Елена Мошкина
План по самообразованию «Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Нетрадиционные материалы в аппликации, как средство художественной выразительности детей дошкольного возраста».
Цель: Изучение особенностей использования нетрадиционных материалов в технике аппликации для детей дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «План по самообразованию „Нетрадиционные материалы в аппликации как средство художественной выразительности детей“» размещена в разделах
- Аппликации. Планы
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Поделки. Мастерим с детьми
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
-Овладение методами использования нетрадиционных материалов в технике аппликации, совершенствование пропаганды среди родителей;
-Осуществление систематической работы с детьми;
-Развивать познавательную активность в процессе использования нетрадиционных материалов в аппликации.
Данная программа составлена с учетом:
1. «Программа художественного воспитания и развития детей 2-7 лет»/ автор И. А. Лыкова.
2. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: старшая группа. Программа, конспекты. – М. : Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2003, 160 с., ил
3. Дронова Т. Н. Художественное творчество детей 2-7 лет : Метод. пособие для воспитателей: Просвещение, 2011.-240с. : ил.
4. Занятия изобразительной деятельности Коллективное творчество/под ред. А. А. Грибовской. -М : ТЦ Сфера, 2010.-192с. (Вместе с детьми)
Литература:
1. Гусакова М. А. Аппликация : Пособие для педагогов дошкольного образования - М. : Просвещение, 2000.
2. Каракулова О. «Рисуем» скотчем!» // Обруч. - 2003. - № 5.
3. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет : Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
4. Воспитатель ДОУ № 1/2009
5. Арапова С. В. Обучение изобразительному искусству. Интеграция художественного и логического. – СПб. : КАРО, 2004. – (Модернизация общего образования).
6. Корчикова О. В. Декоративно-прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях (серия «Мир вашего ребенка»). – Ростов Н/ Д: Феникс, 2002.
7. Нетрадиционные техники и материалы, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р. Г. Казаковой. – М. : ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
Изучение темы
Аппликация (от лат. applicatio — прикладывание) - создание художественных изображений наклеиванием, нашиванием на ткань или бумагу разноцветных кусочков какого-либо материала; изображение, узор, созданный таким способом.
По тематике изображения аппликация подразделяется на предметную, сюжетную, пейзажную и декоративную.
По форме аппликация бывает объемной и плоской.
По цвету — одноцветная и многоцветная.
Для ее изготовления используются самые различные материалы : бумага; ткани разнообразной фактуры (хлопок, шелк, бархат, шнуры); кожа, мех, поролон, природные и бросовые материалы и многое другое.
Для аппликации можно использовать самые разные материалы : бумагу, ткань, нитки, ракушки и камешки, и даже самую обыкновенную крупу.
Результаты наблюдений и экспериментов убедительно доказывают, что упражнения с нетрадиционными материалами в аппликации на плоскостных формах и изображениях обеспечивают качественный скачок в разностороннем развитии ребёнка. Установлено, что дети старшего возраста обладают уникальными возможностями. Путём специально направленных воздействий можно достигнуть очень высокого уровня развития и более раннего формирования той или иной функции мозга.
Любая творческая деятельность, в частности аппликация, имеет большое значение для умственного развития детей, расширяется запас знаний на основе представлений о разнообразных формах и пространственном положении предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.
При изготовлении изделия аппликации важно обращать внимание детей на изменчивость форм, цветов (спелая — не спелая ягода, растения в разное время года, разное пространственное положение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зернышки; рыбка плавает в разных направлениях и т. п.).
Занимаясь аппликацией с применением нетрадиционных материалов : яичной скорлупы, крупы, глины, ракушек, шерсти, ваты, макарон, нитей, и многих других. Знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. Все эти действия способствуют умственному развитию детей.
Итак, аппликация :
• Развивает художественное воображение и эстетический вкус.
• Развивает конструктивное мышление – зачастую, во время работы ребенку необходимо из частей собрать целое.
• Развивает мелкую моторику и тактильные ощущения, особенно, если помимо бумаги используются другие материалы : ткань, крупа, сухоцветы, соломка.
• Помогает выучить цвета и формы.
• Знакомит детей с понятием технология: чтобы получить результат, необходимо выполнить последовательность различных действий: вырезать детали, смазать клеем бумагу, посыпать крупу, размазать пластилин и тому подобное.
Вот несколько нетрадиционных материалов для аппликации, которые планируются использовать в работе с детьми.
План работы
Практические выходы:(проекты, доклады, открытый просмотр, выставка работ и т. д.)
Сентябрь-октябрь
«Разнообразие нетрадиционных материалов для аппликации»
«Работа с цветным скотчем.
Знакомство с материалами, накопление самих материалов.
Наблюдения за процессом работы с различными материалами.
Беседы: «Пушистая вата»; «Новинки из мусорной корзинки»; «Как мы создадим интересные картины»
Коммуникации: рассказ об отличии работы с нетрадиционным материалом от работы с бумагой.
Чтение художественной литературы по теме.
Загадывание загадок.
Художественное творчество : Аппликация из цветного скотча «Осенняя березка»; «Грибной ежик»; «Цветы на клумбе»; «Декоративное панно из осенних листьев»; «Дары осени»
Д/И «Узнай на ощупь»; «Что лишнее»; «Что в моей корзинке».
Просмотр мультимедиа презентации. НОД «Способы работы с цветным скотчем»; Изготовление поделок.
игра «Подбери нужный цвет»
Выставка аппликативных поделок из цветного скотча.
Ноябрь-декабрь
«Волшебные нитки»
«Работа с различными видами ниток в технике аппликации»
Рассматривание иллюстраций, альбомов, просмотр диафильмов, «Весёлые уроки»
Беседы: «От куда берутся нитки»; «Вот какие разные волшебные ниточки»; «Забавные истории про клубок».
Наблюдения за процессом работы с нитками в технике аппликации.
Чтение: художественная и познавательная литература по теме.
Загадывание загадок.
Художественное творчество : аппликации : «Пушистое животное»; «Зайка серый, где ты бегал?»; «Жил-был тигр»; «Пингвин на льдине»; «Зайка в зимней шубке».
Д/И «Волшебный клубочек»; «Загадки и отгадки»; «Кто пушистый».
Речевые логические задачи «О чем рассказал ежик»; «Кто где зимует» Изготовление альбомов «Домашние и дикие животные»
Изготовление совместно с родителями макетов:
«Животные наших лесов», «Животные жарких стран»
Проект «Домашние питомцы»
Январь-март
«Мир макарон»
«Применение макарон в технике аппликации»
Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.
Наблюдение за процессом работы с макаронами в технике аппликации.
Беседы: «Какие бывают макароны»; «Для чего ещё можно применить макароны»; «Наши друзья продукты».
Чтение художественной литературы.
Загадывание загадок.
Речевая логическая задача «Откуда взялись макароны»
Инсценировка «Весёлая макарошка»
Художественное творчество. Аппликации : «Ласточки в полете», «Снегири»; «Поющий соловей»; «Грачи прилетели» Изготовление поделок.
Викторина «Наши друзья- продукты».
Изготовление альбома «Птицы»
Выставка детских работ
Апрель - май
«Живая скорлупа»
«Работа с яичной скорлупой" Рассматривание фотоиллюстраций с изображением готовых работ.
Наблюдение за процессом работы с яичной скорлупой в технике аппликации.
Беседы: «Откуда взялась скорлупа?»
Опыты с яичной скорлупой.
Дидактическая игра «Живая и неживая природа»
Загадывание загадок.
Аппликации : «Комнатный цветок»; «Черепашка»; «Норка для крота»; «Ваза с цветами»
Изготовление альбомов «Цветы в нашей комнате».
Выставка детских работ.
Мастер-класс для педагогов МБДОУ.
Примерные результаты:
Проведя работу по данному направлению, методом наблюдения и оценки качества выполненных работ, планируется проанализировать данные.
Проанализировав данные, выявить степень заинтересованности детей в работе с предложенными материалами. На основе сделанных выводов спланировать дальнейшую работу по данной теме.