Айжан Алиева
План совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности
▼ Скачать + Заказать документы
План мероприятий с детьми
№ Тема Педагогические средства Оборудование Сроки проведения
Входная диагностика
Беседа, упражнения, работа с
карточками, игровое упражнение
Сентябрь
Модуль 1. «Финансовая азбука»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о потребностях.
Задачи:
1. познакомить детей с многообразием потребностей человека;
Публикация «План совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по формированию основ финансовой грамотности» размещена в разделах
- Планирование. Планы работ
- Старшая группа
- Финансовая грамотность, деньги. Экономическое воспитание
- Финансовая грамотность. Проекты, планы, тематические недели
- Темочки
2. научить определять разницу между «хочу» и «надо»;
3. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
1 Что такое потребности?
Потребности семьи Д/и «Заветные желания», беседа, загадки, чтение и анализ сказки, упражнение, игра «Если бы я выиграл миллион…» Компьютер, лото «Заветные желания», лото «Кому что нужно?»
Сентябрь
2 Что необходимо человеку? Д/и «Кому что нужно?», демонстрация м/ф «Уроки тётушки Совы», беседа, упражнение. Компьютер, фрагмент м/ф «Малыш и Карлсон» (1 серия, м/ф «Уроки тётушки Совы» (7 серия, картинки с изображением героев мультфильма, картинки с изображением предметов, лото «Кому что нужно?».
Модуль 2. «Труд»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о труде.
Задачи:
1. расширить представления детей о труде взрослых;
2. познакомить детей с многообразием профессий человека;
3. способствовать воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей;
4. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность;
5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
1 Почему все взрослые работают? Беседа, соревнование, д/и, упражнение. Картинки-путаницы с изображением людей разных профессий, лэпбук «Все профессии важны», фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (6 серия, цветные карандаши.
Октябрь
2 Путешествие в страну профессий Сюжетно - ролевая игра, беседа, отгадывание загадок, игровое упражнение. Компьютер, «Заводи мотор!»- песенка из м/ф «Будни аэропорта», картинка-схема с изображением аэропорта, картинки-коллажи с изображением людей разных профессий, предметы для игрового упражнения, карточки с изображением предметов.
Модуль 3. «Товар. Результаты труда человека»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о купле-продаже товаров.
Задачи:
1. познакомить детей с понятиями «товар», «полезность товара», «стоимость», «цена», «покупка», «распродажа», «реклама»;
2. научить определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;
3. объяснить роль торговли в удовлетворении потребностей людей;
4. объяснить, от чего зависит цена товара;
5. развивать внимание, мыслительные операции, речь;
6. воспитывать понимание того, что в любой товар вложен труд человека, и к нему надо относиться бережно.
1 «Кто что делает?» Дидактическая игра, Лэпбук «Все профессии важны», загадки, пословицы, поговорки. Картинки или предметы с названием профессий, лэпбук.
Ноябрь
2 Что такое товар?
Обмен и покупка товаров Беседа, загадки, игра «Хочу и надо», физкультминутка «Колобок», логические задачи, поговорки о бережливости. Сказки «Муха-Цокотуха» и «Золотой ключик», карточки для игры «Хочу и надо» и демонстрационный материал для игры «Бартер», презентация «В гостях у сказок», ноутбук/компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Модуль 4. «Деньги»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления.
Задачи:
1. познакомить детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота»;
2. закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
3. учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства;
4. помочь детям осознать роль денег в жизни людей;
5. способствовать осознанию детьми необходимости труда для получения денег;
6. способствовать развитию умения детей пользоваться деньгами;
7. формировать разумное отношение к расходованию денег;
8. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
1 Деньги. Монета. Банкнота. Беседа, д/и, НОД, изобразительная деятельность. Копилка с набором разных монет и банкнот, бумага и цветные карандаши.
Декабрь
2 «Достоинство монет и купюр»
Работа с морфологической таблицей, сравнение монет разного и одинакового достоинства, игра «Поезд монет и купюр», чтение стихотворения Ш. Галиева «Три копейки на покупку» Набор монет на каждого ребенка для практических действий, «поезд монет и купюр», где дети смогут раскладывать монеты и купюру в увеличивающейся и уменьшающейся последовательности; Морфологическая таблица признаков монет и купюр.
3 «Путешествие в прошлое денег. Деньги, какие они бывают?» Дидактическая игра «Хорошо - плохо», загадки, стихи, клад – шкатулка с деньгами, работа с таблицей «Какие бывают деньги», работа с плакатом с картинками, решение задач, изготовление денег в магазин. Изображения разных предметов, которые играли роль денег; компьютер, фрагмент м/ф «Уроки тётушки Совы» (1 серия, образцы денежных купюр в шкатулке, морфологическая таблица, схема-карта, куклы: гном Эконом, Золушка
Модуль 5. «Семейный бюджет»
Цель: способствовать формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике.
Задачи:
1. познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов;
2. научить ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи;
3. сформировать первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи;
4. сформировать представление о расходах семьи, понимание основных потребностей семьи и способов их удовлетворения;
5. формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление;
6. воспитывать социально-нравственные качества: бережливость, рачительность, смекалку, трудолюбие, желание учиться, умение планировать дела, осуждать жадность и расточительность.
1 «Семейный бюджет» Метод моделирования, беседа, анализ игровой ситуации, чтение художественной литературы, проблемный диалог, решение арифметических задач, д/и «Доход- расход». Фланелеграф, картинки с изображением членов семьи; картинки для модели: обязательные платежи, желательные расходы, длительные накопления, необязательные расходы; мяч, призовые фишки, тетрадь по финансовой грамотности.
Январь
2 Как приходят деньги в семью, азбука доходов Психологическая разминка, моделирование, проблемный диалог, решение арифметических задач, составление обобщающих рассказов, д/и «Семейный бюджет». Изображение человека (ребенка, модель круга, набор карточек с изображением членов семьи.
Модуль 6. «Семейные доходы и расходы»
Цель: расширить представление детей о том, как складывается семейный бюджет; познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги); воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.
Задачи:
1. познакомить с понятием «денежные сбережения»;
2. продолжать познакомить детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов);
3. закрепить понятия «доход», «расход»;
4. раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).
5. воспитывать бережное отношение к собственным доходам.
2
«Семейный бюджет и расходы семьи» Упражнения, проблемная ситуация, игра- размышление, игра- соревнование, кроссворд, чтение художественной литературы К. Чуковский «Муха-цокотуха», В. Даль «пословицы и поговорки», дидактическая игра «Какие бывают доходы». Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов, символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д., игрушка Незнайка,
компьютерная презентация, компьютер, картинки к загадкам, картинки с изображением профессий, картинки с изображением предметов и орудий труда, фишки.
Февраль
3 «Азбука юного финансиста» Чтение художественной литературы «Три поросенка», беседа, изобразительная деятельность, решение проблемных ситуаций. Картинки с изображением героев сказки, бумага, цветные карандаши.
Модуль 7. «Юные финансисты»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1. расширить знания детей о возникновении денег, о том, что служило деньгами для древних людей;
2. развивать память, внимание, речь, стимулировать активность детей;
3. воспитывать представления о сущности таких нравственных категорий, как экономность, бережливость и честность.
1 «Путешествие в сказочную страну Финансов» Дидактическая игра «Супермаркет», рассказ - визуализация, отгадывание загадок, изобразительная деятельность. Деньги бумажные, металлические, компьютер, презентация, материалы для детского творчества: бумага для рисования, фломастеры, деньги бумажные и металлические (можно копии, презентация «Деньги прошлого, настоящего и будущего».
Март
2 «Юные финансисты»
Игра «Брейн-ринг», команда «Знайки» и команда «Почемучки», загадки, дыхательная гимнастика, игра «Хочу и надо», физкультурная минутка, вопросы к детям. Формирование правил обращения с деньгами. Монеты, красные, зеленые смайлики, схема потребностей, кошелек,
Модуль 8. «Магазины бывают разные»
Цель:
содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
Задачи:
1. ввести в активный словарь понятия: «продовольственный магазин», «промтоварный магазин», «детский мир»;
2. продолжать знакомить детей с профессиями продавца, кассира;
3. учить распределять предметы для продажи по разным видам магазинов;
4. продолжить формировать элементарные понятия: деньги, цена, продажа, покупка;
5. формировать умение широко и творчески использовать в игре полученные знания о финансовых понятиях;
6. продолжать формировать у детей понятия «хочу», «надо»;
7. развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
8. воспитывать нравственные чувства по отношению к родителям, желание порадовать их своим трудом;
9. воспитывать культуру речевого общения.
1 Магазины бывают разные. Как правильно выбирать товары в магазине? Сюжетно - ролевая игра, рассказ,
дидактическая игра, подвижная игра.
Экскурсия. Карточки с изображением различных товаров; опорные таблички с изображением и названием видов магазинов, мяч, магнитная доска с магнитами. Компьютер, плакат с изображением двух коров, муляжи или карточки с изображением товаров первой необходимости, ценники ко всем товаров, муляж денег, два одинаковых набора для двух команд, два мешочка, изображающие кошельки; плакат с изображением пар товаров
Апрель
2 «По страницам сказки «Цветик-семицветик» Сюжетно - ролевая игра с подвижными элементами.
Игра «Уточним цвет лепестков». Чтение сказки.
Склеенный из цветного картона цветок с семью лепестками, сказка «Цветик-семицветик», презентация «По страницем сказки «Цветик-семицветик», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран. Комнатные растения, семена, луковицы.
3 «Магазин «Детский мир»
Игровое занятие Подвижная игра, беседа - рассуждение, загадки, стихи, игра «Найди себе пару»
Касса, товары, «деньги», чеки, ценники, детские игрушки, флажки для игры «Найди себе пару», презентация «Магазин «Детский мир», ноутбук/ компьютер, мультимедиапроектор, экран, аудиозапись МП3 песенка «Весёлые путешественники».
Модуль 9. Страна «Зкономград»
Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности;
Задачи:
1. учить детей творчески использовать в игре знания о финансовых понятиях;
2. закрепить сведения о том, что такое услуги и товары, показать, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках.
3. развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления;
4. выделять слова и действия, относящиеся к экономике, давать нравственную оценку поступкам героев;
5. развивать способность развернуть игру, согласовывая собственный игровой замысел с замыслами сверстников;
6. развивать речь, внимание, мыслительные операции, воспитывать любознательность в процессе познавательно-игровой деятельности;
7. воспитание разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями бюджета семьи. Воспитывать уважение к любой работе.
1 «Путешествие в сказочную страну Экономию» Путешествие, беседа, загадки, поговорки о бережливости, игра «Услуги и товары», динамическая пауза. Ступа Бабы-Яги, диски с аудиозаписями песен и музыки, ширма, таблицы Товары и Услуги.
Май
2 «Веселая ярмарка»
Ролевая игра. Диски с аудиозаписями песен и музыки к танцам; русские народные костюмы (коробейников, скоморохов и пр.); музыкальные инструменты (трещотки, ложки деревянные, колокольчики, бубны, погремушки); костюмы кота Белобока, медведя, Мухи-Цокотухи; столы; скатерти; глиняные горшки;
корзины; товары для продажи на ярмарке (для ролевой игры).
3 «Путешествие в страну «Экономград» Беседа, путешествие, игровые задания, физкультминутка, поговорки, пластический этюд. Деньги (бумажные и металлические, касса, кошельки, чеки, атрибуты для игр «Стройка», «Магазин», ширма-трансформер, ноутбук, мульти-медиапроектор, экран.
Диагностика на конец учебного года май
Работа с родителями
№ Мероприятие Сроки реализации
1 Сообщение на родительском собрании: «Уроки финансовой грамотности в семье» Анкета для родителей.
сентябрь
2 Консультации и рекомендации для родителей.
«Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?»
октябрь
3 Рекомендации для родителей
«Правила, которых нужно придерживаться, чтобы ребенок научился контролировать свои финансы»
ноябрь
4 Сообщение на родительском собрании: «Финансовая грамотность. Влияние дидактических игр на экономическое развитие дошкольников». декабрь
5 Памятка родителям «Формируем у детей разумные потребности». январь
6 Консультация «Правила карманных денег» февраль
7 Посещение открытого мероприятия март
Буклет «Советы финансового воспитания» апрель
Отчет на родительском собрании по обучению дошкольников финансовой грамотности за 2019-2020 учебный год. май