Получи документы

Программа дополнительного образования «Песочные фантазии»

Елена Гурко
Программа дополнительного образования «Песочные фантазии»

Программа дополнительного образования

«Песочные фантазии»

для детей дошкольного возраста

разработала

педагог-психолог дошкольного отделения ГБОУ школа №1164 г. Москвы

Гурко Е. В.

Роль рисования песком и песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.

Публикация «Программа дополнительного образования „Песочные фантазии“» размещена в разделах

Сегодня мы живем в очень непростом мире. Жизнь ставит нас в сложные ситуации, требующие адекватных решений. Только уверенный в себе, в своих возможностях человек, может добиваться высоких результатов, развивать творческие способности, активно самовыражаться. С этим многие не справляются, испытывая страх, тревожность, у них появляются трудности в общении, агрессивное реагирование при взаимодействии.

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоциональной сферы детей дошкольного возраста. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями.

Распознавание и передача эмоций – сложный процесс, требующий от ребенка определенных умений и знаний. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на нее. Выражение ребенком своих чувств – важный показатель понимания своего внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В настоящее время закономерностью является то, что под воздействием ряда факторов (окружающая среда, общение со взрослыми и сверстниками, средства массовой информации) у детей могут возникать негативные эмоциональные переживания: тревожность, выражающаяся в конфликтах, агрессии, неуверенность, определяющаяся замкнутостью и депрессивностью.

Под влиянием телевидения и социума дети перенимают неуместные способы поведения и грубое выражение чувств посредством подражания. Становятся забытыми нравственные категории: любовь, добро, сострадание, помощь ближнему и сочувствие. Появляются черствые, бедные душой дети – а затем и взрослые.

Негативные способы поведения дети переносят в игру. А ведь вся жизнь – игра! Игра самоценна. Она вызывает положительные эмоции, дарит радость, создает «зону защиты для ребенка. «Я в домике», - часто произносит ребенок, испытывающий страх или усталость. Игра – самый органичный способ выразить свои переживания, исследовать мир, выстроить отношения.

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!». Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице : на песке строится дом, высаживается дерево, создается семья.

Взрослые часто ставят перед ребенком череду запретов и указаний. Так кирпичик за кирпичиком растет и крепнет стена, отделяя мир ребенка от мира взрослого.

С помощью песочных игр малыши воссоздают это шаткое равновесие. Проигрывая на песке ситуации из жизни, они стремятся к бесконфликтному, конструктивному общению, взаимопомощи. Дети учатся выражать свои чувства в безобидной форме, не причиняя вред окружающим людям

.

Песочная фантазия – прекрасная возможность выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит, рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, искреннее отношение к людям и всему живому.

Содержание образовательной деятельности

Обучение технике рисования песком проводится с подгруппой детей (4-6 человек)1-2 раза в неделю по 25-30 мин в в соответствии с тематическим планом, предусматривающим три цикла:

• 1-й - начальный - знакомство с песком, подготовка руки, развитие воображения и умения рисовать песком;

• 2-й - сюжетное рисование по теме и по замыслу;

• 3-й - "раскрашивание" картин с использованием цветной бумаги.

Темы изобразительной деятельности могут меняться, дополняться в зависимости от воображения и творческого замысла ребенка. Для организации образовательной деятельности необходимо соответствующее оборудование - стол со стеклом или планшет с подсветкой. Для рисования используется мелкий белый песок, который хранится в специальном отделении в коробке на столе (планшете).

В процессе обучения дошкольники учатся формулировать замысел и удерживать его на протяжении деятельности; оценивать свои рисунки и работы других детей, отмечая при этом их качество, содержание, соответствие действительности, эстетическую привлекательность.

Для воплощения каждого замысла используется определенное количество песка, выделяется центральная фигура, задуманная ребенком, остальные детали прорисовываются дополнительно. Добавляя горсти песка, дети учатся делать рисунок темным, ярким или, убирая лишнее, светлым, прозрачным, пытаются передавать в рисунке свое настроение, чувства и мысли.

Для придания цвета изображению используется цветной песок в зависимости от темы изобразительной деятельности или детского замысла, например "Золотая осень" - песок желтого цвета, "Летний лес" - песок зеленого цвета, "Морские обитатели" -голубой и/или синий и т. д. Но "раскрашивать" таким образом рисунок целесообразно в конце обучения, когда дошкольники полностью овладеют техникой рисования песком.

Поскольку рисование осуществляется непосредственно пальцами по песку, данная техника предусматривает:

1. развитие плавности, изящества и точности движений;

2. умения работать кистью и пальцами обеих рук;

3. координации руки и глаза;

4. овладение техническими умениями: регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность; умение изменять размах и направление движения руки при рисовании; гармоничное сочетание линий, цвета и тени.

Каждая встреча с детьми состоит из подготовительной, вводной, основной и заключительной частей.

В подготовительной части проводятся упражнения для развития навыков рисования песком.

Вводная часть предусматривает использование художественного слова; проведение игр для привлечения внимания детей; беседу по теме. Педагог может пофантазировать с детьми о том, кто и что будет рисовать, какие формы, штрихи стоит использовать.

Основная часть - непосредственно работа с песком по теме. Важную роль при этом играет музыкальное сопровождение. Музыка подбирается с учетом тематики и звучит на протяжении всей деятельности. Так, педагог может использовать произведения классической музыки П. Чайковского, В. Моцарта, А. Вивальди, И. Баха, Ф. Шопена, Р. Штрауса, К. Дебюсси; записи звуков природы (водной стихии, звуков садов, джунглей, тропических лесов и т. д.). Также непосредственно перед рисованием рекомендуется просмотр тематических картин и репродукций.

.

Заключительная часть предполагает анализ детьми своих работ и рисунков товарищей; раскрытие творческого замысла. После подведения итогов образовательной деятельности детские работы фотографируются. В конце обучения из лучших работ оформляются фотовыставка и фотоальбом для каждого ребенка.

Использование песка в изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Песок дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого результата. Техника рисования песком хороша тем, что в процессе деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями, героями и т. д. Рисуя песком, не надо ждать, когда он высохнет, не надо пользоваться ластиком.

В процессе работы с песком у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Использование песка в ходе изобразительной деятельности способствует формированию у детей таких навыков, как передача композиции, пропорций изображения, владение оттенками света и тени. У дошкольников развиваются точность и координация движений рук и глаз, гибкость рук, психические процессы (внимание, логическое мышление, воображение, зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над собственными действиями.

Современные исследования доказывают, что, занимаясь рисованием песком, ребенок не только овладевает практическими навыками и осуществляет творческие замыслы, но и расширяет кругозор, развивает художественный вкус, приобретает способность находить красоту в обыденном, учится творчески мыслить.

Предметно-развивающая среда:

Для проведения процесса рисования песком создана специально организованная зона :

плеер, диски с записями релаксационной музыки и звуков природы (шум ветра, плеск воды, шуршание песка).

-деревянный стол со стеклянным покрытием с подсветкой.

-чистый просеянный песок.

-коллекция миниатюрных фигурок для обыгрывания заданий в песочнице.

-камешки, бусинки, природный материал.

Цели и задачи работы.

Цели работы: развитие эмоциональной сферы, гуманных чувств, осознание нравственных понятий детей посредством рисования песком и песочной терапии.

Задачи работы:

Развитие индивидуальных качеств детей с постоянным обнаружением новых творческих ресурсов.

Способствовать проявлению детского творчества в работе с нетрадиционным материалом.

Создать оптимальные условия и средства развития эмоциональной сферы детей, атмосферу благополучия в детском саду.

Обучать способам рефлексии, пластики и бесконфликтному решению проблемных ситуаций.

Занятия условно разделяются на блоки:

Познавательное развитие «Что это? Как интересно!»

Развитие эмоциональной сферы. «Мы такие разные!»

Формирование социальных навыков: общение, уверенность в себе, самооценка, гуманные чувства: «Мир вокруг нас.»

Формирование практической деятельности «Мы – исследователи.»

Методы и приемы песочной терапии :

1. Исследовательская, практическая деятельность.

Работа с раздаточным материалом, экспериментирование, поиск, наблюдение, опыт.

2. Игровая деятельность.

Обыгрывание ситуаций, инсценировка, театрализация.

3. Словесные методы.

Мини-беседа, доверительная беседа, диалог и рассказ педагога, фольклор и чтение произведений литературы.

4. Наглядные методы.

Показ игрушек, рассматривание картин и иллюстраций с жизненными и проблемными ситуациями, моделирование.

Прогнозируемые результаты :

Достижение эмоционального благополучия

Снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность, проявление положительных эмоций (радость, удивление)

Активизация, обогащение словарного запаса, развитие творческих способностей детей.

Совершенствование гуманных чувств.

Налаживание эмоционального контакта детей со сверстниками и взрослыми.

Программа рассчитана на детей старшей-подготовительной групп (5-7 лет, включает в себя 18 занятий. Продолжительность занятия: 25-30 минут. Количество детей на занятиях – 6-8 человек, занятия проводятся 1 раз в неделю.

Содержание занятий.

Познавательное занятие «Песочная лаборатория».

Занятие по развитию эмоциональной сферы «Чудеса на песке»

Занятие по снятию тревожности «Берег больших черепах»

Занятие по социально-эмоциональному развитию «Вслед за радугой»

Занятие по развитию нравственных представлений «Встреча с мышиным королем».

Занятие по развитию эмоциональной сферы «Доброе превращение и чудесное спасение»

Занятие по ознакомлению с семейными ценностями «Необыкновенное путешествие»

Занятие на развитие эмоциональной сферы «Прогулка в царство Матушки Природы»

Занятие по развитию эмоциональной сферы «Путешествие в сказку»

Занятие по развитию эмоциональной сферы «Затерянный город»

Занятие по развитию эмоциональной сферы «Проделки Песчаной бури»

Занятие по коррекции агрессии «Сказочная страна».

Занятие по коррекции чувства страха «Мост страха»

Занятие на Коррекцию агрессии «Зыбучие пески»

Тренинг для развития общения «Страна понимания»

Занятие на снижение импульсивности и демонстративности «Песочное зеркало»

Игры на снижение эгоизма «Великая тайна пустыни»

Список использованной литературы:

Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. СПб 2004

Грабенко Т. М, Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии. СПб 2007

Калинина Р. Р. Тренинг развития личности дошкольника. СПб 2002

Княжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль 1996.

Хухлаева О. Маленькие игры и большое счастье. М. 1999

Штейнград Л. Юнгианская песочная терапия. СПб 2001

Эль Г. Н. Человек, играющий в песок. Динамическая терапия. М. 2006.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Джинсовые фантазииДжинсовые фантазии Зачастую в гардеробе любого из нас накапливаются вещи уже изношенные, например джинсы, которые и выбросить жалко и в шкафу занимают достаточно.

Фантазии из ладошекФантазии из ладошек Во что только не превращались наши ладошки: в птиц летящих и скользящих по воде, в рыб и осьминогов, в звезды и солнце, в жирафов, слонов.

Фоторепортаж «Такие разные песочные фигуры»Фоторепортаж «Такие разные песочные фигуры» Такие разные песочные фигуры! Песок для детей – игра, развлечение. Мы же, взрослые, понимаем, что песок для детей – это ещё и развитие воображения,.

Конспект игрового тренинга с элементами арт-терапии (рисование песком на стекле) «Песочные картинки» (старшая группа) .

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Песочные человечки» для детей младшей группы .

Мои цветочные фантазииМои цветочные фантазии Мои работы на тему "Цветы" за последние несколько лет) 31 розочка, подарок сестренке на день рождения; это первое деревце, выполненное.

Мои цветочные фантазии!Мои цветочные фантазии! Добрый день дорогие коллеги! Сегодня, в преддверии праздника всех женщин, мне хочется поделиться с вами своими цветочными фантазиями.

Песочные игры. НОД в ОО «Художественно-эстетическое развитие». Рисование «Цветок для бабочки» (вторая группа раннего возраста) ЗАДАЧИ; Развивать познавательную активность детей в процессе художественного творчества. Способствовать.

Проект в первой младшей группе «Песочные фантазии» Проект в первой младшей группе (май 2015 год). Тема: «Песочные фантазии» Тип проекта: информационно – исследовательский. Участники: педагог.

Занятие в подготовительной группе «Песочные забавы» Цель занятия: стабилизировать эмоциональное состояние детей. Задачи: развивать кинестетическую чувствительность, мелкую моторику рук, способствовать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа дополнительного образования «Песочные фантазии»
Опубликовано: 31 мая 2016 в 08:47
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД