Светлана Леонова
План по самообразованию педагога «Использование дидактических игр при формировании математических представлений»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для развития у детей дошкольного возраста элементарных математи-ческих представлений посредством дидактических игр.
Задачи:
• проанализировать психолого-педагогическую литературу по данной теме.
• составить подборку дидактических игр, заданий игрового содержания по развитию матема-тических представлений у детей дошкольного возраста;
• использовать разработанный материал на занятиях математики с детьми дошкольно-го возраста;
Публикация «План по самообразованию педагога „Использование дидактических игр при формировании математических представлений“» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Математика, ФЭМП. Планирование
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математическое развитие. Самообразование
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Планирование. Планы работ
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
• активно воздействовать на всестороннее развитие детей: обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
Ожидаемый результат:
активизация познавательного интереса дошкольников;
развитие внимания, памяти, речи, воображения, логического мышления;
формирование элементарных математических представлений.
Этапы работы.
1. Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же статьи журналов, ознакомиться с материалами интернет источников.
1.
З. А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников», М. : Просвещение 1990.
2. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. — М. : Баласс, 2003 г. — 256 с.
3. Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений» : Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М. : ВАКО, 2005 г. — 208 с.
4. «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.
5. Л. Г. Петерсон, Н. П. Холина «Игралочка». Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. - М. : Баласс, 2003 г. - 256 с.
6. Смоленцева А. А., Суворова О. В. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. СПб. : Детство-пресс, 2004.
7. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»,
«Детский сад. Всё для воспитателя».
2. Составление картотеки дидактических игр по математическому развитию для детей младшего дошкольного возраста (в течение года).
3. Создание предметно-развивающей среды в группе (уголок познавательного развития).
4. Обзор информации по исследуемой теме в Интернете.
Использовать интернет в поисках дополнительной информации для работы на следующих сайтах: «Социальная сеть работников образования», «Maaam.ru», «Дошколёнок. ру», «Уроки математики» .
5. Работа с детьми.
Сроки
Содержание работы
Использование д/игр
сентябрь Мониторинг начальных знаний об элементарных матема-тических представлениях.
Дидактические игры на усво-ение понятия «цвета» : «Сде-лаем кукле бусы», «Цветная вода», «Цветные палочки».
октябрь Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер. Выделение признаков различия и сходства.
Дидактические игры по раз-витию представлений о вели-чинах : «Украсим коврик», «Домики для медвежат», «Угостим мышек чаем», «Цветные кубики».
ноябрь Объединение предметов в группу по цвету, форме, разме-ру.
«Найди пару», «Разложи по коробочкам».
декабрь Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.
д/игра «Что лишнее?», «Что изменилось?»
январь Знакомство с понятиями «один», «много».
Дидактические игры по раз-витию количественных пред-ставлений : «В лес за гриба-ми», «Малина для медвежат», «Угости зайчат».
февраль Сравнение групп предметов по количеству (столько же, больше, меньше).
Дидактические игры по раз-витию равенства на основе сопоставления двух групп предметов : «Угостим белочек грибочками», «Жучки на ли-стиках», «Бабочки и цветы».
март Знакомство с наглядным изображением чисел 1-3, фор-мирование умения соотносить цифру с количеством.
Формирование представлений о непосредственном срав-нении предметов по длине и ширине (длиннее – короче, шире – уже, выше – ниже).
Дидактические игры : «Подбе-ри дорожки к домикам», «По-чини коврик», «Мостики для зайчат», «Подбери дорожки к домикам».
апрель Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал.
Знакомство с наглядным изображением чисел 4-5, фор-мирование умения соотносить цифру с количеством. Дидактические игры : «Гео-метрическое лото», «Разложи фигурки по домикам», «Ка-тится – не катится», «Найди пару по форме».
май Формирование пространственных представлений : на-над-под, слева-справа, вверху-внизу, снаружи-внутри, за-перед и др.
Количественный и порядковый счет от 1 до 5. Сравнение предыдущего и последующего чисел. Дидактические игры на распо-ложение в пространстве: «Возьми игрушку», «Магазин игрушек».
Дидактические игры на умение соотносить цифры с количе-ством: «Следопыты», «Строители».
5. Работа с родителями.
1. Проведение индивидуальных консультаций и бесед.
В течение года
2. Проведение консультации для родителей на тему «Роль дидактических игр в воспитании детей дошкольного возраста».
Ноябрь
3. Рекомендации: «Формируем пространственные представления». Апрель