МААМ-картинки

Песочные игры и их польза для детей

Захарова Яна
Песочные игры и их польза для детей
▼ Скачать + Заказать документы

«Таинственный, волшебный, успокаивающий, лечебный, удивительный…песок!»

Чудеснее песка нет для детей забавы,

Его всегда имеется в достатке,

Течет он нежно так сквозь руки,

Что не сравнить его ни с чем…

Иоахим Рингельнац.

«Детский песок»

О быкновенный песок – это нечто волшебное… Уверена, что вы с этим согласитесь! Трудно найти человека, которому слово «песок» тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства.

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка!»

Публикация «Песочные игры и их польза для детей» размещена в разделах

Игра ребенка с песком известна с давних времен и представляет собой один из наиболее излюбленных детьми видов творческой активности. Использование методов песочной терапии в работе с детьми первых-вторых младших групп, является самым доступным и естественным способом развития и самотерапии.

Играя, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретениям. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке. Образы, возникающие в сознании, находят свое выражение в реальных и видимых формах. Посмотрите на детей, увлеченно занимающихся чем-либо, – и вам передается то удовольствие, которое они получают от своих открытий, та гордость, которую они испытывают от способности сделать что-то самостоятельно, своими руками. И ведь при этом они не боятся ошибиться или сделать что-то неправильно.

Игры на песке - одна из форм естественной деятельности ребенка. Именно поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу в развивающих и обучающих занятиях. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира. При этом мы еще и врачуем собственную Душу, усиливая своего Внутреннего Ребенка.

Игры с песком относятся к педагогике детей самого раннего возраста, но, к сожалению, мы недооцениваем их значение для развития ребенка. Известно, что теплые песчаные ванны оказывают исцеляющее действие на больных людей, и любой врач может это подтвердить. В индийской медицине лечение песчаными ваннами сочетают с «магическими» приемами, включающими рисование на песке различных изображений и символов. Народные орнаменты, изображения богов, животных и растений создают из разноцветного песка, насыпая его тоненькой струйкой. А на рассвете следующего дня все эти картинки сдувает ветер.

Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками. Знаменитый Песталоцци описывал воспитание детей как процесс, в котором необходимо объединить голову, руки и сердце.

Песок мягок, податлив, способен слипаться, что придает ему исключительные лечебные свойства. Создание мысленных образов, работа руками и получение удовольствия – все это в совокупности и лежит в основе лечебного эффекта, создаваемого графомоторными занятиями с песком. В вальдорфских школах дети учатся тому, как нарисовать различные фигуры: каждую придуманную фигуру следует очертить в воздухе или на полу при помощи рук и ног. Это хороший способ для того, чтобы дети освоились с фигурами, используя свои чувства и моторную (или двигательную) память. Но очерчиваемых в воздухе или на полу фигур не может увидеть ни сам ребенок, ни учитель – детям же необходим видимый, конкретный результат их деятельности. И поэтому учителя вальдорфских школ рисуют фигуры мелом на доске, а ученики перерисовывают их в тетради после воображаемого очерчивания, описанного выше.

Наблюдения психологов показывают, что именно первые совместные игры детей в песочнице могут наглядно показать родителям особенности поведения и развития их детей. Родители видят, что ребенок становится излишне агрессивным или робким в общении со сверстниками — это может стать поводом для размышлений о системе воспитания ребенка, обращения за помощью к специалистам. Можно сказать, что лоток с песком –это игровая площадка (или игровой полигон) для реализации самых разнообразных замыслов. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения, а именно:

1)Значительно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

2) В песочнице активно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта».

3) В играх с песком более благоприятно и быстро развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, а также речь и моторика.

4) Совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка.

5) Песок, как и вода, способен убирать отрицательную энергию

Занятия в песочнице позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, он будет приносить радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

Организация игр с песком требует создания определенной среды.

Организация «Познавательной песочницы»

Условия работы с детьми

1. Согласие и желание ребенка.

2. Специальная подготовка воспитателя, его творческий подход к проведению занятий.

3. У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Оборудование «Познавательной песочницы»

1. Водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки.

2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы, песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

3. Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

-лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

-разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

-миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см, изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

-набор игрушечной посуды и игрушечные кроватки (для игр «Песочный детский сад» и «Семья»);

- различные здания и постройки;

-бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

Этап прикосновений и игр на поверхности песка.

Все описанные ниже игры-упражнения можно использовать как для работы индивидуальной коррекционной, так и для развивающей с подгруппой детей. В ходе выполнения обязательных упражнений можно делать пятиминутки свободной игры-отдыха в песке. Разогревающие игры 1. Упражнение «Здравствуй, песок!» Цель: снижение психофизического напряжения. Ведущий от имени феи просит по-разному «поздороваться с песком», то есть различными способами дотронуться до песка. Ребенок:

дотрагивается до песка поочередно пальцами одной, потом второй руки, затем всеми пальцами одновременно; легко/с напряжением сжимает кулачки с песком, затем медленно высыпает его в песочницу; дотрагивается до песка всей ладошкой — внутренней, затем тыльной стороной; перетирает песок между пальцами, ладонями. В последнем случае можно спрятать в песке маленькую плоскую игрушку: «С тобой захотел поздороваться один из обитателей песка —.»

Дидактические игры-упражнения

Упражнение «Узоры на песке»

Цель: закрепление знаний о сенсорных эталонах, установление закономерностей. Взрослый пальцем, ребром ладони, кисточкой в верхней части песочницы рисует различные геометрические фигуры (в соответствии с возрастными нормами освоения, простые/сложные узоры (прямые и волнистые дорожки, заборчики, лесенки). Ребенок должен нарисовать такой же узор внизу на песке, либо продолжить узор взрослого. Взрослый рисует на доске, дает устную инструкцию нарисовать на песке определенный узор. Те же узоры на песке изготавливаются путем выкладывания в заданной последовательности предметов, например камешков, желудей, больших пуговиц и пр.

Этап игр и упражнений с погружением рук в песок.

Некоторые дети могут испытывать страх перед полным погружением рук в песок, поэтому они не будут участвовать в данном этапе. Для других детей этапы игр на поверхности песка и с погружением чередуются, в зависимости от их желания.

Игра-упражнение «Секретные задания кротов»

Цель: развитие тактильной чувствительности, расслабление, активизация интереса. Предварительно необходимо познакомить ребенка с животными, обитающими под землей. Взрослый: Сегодня наши руки могут превращаться в кротов. Вот так. (Взрослый взмахивает руками и складывает их «уточкой», показывая ребенку нарисованные на костяшках пальцев глаза, нос и два зуба.) Хочешь превратить свои ручки в кротов? Надо помочь моему кроту выполнить важное секретное задание под землей. (По желанию ребенка взрослый аккуратно рисует нос и глазки на костяшках его пальцев). Ну, что погружаемся в песок? Смотри и делай, как мой крот. Взрослый погружает одну руку в песок, шевелит ею под песком (обращает внимание ребенка на изменения поверхности песка, а затем осторожно раскапывает каждый палец. Затем то же самое проделывает ребенок. После этого они раскапывают руки друг друга (можно дуть на песок, использовать перышко, палочки, кисточки). Все действия осуществлять с закрытыми глазами — искать в песке пальцы друг друга, пожимать их (кроты здороваются ласково или с силой пожимают друг другу лапки).

Игра-упражнение «Песочные прятки»

Цель: развитие тактильной чувствительности, зрительного восприятия, образного мышления, произвольности. Взрослый говорит ребенку: - «Игрушки хотят поиграть с тобой в песочные прятки. Выбери понравившиеся тебе игрушки. Ты закроешь глаза, а они спрячутся в песок, а после того как я скажу: «Открываются глаза, начинается игра», ты должен их найти в песке. Ты можешь раздувать песок, раскапывать пальчиками, использовать палочки, кисточки. Чтобы разнообразить игру, взрослый показывает ребенку игрушку — «мину», которую нельзя полностью откапывать. Как только при раскопках ее часть появилась на поверхности песка, ребенок должен остановить свои раскопки и продолжить их в другом месте. Если ребенок забывает правило, он отрабатывает игровой штраф, поэтому он будет вынужден раскапывать игрушки очень осторожно.

Лоток с песком открывает перспективы для увлекательной и творческой работы детей как в небольших группах, с партнером, так и в одиночку. Очень важно, чтобы ребенок хорошо знал свой рабочий материал, и чтобы выбранный материал подходил к игровым приемам ребенка. С помощью лотка с песком дети активно проявляют свои творческие способности, восприимчивость и всячески показывают окружающим свою радость от работы. Занятия, проводимые в песочнице, позволят сделать процесс воспитания и обучения естественным, приносящим радость открытий и удовольствие детям и взрослым.

Литература

1. Большебратская Э. Э. «Песочная терапия»

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. : Детство-Пресс, 2002.

3. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. — М. : Речь, 2003.

4. Мариелла Зейц «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница»: [адаптированный перевод с англ. ] — М. : ИНТ, 2010 — 94 с. : ил. Редактор русского издания И. А. Качанова

5. Штейнхард Ленор «Юнгианская песочная психотерапия»

6. Эль Г. Н. «Человек, играющий в песок. Динамичная песочная терапия».

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Компьютерные игры: польза или вред?» Компьютерные игры: вред или польза? Наше время характеризуется стремительным развитием информационных и компьютерных технологий. Современные.

Консультация для родителей «Дидактические игры по математике и их польза для дошкольников»Консультация для родителей «Дидактические игры по математике и их польза для дошкольников» Дидактические игры по математике. Их польза для дошкольников. Обучение ребенка математике – это долгий процесс, направленный на приложение.

Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?» Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?» Цель: просвещение родителей по теме “Компьютер и дошкольник”.

Консультация для родителей «Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?» Консультация для родителей "Компьютерные игры в детском возрасте: польза или вред?» «Ребенок должен играть в игры, но можно ли считать компьютерные.

Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики. Игры и упражнения» Совсем недавно в Японии, стране передовой по части разных новшеств, был отмечен следующий парадокс. Дети, усаживаемые за компьютер в раннем.

Консультация «Компьютерные игры для детей — польза или вред?» Далеко не все игры носят назидательный характер, и наряду с теми играми, которые вводят детей в историю, литературу, искусство, существуют.

Польза занятий в бассейне для детейПольза занятий в бассейне для детей Бассейн оказывает многостороннее влияние на организм ребенка – нормализует деятельность центральной нервной системы, улучшает деятельность.

Польза пазлов для детейПольза пазлов для детей Пазлы – не простая игра. Складывая из отдельных фрагментов с причудливыми вырезками изображения героев мультфильмов, животных или машинок,.

Дидактические игры со счётными палочками «Польза счётных палочек для дошколят» в средней группеДидактические игры со счётными палочками «Польза счётных палочек для дошколят» в средней группе Пособие со счетными палочки для дошколят. Дети, особенно в дошкольном возрасте, очень любознательны. Задача взрослых - помочь им познавать.

Консультация «Польза спорта для детей» Все привычки и предпочтения формируются с детства. Если ребенок начинает заниматься чем-то с ранних лет, в будущем он не будет вести пассивный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Песочные игры и их польза для детей
Опубликовано: 9 февраля 2019 в 23:59
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Песочные игры и их польза для детей» (включая файлы) размещена пользователем Захарова Яна (УИ 1690611) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД