Лучший педагог года

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

Ангелина Таценко
Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста

Разработан и вступил в силу Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Эти изменения были необходимы в связи с пониманием важности именно дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения каждого ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста.

Публикация «Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен хорошо владеть устной речью, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств, желания, выделять звуки в словах. Речевое развитие по-прежнему остается наиболее актуальным в дошкольном возрасте.

Программные материалы стали сложнее, а желание детей учиться все меньше и меньше. Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном.

Поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой.

Говорить умеют почти все, но говорят правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью как средством передачи своих мыслей. Речь для нас является одной из главных потребностей и функций человека. Именно речь отличает человека от других представителей живого мира. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность.

Судить о начале развития личности ребёнка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребёнка речь имеет исключительное значение.

Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Овладение ребенком речью способствует осознанию, планированию и регуляцией его поведения.

Мы все прекрасно знаем, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.

На сегодняшний день в арсенале педагогов имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Одним из эффективных методов развития речи детей дошкольного возраста, является песочная терапия. Песочная терапия (sand – play) – игра с песком как способ развития речи ребёнка.

Хотелось бы процитировать К. Д. Ушинского

«Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться; для маленьких детей наилучшая игрушка – это куча песка».

Песочная терапия – одна из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Игра с песком как консультативная методика была описана английским педиатром Маргарет Ловенфельд. Формированием концепции «песочной терапии»(sand-play) занимались, в основном, представители юнгианской школы. Например, швейцарский аналитик Дора Калфф.

Большой вклад в развитие «песочной терапии» внесли отечественные педагоги - Санкт – Петербургского Института специальной педагогики и психологии, которые являются авторами ряда книг по данной теме – Грабенко Татьяна Михайловна, Зинкевич-Евстигнеева Татьяна Дмитриевна. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии», Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку», Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии».

Естественная потребность ребенка играть с песком, определяет возможности использовать песочницу в своей работе не только психологу, логопеду, но и воспитателю. Помимо общепринятых направлений в работе для развития речи детей мы используем на занятиях элементы песочной терапии.

Частичный перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения:

• Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

• Во-вторых, в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

• В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

• В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

Игры с песком способствуют: (фото детей)

- развитию речевого дыхания;

- развитию мелкой моторики рук;

- развитию связной речи; обучению рассказыванию;

- подготовке к обучению грамоте.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

Обучающие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. А главное ребенок говорит о своих ощущениях, тем самым спонтанно развивается его речь, словарный запас, развивается восприятие различного темпа речи, развивается высота и сила голоса, дыхание, внимание и память, фонематический слух. Идет подготовка к обучение письму и чтению.

Познавательные игры, с их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

Проективные игры, с их помощью мы осуществляем мониторинг, и развитие ребенка.

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу (дополнительная услуга «Волшебный мир песка, так и подгрупповую на ООД)

В песочной терапии используем такие материалы как:

«Центр песка» 1-стол воспитателя и 6 столов для детей. Используем разнообразный дидактический материал. Мультимедийный экран, проектор, вебкамера.

Работа по развитию речи у детей строится на годовом плане, она предполагает 3 этапа:

1 этап:

Знакомство с песочной страной

Цели:

• пробуждение интереса к занятиям с песком;

• знакомство детей с правилами поведения в песочнице.

развитие моторики рук, тонких тактильных ощущений

Перед тем, как начать играть с песком, необходимо проговорить с детьми правила игры в песочнице.

На этом этапе проводятся упражнения и игры на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук.

Обычно используются игры, которые предлагают Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева и Т. М. Грабенко в "Практикуме по креативной терапии" :

«Здравствуй песочек» (фото)

Более подробно вам расскажет учитель-логопед.

Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают огромным значением для развития детей.

• Во-первых, взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние.

• Во-вторых, наряду с развитием кинестетической чувствительности и мелкой моторики, дети прислушиваются к себе и проговаривают свои ощущения. А это способствует развитию речи, обогащению словаря, развитию произвольного внимания и памяти.

Путешествие по песочной стране

Цели:

развитие познавательных процессов;

развитие речи, памяти, мышления;

• совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

2 этап:

На этом этапе проводятся следующие упражнения и игры:

«Дорисовывание фигур до предметов»

Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, памяти, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

«Преврати букву»

Цель: развитие познавательных процессов; развитие речи, мышления; совершенствование координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

«Угадай на ощупь», «Заборчики» «Норки для мышки» «Узоры на песке»

«Рисуем дорожки»

Цель: развитие графомоторных навыков.

3 этап:

В царстве песочной грамоты

Цели:

развитие дыхания;

развитие артикуляции;

развитие связной речи детей, обучение рассказыванию

• проговаривание действий с песком

Самое главное преимущество данного метода – это ее универсальность.

Во- первых, данный вид работы имеет развивающую функцию и заинтересует самого неусидчивого, активного ребенка, то есть повышается мотивация ребенка к выполнению заданий. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. И конечно речевому развитию детей. И, наконец, песок, как и вода, способен «заземлять» отрицательную энергию, что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

Приведем, примеры, нескольких дидактических заданий, которые Также в песочнице возможны следующие формы работы: – построение из кубиков различных башен, осваивая при этом понятия: больше – меньше, выше – ниже, длиннее – короче, и т. д., то есть вс то, что пригодиться в дальнейшем обучении; – с помощью сказочных персонажей можно решать задачи на сложение, вычитание; – учиться на ощупь определять, то есть узнавать, цифры, которые спрятались в песке. В песочнице возможно слияние нескольких процессов обучения в один. Например, осваивая буквы, можно учиться пересказу или составлению сказки, истории (сочинение, параллельно решить задачку по математике (герою нужно пройти путь по ступенькам, а их не хватает до какого-то числа и т. п., тут же надо на песке написать волшебное слово (навыки письма, чтобы открылись сказочные ворота и т. д. Немаловажное значение имеет и развитие фантазии ребнка.

Придумывая различные задачки героям, дети не только осваивает знания из раздела математики, но и будет иметь определнный успех в области литературы, рисования или любой другой деятельности, которая связана с творчеством. Такие работы мы проводим в нашем детском саду.

Опыт работы с детьми показал, что использование песочной терапии дает положительные результаты. Дети чувствуют себя более успешными, Страх, агрессия, напряжение исчезают, и появляется эмоциональное спокойствие.

Делая вывод, хочу сказать, что игры с песком и песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, оказывает большое влияние на развитие всех сторон личности ребенка, формирует гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому!

Прикреплённые файлы:

prezentacija_qk2ud.pptx | 15633,8 Кб
 
Публикации по теме:

Бисероплетение — эффективный метод развития мелкой моторики у детей с ОНРБисероплетение — эффективный метод развития мелкой моторики у детей с ОНР В настоящее время изделия из бисера стали популярными буквально на всей планете. Очень интересен тот факт, что из бисера можно сплести любую.

Песочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольниковПесочная терапия как важный показатель благополучного развития детей-дошкольников На своих занятиях я стараюсь чаще использовать игры с песком. Я приготовила для них очень необычную игру. Рисование кварцевым цветным песком.

Песочная терапия — уникальный метод познания детской души Песочная терапия - это ключ к внутреннему миру ребенка, один из самых органических способов выразить переживания, исследовать мир, выстроить.

Психогимнастика в дошкольном учреждении как эффективный метод коррекции и развития детей дошкольного возраста В основе всех занятий по психогимнастике лежит целостный подход к личности ребенка, принцип гармоничного развития всех сфер жизнедеятельности,.

Доклад по теме самообразования: «Пескотерапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста». Выполнила: воспитатель Морозова О. В. К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» «Картина на песке может быть.

Презентация «Кинезиология. Эффективный метод коррекции и развития дошкольников с ОВЗ» Кинезиологические упражнения – комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры как межполушарные.

Обобщение опыта «Экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста» Экспериментирование как метод познавательного развития в старшем дошкольном возрасте ФГОС ДОО определяет экспериментирование, как форму.

Песочная терапия для дошкольников. Использование цветного песка для развития детей. Песок – замечательнейший материал для детского творчества! Это и массаж для ладошек, и развитие мелкой моторики, и богатство тактильных.

Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.

Песочная терапия, как средство развития детей дошкольного возраста Аннотация: в статье представлен анализ научных подходов к играм с песком, раскрываются влияние таких игр на развитие детей дошкольного возраста,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочная терапия как эффективный метод развития речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 февраля 2018 в 13:57
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД