Алена Курилина
Песочная терапия как средство развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Песочная терапия как средство развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ дошкольного возраста
Число детей дошкольного возраста, имеющих особенные возможности здоровья неуклонно растет с каждым годом. Все больше детей имеют сложный дефект: РАС (расстройство аутистического спектра, ЗПР (задержка психического развития, ТНР (тяжелое нарушение речи). По этой причине у специалистов, работающих с такими детьми, растет потребность в новых формах и методиках коррекции подобных тяжелых нарушений.
Публикация «Песочная терапия как средство развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ дошкольного возраста» размещена в разделах
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Песочная терапия
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
К сожалению, дети с ОВЗ обладают слабой коммуникативной способностью. Они часто не уверенны в себе, замкнуты, ограничены в общении. К тому же, у большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии.
Таким образом, специалистам и педагогам ДОУ, при работе по развитию коммуникативных навыков, необходимо опираться на возможности детей с ограниченными возможностями здоровья и их индивидуальные особенности.
В первую очередь необходимо развивать :
способность ориентироваться в социальных отношениях и умение включаться в них;
умение концентрировать внимание и реагировать на обращение окружающих;
восприятие речи;
умение подражать;
умение соблюдать очередность в разговоре;
умение применять навыки общения в повседневной жизни.
В работе по развитию коммуникативных навыков нельзя забывать о важности эмоционального развития детей. В настоящее время различные педагогические системы придают большое значение эмоциональному развитию детей с использованием метода игровой песочной терапии. Разрабатываются специальные программы: «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей раннего и младшего дошкольного возраста» Н. Ф. Бережной, «Игры с песком и водой в работе по формированию пространственно-количественных представлений у дошкольников с задержкой психического развития» С. Ю. Кондратьева, «Игры на песке. Программа по песочной терапии для дошкольников» А. В. Валиева, «Чудеса на песке» Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко и другие. Ведь, не для кого не секрет, что игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Игры с песком позволяют добиться устойчивого интереса и внимания на протяжении длительного периода времени. В этой деятельности ребёнок имеет возможность для самовыражения, и, соответственно, повышает результативность в коммуникативной сфере. Это позволяет каждому ребенку чувствовать себя комфортно, уверенно, получать удовольствие от выполняемой деятельности и от общения с миром, так как в игре с песком и водой максимально реализуются потенциальные возможности детей.
Таким образом, применение такого метода, как песочная терапия позволяет создать условия для развития не только важнейших психических, познавательных процессов, но и процессов саморегуляции личности. А также, способствует мотивации детей к познавательной деятельности и к взаимодействию друг с другом, что в свою очередь, ведет к развитию коммуникативных навыков детей с ОВЗ дошкольного возраста.
Курилина А. В. ,
педагог – психолог
МАДОУ № 1 «Северок»,
г. Норильск