Папки-передвижки

Перспективный план работы учителя-логопеда на среднюю группу

Виктория Демидова
Перспективный план работы учителя-логопеда на среднюю группу

Пояснительная записка

В настоящее время в группе 13детей с диагнозом Тяжелое нарушение речи Общее недоразвитие речи I - II уровня речевого развития, среднего дошкольного возраста.

Анализируя логопедические карты преобладающим нарушением является воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости, наблюдаются персеверации (ноновик – снеговик, перестановки и замены звуков и слогов, уподобление слогов.

Публикация «Перспективный план работы учителя-логопеда на среднюю группу» размещена в разделах

Активный словарь детей состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звуковых комплексов. Отмечаются ограниченные возможности использования предметного словаря, словаря действий, признаков. Дети не знают названий цвета предмета, его формы, размера, заменяют слова, близкими по смыслу.

Наблюдаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций:

• Смешение падежных форм

• Нередко употребление существительных в именительном падеже, а глаголов в инфинитиве или форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего времени

• В употреблении числа и рода глаголов, при изменении существительных по числам

• Отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными.

Много трудностей испытывают дети при пользовании предложными конструкциями: часто предлоги опускаются, а существительное при этом употребляется в исходной форме; возможна и замена предлога. Союзы и частицы употребляются редко. Дети пользуются только простыми предложениями, состоящими из 1-3 слов.

Отсутствует или имеется лишь в зачаточном состоянии понимание значений грамматических изменений слова. В основном все дети оказываются не в состоянии различить формы единственного и множественного числа существительных, прошедшего времени глагола, формы мужского и женского рода, формы числа и рода прилагательных. Значения предлогов различаются только в хорошо знакомой ситуации.

Фонетическая сторона речи характеризуется наличием многочисленных искажений звуков, замен и смешений. Нарушено произношение мягких и твердых звуков, шипящих, свистящих, аффрикат, звонких и глухих. Произношение звуков носит диффузный характер, обусловленный неустойчивой артикуляцией и низкими возможностями их слухового распознавания.

У детей выявляется недостаточность фонематического восприятия, их неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом.

Состояние общей моторики характеризуется плохой координацией движений, неуверенностью в выполнении дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети отстают в воспроизведении двигательного задания по пространственно-временным параметрам, нарушают последовательность элементов действия, опускают его составные части. Отмечается недостаточная координация пальцев рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается замедленность, застревание на одной позе.

Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания.

Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя у детей позволили выделить цели и задачи коррекционного воздействия.

Цель: разработка системы обучения (перспективное планирование) детей с Тяжелым нарушением речи Общим недоразвитием речи I-II уровня речевого развития, а также предупреждение вторичных речевых расстройств.

Основными задачами коррекционного обучения данной категории детей являются:

- расширение пассивного словаря и активизация его в речь

- практическое усвоение лексических и грамматических средств языка;

- формирование полноценной звуковой стороны речи (воспитание артикуляционных навыков, правильного звукопроизношения, слоговой структуры и фонематического восприятия);

- развитие связной речи

- развитие общей, ручной моторики

Выполнение этих задач тесно связано с развитием познавательной деятельности детей, с выработкой у них умения наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.

Для реализации этой программы целесообразно использовать индивидуальную и подгрупповую форму работы. Подгрупповые занятия проводятся 2 раза в неделю – 15-20 минут, индивидуальные ежедневно.

Перспективное планирование

I период обучения

(сентябрь, октябрь, ноябрь)

Обследование детей (сентябрь)

1. Обследование состояния речи и неречевых психических функций

2. Выявление структуры и механизмов речевых нарушений.

3. Заполнение речевых карт на каждого ребенка.

Развитие общих речевых навыков

1. Выработка четкого, координированного движения органов речевого аппарата.

2. Обучение детей глубокому длительному вдоху (не поднимая плечи, спокойному и плавному выдоху (не надувая щеки)

3. Работа над постановкой диафрагмального и речевого дыхания.

4. Работа над мягкой атакой голоса.

5. Воспитание правильного умеренного темпа речи.

6. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек.

Звукопроизношение

1. Уточнение произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в словах и предложениях с ними, в звукоподражаниях, в небольших потешках и играх.

2. Подготовка артикуляционного аппарата к постановке свистящих звуков.

Работа над слоговой структурой слова.

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

1. Формирование умения различать на слух длинные и короткие слова.

2. Формирование умения передавать ритмический рисунок слова (прохлопывая, простукивая слово) со зрительной опорой и без нее.

3. Обучение правильному произношению и делению на слоги сначала двухсложных, а потом трехсложных слов, состоящих из открытых слогов.

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки: [А] [У].

2. Формирование навыков анализа и синтеза слияний гласных звуков: [ау] [уа].

3. Формирование умения выделять начальные ударные гласные [А] [У]

Развитие словаря

1. Расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по лексическим темам: «Игрушки», «Овощи», «Овощи-огород», «Ягоды», «Осень», «Грибы», «Фрукты», «Фрукты-сад», «Сад-огород», «Человек».

2. Обучение пониманию обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий.

3. Обучение правильному употреблению личных местоимений (я, мы, ты, вы, он, она, они, притяжательных местоимений (мой, моя, притяжательных прилагательных (мамин, папин, определительных местоимений, наречий (тут, там, здесь, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко, высоко, низко, количественных числительных (один, два, три, четыре, пять, порядковых числительных (первый, второй, третий, четвертый, пятый).

4. Формирование понятия слово.

Грамматический строй речи

(по лексическим темам I периода обучения)

1. Обучение дифференциации и употреблению существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

2. Обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных в винительном, родительном, дательном падежах без предлогов.

3. Обучение пониманию, а затем и употреблению в речи предлогов (в, на, у)

4. Обучение образованию, а затем и употреблению в речи глаголов в повелительном наклонении (дай, мой, иди., в инфинитиве (бросать, ловить, сидеть, в настоящем времени (иду, идет, идем)

5. Обучение согласованию притяжательных местоимений с существительными мужского и женского рода

6. Формирование навыка согласования прилагательных с существительными мужского, женского и среднего рода в именительном падеже

7. Формирование навыков составления простого двусловного предложения.

Развитие связной речи

1. Развитие умения вслушиваться в обращенную речь, понимать ее содержание, адекватно реагировать на нее.

2. Стимуляция проявления речевой активности

3. Формирование умения договаривать за логопедом, воспитателем словосочетания в стихотворениях, знакомых сказках

4. Формирование умения повторять за взрослым рассказы-описания из двух-трех простых нераспространенных предложений.

Развитие мелкой моторики.

1. Формировать умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, правильно закрашивать изображения.

2. Обводка, закрашивание и штриховка по трафаретам (по лексическим темам)

3. Составление фигур, узоров из палочек (по образцу)

4. Работа со шнуровкой, кубиками, разрезными картинками.

II период обучения

(декабрь, январь, февраль)

Развитие общих речевых навыков

1. Продолжение формирования правильного речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения при произнесении гласных, их слияний, слов, начинающихся с гласных звуков.

3. Воспитание правильного умеренного темпа речи

4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности речи в работе над звукоподражаниями, при рассказывании маленьких потешек, стиков, при выполнении подвижных упражнений с текстом.

Звукопроизношение

1. Закрепление правильного произношения гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в игровой и свободной речевой деятельности.

2. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков.

3. Формирование правильных укладов свистящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова.

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

1. Формирование понятия: часть слова – слог.

2. Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двухсложных и трехсложных слов из открытых слогов.

3. Обучение правильному сочетанию односложных слов с одним хлопком, одним ударом.

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Закрепление умения различать на слух слова с начальными ударными звуками [А] [У]

2. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки: [о] [и], начальные ударные звуки [о] [и] в словах и различать слова с начальными ударными звуками [а] [у] [о] [и].

3. Совершенствование умения производить на слух анализ и синтез слияний гласных звуков: [ои] [ио] [ао] [оа] [уо] [оу] [иу] [уи].

4. Формирование понятий звук, гласный звук.

Развитие словаря.

1. Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по лексическим темам: «Одежда», «Комнатные растения», «Зимующие птицы», «Новый год», «Зима», «Зимние забавы», «Обувь», «Дикие животные», «Домашние животные», «День защитника Отечества», «Профессии. Продавец. Врач.»

2. Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий.

3. Закрепление навыков правильного употребления личных местоимений, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных, определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных, введенных в активный словарь.

4. Закрепление понятия слово и формирование умения оперировать им.

Грамматический строй речи

(по лексическим темам II периода обучения)

1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в родительном, винительном, дательном и творительном падежах без предлога.

3. Совершенствование навыка употребления в речи предлогов (в, на, у) и обучение пониманию, а затем и употреблению других простых предлогов (с, за, по, под)

4. Формирование умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Обучение образованию и употреблению в речи глаголов настоящего времени 3-го лица единственного и множественного числа (идет-идут).

6. Обучение пониманию и употреблению возвратной формы глаголов 3-го лица единственного числа настоящего времени (моется)

7. Формирование умения составлять предложения из нескольких слов, обучение выражению связи между словами с помощью «главенствующих» окончаний (Девочка видит кошку.)

Развитие связной речи.

1. Совершенствование диалогической речи. Формирование умения задавать вопросы и отвечать на них предложениями.

2. Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений по изучаемым лексическим темам.

3. Формирование навыка пересказа хорошо знакомой сказки со зрительной опорой.

Развитие мелкой моторики.

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)

2. Закрепление умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения.

3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по лексическим темам).

4. Продолжать работу со шнуровкой, кубиками, разрезными картинками, мозаиками.

III период обучения

(март, апрель, май)

Общие речевые навыки

1. Развитие речевого дыхания и длительного ротового выдоха.

2. Совершенствование навыка мягкого голосоведения.

3. Воспитание правильного умеренного темпа речи

4. Развитие ритмичности речи, модуляции голоса, интонационной выразительности.

Звукопроизношение

1. Закрепление правильного произношения свистящих звуков в игровой и свободной речевой деятельности.

2. Совершенствование движений артикуляционного аппарата и подготовка к формированию правильной артикуляции звуков.

3. Формирование правильных укладов шипящих звуков и их автоматизация в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, текстах, в игровой и свободной речевой деятельности.

Работа над слоговой структурой слова.

(индивидуально, на материале правильно произносимых данным ребенком звуков)

1. Совершенствование навыка передачи ритмического рисунка двухсложных и трехсложных слов из открытых слогов.

2. Формирование умения делить на слоги двухсложные слова с закрытым слогом и двухсложные слова со стечением согласных в начале, середине, конце.

Развитие фонематического анализа, синтеза, представлений.

1. Закрепление умения различать слова с начальными ударными и безударными звуками [а] [у] [о] [и].

2. Формирование умения выделять из ряда звуков гласные звуки: [э] [ы]

3. Формирование умения выделять гласные звуки из конца, середины и начала слов.

4. Совершенствование умения производить на слух анализ и синтез слияний гласных звуков.

5. Закрепление понятий звук, гласный звук.

6. Формирование умения подбирать слова на заданный гласный звук.

Развитие словаря

1. Дальнейшее расширение пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, глаголов, прилагательных по лексическим темам: «Мамин день», «Домашние птицы», «Весна», «Посуда», «Мебель», «Цветущие комнатные растения», «Транспорт», «Профессии. Почтальон. Шофер», «Птицы», «День Победы», «Цветы», «Насекомые», «Лето».

2. Развитие понимания обобщающего значения слов и формирование обобщающих понятий.

3. Закрепление навыков правильного употребления всех частей речи, введенных в активный словарь.

4. Закрепление понятия слово и умения оперировать им.

Грамматический строй речи.

1. Совершенствование навыка употребления существительных мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.

2. Дальнейшее обучение пониманию вопросов косвенных падежей и употреблению существительных единственного числа в косвенных падежах.

3. Совершенствование навыка употребления в речи предлогов (в, на, у, под, по)

4. Совершенствовать умения образовывать и использовать в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

5. Формирование умения различать и правильно употреблять в речи глаголы мужского и женского рода в единственном числе в прошедшем времени изъявительного наклонения (сидел-сидела)

6. Совершенствование умения согласовывать притяжательные местоимения и прилагательные с существительными.

7. Формирование умения согласовывать числительные с существительными мужского и женского рода.

8. Обучение различению и выделению в словосочетаниях названий признаков предметов по вопросам: какой, какая, какое?

9. Обучение распространению простых предложений однородными подлежащими, определениями, сказуемыми (Мальчик и девочка пьют сок).

10. Совершенствовать умения составлять предложения из нескольких слов по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами.

Развитие связной речи.

1. Совершенствование умения поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца.

2. Совершенствование умения повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений по изучаемым лексическим темам.

3. Формирование навыка пересказа хорошо знакомой сказки со зрительной опорой.

4. Формирование умения составлять рассказы из 2-3 простых предложений о предмете и по сюжетной картинке.

Развитие мелкой моторики

1. Работа по развитию пальчиковой моторики (упражнения для пальцев)

2. Закрепление умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, правильно закрашивать изображения, проводя линии и штрихи только в одном направлении и не выходя за контур изображения.

3. Продолжать работу по обводке и штриховке фигур (по лексическим темам).

4. Продолжать работу со шнуровкой, кубиками, разрезными картинками, мозаиками.

5. Составление фигур, узоров из палочек.

Планируемые результаты

В итоге логопедической работы дети должны научиться :

- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;

- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;

- пользоваться в самостоятельной речи простыми распространенными предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;

- владеть элементарными навыками пересказа;

- владеть навыками диалогической речи;

- владеть навыками словообразования;

- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка.

- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий

- владеть элементами грамоты.

Работа с родителями

- Консультации для родителей: знакомство родителей с речевыми нарушениями у ребенка, с индивидуальным режимом дня, со значением логопедического воздействия на ребенка. Привлечение родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у ребенка.

- Показ индивидуальной работы с детьми

Список используемой литературы:

Программы:

- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, Москва 2005г.

- «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Москва 1993г.

- «Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Москва 1993г.

Методическое оснащение:

- «Логопедия», Л. С. Волкова, Москва 2004г.

- «Правильно, складно, красиво учимся мы говорить», в трех книгах, М. Б. Успенский, Л. П. Успенская, СПб 2002г.

- «Воспитание у дошкольников правильной речи», М. Г. Генинг, Н. А. Герман, Чебоксары 1971г.

- «Воспитание у детей правильного произношения», М. Ф. Фомичева, Москва 1981г.

- «Логопедия. Методическое наследие», под редакцией Л. С. Волковой, в пяти книгах, Москва 2003г.

- «Упражнения для развития речи», Л. Г. Парамонова, СПб 2001г.

- «Логопедия. Упражнения для развития речи», И. Лопухина, СПб 1999г.

- «Основы логопедии», Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина, Москва 1989г.

- «Логопедия», Е. Н. Краузе, СПб 2006г.

- «Логоритмика», О. А. Новиковская, СПб 2005г.

- «Логопедия в детском саду», Л. Н. Смирнова, в трех книгах, Москва 2006г.

- «Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР», З. Е. Агранович, СПб 2006г.

- «Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов у детей», З. Е. Агранович, СПб 2005г.

- «Математика для дошкольников в играх и упражнениях», Л. Б. Баряева, С. Ю. Кондратьева, СПб 2007 г.

- «Речевая гимнастика для развития речи дошкольников», Е. С. Анищенкова, Москва 2006г.

- «Стихи для развития речи», Л. Г. Парамонова, СПб 2004г.

- «Коррекционно-игровые занятия в работе с дошкольниками с задержкой психического развития», С. Ю. Кондратьева, О. Е. Агапутова, СПб 2008г.

- «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Москва 2007г.

- «Речевые развлечения в детском саду», В. П. Лапковская, Н. П. Володькова, Москва 2008г.

- «Покажи стихи руками», А. В. Никитина, СПб 2009г.

- «Практическая логопедия», Е. Н. Краузе, СПб 2006г.

- «Логопедия играем со звуками», Л. Н. Смирнова, Москва 2006г.

- «Как хорошо уметь читать!», Д. Г. Шумаева, СПб 2007г.

- «Подготовка к обучению грамоте», И. А. Морозова, М. А. Пушкарева, Москва 2008г.

- «Материал к занятиям по развитию речи», Т. И. Подрезова, в двух книгах, Москва 2008г.

- «Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики.», Г. А. Волкова, СПб 2006г.

- «Язык и ребенок лингвистика детской речи.», С. Н. Цейтлин, Москва 2000г.

- «Занятия с логопедом по обучению связной речи на основе разрезных картинок», О. Г. Ивановская, Л. Я. Гадасина, С. Ф. Савченко, СПб 2009г.

- «Психология растущего человека», М. В. Попова, Москва 2002г.

- «Вопросы детской психологии», Л. С. Выготский, СПб 1997г.

- «Введение в психологию», А. В. Петровский, Москва 1996г.

Публикации по теме:

Годовой перспективный план работы учителя-дефектолога Организационно-методическое направление 1. Разработка и утверждение годового перспективного плана работы, графика работы учителя-дефектолога.

Годовой план работы учителя-логопеда Годовые задачи 1. Построение коррекционно-развивающей работы с обучающимися в соответствии с ФГОС ДО, создание благоприятных условий для.

План работы учителя-логопеда с семьей (старшая группа) План работы учителя-логопеда с семьей Старшая группа 1. Сентябрь – Май: Анкетирование и опросы Выявить уровень родительских притязаний к.

Перспективный план на первую младшую группу на первое полугодие по познавательному развитию Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №6 «Улыбка» города-курорта Железноводска Ставропольского края.

Перспективный план работы с педагогами учителя-логопеда на 2018–2019 учебный год Перспективный план работы с педагогами на 2018-2019 уч. год. Матвеевой Ульяны Александровны Цель - создание педагогической среды, направленной.

Перспективный план работы учителя-логопеда и музыкального руководителя Перспективный план работы учителя-логопеда Яроцкой С. С. и музыкального руководителя 2017-2018 учебный год. Период/ месяц Тема недели Пальчиковая.

План работы учителя-логопеда СОШ с обучающимися начальных классов на 2018–2019 учебный год Цель работы: профилактика икоррекция нарушений развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов. Задачи: 1. Своевременное.

План работы учителя-логопеда по взаимодействию с родителями детей, посещающих компенсирующую группу План работы учителя - логопеда по взаимодействию с родителями детей, посещающих компенсирующую группу. Название мероприятия 1. Ознакомление.

План взаимодействия учителя-логопеда с родителями № Тема Форма проведения Сентябрь 1. Сбор амнестических сведений о детях Индивидуальные беседы 2. Ознакомительная работа с родителями.

Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда (из опыта работы) Покалицына В. Ю. учитель-логопед ГБДОУ детский сад № 17 Невского района Санкт-Петербурга Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Перспективный план работы учителя-логопеда на среднюю группу
Опубликовано: 14 апреля 2019 в 21:41
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД