Папки-передвижки

План самообразования «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»

Елена Петрова
План самообразования «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»

«Музей-это смесь искусства и истории,

филологии и басни, документа и романа, которая

посылает нам через многие годы луч света и доносит

уникальные по ценности опыт и знания».

Ф. Дзери.

Актуальность.

В настоящее время ребёнок с рождения окружён насыщенной медиа - средой. Электронные интерактивные игрушки, компьютер, который дети чаще всего используют для игр, а не как источник информации, занимают всё большее место в жизни ребёнка. Освоение мира дошкольником осуществляется в процессе познавательного развития. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности. Проведя диагностику, я выявила следующие показатели:

Публикация «План самообразования „Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста“» размещена в разделах

Образовательная область Познавательная активность в 2015 – 2016 учебном году составила: высокая 22%, средняя 56%, низкая 22%

Основываясь на данных диагностики, я сделала выводы, что у детей не достаточно развита познавательная активность. Одной из задач дошкольного воспитания является создание каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия его возрастных возможностей и способностей. Одним из основных требований, является требования к развивающей предметно-пространственной среде, в соответствии с которыми она, должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Свободная, разнообразная деятельность, в условиях обогащённой развивающей педагогической среды позволит ребёнку проявить пытливость, любознательность, познавать окружающее без принуждения.

С целью формирования познавательных интересов детей, предполагаю использовать в своей работе такую форму как мини-музей.

Фундаментом педагогики музея является погружение ребёнка в специально организован -ую среду, которая может включать в себя элементы искусства. Часто ли наши дети бывают в музее? Я провела опрос-анкетирование и выяснила, что большая часть воспитанников, ни разу не была в музее. Причины разные. Во-первых, наш детский сад находится в небольшом посёлке, где рядом только школьный музей. А если даже дети с родителями, выезжают за пределы посёлка, им просто не приходит идея такой экскурсии. Поэтому я решила использовать элементы музейной педагогики в образовательном процессе своей группы.

Цель самообразования : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности в вопросах развития познавательной активности дошкольников, средствами музейной педагогики.

Задачи самообразования :

1. Изучить методическую литературу по теме.

2. Обогатить развивающую предметно-пространственную среду ДОУ.

3. Сформировать у дошкольников представление о музее.

4. Развивать познавательные способности, познавательную деятельность.

5. Обогащать речь, развивать активный словарь за счёт формирования у детей определённого объёма информации в музейном пространстве.

6. Разработать и апробировать новую форму взаимодействия детского сада с родителями воспитанников.

7. Проанализировать эффективность использования музейной педагогики, как средства развития познавательной активности дошкольников.

Предполагаемый результат:

1. У детей будет развиваться интеллект, восприятие, речь;

2. Организация познавательной активности в рамках мини-музея будет осуществляется через:

а) формирование и организацию коллекций, создание экспозиций;

б) совместную исследовательскую и творческую деятельность, чувственного восприятия;

в) организацию встреч с интересными людьми.

4. Благодаря эффективным формам и методам мини-музей станет местом познания. Общения и совместного творчества педагогов, детей и родителей.

Этапы работы по самообразованию

Содержание работы Форма работы Сроки

Теоретический

1. Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта 1 Чумалова Т. «Музейная педагогика для дошкольников». «Дошкольное воспитание». 2007 г. №10.

3 Рыжова Н. А., Данюкова А. И., Логинова Л. В. «Мини-музей в детском саду». М. : Линка-Пресс, 2008 г.

4 Юхневич М. Ю. «Я поведу тебя в музей». Учебное пособие по музейной педагогике. Рос. Ин-т культурологии. М. : Издательство РИК. 2001 г.

Журнал «Дошкольное воспитание». №6. 2000 г.

6 Пантелеева Л. В. «Музей и дети». М: Дом «Карапуз». 2000 г.

7 Свешникова Е. «Музей в детском саду: организация и планирование работы». Научно-методический журнал «Детский сад от А до Я». №6, 2007 г.

8 Тихонова О. Г. «Дошкольнику о музейной культуре». (Текст)-М. 2006 г.

10 Рыжова Н. А. «Музейная педагогика в детском саду».

11 Дусавицкий А. К. «Воспитывая интерес», М: Знание. 2004 г.

12 Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика-М. : Высшая школа. 2004 г.

13 Интернет-ресурсы. сентябрь - октябрь

2016г.

Практический

1. Определение цели и задач работы над темой. Анализ уровня профессиональной компетентности

Изучение имеющейся литературы. ноябрь 2016 - март 2017

2. Разработка системы мер, направленных на решение проблемы. Определение темы музея.

Составление перспективного планирования работы.

Взаимодействие с дошкольниками

Проведение НОД на темы:

Чтение художественной литературы:

Дидактические игры.

Самостоятельная деятельность в музее.

Взаимодействие с родителями

Родительское собрание.

Анкетирование. Консультации.

Мастер-класс по рисованию гжельских элементов.

Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление альбомов.

Оформление наглядной информации.

Оформление мини-музея.

1. Использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы. Консультация «Создание мини-музея».

Чтение стихов, загадок о Гжели. Прослушивание песен и стихов.

Участие родителей в сборе экспонатов.

Консультация «Мини-музей-новая форма работы». ««Музей и дети». «Гжель»

Экскурсия в библиотеку. Выставка.

2. Распространения опыта среди коллег. Обмен опытом участников проекта. «Нежно-голубое чудо»

Консультации. Педсовет

3. Проектирование результатов. Обогащение предметно-развивающей среды

Оформление наглядной информации.

Сбор экспонатов для мини-музея.

Обобщающий

1. Оформление результатов работы по теме. Проект «Нежно-голубое чудо» апрель 2017

2. Представление материалов Создание презентаций: «Гжель», «Нежно-голубое чудо».

Выводы по итогам работы над методической темой.

Проведя повторную диагностику, я получила следующие данные, по которым видно, что у групп, которые «посещают» музеи улучшились показания по образовательной области «Познавательное развитие».

Мои наблюдения позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, лучше развито образное воображение, связная речь, они активнее и эмоциональнее.

Музей осуществляет просветительную и образовательную функцию, расширяет опыт организации работы семьями.

Публикации по теме:

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Мини-музей как средство поликультурного воспитания детей дошкольного возраста Аннотация. В данной статье представлен педагогический опыт работы по использованию мини-музея «Деревянная игрушка» в поликультурном воспитании.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста»Отчет по теме самообразования «Лэпбук как современное средство обучения детей дошкольного возраста» Развивающаяся педагогика, основанная на требованиях федерального государственного образовательного стандарта к дошкольному образованию,.

Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста»Отчет за полугодие «Детское экспериментирование как средство познавательной активности детей младшего возраста» Младший дошкольный возраст– это период активного экспериментирования детей с предметным миром. Все, что их окружает-вещи,.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»План самообразования по теме «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста» Цель:] развитие у дошкольников ответственности и необходимых навыков правильного взаимодействия с природой; осознание ребенком себя как.

План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей» на 2015–2016 уч. год План самообразования. «Тестопластика, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» на 2015-2016 уч. год воспитателя.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Технология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детейТехнология «Река времени» как средство стимулирования познавательной и творческой активности детей Здравствуйте! Сегодня хочу поделиться как реализовывалась тематическая неделя "Мода" в нашей группе. Цель: стимулирование творческой и познавательной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
План самообразования «Мини-музей как средство познавательной активности детей дошкольного возраста»
Опубликовано: 27 сентября 2022 в 19:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД