План-конспект занятия по обучению грамоте «Буква З»

Галай Юлия Александровна
План-конспект занятия по обучению грамоте «Буква З»

Возраст: подготовительная группа детей (5- 6 лет).

Образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие.

Тип НОД: усвоения новых знаний.

Форма проведения: традиционная.

Тема НОД: «Буква и звук З».

Цель: познакомить детей с печатной буквой «З».

Задачи:

1) формировать у детей представление о звуке [з], познакомить с графическим образом буквы «З»; уточнить произношение звуков в словах, формировать умение отвечать на вопросы полным ответом;

2) развивать зрительное, фонетическое, тактильное, опорно-пространственное представление; упражнять в подборе родственных слов в образование прилагательных с именами существительными; развивать интонацию и мелкую моторику рук;

3) воспитывать любознательность.

Оборудование, средства обучения:

- предметные картинки: «Зимний лес», «Звери в лесу», «азбука в картинках» карточка с буквой «З», заколдованная буква «З», расколдованная буква «З»; музыкальный фрагмент Чайковского «Времена года», ноябрь.

– раздаточный материал: карточки с буквой «З» из бархатной бумаги (16, соломинки (16, шаблон буквы «З» (16, карандаш синий (16);

- 2 кисточки, баночка с водой, игрушка Дед Мороз, снежинка бумажная, магнитная азбука;

- костям тетушки Метелицы, музыка Чайковского «Времена года». Ноябрь, фонограмма «Вьюга», «Дед Мороз».

Методы и приемы:

- беседа о зимнем лесе;

- игровой метод (игра «Актеры»);

- обсуждение;

- прослушивание музыкального фрагмента;

- выполнение творческого задания;

- рассматривание картины «Зимний лес»,

- частично-поисковый метод

- метод мотивации;

- демонстрация;

- анализ, синтез, сравнение.

Приемы работы над запоминанием графического образа буквы:

- графический анализ буквы;

- сравнения буквы;

- подбор зрительного образа к букве;

- письмо в воздухе;

- письмо мокрой кисточкой на доске;

- восприятие буквы через тактильные ощущения.

Здоровье сберегающие технологии:

- пальчиковая гимнастика «Мы во двор пошли гулять»

- упражнение для глаз (письмо в воздухе буквы «з» глазами)

- упражнение на развитие речевого выдоха «разморозь букву»

- корригирующая гимнастика с тетушкой Вьюгой

Ход занятия

Этап занятия содержание время

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята сегодня мы с вами отправимся в путешествие зимний лес. - Ребята, когда я хлопну один раз в ладоши, сядут только девочки, когда 2 раза, сядут только мальчики. Приготовьтесь, будьте внимательны!

2. Повторение звука «Зь», «З».

- Прошло совсем немного времени, а природа изменилась до неузнаваемости. Что же произошло, догадайтесь.

(воспитатель загадывает загадку)

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке, белы.

А в санях сидит девица

Белокура, белолица

Как махнула рукавом

Все покрылось серебром.

- Какое это время года? (Зима)

(Воспитатель открывает шторку, и дети рассматривают картину зимы.)

- Какой первый звук в слове зима? (Зь) - На прошлом занятие вы познакомились со звуком «Зь», «З» Что можно сказать про этот звук? Какой он? (согласный или гласный)А есть ли у этого звука твердый братец? (Да, есть «З»)

- Положите руку на горлышко и произнесите звук «З». Заводятся моторчики, рука дрожит, значит, какой звук звонкий или глухой? (Звонкий)

- Зумушка-Зима предлагает нам с вами погулять в зимнем лесу, но чтобы туда попасть нужно, поиграть с ее именем.

Воспитатель предлагает игру детям.

Игра «Актеры»

Представьте себя актерами. Попробуйте слово «Зима» произнести празднично, вопросительно, грустно, весело, безразлично, тихо, громко, медленно, быстро

- Ребята, а теперь нужно ласково сказать слова Зима. (Зимушка, Зимка, Зимонька, Зюзя)

- Молодцы вы справились с заданием, лес ждет нас.

. В какой лес мы пойдем? (В зимний лес) Какую одежду наденем? (Зимнюю одежду). А сапоги, какие? (Зимние). Какую шапку? (Зимнею). По какой дороге мы пойдем? (По зимней). В лесу очень часто бывает сильный мороз. Каким воздухом мы душим? (Морозным, зимним, холодным) В путь!

Воспитатель включает музыку, дети закрывают глаза, меняется наглядность. Выставляется картинка зимнего леса со зверями. 10мин.

Основная часть (содержательный,деятельный этап).

Знакомство с темой занятия.

- Лесные жители выбежали из своих домиков поприветствовать вас. Назовите животных, которые вышли на улицу. (Белка, синичка, волк, лиса, заяц) А почему медведя нет? (медведь зимой спит).

- Скажите, синичка это перелетная птица или зимующая? (зимующая).

- Посмотрите, какой-то зверь оставил на снегу свой след в виде буквы «З». Как вы думаете, какое из этих животных написал на снегу букву «З». (Заяц) Почему заяц? (Слово заяц начинается с буквы «З») Закрепление зрительного образа буквы.

Графический анализ буквы «З».

- Это буква «З».

- Из каких элементов она состоит? (из полукругов). Сколько их? (2).

- Обратите внимание в какую сторону смотрит буква «З» (в левую)

Подбор зрительного образа к букве.

- Как вы думаете, на что похожа буква «З» (Возможные ответы детей). Посмотрите буква «З» похожа на змею:

З изогнулась как змея,

Но ей не испугать меня.

Дети повторяют вместе с воспитателем стишок 2-3 раза.

Физминутка.

- Ребята, а вы хотите побывать в гостях у Деда Мороза? Пойдемте со мной.

Дети встают и идут на ковер Звучит фонограмма «Вьюга», выходит тетушка Метелица.)

Дети садятся на свои места.

-А вот и Дед Мороз! Послушайте, Что он говорит.

Воспитатель включается запись голоса.

Разыграйтесь-ка, метели,

Гнитесь ниже сосны, ели,

Все, что есть в моем лесу,

Заморожу, занесу.

Упражнение на развитие речевого выдоха.

- Ребята вместе с лесом Мороз случайно заморозил и буква «З». Как же ей помочь? (Возможные ответы детей) Подойдите и подышите на букву, а теперь подуйте на нее. Буква не растаяла.

- Посмотрите у Деда Мороза, что-то в руках.

Воспитатель берет снежинку и читает «Выполните все мои задания и буква растает».

- Давайте поможем букве.

Упражнения на развитие тактильного восприятия буквы.

- Возьмите в руки карточки с цветной буквой. Обведите пальчиком контур букву сверху вниз.

- А теперь закройте глаза, и сделайте тоже самое закрытыми глазами.

- Молодцы справились с заданим.

Упражнения на знакомство с траекторией движений при написании.

1. Письмо в воздухе буквы «з» левой и правой рукой;

2. Письмо в воздухе буквы «з» глазами;

3. Письмо в воздухе буквы «з» соломкой во роту.

4. Письмо буквы мокрой кисточкой на доске.

- Молодцы справились со вторым заданием.

Пальчиковая гимнастика.

- Чтобы хорошо выполнить последние задание, нужно размять пальчики.

- Возьмите карандаш и заштрихуйте букву.

Воспитатель вместе с детьми выполняет гимнастику «Мы во двор пошли гулять»

Упражнения на развития двигательного аппарата.

Дети берут шаблон буквы «З» и синим карандашом заштриховывают букву.

- Молодцы, вы спасли букву, но она все равно не тает. Давайте подарим Дед Морозу ваши буковки.

Дети приносят буквы и кладут на стол возле Деда Мороза.

- Смотрите, буква растаяла. Пора возвращаться домой. 25 мин.

Заключительная часть (рефлексивный этап) Выключается свет, включается сказочная мвузыка, дети закрывают глаза и мысленно возвращаются в детский сад.

- Ну вот, мы и дома.

- Что вам понравилось на занятии больше всего?

- Сегодня все ребята поработали хорошо.

Всем спасибо занятие окончено. 3мин.

Публикации по теме:

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Волшебная буква» Непосредственная образовательная деятельность по обучению грамоте. Тема: Волшебная буква». Задачи: Образовательные: закрепить механизм.

Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук [Р]-[Р’]. Буква Р» Конспект занятия по обучению грамоте «Согласный звук Р (Р’). Буква Р» Цель: Познакомить со звуком{ Ри Р`} и буквой (Р,р). Задачи : Закрепить.

Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у сказки». Звук [C] и буква С» Возрастная группа: подготовительная Форма НОД: занятие Форма организации: подгрупповая Программные задачи: 1. Коррекционно-образовательные:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Я» Цель: Обозначать правильно буквы Я звуками. Задачи: Формировать у детей понятие, что сочетание звуков [й а], слышится в начале слова и после.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук и буква [ц]» Конспект занятия в подготовительной по обучению грамоте «Звук и буква Ц» Звук и буква Ц. Подготовила учитель-логопед:Веселова Т. В. Цели:.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ф] и буква Ф» Цель: Познакомить с буквой Ф Задачи: -развитие навыков звуко- буквенного анализа; -развитие фонематического слуха; -развитие навыков звукового.

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Буква [ф], звук [ф]» Цель: познакомить детей со звуком [Ф], буквой Ф. Задачи: 1. Формировать правильную артикуляцию звука [Ф], знания об акустических особенностях.

Конспект занятия по обучению грамоте «Звуки [л]-[л’]» и буква Л в старшей группе Название занятия: «Звуки «Л,Ль» и буква «Л,Ль». Цель: Познакомить детей со звуком «Л,Ль» и буквой «Л,Ль». Продолжать учить детей внимательно.

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква «С» «Звук и буква С» Цели: 1. Коррекционно – обучающие: - учить давать характеристику звуку «С», и добиваться полных ответов; - формировать.

План-конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Дом для Дюймовочки. Звуки [Д]-[Д’], буква Д» Тема: «Дом для Дюймовочки. Звуки [Д] – [Д’], буква Д». Задачи: Коррекционно-образовательные: • закрепить умение давать характеристику звуков.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
План-конспект занятия по обучению грамоте «Буква З»
Опубликовано: 5 мая 2018 в 15:28
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

21 октября. День хохломы на МААМ

Хохлома – исконно русский народный промысел. Он появился и оформился как особенная традиция росписи деревянной посуды в нижегородских деревнях, среди керженских лесов. Хохлома радует уникальными, только...

Конспект музейного занятия в старшей группе «Золотая хохлома», приуроченного ко Дню...
Конспект музейного занятия в старшей группе на тему: «Золотая хохлома». Цель: Развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству;...
Проект «Лэпбук — детям друг!» в первой младшей группе
( СЛАЙД 1) Проблема формирования познавательной активности детей дошкольного возраста очень актуальна в наше время. У детей недостаточно сформирована...
Фотоотчет об экскурсии в школьную библиотеку (старшая группа)
Отчет об экскурсии в школьную библиотеку( старшая группа. Цель : продолжать знакомить воспитанников с профессией библиотекаря. - формировать представление...