Папки-передвижки

Планирование и организация образовательной работы по формированию ОБЖ у дошкольников в соответствии с ФГТ

Лена Лямина
Планирование и организация образовательной работы по формированию ОБЖ у дошкольников в соответствии с ФГТ

Реальность современной окружающей действительности такова, что вызывает опасение и тревогу за жизнь и здоровье современных дошкольников, умение адекватно оценить серьезность и опасность сложившейся ситуации, правильно выбрать модель поведения.

Педагоги нашего детского сада уделяют большое внимание проблеме формирования навыков безопасного поведения у детей в образовательной работе, начиная с трех лет, а для воспитанников старшего дошкольного возраста она носит систематический, целенаправленный характер.

Публикация «Планирование и организация образовательной работы по формированию ОБЖ у дошкольников в соответствии с ФГТ» размещена в разделах

Основными задачами образовательной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности согласно ФГТ являются:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

С какими образовательными областями интегрируем образовательную область «Безопасность»?

По задачам и содержанию психолого-педагогической работы По средствам организации и оптимизации образовательного процесса

«Познание» (формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира природы)

«Социализация» (формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира)

«Коммуникация» (развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения способов безопасного поведения, способов оказания помощи самому себе, помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях)

«Здоровье» (формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни человека)

«Художественное творчество» (использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения и закрепления содержания области «Безопасность»)

«Труд» (формирование представлений и освоение способов безопасного поведения, основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности)

«Чтение художественной литературы» (использование художественных произведений для обогащения и закрепления содержания области «Безопасность»)

Работу в данном направлении мы ведем по программе Авдеевой Н. Н., Князевой Н. Л., Стеркиной Р. Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольников», Т. А. Шорыгина «Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет», Н. В. Елжова «ПДД в детском саду».

Разработан тематический план работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников, темы которого включаются в комплексно-тематическое планирование образовательного процесса, используется во всех возрастных группах, для младших дошкольников содержание тем в упрощенном варианте.

(см. слайд № 3)

Для реализации задач воспитания безопасного поведения дошкольников педагоги нашего детского сада используют такие формы организации деятельности детей, как:

1. Организуемая педагогом непосредственно-образовательная деятельность с учетом интеграции образовательных областей и с использованием дидактических игр, игровых упражнений, тренингов;

2. Проектируемая педагогом двигательная, познавательная, игровая, продуктивная деятельность детей в течение дня:

• Проведение тематических праздников, познавательных развлечений, КВНов, театрализованных представлений «Правила дорожные знать каждому положено», «Гусенок-здоровяк», «Колобок в стране дорожных знаков», «Зеленый огонек»;

• Беседы «Откуда берутся болезни?», «Не бойся докторов», «Вредные привычки», «Вас приглашает королева Гигиена»

• Сюжетно-ролевые игры «Поездка на автобусе», «Скорая помощь», «Смелые пожарные», «Дорожная инспекция», «Зоопарк», «Служба спасения», «Автосервис»

• Строительные игры «Улицы нашего города», «Перекресток»

• Дидактические игры «Правила Чистюли», «Режим дня», «Здоровые зубы», «Опасные предметы», «Первая помощь», «Дорожная азбука» и др.

• Конкурсы рисунков и поделок «Время собирать мусор», «Наш друг - Светофор», «Эти правила – для всех!»

• Коллективные трудовые акции «День чистых игрушек», «Наш веселый огород»

• Чтение художественной литературы.

3. Самостоятельная поисково-исследовательская, художественно-творческая, двигательная деятельность детей.

4. Взаимодействие с родителями, совместная деятельность с семьей.

В нашем детском саду в рамках августовского педсовета были затронуты и вопросы по безопасности и предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма, в частности была проведена деловая игра с педагогами «Знатоки ПДД». Игра проводилась в виде соревнования двух команд.

Задания:

- «Дорожные знаки». Каждой команде давалось по 10 знаков, должны были назвать, что они означают. Кто это сделает быстрее?

- «Угадай транспорт». Обеим командам предлагались загадки о транспорте.

- «Сформулируй рекомендации».Одной команде предлагалось придумать рекомендации по ПДД для пешеходов, другой – для родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения на улице.

- «Реши задачу». Проверка знаний по правилам дорожного движения у педагогов.

Приведу пример тематической недели: В сентябре по теме «ПДД для пешеходов. Наш микрорайон и правила уличного движения в нем» в непосредственно-образовательной деятельности образовательная область «Безопасность» интегрировалась следующим образом :

«Познание». Закреплялись знания детей о правилах поведения на улице, о правилах дорожного движения в микрорайоне.

«Коммуникация». Проводились игровой тренинг «Произносим правильно и запоминаем правила», пальчиковая гимнастика «На работу».

«Художественное творчество». Рисование, аппликация «Транспорт на улицах нашего города».

«Социализация». Подвижные игры «Водитель и пешеход»,«Дорожная азбука».

«Чтение художественной литературы» С Калинин «Как ребята переходили улицу», Н. Елжова «Предупреждающие знаки».

В режимных моментах: беседа о правилах дорожного движения, рассматривание иллюстраций «Улица нашего микрорайона», п/игры на прогулке «Светофор», «Юные пешеходы».

В самостоятельной деятельности детей: Сюжетно-ролевые игры «Поездка по городу»,«Светофор – мой друг», дидактические игры в «Уголках безопасности».

Совместная деятельность с семьей. Привлечение родителей к созданию развивающей среды по изучению ПДД.

Завершением темы стало итоговое мероприятие музыкально-спортивный досуг «Школа светофорных наук» и выставка детских рисунков

Для организации работы по формированию основ безопасности нами создана и постоянно пополняется и обновляется безопасная, здоровьесберегающая предметно-развивающая среда, способствующая формированию не только основ безопасного поведения, но и воспитанию экологической, валеологической культуры личности, стимулированию развития самостоятельности и ответственности детей.

В каждой группе созданы «Уголки безопасности», которые включают в себя:

• оборудование для подвижных, сюжетно-ролевых и театрализованных игр

• дидактические игры для закрепления знаний по правилам дорожного движения, о строении и функциях организма человека, правилах безопасного поведения в природе «Летит, плывет, едет» (ознакомление с разными видами транспорта, «Дорожные знаки», «Дорожная азбука», «За рулем», «Светофор», «Как избежать неприятностей?», игра-лото «Прогулка по городу»;

• уголки по правилам дорожного движения с маленькими машинками для настольных игр;

• тематические альбомы и наборы картин по правилам безопасного поведения дома и на улице «Транспорт на улицах нашего города», «Ядовитые грибы и ягоды», «Осторожно, чужой!»

• наглядный материал для составления рассказов по темам безопасности жизнедеятельности;

• альбомы загадок, пословиц, поговорок по безопасности;

• тематические выставки художественной литературы;

На участке детского сада оборудована дорожная разметка с набором дорожных знаков.

Кроме того, на территории дошкольного учреждения оборудована экологическая тропа «Любознайка», В качестве объектов экологической тропинки нами выбраны различные виды как дикорастущих, так и культурных растений.

Объекты экологической тропинки дают возможность для закрепления знаний детьми правил безопасного поведения в природе.

Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому мы стараемся обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей.

Используя разнообразные как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, мы добились того, что родители стали заинтересованными, активными помощниками по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.

Это и родительские собрания с включением тем по безопасности «Как выработать навыки безопасного поведения на улице», «Родители – образец поведения на улицах и дорогах».

Индивидуальные беседы и консультации «Как знакомить детей с правилами безопасного поведения в природе», «Безопасность детей – забота взрослых», «С ребенком летом на даче».

Оформление наглядной агитации, папок-передвижек «Стихи и загадки о правилах дорожного движения», «Эти правила для всех», «Вредные привычки»

Кроме того, родители принимают активное участие в подготовке и проведении праздников и развлечений, фотовыставок, конкурсов рисунков и поделок.

Информация для родителей (уголок ОБЖ)

ОСЕНЬ.

1. Обеспечение безопасного поведения детей в быту.

2. Советы по охране «жизни и здоровья детей».

3. Отравление ядовитыми грибами.

4. Обучение ребёнка безопасному поведению на дороге.

ЗИМА.

1. Правила безопасности на водоёмах зимой.

2. Безопасность поведения детей и взрослых дома.

3. Правила поведения при пожаре.

4. Безопасность на дорогах

ВЕСНА.

1. Правила поведения в общественном транспорте.

2. Правила безопасности на льду водоёма весной.

3. Безопасность на дорогах.

4. Витамины и здоровье.

ЛЕТО.

1. Памятка родителям о закаливании детей в семье.

2. Правила дорожного движения пешехода.

3. Основные правила поведения и действия при пожаре.

4. С ребенком летом на даче.

Конечно, внедрение чего-то нового, тем более в области образования, и в дошкольном образовании в частности, - дело нелегкое, требующее творчества, инициативы, оптимизма. Хочется пожелать всем удачи и успехов в нашем нелегком труде.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Проектная деятельность как форма планирования воспитательно-образовательного процесса при реализации ФГТ в ДОУ Планирование – это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления воспитательно – образовательной работы с указанием.

Сохранение жизни и здоровья детейСохранение жизни и здоровья детей Мой девиз: Уберём, поможем, покажем и научим! Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Планирование и организация образовательной работы по формированию ОБЖ у дошкольников в соответствии с ФГТ
Опубликовано: 13 ноября 2013 в 17:28
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД