Цевелева Анастасия
Планирование и проведение утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проанализировать теоретическую часть по теме занятия и составить конспект по следующей схеме:
Задачи проведения утренней гимнастики.
-Разбудить организм ребенка;
-Настроить его на действенный лад
-Формировать у детей потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;
-Развивать физические качества у детей (скоростные, силовые, гибкость, выносливость и координацию);
-Накоплять и обогащать двигательный опыт детей (овладение основными движениями);
-Способствовать приобретению у детей знаний в области физкультуры.
Публикация «Планирование и проведение утренней гимнастики с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
- Гимнастика для детей. Утренняя, оздоровительная, зарядка
- Планирование. Планы работ
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
Значение утренней гимнастики в режиме дня детей дошкольного возраста.
Ежедневное проведение утренней гимнастики в определенное время в гигиенической обстановке, правильно подобранные комплексы физических упражнений, растормаживают нервную систему детей после сна, активизируют деятельность всех внутренних органов и систем, повышают физиологические процессы обмена, увеличивают возбудимость коры головного мозга, а также реактивность всей центральной нервной системы.
Помимо оздоровительного значения, утренняя гимнастика имеет и большое воспитательное значение. Систематическое ее проведение воспитывает у детей привычку ежедневно делать физические упражнения, приучает организованно начинать свой трудовой день, согласованно действовать в коллективе, быть целеустремленным, внимательным, выдержанным, а также вызывает положительные эмоции и радостное ощущение.
Формы проведения утренней гимнастики.
– традиционная форма с использованием общеразвивающих упражнений;
– обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы на луг ходили», «Воробушки» и др. ;
– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);
– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;
– оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);
– с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);
– с использованием простейших тренажеров (детский эспандер, гимнастический ролик и т. д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.
Этапы проведения, варианты проведения, состав упражнений утренней гимнастики, количество их повторения.
Утренняя гимнастика состоит из трёх частей, каждая имеет свою задачу.
I. Вводная часть. Организует внимание детей, обучает согласованным действиям, подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений, вырабатывает правильную осанку и предупреждает плоскостопие. В неё включают: построения (колонна, шеренга, круг, строевые упражнения (полуобороты, повороты, перестроения, смыкание и размыкание, разные виды ходьбы, бега, прыжков.
II. Основная часть. Укрепление основных мышечных групп организма, формирование правильной осанки. Входят ОРУ для мышц шеи, рук и плечевого пояса; мышц туловища, брюшного пресса, мышц ног и укрепление свода стопы (прыжки, бег). Обязательно ОРУ должны выполняться из разных и. п. (стоя, сидя, лежа). Выполняться могут парами, тройками, звеньями одновременно.
ОРУ для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности:
1) даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса,
2) упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.
Количество ОРУ в комплексе
Млад. гр. – 3 - 4
Сред. гр. – 4 - 5
Стар. гр. – 5 – 6
Под. гр. – 6 – 8
В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков:
- прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.);
- перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики).
В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).
Дозировка прыжков (общее количество на утренней гимнастики).
Млад. гр. - 5-10
Сред. гр. -10-15
Стар. гр. - 15-20
Под. гр. - до 30
Чередуются ОРУ без предметов и с предметами. Например I неделя без предметов, II с предметами, III гибкость, IV неделя полоса препятствия.
Младшие группы - флажки, погремушки, кубики.
Средний возраст - флажки, мячики, кубики, ленточки, веревочки.
Старший дошкольный возраст - обручи, палки, мячи, скакалки.
III. Заключительная часть. Восстановить сердечный и дыхательный ритм, успокоить организм после физической нагрузки. Входят разные виды ходьбы, мп / и, хороводы, дыхательные упражнения.
Существуют следующие варианты проведения утренней гимнастики.
-Традиционная (с включением ОРУ)
-Игрового характера. Построена на п / и разной интенсивности с разными образовательными задачами. В вводной части- мп / и, игра средней подвижности; в основной части -игра высокой подвижности, направленная на совершенствование различных основных движений; в заключительной части –мп / и, хороводы, упражнения на восстановления дыхания.
-С использованием полосы препятствий.
-С включением оздоровительных пробежек.
-Ритмическая гимнастика. В комплекс входят строевые упражнения, ОРУ, танцевальные движения, бег, прыжки. Чаще всего такая утренняя гимнастика проводится в старших и подготовительных группах.
-Гимнастика с использованием карточек-заданий. На картинках схематически нарисовано выполнение упражнения. Педагог показывает карточку, ребенок самостоятельно выполняет. Используется в старшем дошкольном возрасте.
Принципы подбора физических упражнений.
Подбор физических упражнений, должен основываться на трех основных принципах. Прежде всего, необходимо учитывать функциональный принцип подбора, при котором выделяется ведущее движение, выполняющее функцию разучивания и уточнения техники осуществления.
Другой принцип подбора - анатомический. Согласно ему не только общеразвивающие упражнения должны подбираться на различные мышечные группы, но и основные движения должны сочетаться по преимущественному воздействию на разные части тела.
Третий принцип подбора - физиологический, т. е. учет меры воздействия на органы и системы. Одни физические упражнения при выполнении дают высокую физическую нагрузку (бег, прыжки, лазание, другие - относятся к движениям средней интенсивности (метание, подлезание, пролезание, часть упражнений в равновесии, третьи - упражнения низкой интенсивности (ходьба, большинство упражнений в равновесии, действия с мячом на месте и т. д.).
Задание 3. Разработать и составить план проведения утренней гимнастики для средней либо старшей группы ДОУ, учитывая этапы проведения, варианты проведения, состав упражнений утренней гимнастики, количество их повторения.
План проведения утренней гимнастики в старшей группе детей дошкольного возраста.
Этап занятия
Вид упражнения утренней гимнастики
Время на выполнение упражнения
Группы мышц, которые получают нагрузку
Вводная часть
Построение в шеренгу
«В шеренгу становись! 1,2,3! Подравнялись!»
15 - 20 сек.
Мышцы спины
Построение в колонну по одному за направляющим. Налево! 1,2! Направо! 1,2 Кругом! На месте шагом марш.
Направо, за направляющим по залу шагом марш
15 сек.
Мышцы спины, ног
Легкий бег.
20 сек.
Мышцы голени
Бег с высоким поднимание бедра
15 сек.
Мышцы ног
Перестроение в три колонны для ОРУ «В три шеренги становись, по залу разомкнись»
20 сек.
Мышцы спины, ног
Основная часть
Руки на поясе, ноги на ширине плеч. Круговые движения головой
1 мин.
Мышцы шеи
Руки вытянуты перед собой. Скрещиваем в виде ножниц. Меняя руки местами
1 мин.
Мышцы плеч и рук
Ноги на ширине плеч наклоны к центу к правой, левой ноге «1,2,3» на «4» разогнуться назад
1 мин.
Мышцы ног и спины
Приседание с выпрыгивание 10 раз.
1 мин.
Мышцы ног
Прыжки на двух ногах 10 раз
30 сек.
Мышцы ног
Заключительная часть
Возвращение на место. В обход по залу, поднимая на вдохе руки, опуская выдыхаем повторяем пока идем по залу.
2 мин.
Восстановление дыхания
Вывод: я освоила общие сведения и составила план проведения утренней гимнастики для старшей группы детей дошкольного возраста.