Папки-передвижки

План по самообразованию «Формирование графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста»

Елена Арбузова
План по самообразованию «Формирование графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста»

МБДОУ Светлинский детский сад «Светлячок»

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

по теме

«Формирование графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста»

На 2022 -2023 учебный год

Публикация «План по самообразованию „Формирование графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

В соответствии с ФГОС ДО одним из целевых ориентиров программы дошкольного образования является формирования у детей готовности к обучению в школе. Один из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки к школе, является развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом и т. д., тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. В исследованиях по формированию у детей готовности к обучению в школе. навык овладения письмом обозначается как «графо-моторный навык», «графические умения». Графический навык — это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет. Формирование элементарных графических навыков – это великолепный способ развития ребёнка. Во-первых, это мощное психотерапевтическое средство. Ребёнок, оставляя след фломастера или карандаша на бумаге, начинает ощущать себя личностью. Кроме того, это эффективный способ развития мелких движений пальцев, их мышечной силы. Это также является средством расширения пассивного и активного словаря ребёнка. Работа над графическими навыками – прекрасный способ умения ориентироваться на листе бумаги. Это также средство развития мышления. В процессе развития графических навыков у детей воспитываются произвольное внимание и память. Развитие графомоторного навыка строилось по принципу «от простого - к сложному» и осуществлялось на протяжении всего периода дошкольного детства.

Графический навык предполагает :

- умение красиво и легко (а значит ненапряженно) рисовать колебательными, вращательными, плавными, отрывными и ритмизированными движениями графические элементы различного содержания (предметные изображения, линии любой конфигурации - широкие, узкие, нитевидные, ломаные, спиралевидные). - легко и непринужденно удерживать пишущий инструмент (карандаш, ручку, соблюдая необходимый угол наклона;

- устойчивое сохранение правильной позы у рисующего или пишущего ребенка; - выполнение графических движений с интересом, увлеченно, без повышенной напряженности.

Овладение детьми графических навыков требует многократных постепенно усложняющихся упражнений. Длительность графических операций на начальном этапе не должна превышать 5-7минут. Следует отметить, что не нужно торопить детей. У каждого ребёнка свой темп письма. Необходимо формировать графический навык поэтапно для успешной подготовки руки к письму. Графические упражнения разнообразны: штриховка, обведение заданных линий и контуров, проведение линий разной конфигурации, выполнение изображений в цвете, воспроизведение графических узоров по клеточкам и д. р.

Таким образом, в дошкольном возрасте очень важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребёнком двигательного опыта, развития ручной умелости.

Проведя анализ развития произвольной моторики пальцев рук воспитанников пришла к выводу, что работу по подготовке руки к письму необходимо начинать задолго до поступления ребёнка в школу. Конечно, обучение письму – задача школы. Но многие из необходимых навыков и умений ребёнок может усвоить до того, как перед ним встанет школьная задача – учиться писать. И тогда обучение письму будет облегчено. Именно это обстоятельство в значительной степени и определяет актуальность моей работы по теме: «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение уровня теоретических знаний и практических умений и навыков, способствующих формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- Повысить собственный уровень знаний путём изучения методической литературы, изучения статей на интернет сайтах.

- Изучить и подобрать различные техники и методики для развития графомоторных навыков.

- Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по теме.

- Подвести итоги работы по теме в конце учебного года

Для детей :

Обучающие:

-формировать зрительно - двигательную координацию, пространственную ориентацию на листе бумаги и в окружающем пространстве;

- формировать навыки учебной деятельности: умение слушать, понимать и выполнять словесные установки педагога; умение действовать, повторяя показанный образец и правило.

Развивающие:

-развивать мелкую моторику, внимание, память, мышление, зрительное, слуховое восприятие;

Воспитательные:

-воспитывать усидчивость, самостоятельность, наблюдательность, активность, стремление доводить начатое дело до конца.

Для педагогов:

-повысить педагогическую компетентность педагогов в вопросах формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

Для родителей:

–вовлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс;

–повысить компетентность родителей в вопросе применения различных приемов, направленных на формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста;

- оказание методической поддержки по данной теме.

Основные направления работы по формированию графических навыков у детей :

- Графические дорожки

- Обводка

- Соедини по точкам

- Закрашивание

- Трафарет

- Графический диктант

- Рисование по клеткам

- Кинезиологические упражнения

Формы работы с детьми :

- совместная деятельность воспитателя с детьми:

- индивидуальная работа с детьми

- свободная самостоятельная деятельность детей.

Формы работы с родителями :

- консультации

- индивидуальные и групповые беседы

- оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)

- привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.

Предполагаемые результаты:

- Повышение теоретического, научно-практического уровня, профессионального мастерства и компетентности воспитателя

- Улучшение уровня развития графомоторных навыков воспитанников.

- Разработка консультаций, памяток направленных на обогащение знаний родителей по вопросам развития графомоторных навыков детей дошкольного возраста

- Разработка картотеки игр и упражнений, заданий, направленных на развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков

- Обобщение опыта работы. Публикация материалов в сети интернет.

Этапы работы:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

изучение научной и учебно – методической литературы

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме

Перспективный план работы

Месяц направления работы

Самообразование Воспттанники Родители педагоги

сентябрь 1. Работа с Интернет – ресурсами.

2. Изучение методической литературы по теме самообразования.

3. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы на учебный год) Диагностика уровня развития мелкой моторики и графических умений на начало года

Анкетирование родителей «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста»

Выяснить актуальность данной темы в условиях дошкольного учреждения, среди коллег, обмен опытом.

октябрь Изучение опыта работы коллег через Интернет-ресурсы. Упражнения и игры на формирование графомоторных навыков

Ознакомление родителей с результатами диагностического обследования детей, знакомство с направлениями работы Онлайн- презентация «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

ноябрь Пополнение предметно-развивающей среды группы для успешного формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Упражнения и игры на формирование графомоторных навыков

Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей 5-6 лет.

Консультация для педагогов на тему: «Формы сотрудничества МБДОУ с родителями по теме «Формирование графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста».

декабрь Работа с методической литературой по заданной теме.

Упражнения и игры на формирование графомоторных навыков

Выставка методической и детской литературы и наглядного материала для родителей заданной теме в мессенджерах сети Интернет Выставка методической и детской литературы и наглядного материала для педагогов по заданной теме в мессенджерах сети Интернет

январь Повышение знаний, сбор материала по изучаемой теме. Упражнения и игры на формирование графомоторных навыков

Консультация для родителей

«Развитие графомоторных навыков у дошкольников»

Памятка «Подборка игр для развития зрительно- пространственной ориентации»

февраль Поиск и разработка наглядных, демонстрационных, электронных материалов к проведению образовательной деятельности с детьми

Образовательная и совместная деятельность

Конспект занятия

«Один день из жизни ладошки»

Представление родителям материала и упражнений, литературы по заданной теме.

Консультация для педагогов

«Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников посредством кинезиологических упражнений»

март Размещение материала по теме самообразования на профессиональных сайтах, обмен опытом с педагогами. Упражнения и игры на формирование графомоторных навыков

Мастер-класс для родителей

по теме

«Формирование графомоторных навыков

у детей старшего дошкольного возраста

посредством кинезиологических упражнений»

Представление наработанных материалов, обмен опытом с коллегами. Мастер- класс для педагогов

«Формирования графо моторного навыка у старших дошкольников посредством кинезиологических упражнений»

апрель Изучение дополнительной методической литературы.

Свободная самостоятельная деятельность детей.

Упражнения для закрепления графомоторных навыков

Буклет

«Кинезиологические игры и упражнения» Публикация из опыта работы (статья) для коллег.

май Работа с методической литературой и картотекой Диагностика уровня развития мелкой моторики и графических умений на конец года

Анализ, обмен информацией с родителями по заданной теме. Отчет по теме самообразования

Научная и методическая литература:

1. Бачина О. В., Коробова Н. Ф. Пальчиковая гимнастика с предметами определения ведущей руки и развитием навыков письма у детей 6-8 лет : Практическое пособие для педагогов и родителей. - М. : Аркти, 2001.

2. Безруких М. М. Тренируем пальчики. - М. : ООО «Дрофа», 2000.

3. Белая А. Е. Пальчиковые игры. - М. : «Астрель», 2001.

4. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук : Игры и упражнения. - М. : ТЦ Сфера, 2006.

5. Галкина Г. Г, Дубинина Т. И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей / Г. Г. Галкина, Т. И. Дубинина. — М. : Издательство «Гном и Д., 2005. —40с.

6. Голубь В. Т. Графические диктанты : Пособие для занятий с детьми 5-7 лет. – М. : ВАКО, 2008. – 144 с.

7. Давыдова О. А. Графомоторика. Тренажёр по развитию межполушарного взаимодействия и графомоторных навыков. – М. : Школьная пресса, 2017.

8. Зегебард Г. М., Ильичёва О. С. Волшебные обводилки. Формирование графомоторных навыков, - М. : Генезис, 2013.

9. Лопатина Л. В., Логинова Е. А., Липакова В. И. Готовимся к овладению письмом. Дидактическое пособие для развития зрительно-пространственных функций и графомоторных навыков у детей. Тетрадь 1. – М. : Корона-Век, 2011.

10. Лыкова И. А. Художественный труд в детском саду. Учебно-методическое пособие. Программа «Умелые ручки». – М. : Цветной мир, 2012.

11. Морозова Л. Нарисуй-ка. Клеточка за клеточкой. – М. : Быстров, 2006.

12. Нагибина Н. И. Природные дары для поделок и игры. – Ярославль: «Академия развития», 2008.

13. «Необыкновенное рисование», учебное издание из серии «Искусство – детям», М. : Мозаика-Синтез, 2007 г., № 2.

14. Нетрадиционные художественные техники. Научно-методический журнал № 6, 2008.

15. Новиковская О. А. 100 игр для развития мелкой моторики. – М. : АСТ, 2017.

16. Петрова И. В., Лиханова Т. И., Присяжнюк С. А. Сенсорное развитие детей раннего и дошкольного возраста. Методическое пособие: Сфера, 2012.

17. Праведникова И. Нейропсихологические прописи. Точка, точка, два крючочка. Учимся красиво писать. – М. : Айрис-Пресс, 2016.

18. Рисование с детьми дошкольного возраста : Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий / Под ред. Р. Г. Казаковой – М. : ТЦ Сфера, 2006.

19. Сазонова А. В., Боричева Г. А. Узоры для развития тонкой моторики дошкольников. – СПб. : Детство-Пресс, 2006.

20. Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковая гимнастика. Упражнения на развитие мелкой моторики. 2-е издание. – М. : КОРОНА-принт, 2007.

21. Топоркова И., Кутявина Н., Гаврина С. Рисуем по точкам. Тетрадь для самостоятельных занятий детей 5-7 лет. – М. : Академия Развития, ВКТ, 2007.

22. Узорова О. В., Нефедова Е. А. Пальчиковая гимнастика. - М. : Астрель, 2007.

23. Фатеева А. А. «Рисуем без кисточки», Ярославль, 2004.

Публикации по теме:

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Формирование культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста (видео) Почти полтора месяца мы пробыли в самоизоляции. Конечно, назвать это время лёгким нельзя. Пришлось искать новые формы и приёмы работы с.

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возрастаФормирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста С первых дней жизни при формировании культурно-гигиенических навыков идёт не просто усвоение правил и норм культуры поведения, а чрезвычайно.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возрастаФормирование навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Здоровье – одна из важнейших ценностей человека. Хорошее здоровье является предпосылкой к высокоэффективному труду, творческой активности,.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

План по самообразованию по теме «Формирование культурно — гигиенических навыков у детей младшего возраста» Дата начала работы над темой: сентябрь 2020 г. Дата окончания работы: май 2021 г. Цель: формирование простейших культурно - гигиенических.

План заседания ГМО «Формирование исследовательских умений и навыков у детей дошкольного возраста» Доброго времени суток всем! Представляю вашему вниманию план установочного заседания ГМО на тему "Формирование исследовательских умений.

Проблема формирования графомоторных навыков у леворуких детей младшего школьного возраста Среднее число молодого поколения, которые предпочитают левую руку правой, составляет 7-12% от общего числа детей и подростков нашей страны,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Формирование графомоторных навыков детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 16 июня 2023 в 08:45
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД