План программа по поликультурному образованию старших дошкольников в ДОУ

Елена Минаева
План программа по поликультурному образованию старших дошкольников в ДОУ

«Развитие этнотолерантности старших дошкольников при знакомстве с сказками – историко-культурным наследием коренных народов Дальнего Востока»

СЕНТЯБРЬ

Тема: «Коренные народы Дальнего Востока»

Цель: Познакомить с коренными народами Дальнего Востока; Дать представление о разнообразии этносов, самобытности каждого народа, особенностях внешнего облика; Расширять знания об образе жизни, хозяйственной деятельности (животноводство, пчеловодство, земледелии, основных занятиях (рыбалка, охота, собирательство) и формах религии. 1.Рассматривание тематического альбома: «Коренные народы Хабаровского края.

2. Беседа об этническом разнообразии коренных народов проживающих на Дальнем Востоке.

3.Просмотр презентации на тему: «Коренные народы Дальнего Востока и Приамурья».

4. Выставка в уголке книг-сказок коренных народов.

Тема: «Нанайцы – коренные народы Дальнего Востока»

Цель: Дать представление о хозяйстве и быте народа, традиционных жилищах, духовной культуре, традиционной одежде, нанайском фольклоре – сказка. Познакомить с нанайскими знаменитостями (Дерсу Узала, Н. И. Бельды, М. А. Пассар). 1.Просмотр презентации: «Нанайцы – коренные народы Дальнего Востока».

2.Этнический уголок: тематический альбом с иллюстрациями и фотографиями о нанайцах.

3. Рассматривание куклы в нанайском костюме.

ОКТЯБРЬ

Тема: «Нанайские сказки»

Цель: Показать отражение в жанре сказки самобытность культуры нанайцев; Раскрыть сюжетное своеобразие сказки и сказочных героев; Обратить внимание на взаимоотношения людей, познакомить с народной моралью. 1. Чтение нанайской сказки «Айога».

2. Просмотр слайд сказки «Айога».

3. Пересказ сказки.

Тема: «Нанайские сказки»

Цель: Продолжать знакомить детей с сказками нанайцев; Совершенствовать знания о сюжетном своеобразии нанайских сказок; Воспитывать внимательное и бережное отношение к традиционной духовной культуре народа. 1. Чтение нанайской сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали».

2. Просмотр слайд сказки «Как медведь и бурундук дружить перестали».

3. Пересказ сказки.

НОЯБРЬ

Тема: «Нанайские узоры» (аппликация)

Цель: Познакомить детей с элементами нанайского узор; Формировать умение правильно наносить контур и вырезывать детали узора; Учить составлять общий орнамент и аккуратно наклеивать его в соответствии с образцом; Воспитывать интерес к работе.

1.Беседа: обратить внимание на разнообразие видов художественного творчества коренных народов.

2. Рассматривание элементов узора в предметах быта нанайского народа (ковры, одежда, ковка, изделия из бересты).

Тема: «Экскурсия в выставочные залы этнокультурного центра краеведческого музея города Хабаровска»

Цель: Знакомство старших дошкольников с образом жизни системой хозяйства коренных народов Дальнего Востока, для определения географической среды и климатических условий. Дать представление о том, что коренные народы являются наследниками самобытной культуры.

1.Просмотр презентации: «Выставочные залы этнокультурного центра краеведческий музея города Хабаровска».

2. Рассматривание иллюстраций и фотографий о малых коренных народах Дальнего Востока.

ДЕКАБРЬ

Тема: «Коренные народы Дальнего Востока. Ульчи»

Цель: Дать представление о хозяйстве и быте народа, традиционных жилищах, духовной культуре, традиционной одежде, фольклоре. Познакомить с народной мастерицей по вышивке и аппликации мастерицей Токари Бельды.

1.Просмотр презентации: «Ульчи – коренной народ Дальнего Востока».

2.Этнический уголок: книги, фотографии, иллюстрации.

3. Рассматривание художественных книг с сказками ульчей.

Тема: «Волшебство сказок народа Ульчей»

Цель: Продолжать знакомить с народной моралью, которая показывает положительное и отрицательное значение; Обратить внимание на то, как раскрываются положительные отношения героев сказки, сочувствие по отношению к друг другу; Раскрыть сказочные премудрости, которые помогают понять смысл сказки. 1. Знакомство с ульчской сказкой «Скрипучая старушка».

2. Просмотр слайд сказки «Скрипучая старушка».

3. Пересказ сказки по частям.

4. Рассматривание иллюстраций из книги.

ЯНВАРЬ

Тема: «Коренные народы Дальнего Востока. Нивхи»

Цель: Продолжать знакомить детей с народами нашего края. Познакомить с коренными народами нивхами, проживающими на Дальнем Востоке. Дать представление об устаревшем названии нивхов – гиляки; Раскрыть традиции, обряды и обычаи народа (медвежий праздник); Воспитывать интерес к фольклору нивхов (мифологические рассказы, сказки, загадки, обрядовые песни. 1.Просмотр презентации: «Нивхи – коренной народ Дальнего Востока».

2.Этнический уголок: книги, фотографии, иллюстрации.

3. Рассматривание художественных книг с сказками нивхов.

Тема: «Народно-прикладное искусство нивхов» (рисование)

Цель: Познакомить с своеобразным орнаментом, рисунками на бересте, дереве, кости;Расширять представление об древних элементах: завитки, спирали, сюжетном рисовании (рыбы, птицы, драконы). Учить изображать некоторые элементы узоров и составлять сюжет рисунка. 1.Беседа: обратить внимание на разнообразие видов художественного творчества коренных народов нивхов.

2. Рассматривание элементов узора в предметах быта народа (ковры, одежда, ковка, изделия из бересты).

ФЕВРАЛЬ

Тема: «Магические сказки народа нивхи»

Цель: Познакомить детей с магическими помощниками людей – это предметы трудовой жизни, которые готовы защитить, помочь от опасностей, злобы, и других сил природы; обратить внимание на преувелечения в сказках, которые придают интерес; Показать как в сказках высмеиваются глупцы, осуждается жадность.

1. Знакомство с нивхской сказкой «Белая нерпа».

2. Просмотр слайд сказки «Белая нерпа».

3. Пересказ сказки.

4. Рассматривание иллюстраций Гусаровой из книги.

Тема: «Народы, проживающие в Хабаровском крае»

Цель: Продолжать знакомить детей с коренными народами Хабаровского края. Дать представление о том, что восемь этносов проживает в нашем крае. Формировать умение называть основные сходные виды деятельности и проживания народов, а также определять отличия между этими народами (внешний вид,

введение хозяйства, традиционное жилище и т. д.).

1. Презентация на тему «Коренные народы, проживающие в Хабаровском крае».

2. Рассматривание иллюстраций.

3. Слушание песен, музыкальных напевов коренных народов.

МАРТ

Тема: «Коренные народы Дальнего Востока. Эвены»

Цель: Дать представление о хозяйстве и быте народа, традиционных жилищах, духовной культуре, традиционной одежде, фольклоре народа. Развивать знания о самоназвании народа – ламуты, оленный. 1.Просмотр презентации: «Эвены – коренной народ Дальнего Востока».

2.Этнический уголок: книги, фотографии, иллюстрации.

Тема: «Одушевлённые силы природы в сказках эвенского народа»

Цель: Обратить внимание детей на восхитительное богатство флоры и фауны в сказках коренных народов; Показать особенности взаимоотношения людей и одушевленных сил природы; Учить замечать, как живые образы противостоят друг другу (добро и зло). 1. Знакомство с эвенской сказкой «Две кедровки».

2. Просмотр слайд сказки «Две кедровки».

3. Пересказ сказки по этапам.

4. Рассматривание иллюстраций из книги.

АПРЕЛЬ

Тема: «Песни, танцы, музыкальные инструменты коренных народов Дальнего Востока»

Цель: Познакомить детей с напевами и песнями малых народов;Познакомить с жанрами напевов: лирические, любовные, бытовые, колыбельные, хвалебные;Дать представление о музыкальных инструментах: варган, бубен, погремушка, колокольчик, вертушка и т. д. ; Развивать интерес к фольклору коренных народов.

1. Слушание песнопения коренных народов (аудизапись).

2. Рассматривание иллюстраций и музыкальных инструментов.

3. Просмотр презентации на тему «Фольклор народов Амура».

4. Просмотр презентации на тему «Музыкальные инструменты коренных народов».

Тема: «Коренные народы Дальнего Востока. Негидальцы»

Цель: Продолжать знакомить детей с народами нашего края. Познакомить с коренными народом негидальским, проживающими на Дальнем Востоке. Дать представление об устаревшем названии негидальцев – «здешний», «береговой», «местный», «амгуньский человек»;Расширять знания о хозяйстве, быте, поселениях, традиционной одежде, духовной культуре, народно-прикладном искусстве народа; Воспитывать интерес к фольклору негидальцев (сказки, загадки, поговорки, обрядовые песни. 1.Просмотр презентации: «Негидальцы, народ проживающий на Дальнем Востоке».

2.Этнический уголок: книги, фотографии, картинки.

3. Рассматривание элементов костюма.

4. Предварительный просмотр иллюстраций из книг негидальских сказок.

МАЙ

Тема: «Чудесные сказки – тулун негидальского народа»

Цель: Дать представление о зачинах сказок, которые настраивают на нужный лад и помогают понять, когда и где происходят события в сказке; Дать представление о том, как выражены в сказках климатические условия Дальнего Востока, показана могущественная сила природы, восхитительное богатство флоры и фауны, труднопроходимые места тайги и гор. Воспитывать бережное отношение к природе родного края.

1. Знакомство с негидальской сказкой «Охотник Хурэгэлден и лисичка Солакичан».

2. Просмотр слайд сказки «Охотник Хурэгэлден и лисичка Солакичан».

3. Пересказ сказки по этапам.

4. Рассматривание иллюстраций из книги.

Викторина: «Сказки коренных народов Дальнего Востока»

Цель: Продолжать закреплять знания детей о коренных народах Дальнего Востока. Совершенствовать знания о разновидностях (этносах). Формировать знания о разнообразии сказок, созданных коренными народами. Воспитывать любовь к сказкам как историко-культурному наследию коренных народов.

Задачи:

Закрепить знания детей о народах, проживающих на Дальнем Востоке.

Продолжать формировать внимательное и бережное отношение к слову, интерес к традиционной духовной культуре народов;

Показать своеобразие и самобытность сказок коренных народов;

Обогатить словарный запас дошкольников;

Продолжать воспитывать у детей любовь к родному краю. 1. Слушание песен коренных народов;

2.Игра на смекалку: «Назови сказку» (отгадывание названия сказки по краткому зачитыванию текста);

3. Игра на музыкальных инструментах;

4.Игра вопрос-ответ: «Какие народы дальнего Востока ты знаешь? Что ты можешь рассказать?»

5.Игра на внимание: «Что сначала, что потом?» (составление по картинкам правильной последовательности сюжета сказки «Айога», «Почему лягушка зеленой стала»;

6.Словесная игра: «Какие сказки ты знаешь?».

Публикации по теме:

Парциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольниковПарциальная образовательная программа «Познаю мир» для старших дошкольников ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПОЗНАЮ МИР» ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ.

План-конспект НОД по пластилинографии для старших дошкольников «Российский флаг»План-конспект НОД по пластилинографии для старших дошкольников «Российский флаг» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Виды детской деятельности: продуктивная, восприятие художественной литературы,.

Примерная рабочая программа «Волшебные ручки» по дополнительному образованию в детском саду Основание для разработки дополнительной общеразвивающей программы: • Федеральный закон от 29.09. 2012 No273 ФЗ «Об образовании в Российской.

Программа по дополнительному хореографическому образованию детей от 4 до 7 лет «Сказка» МБДОУ №7 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития воспитанников».

Рабочая программа по дополнительному образованию детей 4–5 лет. Кружок по квиллингу «Умелые ручки» Пояснительная записка Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
План программа по поликультурному образованию старших дошкольников в ДОУ
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 01:08
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
25 января. День мезенской росписи

Народные умельцы при создании мезенской росписи использовали всего два цвета: красный и чёрный, однако их работы получались очень красивыми. А главное – самобытными. На занятиях очередного тематического...

25 января. День рождения И. Шишкина

Очередной тематический день посвящен «лесному богатырю» и «царю леса» — именно так называли художника И. Шишкина его товарищи. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы рассказать...

Фотоотчёт «Участие учащихся 1 и 4 классов в акции «Добрая суббота»
22 января в сообществе Всероссийского конкурса для школьников "Большая перемена" социальной сети ВКонтакте стартовала Всероссийская акция "Добрая суббота"....
Фотоотчет проекта «День «Спасибо» — средняя группа МБДОУ «Хоринский детский сад...
Тип проекта: педагогический, творческий, однодневный. Участники: Дети средней группы; Родители воспитанников; Воспитатели групп; Актуальность проекта:...
«Серый волчок» — терапевтическая сказка
Серый волчонок — терапевтическая сказка. Жили - были в одном сказочном лесу зверята, которые любили ходить в детский сад. Каждое утро птицы своим пением...