Мария Абрамова
Плакат — особый вид графики
▼ Скачать + Заказать документы
«Плакат – особый вид графики»
ГРАФИКА – ВИД ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
Графика (греч. graphike, от grapho – пишу) – вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др., основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями.
Публикация «Плакат — особый вид графики» размещена в разделах
Графика использует в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи и пятна (цвет также может применяться, но, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль). Кроме контурной линии в графическом искусстве широко используется штрих и пятно, также контрастирующие с белой (а в иных случаях также цветной, чёрной, или реже – фактурной) поверхностью бумаги – главной основой для графических работ. Сочетанием тех же средств могут создаваться тональные нюансы.
Наиболее общий отличительный признак графики – особое отношение изображаемого предмета к пространству, роль которого в значительной мере выполняет фон бумаги (по выражению советского мастера графики В. А. Фаворского, – «воздух белого листа»).
В зависимости от предназначения графика подразделяется на несколько видов:
станковая графика (аналог станковой живописи) – самостоятельное художественное произведение автора, (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, гравюра, лубок.
графика в книгах и прессе (газетах, журналах, направленная на иллюстрацию текста или служащая его декоративным украшением (оформление и конструирование печатных изданий, иллюстрации, виньетки, заставки, буквицы, обложка, суперобложка и т. п.);
миниатюра (вариант книжной графики);
прикладная графика, получившая широчайшее распространение в обычной жизни – от марки на конверте и виньетки в приглашении на бал – до картинки на фантике шоколадной конфеты;
графика, возникшая на основе черно-белой фотографии – популярное направление 60-х годов прошлого века;
плакатная графика, которая возникла в конце 19, начале 20 века и стала мощнейшим инструментом воздействия на политическую, культурную, экономическую жизнь;
компьютерная графика – графические работы, выполненные с помощью современных компьютерных технологий и применяемые для создания визуального ряда в кино, телевидении, рекламе и т. д.
Станковая графика – лубок. Владимир Фаворский
«Октябрь 1917 года».
Станковая графика. Эстамп.
Станковый рисунок.
И. Репин. Л. Н. Толстой за работой. 1891. Карандаш.
Специфика и задачи различных произведений графики могут быть противоположными.
Например, произведения станковой графики требуют камерного, постепенного, внимательного вглядывания вместе с художником изо-бражаемого мира.
У плаката же совершенно другие задачи. Содержание его должно пониматься однозначно.
ИЗ ИСТОРИИ ПЛАКАТА, О ВИДАХ ПЛАКАТА.
Плакат (нем. Plakat от фр. placard – объявление, афиша, от plaquer – налепить, приклеивать) – самый массовый и общедоступный вид графического искусства, выполняющий задачи наглядной политической агитации или служащий средством информации, рекламы и инструктажа.
"Плакат является произведением печатной графики, изображение и текст которого выражают его общую идею. Плакат является одним из основных видов наглядной агитации и пропаганды, информации, рекламы, инструктажа или обучения. Как полиграфическое издание плакат представляет собой листовое издание, отпечатанное, как правило, на одной стороне печатного листа, удобное для расклейки; предназначен для экспонирования в помещениях и на улицах. Шрифтовые афиши, таблицы, диаграммы, не являющиеся произведением графического искусства, но выполняющие сходные с плакатами задачи, относятся также к плакатам".
В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий».
К особенностям жанра можно отнести следующее: плакат должен быть виден на расстоянии, быть понятным и хорошо восприниматься зрителем. В плакате часто используется художественная метафора, разномасштабные фигуры, изображение событий, происходящих в разное время и в разных местах, контурное обозначение предметов. Для текста важным является шрифт, расположение, цвет. В плакатах используется также фотография в сочетании с рисунком и с живописью.
ИЗ ИСТОРИИ ПЛАКАТА
Считается, что плакат возник в результате эволюции от шрифтовых театральных афиш и объявлений, на которых все большее место занимали орнамент и фигурные изображения в Западной Европе во 2-й половине XIX века. В большинстве плакатов этого времени в основном используется большое количество орнаментально-декоративных композиций (стиль модерн, за исключением работ французского художника А. Тулуз-Лотрека. В течение этого времени наблюдается постепенный переход от книжно-журнальной графики в стиле модерн и натуралистически-картинного стиля к стилю станковой картины.
О ВИДАХ ПЛАКАТОВ
Строго определенные функции плаката диктуют выбор изобразительных средств, приема работы, определяют особый изобразительный язык плаката и его размеры.
Плакаты быстро сменяют друг друга и, воздействуя сравнительно короткое время, должны отличаться четким и ясным языком. Плакат должен привлечь внимание зрителя на большом расстоянии. Зрителю в предельно краткий срок должно стать ясно, к чему плакат призывает, какова его цель. Именно такими задачами продиктованы относительно большие размеры плакатов.
Во имя краткости, доходчивости и выразительности в плакате применяется особенно острая типизация образа и широко используется такие условно-декоративные приёмы как обобщение изображения, упрощение цветовых отношений, отказ от второстепенных деталей, символические обозначения.
Быстрота и оперативность отклика на общественное событие – главное условие активной жизни агитационного плаката. Плакат должен отражать не только существующие события, но порой и опережать их. Основными свойствами плаката являются : максимальная доходчивость, эмоциональность, четкость и лаконичность.
Виды плаката разнообразны.
Политический плакат – является одной из самых действенных форм политической агитации, воплощает изобразительные средства, которые отображают политические задачи и лозунги. Необычайно широка тематика политических плакатов : они посвящены борьбе за мир, направлены на разоблачение врагов и т. д.
Многие плакаты создаются в честь революционных праздников, международных событий и т. д. Большое значение приобрели сатирические плакаты.
Социальный плакат – в числе наиболее актуальных проблем, отражаемых в плакате : наркомания, алкоголизм, снижение рождаемости, положение инвалидов, ухудшение экологической ситуации, низкий уровень ответственности и социальной активности молодежи (слайды 22, 26, 27, 34).
Информационно-рекламный плакат – решает задачи информации, оповещение о разнообразных культурно-просветительных мероприятиях или задачи рекламы – ознакомления потребителей с товарами, услугами.
Особыми качествами наделены театральные и киноплакаты. Выполняя задачи рекламирования спектаклей или кинофильмов, они должны отражать присущие данному зрелищу стиль, творческое устремления его авторов.
Учебно-инструктивный плакат – преследует цели пропаганды научных знаний, методов труда, различных правил и т. д. В отличие от других видов плаката, содержит значительное количество текста, целую серию рисунков и предназначается для более длительного использования.
По технике воспроизведения плакаты бывают : печатные, трафаретно-шелкографические, световые.
По средствам исполнения плакаты бывают : графические и живописные (плоскостной, объемно-пространственный или комбинированный, одноцветный или многоцветный).
С ОБЩИМ РЕШЕНИЕМ ПЛАКАТНОГО ЛИСТА
Специфика художественного языка плаката определяется тем, что он должен восприниматься на большом расстоянии, привлекать внимание, смысл изображённого должен сразу бросаться в глаза. У плаката, как у хорошего оратора, «речь» должна быть яркой, предельно выразительной, краткой. Плакат должен приковывать взгляды, порой даже в экстремальных условиях нашей стремительной жизни.
Плакат обычно представляет собой изображение, сопровождаемое текстом. Специфика плаката определяет и художественные особенности его композиции, цвета и шрифта. В построении плаката не существует каких-то постоянных схем и приемов. Композиция тесно связана с со-держанием плаката и поэтому в каждом случае находится особое решение.
Изображение и шрифт должны показать идею плаката. Сложно выбрать шрифт, который в каждом отдельном случае наиболее целесообразен. Цвет шрифта привлекает внимание и вызывает особое отношение к изображению, представленному на плакате.
Шрифтовой плакат - распространённый вид наглядной агитации. Главным элементом композиции такого плаката является шрифт. Шрифтовой плакат лишен всякого украшения и зрительно воздействует на человека гармонической слаженностью всей композиции, характером рисунка букв, его органической связью с содержанием, цветовым строем, ритмом.