МААМ-картинки

План по самообразованию «Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей»

Елена Мошкина
План по самообразованию «Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей»

Тема: «Нетрадиционные материалы в аппликации, как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста».

Цель: Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.

Задачи:

Публикация «План по самообразованию „Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей“» размещена в разделах

-Овладение методами использования нетрадиционных материалов в технике аппликации, совершенствование пропаганды среди родителей;

-Осуществление систематической работы с детьми;

-Развивать познавательную активность в процессе использования нетрадиционных материалов в аппликации.

Данная программа составлена с учетом:

1. «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.

2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил

3. Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет : Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с. : ил.

4. Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской. : ТЦ Сфера, 2010.-192с. (Вместе с детьми)

Литература:

1. Гусакова М. А. Аппликация : Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.

2. Каракулова О. «Рисуем» скотчем!» // Обруч. - 2003. - № 5.

3. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

4. Воспитатель ДОУ № 1/2009

5. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).

6. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/ Д: Феникс, 2002.

7. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).

Изучение темы

Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.

По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.

По форме аппликация бывает объемной и плоской.

По цвету — одноцветная и многоцветная.

Для ее изготовления используются самые различные материалы : бумага; ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, шнуры); кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы и многое другое.

Для аппликации можно использовать самые разные материалы : бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.

Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с нетрадиционными материалами в аппликации на плоскостных формах и изображениях обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети старшего возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.

Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.).

Занимаясь аппликацией с применением нетрадиционных материалов : яичной скорлупы, крупы, глины, ракушек, шерсти, ваты, макарон, нитей, и многих других. Знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию детей.

Итак, аппликация :

• Развивает художественное воображение и эстетический вкус.

• Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.

• Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы : ткань, крупа, сухоцветы, соломка.

• Помогает выучить цвета и формы.

• Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.

Вот несколько нетрадиционных материалов для аппликации, которые планируются использовать в работе с детьми.

План работы

Практические выходы:(проекты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)

Сентябрь-октябрь

«Разнообразие нетрадиционных материалов для аппликации»

«Работа с цветным скотчем.

Знакомство с материалами, накопление самих материалов.

Наблюдения за процессом работы с различными материалами.

Беседы: «Пушистая вата»; «Новинки из мусорной корзинки»; «Как мы создадим интересные картины»

Коммуникации: рассказ об отличии работы с нетрадиционным материалом от работы с бумагой.

Чтение художественной литературы по теме.

Загадывание загадок.

Художественное творчество : Аппликация из цветного скотча «Осенняя березка»; «Грибной ежик»; «Цветы на клумбе»; «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени»

Д/И «Узнай на ощупь»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».

Просмотр мультимедиа презентации. НОД «Способы работы с цветным скотчем»; Изготовление поделок.

игра «Подбери нужный цвет»

Выставка аппликативных поделок из цветного скотча.

Ноябрь-декабрь

«Волшебные нитки»

«Работа с различными видами ниток в технике аппликации»

Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов, «Весёлые уроки»

Беседы: «От куда берутся нитки»; «Вот какие разные волшебные ниточки»; «Забавные истории про клубок».

Наблюдения за процессом работы с нитками в технике аппликации.

Чтение: художественная и познавательная литература по теме.

Загадывание загадок.

Художественное творчество : аппликации : «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал?»; «Жил-был тигр»; «Пингвин на льдине»; «Зайка в зимней шубке».

Д/И «Волшебный клубочек»; «Загадки и отгадки»; «Кто пушистый».

Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует» Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные»

Изготовление совместно с родителями макетов:

«Животные наших лесов», «Животные жарких стран»

Проект «Домашние питомцы»

Январь-март

«Мир макарон»

«Применение макарон в технике аппликации»

Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.

Наблюдение за процессом работы с макаронами в технике аппликации.

Беседы: «Какие бывают макароны»; «Для чего ещё можно применить макароны»; «Наши друзья продукты».

Чтение художественной литературы.

Загадывание загадок.

Речевая логическая задача «Откуда взялись макароны»

Инсценировка «Весёлая макарошка»

Художественное творчество. Аппликации : «Ласточки в полете», «Снегири»; «Поющий соловей»; «Грачи прилетели» Изготовление поделок.

Викторина «Наши друзья- продукты».

Изготовление альбома «Птицы»

Выставка детских работ

Апрель - май

«Живая скорлупа»

«Работа с яичной скорлупой" Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.

Наблюдение за процессом работы с яичной скорлупой в технике аппликации.

Беседы: «Откуда взялась скорлупа?»

Опыты с яичной скорлупой.

Дидактическая игра «Живая и неживая природа»

Загадывание загадок.

Аппликации : «Комнатный цветок»; «Черепашка»; «Норка для крота»; «Ваза с цветами»

Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».

Выставка детских работ.

Мастер-класс для педагогов МБДОУ.

Примерные результаты:

Проведя работу по данному направлению, методом наблюдения и оценки качества выполненных работ, планируется проанализировать данные.

Проанализировав данные, выявить степень заинтересованности детей в работе с предложенными материалами. На основе сделанных выводов спланировать дальнейшую работу по данной теме.

Публикации по теме:

Развитие выразительности в аппликативных работах детей 5–6 лет с помощью кружковой работыРазвитие выразительности в аппликативных работах детей 5–6 лет с помощью кружковой работы дошкольных образовательных учреждениях возможна организация занятий кружка, на которых дети с удовольствием и большим интересом знакомятся.

Вторая жизнь одноразовой бумажной тарелки Цель: -познакомить родителей с нетрадиционной техникой аппликации. Задача: научить изготавливать различные поделки из одноразовых бумажных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План по самообразованию «Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей»
Опубликовано: 14 ноября 2014 в 22:52
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД