда» и т. д. Качества и свойства материалов и предметов. Материалы и их отличительные признаки.

СЕНТЯБРЬ

Занятие: 1

Наша Родина.

Задачи:

Формировать представления детей о городе, в котором они живут; дать представления о ближайшем окружении детского сада (школа, магазин, дома и т. д.); развивать познаватель-ные интересы детей; воспитывать любовь к родному городу и своему детскому саду.

Занятие: 2

На чем ездим.

Задачи:

Формировать у детей представления о назначении некоторых транспортных средств (грузовая машина, автобус, трол-лейбус) и о профессии водителя; развивать познавательный интерес детей (что приво-зит машина в детский сад); уточнить знания детей о правилах поведения в общественном транспорте и элементарных правилах дорожного движения.

Занятие: 3

Во что я люблю играть.

Задачи:

Формировать представления дошкольни-ков об игрушках (мяч, машины, куклы, мозаика, строительный материал, их назначении, существенных признаках (цвет, форма, величина, о материалах из которых они сделаны; показать детям историю развития мяча; познакомить с правилами общения с металлическими игрушками и деталями; воспитывать бережное отношение к игрушкам, изготовленными взрослыми для детей.

Занятие: 4

Во что я люблю одеваться.

Задачи:

Формировать представления детей об одежде (шапка, пальто, куртка, сапоги, ботинки и др., ее связи с сезоном, возрастом, о материалах, из которых она изготовлена, и их качестве; пока-зать детям зависимость здоровья ребенка от одежды и времени года; воспитывать береж-ное, аккуратное отношение к своей одежде и одежде других.

Занятие: 5

Покажем медвежонку, как вести себя в гос-тях.

Задачи:

Развивать представления и практические умения культурного поведения.

Занятие: 6

Кошка и собака – наши соседи.

Задачи:

Учить детей понимать состояние и пове-дение животных; знать как обращаться с ними.

ОКТЯБРЬ

Занятие: 7

Труд взрослых.

Задачи:

Формировать у детей представления о содер-жании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, мате-риал, бытовая техника, результат); рассказать об опасности бытовых электрических прибо-ров и бережном с ним обращении; воспиты-вать уважительное отношение к труду прачки.

Занятие: 8

Я такой.

Задачи:

Формировать представления детей о раз-ных ступенях развития человека (младе-нец, ребенок-дошкольник, взрослый чело-век); о том, что каждый человек имеет имя; о сходстве и различии в строении те-ла, фигуры человека; развивать интерес к сверстникам, навыки обследования.

Занятие: 9

Наша дружная семья.

Задачи:

Формировать представление детей о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоя-нии членов семьи, зависимость этого состо-яния от сложившейся ситуации; воспиты-вать любовь и уважение к своим родным.

Занятие: 10

Кто лечит нам зубы.

Задачи:

Формировать представление о профессии вра-ча-стоматолога, его обязанностях; воспитывать желание заботиться о здоровье своих зубов, бережное отношение с лекарствами.

Занятие: 11

Угостим воспитателя чаем.

Задачи:

Развивать у детей сопереживание, готов-ность оказывать конкретную помощь взрослому. Ориентироваться в выборе предметов для удовлетворения потребно-стей.

Занятие: 12

Опасные ситуации контактов с незнакомы-ми людьми.

Задачи:

Предостеречь детей от контактов с незнако-мыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми.

НОЯБРЬ

Занятие: 13

Что я ем?

Задачи:

Формировать у детей представления о продук-тах питания, их назначении, существенных признаках, ценности для здоровья; развивать умения обследовательских действий, умение определять некоторые продукты по внешним признакам (на ощупь, вкусу, запаху.

Занятие: 14

Кто готовит нам еду?

Задачи:

Формировать у детей представления о тру-де повара, структуре трудового процесса приготовления пищи (винегрета) с помо-щью предметно-схематической модели, о бережном отношении со столовыми пред-метами (нож, вилка) и предметами быто-вой техники повара; познакомить детей с предметами бытовой техники, облегчаю-щими труд повара; воспитывать уважение к труду повара.

Занятие: 15

Эмоциональное состояние (радость, грусть, злость и др.)

Задачи:

Формировать представления детей о раз-личных эмоциональных состояниях детей и взрослых, умения общаться с взрослыми и сверстниками; воспитывать желание дарить радость и хорошее настроение близким лю-дям.

Занятие: 16

Наш любимый детский сад.

Задачи:

Формировать представления о сотрудниках детского сада (няня, дворник, прачка, музы-кальный руководитель, инструктор по физиче-ской культуре, медсестра и др., о трудовых процессах, выполненных каждым из них, ору-диях труда; развивать познавательный интерес детей к труду взрослых в детском саду; воспи-тывать уважительное отношение к труду взрослых, желание оказывать посильную по-мощь.

Занятие: 17

Безопасность.

Задачи:

Закрепить у детей представление о пред-метах, которые могут угрожать жизни и здоровью людей. Предостеречь от несчастных случаев в быту.

Занятие: 18

Знай и выполняй правила уличного движе-ния.

Задачи:

Закрепить с детьми знания правил уличного движения, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разре-шающем сигнале светофора; детям играть у дорог и на тротуаре нельзя.

ДЕКАБРЬ

Занятие: 19

Водитель автобуса, троллейбуса.

Задачи:

Уточнить представления детей о назначении транспорта (автобус, троллейбус); формиро-вать представления о профессии водителя, его действиях и обязанностях (старательно уха-живает за машиной, умело управляет, добро-совестно выполняет правила дорожного дви-жения, умеет перевозить пассажиров); дать представления о правилах дорожного движе-ния, поведения в общественном транспорте.

Занятие: 20

Посуда.

Задачи:

Формировать представления детей о раз-новидности посуды (чайная, кухонная, ее назначении, качествах и свойствах, мате-риалах для изготовления посуды (пласт-масса, стекло, керамика, металл, о связи материала с назначением посуды; воспи-тывать осторожное, бережное обращение с предметами посуды.

Занятие: 21

Мои поручения.

Задачи:

Сформировать представления о том, за что может отвечать человек 4-5 лет, какие пору-чения он может выполнять; развивать уме-ние оценивать выполненное действие; вос-питывать чувство ответственности за нача-тое дело.

Занятие: 22

Украшаем елку.

Задачи:

Сформировать у детей представление о празд-нике Нового года, назначении елочных игру-шек; развивать умение выделять существенные признаки игрушек – цвет, форму, величину, материалы, из которых они сделаны, их каче-ства и свойства, используя обследовательские действия; воспитывать бережное обращение с елочными игрушками и украшениями.

Занятие: 23

Зайчик и обезьянка.

Задачи:

Развивать эмоциональную отзывчивость, желание помогать попавшим в беду; нахо-дить разные способы заботы и оказания помощи, выказывать готовность порадо-вать и поддержать других в трудной ситу-ации.

Занятие: 24

Люблю березку русскую.

Задачи:

Рассказать детям о березе – символе России, символе красоты русской природы. Разви-вать стремление к познанию, пробудить ин-терес к природе через художественно-поэтическое творчество. Вызвать желание слушать сказку «Полевая березонька».

ЯНВАРЬ

Занятие: 25

Что мне нравится?

Задачи:

Формировать у детей представления о люби-мых блюдах, игрушках, состоянии погоды, те-лепередачах; развивать умение составлять описательный рассказ по картинке или пред-мету, передавать состояние погоды с помощью картинок-схем; воспитывать уважительное от-ношение к интересам и любимым предмета других детей и взрослых.

Занятие: 26

Во что я обуваюсь?

Задачи:

Сформировать у детей представления об обуви и ее необходимости для жизни че-ловека, ее назначении и функциях в зави-симости от времени года и погодных явле-ний; познакомить детей с историческим прошлым возникновения обуви; закрепить умение узнавать дерево, глину, кожу и определять их признаки (прочность, твер-дость, шершавость).

Занятие: 27

Музыка для кукол.

Задачи:

Формировать представления детей о про-фессии музыкального руководителя; разви-вать интерес к труду музыкального руково-дителя; обращать внимание на то, что вос-питатель и музыкальный руководитель ра-ботают вместе.

Занятие: 28

Бьется – не бьется.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами стекла. Формировать обобщенное понятие стеклянная посуда. Проводить сравнительный анализ по-суды деревянной, стеклянной и металличе-ской. Развивать наблюдательность, творческий интерес, логическое мышление и память. Вос-питывать трудолюбие, партнерские отношения во время игры.

Занятие: 29

Почему Маша загрустила?

Задачи:

Пробудить эмоциональную отзывчивость, желание разобраться в трудной ситуации и оказать помощь; вызвать удовлетворение детей от совместного разрешения пробле-мы.

Занятие: 30

Зимние святки.

Задачи:

Познакомить детей с русским народным праздником – Зимние святки; традициями ряженья, колядования. Вызвать интерес к разучиванию и обыгрыванию колядок - ве-личальных песенок хозяину и всей его се-мье. Воспитывать гостеприимство, умение быть благодарным.

ФЕВРАЛЬ

Занятие: 31

Какая у меня есть мебель?

Задачи:

Формировать представления детей о мебели (кресла, диван, кровать, стол, стулья, шкаф и др.) , ее функциях и свойствах; качестве мате-риалов, из которых она изготовлена; о том как человек создает и преобразовывает предметы мебели; развивать умение определять и назы-вать некоторые части мебели, их форму, раз-мер.

Занятие: 32

Хочу быть похожим на папу.

Задачи:

Уточнить представления детей о профес-сии пап и детушек; о профессии военного; воспитывать у детей желание доставлять папе (дедушке) радость, делать подарки.

Занятие: 33

Чему я удивляюсь и что я люблю?

Задачи:

Формировать представления о различных эмоциональных состояниях взрослых и де-тей (удивление, о том, что у каждого ре-бенка есть свои любимые занятия, связан-ные с временем года; развивать умение пе-редавать с помощью мимики удивление и сопоставлять с разнообразными жизненны-ми ситуациями.

Занятие: 34

Я бы в летчики пошел.

Задачи:

Познакомить детей с государственным празд-ником День Защитника Отечества. Формиро-вать понятия военный, воздушный, сухопут-ный и морской транспорт. Дифференциация профессии по родам войск. Приобщать детей к русской праздничной культуре. Формировать нравственно-эстетический вкус. Воспитывать у дошкольников доброе отношение к своему дедушке, папе, вызвать чувство гордости и радости за то, что дедушка и папа служили в армии и защищали наше Отечество и нас.

Занятие: 35

В гости к нам пришли матрешки.

Задачи:

Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством русского народа – деревянной матрешкой. Учить видеть красоту, самобытность, характер. Учить понимать назначение произведений искус-ства, кто их создает. Развивать эмоцио-нально-эстетические чувства, вкусы, суж-дения.

Занятие: 36

Едет Масленица дорогая.

Задачи:

Познакомить детей с русским народным праздником Масленицы; развивать художе-ственное восприятие детей, способность видеть и чувствовать настроение пейзажной живописи (картина В. Кустодиева «Масле-ница»). Развивать самостоятельность и ак-тивность в приобретении знаний, понима-ние принадлежности к русскому народу, его историческому культурному наследию.

МАРТ

Занятие: 37

Хочу быть похожей на маму.

Задачи:

Формировать представления детей о труде и профессиях мам и женщин детского сада; вос-питывать желание оказывать посильную по-мощь маме, заботится, доставлять радость сво-ими поступками, действиями.

Занятие: 38

На чем мы путешествуем?

Задачи:

Формировать представления детей о назначении разных видов транспорта, осо-бенностях конструкции и движения; вос-питывать умение и желание помогать друг другу; поднять эмоциональное настроение детей.

Занятие: 39

Мы не будем ссориться.

Задачи:

Формировать представления детей о друж-бе, друге; воспитывать умения и навыки общения со сверстниками: не обижать, прощать, сочувствовать.

Занятие: 40

В мире пластмассы.

Задачи:

Познакомить детей со свойствами и качества-ми предметов из пластмассы (гладкие, легкие, цветные); воспитывать бережное отношение к вещам; развивать любознательность.

Занятие: 41

Сердце матери лучше солнца греет.

Задачи:

Развивать у детей доброту сердца, чут-кость души, действенную любовь к маме – самому родному человеку, уважение к ее труду. Приобщать к художественной куль-туре: вызвать интерес к слушанию сказки «У солнышка в гостях», стихов о маме. Продолжать знакомить с произведениями малого устного фольклора.

Занятие: 42

Малая Родина.

Задачи:

Формировать у детей понятие «малая роди-на»; знакомить с русским фольклором: по-словицами; расширять кругозор детей; вос-питывать патриотические чувства.

АПРЕЛЬ

Занятие: 43

Мир предметов: предметы бытовой техники.

Задачи:

Сформировать представления о предметах бы-товой техники, широко используемой дома и в детском саду (пылесос, мясорубка, стиральная машина и др.); о значимости их использования для ускорения получения результата, улучше-ния его качества, облегчения труда человека; воспитывать бережное отношение с бытовой техникой.

Занятие: 44

Кто нас лечит (врач и медсестра).

Задачи:

Сформировать представления детей о труде врача и медицинской сестры, уметь разли-чать их труд; развивать умение подражать их совместной работе; воспитывать забот-ливое отношение к больным.

Занятие: 45

Дерево умеет плавать.

Задачи:

Формировать представления детей о дере-ве, его качествах и свойствах; развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между свойствами ма-териала и способом его использования че-рез игры-эксперементы.

Занятие: 46

Дорога в космос.

Задачи:

Познакомить детей с глобусом, планетой Зем-ля, космическими кораблями. Познакомить с расположением городов на глобусе. Ввести понятие – космос – пространство между пла-нетами. Закрепить знание профессии - космо-навт.

Занятие: 47

Каждому свое имя.

Задачи:

Познакомить детей с достопримечательно-стями родного города. Познакомить с новой профессией – экскурсовод. Прививать до-школьникам любовь к родному городу, же-лание заботиться и охранять его. Воспиты-вать нравственные и гражданские чувства.

Занятие: 48

Светлая Пасха.

Задачи:

Познакомить детей с праздником Светлой Пасхи, играми и развлечениями на Пасху. Развивать интерес к традициям, обычаям народа. Воспитывать гостеприимство, же-лание быть добрыми, щедрыми.

МАЙ

Занятие: 49

Посылка из деревни.

Задачи:

Формировать представления детей о деревне: дома, чем занимаются сельские труженики, взаимосвязь города и деревни; воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к продуктам питания.

Занятие: 50

Что лучше: бумага или ткань?

Задачи:

Формировать представления детей о бумаге и ткани, их свойствах и качествах; развивать обследовательские действия; развивать умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами ма-териала и его использованием. Занятие: 51

Эмоциональное состояние (радость, грусть, удивление).

Задачи:

Развивать у детей умения различать по мимике, жестам разные эмоциональные состояния (радость, горе, удивление); при-учать детей вслушиваться в интонацию речи, ее содержание и на этой основе де-лать вывод о настроении и чувствах детей; воспитывать у детей чувство взаимопомо-щи, чем и как можно порадовать другого в случае огорчения.

Занятие: 51

Путешествие в многообразие рукотворного мира.

Задачи:

Закрепить представления детей о богатстве предметного мира и материалов, из которых они изготовлены, способы применения пред-мета и его функции; формировать умение при описании предметов выделять некоторые осо-бенности (части, размер, цвет, форму); разви-вать познавательный интерес детей.

Занятие: 52

Продавец.

Задачи:

Формировать представления детей о про-фессии продавца; совершенствовать пред-ставления детей о способах классификации предметов по типовым признакам; воспитывать вежливое, доброжелательное общение продавцов и покупателей.

Занятие: 53

Родные просторы.

Задачи:

Формировать у детей понятия город, край. Познакомить с картой Краснодарского края. Побуждать детей делиться впечатле-ниями при рассматривании фотографий. Развивать зрительное внимание и наблю-дательность.

ЛИТЕРАТУРА

1. Детство : Программа развития и воспитания детей в детском саду. В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др., изд. Детство-Пресс, 2010г.

2. Дошкольник 4-5 лет в детском саду. Как работать по программе «Детство» : учебно-методическое пособие. Т. И. Бабаева и др. СПб. : Детство-Пресс, 2008г.

3. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Ветохина А. Я., Дмитриенко З. С., СПб. : Детство-Пресс, 2011г.

4. Ознакомление детей младшего и среднего возраста с русским народным творчеством. - СПб. : Детство-Пресс, 2009г.

5. К. Ю. Белая и др. «Как обеспечить безопасность дошкольников», «Просвещение» М., 2004.

6. Н. А. Карпухина. Конспекты занятий в средней группе детского сада. - Во-ронеж, 2009г.

Публикации по теме:

Презентация занятия «Настроение Бабы-Яги» Занятие "Настроение Бабы-Яги" - коррекционно-развивающее занятие для старшей группы, знакомящее детей с характеристикой эмоциональных состояний,.

Работа группы «Смородинка» по развитию и коррекции эмоционально-волевой сферы у детей старшего возраста. Одним из способов оказания помощи детям старшего возраста по обеспечению адекватного реагирования в коммуникативной сфере, развитию навыков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективное планирование по разделу «Социальный мир» программы «Детство» в средней группе
Опубликовано: 16 июля 2013 в 16:51
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Перспективное планирование по разделу «Социальный мир» программы «Детство» в средней группе» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Панфилова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 октября. День мелкой моторики. Передвижка «Мелкая моторика»

Мелкой моторикой называют тонкие движения кистей и пальцев рук. Они необходимы для многих действий, которые совершает человек в быту, творчестве и труде. А еще доказано, что развитие мелкой моторики...

10 октября. Всемирный день зрения. Передвижка «Берегите зрение»

Роль зрения в жизни человека трудно переоценить. Это чудесный дар природы, благодаря которому мы воспринимаем внешний мир. Для привлечения внимания к проблеме сохранения зрения и заботе о здоровье глаз...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД