Лучший педагог года

Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Марина Владимировна Ющеня
Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ

Сегодня вашему вниманию представляем опыт работы по песочной терапии как средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Проблема эмоционально-волевой сферы в развитии дошкольника сегодня весьма актуальна, именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается и всю жизнь реконструируется здание человеческой личности.

Публикация «Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах

Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других. Они не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции.

Эмоции воздействуют на все психические процессы: восприятие, ощущение, память, внимание, мышление, воображение, а также на волевые процессы.

С одной стороны, детям необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны - игры, упражнения, которые помогают научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать. Поэтому формирование и коррекцию недостатков эмоционально-волевой сферы мы рассматриваем в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач психолого-педагогического сопровождения детей группы компенсирующей направленности ЗПР.

Как мы знаем, формирование эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР является центральным звеном в системе психологической коррекции, так как многие трудности детей с ЗПР обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.

Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ЗПР :

Дети с задержкой развития отличаются, как правило,

эмоциональной неустойчивостью частую смену настроения,

• повышенная утомляемость

• нарушение самоконтроля во всех видах деятельности,

• агрессивность поведения и его провоцирующий характер,

• нарушение коммуникативной сферы трудности приспособления к детскому коллективу, во время игры и занятий,

• суетливость,

• неуверенность,

• чувство страха,

• манерничанье,

• фамильярность по отношению к взрослому.

Дети с ЗПР о собственных чувствах симпатии, как правило, не сообщают либо делают это в неречевой форме: берут за руку, прижимаются, улыбаются.

Отмечаются проблемы в формировании нравственно-этической сферы : страдает сфера социальных эмоций, дети не готовы к эмоционально "теплым" отношениям со сверстниками, могут быть нарушены эмоциональные контакты с близкими взрослыми, дети слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения. Часто отсутствует правильное понимание социальной роли и положения, ярко выражены трудности в различении важнейших черт межличностных отношений.

Они не могут организовать своего поведения лишь в условиях систематического обучения, но бывают достаточно организованы и активны в игровой деятельности, самостоятельном рисунке, слушании и воспроизведении сказок и т. п. Часто не могут выполнить знакомое задание в новых условиях.

Большим помощником в коррекционно-развивающей работе эмоционально-волевой сферы как для педагога-психолога, так и для воспитателей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР стало использование элементов пескотерапии.

Целью работы является создание благоприятных условий и средств для развития и коррекции эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР с использованием элементов песочной терапии.

Задачи:

1. Гармонизация эмоциональных состояний.

2. Развивать произвольное управление поведением, сосредоточенность на определенной работе.

3. Научить позитивным выходам злости, агрессии, страхов.

4. Научить передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

5. Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников, снижение психоэмоционального напряжения.

6. Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.

Работа по развитию эмоционально – волевой сферы с помощью элементов пескотерапии детей группы компенсирующей направленности строится на тесном взаимодействии педагога-психолога и воспитателей группы не только на занятиях педагога-психолога, но и в организованной образовательной и свободной деятельности в группе.

В своей работе педагог-психолог и воспитатели группы выработали модель взаимодействия:

• Подгрупповые занятия педагога-психолога

• Консультации для воспитателей, с целью расширения и обогащения их знаний об эмоциональном развитии ребенка дошкольного возраста и способов взаимодействия с ним.

• .Воспитателям предлагается картотека игр, упражнения, стихотворений, которые можно использовать в своей работе в группе с использованием песочного стола,

• Совместное обсуждение с воспитателями группы занятия,

• Рекомендации педагога-психолога воспитателям группы

• Индивидуальная и/или подгрупповая работа в группе с целью закрепления полученных знаний

• Взаимопосещение занятий

• Интегрированные подгрупповые занятия

• Индивидуальные консультации родителей (законных представителей)

• Рекомендации для родителей (законных представителей) в родительских уголках

Новизной и отличительной особенностью занятий с использованием элементов песочной терапии, является преемственность и тесное взаимодействие педагога-психолога, и воспитателей группы для детей с ЗПР, в работе с целью коррекции и развития эмоционально-волевой сферы ребенка, что является ключевым звеном в его развитии. Вследствие чего у ребенка развивается познавательный интерес, происходит развитие психических познавательных процессов, развитие творческого и исследовательского потенциала, пространственных представлений, развитие мелкой моторики, познание свойств различных материалов, овладение разнообразными способами практических действий, и развитие коммуникативных навыков.

Игра с песком – это естественная и доступная для каждого ребенка форма деятельности. Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный и коррекционный эффект, нежели стандартные формы обучения.

• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

• Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». Соприкасаясь пальцами с песком, нервные окончания посылают сигналы в мозг и начинают стимулировать его работу.

• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка

• В-пятых, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Работа с песком основывается на следующих принципах:

• Создание стимулирующей среды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно и может проявить творческую активность;

• Спонтанность проявления ребенка во время игр с песком;

• Исключение негативной оценки действий и результатов ребенка;

• Максимальное поощрение фантазии и творческого подхода;

• Доброжелательное отношения к детям и взрослому.

Создание песочных анимаций предполагает различные способы познания:

• Сравнение по контрасту и подобию (холодный – теплый, гладкий -шершавый);

Исследовательская деятельность: потрогать, растереть, надавить, посыпать/насыпать/пересыпать песок;

• Рассуждение;

• Обобщение и описание.

Виды заданий:

Упражнения на расширение представлений детей об эмоциях

«Портрет на песке»

Инструкция: «Ребята, нарисуйте на песке свой портрет:

когда вам дарят новую игрушку;

когда вас обидели;

когда вы испугались;

когда увидели радугу».

«Песчинки-эмоции»

Инструкция: «Ребята, создаете в песочнице картину «Песчаные эмоции»,

«Рисунки - эмоции»

Игра-тренинг на снятие напряжении «Песочная река»

Инструкция: «Ребятки, закройте глазки и представьте себе, что вы превратились в маленькие песчинки. Все песчинки разного цвета: одни коричневатые, другие золотистые, третьи ярко-желтые. Вас подхватывает легкий приятный ветерок, кружит и переносит в большую песочную реку, где тепло и уютно, спокойно и приятно». Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Рисование на песке (песочная анимация)на снижение импульсивности и демонстративности

Рисование песком

Рисование песком (песочная анимация)в последнее время стало необычайно популярным. Такое занятие снимает стресс, позволяет расслабится как взрослому так и ребенку, способствует формированию положительных эмоций. Рисование происходит непосредственно пальцами по песку, что способствует развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует, а так же способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками).

«Песочное зеркало»

Инструкция: детям предлагается посмотреться в песочное зеркало и нарисовать, какими они увидели себя.

«Веселое купание»

Инструкция: «Ребята, я предлагаю вам искупаться в теплом песке, но вам необходимо быть осторожными, ведь под „песчаной водой"».

Игры на снижение тревожности и незащищенности

«Что же спрятано в песке»

Инструкция: «Ребята, опустите руку в песок и постарайтесь определить и назвать спрятанные в песке фигурки».

Материал: песок, фигурки.

«Сундучок с сюрпризом»

Инструкция: ребята открывают сундук с песком. Им предагается одним пальцем, выполняя круговые движении, найти сюрприз.

Материал: сундучок с песком, сюрпризы - бусины, пуговицы, шишки.

«Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление

Ребенок медленно, а затем быстро сыплет песок из своего кулачка в песочницу, на ладонь взрослого, на свою ладонь. Ребенок закрывает глаза и кладет на песок ладонь с расставленными пальчиками, взрослый сыплет песок на какой – либо палец, а ребенок называет этот палец. Затем они меняются.

«Дождик»

Ребенок наберет песок в кулачок и постепенно высыпает в раскрытую ладошку или в вашу руку. Эта игра расслабляет, регулирует мышечный тонус.

«Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей

Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры. Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу, либо продолжить узор взрослого.

«Мы едем в гости»

Цель: развитие пространственных представлений, ориентировка на «песочном листке»

Взрослый в игровой форме знакомит ребенка с пространственными представлениями «верх – низ», «право –лево», «над –под», «из-за – из-под», «центр – угол».Ребенок по словесной инструкции взрослого пальчиками «ходит», «прыгает», «ползает» по песку, изображая различных персонажей.

Ожидаемые результаты:

Гармонизируется эмоциональное состояние.

Разовьется произвольное управление поведением, сосредоточенность на определенной работе.

Дети научатся позитивным выходам злости, агрессии, страхов.

Дети научатся передавать заданное эмоциональное состояние, используя различные выразительные средства.

Урегулируется психоэмоциональное состояния дошкольников, снизится уровень психоэмоционального напряжения.

Сформируется эмоциональная адекватность при контактах с окружающими.

Перспективы работы:

• Создание цикла занятий по песочной анимации

• Подборка рекомендаций родителям по пескотерапии и играм с песком в домашних условиях.

• Дополнение и модификация игр и упражнений для детей по пескотерапии

• Проведение совместных мероприятий для детей и родителей (законных представителей) по использованию пескотерапии для гармонизации детско-родительских отношений и повышения психолго-педагогической компетентности.

Заключение:

Делая вывод, хочу сказать, что игры с песком и песочная терапия имеет большое значение для развития эмоционально-волевой сферы детей с ОВЗ (в частности с ЗПР, поддержания психического здоровья, развития познавательной активности и познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!

Дети с большим удовольствием идут на занятия с использованием песочной анимации. А благодарность для нас это счастливые лица детей, стремящихся задержаться подольше на каждом занятии, и прийти вновь.

Публикации по теме:

«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста«Интеллект-карта» как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста Интеллектуальная карта -это уникальный и простой метод запоминания и систематизации информации, с помощью которого активизируется память.

Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста «Интервью как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста» Тиунова Н. В., воспитатель МБДОУ НГО «Детский сад №17 «Солнышко».

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферыДидактические игры к альбому «Разноцветный монстрик» для развития эмоционально-волевой сферы Сегодня я хотела поделиться дидактическими материалами по развитию эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста. Совсем недавно.

Дидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферыДидактические пособия для развития эмоционально-волевой сферы Развитие эмоционально-волевой в настоящее время приобретает особое значения. Дети плохо дифференцируют эмоции, с трудом рефлексируют собственные.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Основные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возрастаОсновные подходы в работе с расстройствами эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста Согласно системной походу (Витакер К., Пэпп П., Ричардсон Р., Сатир В., Черников А. В., Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. И., Варга А. Я.) в понимании.

Песочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возрастаПесочная терапия и её роль в развитии детей дошкольного возраста "Самая лучшая игрушка для детей- куча песка" (К. Д. Ушинский) Карл Юнг был первым, кто использовал песок для работы с ребенком. Позже песочная.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста»Проект «Лэпбук как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Актуальность Проблема развития речи является одной из актуальных в настоящее время, так как данные статистики свидетельствуют о постоянном.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия как средство развития эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ
Опубликовано: 25 сентября 2022 в 15:35
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД